Американец Рекс Стаут дебютировал в 1929 году романом "Подобно божеству". Это было серьезное, лишенное намека на сенсационность исследование человеческого характера. Затем он опубликовал еще три романа, написанных в подобном ключе. Хорошие отзывы критиков сочетались с равнодушием читательской аудитории.

В 1934 году Стаут выпускает детективный роман "Острие копья". Книга имела успех, равно как и другой детектив "Союз испуганных мужчин", вышедший годом позже.

Трудно сказать, кого в лице Стаута потеряла "серьезная литература", но то, что детектив приобрел большого мастера, бесспорно. За сорок лет Стаут опубликовал более шестидесяти романов и сборников новелл. Прекрасное знание правил литературно-детективной игры, хороший слог, эрудиция создали Стауту репутацию одного из законодателей детективной моды.

Обаяние "стаутовской модели" определяется не только его умением придумать хороший криминальный сюжет-загадку, но и талантом воссоздать особый, с массой колоритных деталей мир, который, несмотря на регулярно совершающиеся в нем преступления, есть не что иное, как Утопия, то идеальное общество, где не только в почете мораль и здравый смысл, но и исполняются наши желания, среди которых не последнее место занимает Жажда Победы. Разумеется, победы эти мы одерживаем не сами, а через любимых персонажей, но это дает неплохой заряд энергии, укрепляет веру в себя и вообще в возможности отдельной личности, в ее умение не пасовать в сложных жизненных обстоятельствах.

В обширной галерее Великих Сыщиков всех времен и народов почетное место занимает постоянный герой Стаута Ниро Вульф. Гениальность Вульфа не ставилась под сомнение никем - ни клиентами, обращающимися к нему за помощью, когда им ясно, что никто уже помочь им не в состоянии, ни полицейскими, ни преступниками, ни самим Великим Сыщиком.

Вульф терпеть не может работать. Лишь благодаря напору Арчи Гудвина, его помощника, секретаря, телохранителя, шофера, друга, берется он за очередное "безнадежное" дело и побеждает. Преступления он разгадывает не скуки ради, как Огюст Дюпен, не из научного интереса, как лорд Питер Уимсей, но потому, что ему нужны большие средства, чтобы вести тот роскошный образ жизни, к которому он привык. Его квартира в доме коричневого камня на Западной 35-й улице с оранжереей на крыше обходится недешево, равно как и услуги несравненного повара и садовника.

В отношении к своему ремеслу - приходится работать, ибо надо зарабатывать на жизнь, - Вульф не имеет ничего общего с сыщиками классического английского детектива (вспомним ту же мисс Марпл или Эркюля Пуаро, лишенных "материального интереса"). Он напоминает персонажей крутого детектива Хэммета и Чандлера. Те тоже занимаются своим нелегким ремеслом, потому что надо как-то обеспечить свое существование.

Ниро Вульф, гражданин технологически высокоразвитой державы, терпеть не может никаких механических приспособлений, особенно автомобилей, и крайне неохотно садится в "безлошадную карету". Единственный водитель, которому он доверяет, - это Арчи Гудвин. Вульф вообще редко покидает свои апартаменты, а уж по детективным делам и вовсе никогда. Он предпочитает проводить время в уюте своей квартиры, расположение комнат и обстановка которой известны миллионам поклонников во всем мире.

Для просвещения этой армии почитателей Вульфа Э. Баринг-Голд выпустил в 1969 году подробное "жизнеописание" Вульфа, построенное на информации, содержащейся в книгах с его участием. Из них следует, что он и его брат-близнец Марко родились где-то в 1892 или 1893 году. Есть основания подозревать, что это незаконные дети самого Шерлока Холмса и певицы Ирены Адлер. В детстве семья переехала на Балканы, Ниро Вульф служил в австро-венгерской армии, участвовал в первой мировой войне, а затем переехал в США, где в 1928 году начал карьеру частного детектива.

Его распорядок дня строжайшим образом регламентирован, и Вульф ни за что не станет его ломать. Он завтракает в восемь утра в своей комнате, и пока не выпьет стакан апельсинового сока (а делает он это с чувством, с толком, с расстановкой), лучше не задавать ему никаких вопросов. Прочитав две газеты, он поднимается в персональном лифте в свою оранжерею, где с девяти до одиннадцати проводит время в обществе садовника и орхидей. То же повторяется с четырех до шести, и в эти часы никто не смеет беспокоить его пустяками. В час пятнадцать - ленч, в семь вечера - обед. Остальное время посвящено детективной работе. Начинает Вульф с изучения письменного отчета Гудвина. Если требуются дополнительные сведения, Арчи поставляет их тут же, в устной форме. Вульф сидит в своем любимом кресле и слушает.

В классическом детективе Великого Сыщика нередко сопровождал верный, хотя и недалекий друг, своим простодушием выгодно оттеняющий мощь Гения. У Стаута образ Великого Сыщика как бы расщеплен на две половины. Одна - чистый интеллект - посиживает в кресле и думает. Другая же - обличье Арчи Гудвина - носится по Нью-Йорку, а если надо, выезжает и в дальние командировки. Арчи неутомимо выслеживает, выспрашивает, поставляя Интеллекту материал для гениальных умозаключений. Арчи - человек действия, не отличающийся утонченностью. Размышляющий и созерцающий Вульф и "действующий" Гудвин в совокупности составляют весьма серьезную "боевую единицу".

Разумеется, Арчи Гудвину не под силу было бы проделывать весь объем оперативной работы, а потому временами Вульф прибегает к помощи профессионалов, работающих по найму. Эти люди вносят в камерную атмосферу интеллектуального детектива дыхание "крутого детектива".

Нельзя не упомянуть и представителей "конкурирующей фирмы": сержанта Перли Стеббинса, лейтенанта Роуклиффа, а главное - инспектора отдела по расследованию убийств Кремера. В полном соответствии с традициями классического детектива полицейские Стаута лишены шансов на успех. Самое большее, на что способны соперники Вульфа, - это довести до конца им начатое, задержать злоумышленников, названных Вульфом, и отправить их в тюрьму.

В сознании многих читателей Ниро Вульф и его создатель Рекс Стаут прочно соединились. На самом деле различий между ними куда больше, чем сходства. Оба они действительно были поклонниками изящной словесности и хорошей кухни. Вульф выращивал орхидеи, а Стаут клубнику, которая получала призы. Но на этом, пожалуй, сходство заканчивается. Вульф был малоподвижным толстяком, весившим "седьмую часть тонны", - Стаут был раза в два легче своего персонажа, да и то "после плотного обеда", и объездил полсвета. Вульф терпеть не мог политики. Стаут не раз принимал участие в различных общественных движениях и кампаниях. В начале второй мировой войны он вел пропаганду за вступление США в борьбу с нацизмом, клеймил изоляционистов. Он был президентом Гильдии авторов, председателем Детективной ассоциации, возглавлял такие общественные организации, как "Друзья демократии", "Союз за предотвращение третьей мировой войны", в 60-е годы выступал с критикой всесильного шефа ФБР Эдгара Гувера. В своих детективных произведениях Стаут избегал проблем, связанных со злобой дня. В его книгах далеко не всегда можно определить, какое "тысячелетье на дворе". Но не злобой дня единой живет литература. В условном детективном мире Стаута есть понимание человеческой натуры, есть юмор, умение несколькими штрихами набросать типаж, а самое главное - есть не рекламирующий себя оптимизм. Есть уверенность, что люди в состоянии взять под контроль те темные силы, что мешают им жить достойно

                                         Библиография

Год Название и описание
1934 Фер-де-Ланс (англ. Fer-de-Lance)
Первая книга о Ниро Вульфе и Арчи Гудвине. Легла в основу фильма «Познакомьтесь с Ниро Вульфом» (1936). В этом романе, где Вульф раскрывает связь между загадочными смертями итальянского эмигранта и университетского ректора, заложены основные характеристики главных героев.
1935 Лига перепуганных мужчин (англ. The League of Frightened Men)
История (легла в основу одноименного фильма 1937 года) о группе лиц, мальчишеская выходка которых во время учебы в Гарварде превратила одного из учеников, некоего Пола Чапина, в инвалида. Став старше, они, повинуясь чувству вины, организовали так называемую Лигу искупления и стали помогать покалеченному, но после того как двое из них погибли, стали подозревать, что в их смерти виновен Чапин, и обратились за помощью к Вульфу.
1936 Снова убивать (англ. The Rubber Band)
Вульфу предстоит разрешить два связанных друг с другом сложных дела — снять с сотрудницы крупной компании ложное обвинение в краже тридцати тысяч долларов и заставить британского лорда выплатить долг многолетней давности.
1937 Красная шкатулка (англ. The Red Box)
Молли Лок умирает, съев отравленную конфету, которая явно предназначалась другому. В ходе расследования один из подозреваемых просит Вульфа стать душеприказчиком его имущества и завещает ему красную шкатулку, но умирает прямо в его кабинете, так и не успев сказать, каково ее содержимое.
1938 Слишком много поваров (англ. Too Many Cooks)
Вульф, будучи известным гурманом, отправляется на встречу пятнадцати лучших в мире поваров. Когда одного из них убивают, он расследует обстоятельства его смерти и спасает от тюрьмы повара-француза, на которого несправедливо падает обвинение, в обмен на рецепт приготовления его фирменных колбасок.
1938 Где Цезарь кровью истекал (англ. Some Buried Caesar)
На пути на выставку, куда Вульф везет свои орхидеи, его автомобиль терпит аварию. Он и его помощник Арчи Гудвин вынуждены искать крова в расположенном поблизости доме владельца сети ресторанов быстрого питания. Когда бык по кличке Цезарь убивает молодого соседа их хозяина, Вульф принимается за расследование, так как не все в его смерти очевидно. В этом романе впервые упоминается Лили Роуэн, близкая подруга Гудвина.
1939 Только через мой труп (англ. Over My Dead Body)
1940 Завещание (англ. Where There's a Will)
Родственники умершего миллионера обнаруживают, что он переписал завещание и оставил все свое состояние любовнице Наоми Карн. Они нанимают Вульфа, чтобы тот убедил Карн отказаться от части денег, но вскоре он понимает, что завещание было поддельным, а миллионера убили.
1946 Умолкнувший оратор (англ. The Silent Speaker)
Во время приема убивают Ченни Буна, главу Бюро регулирования цен. Вульф, которому поручили это дело члены Бюро и их противники из Ассоциации промышленников, связывает его гибель с исчезновением нескольких писем, записанных Буном на диктофон.
1947 Слишком много женщин (англ. Too Many Women)
Крупная корпорация нанимает Вульфа, чтобы тот расследовал обстоятельства гибели одного их работника, которого сбила машина. Когда под колесами автомобиля умирает еще один сотрудник корпорации, Вульфу становится ясно, что между этими смертями есть связь.
1947 И быть подлецом (англ. And Be a Villain)
1949 Второе признание (англ. The Second Confession)
Богачу Сперлингу нужны доказательства того, что ухажер его дочери Луис Рони — коммунист, и он обращается к Вульфу. Вскоре Рони убивают, и его смерть оказывается связана с загадочным королем преступного мира Арнольдом Зеком.
1950 В лучших семействах (англ. In the Best Families)
Миссис Рэкхем нанимает Вульфа, чтобы тот выяснил, откуда у ее молодого мужа появляются крупные суммы денег. Когда клиентку убивают, Вульф вновь сталкивается со злым гением Арнольдом Зеком и принимает решение навсегда покончить со своим давним противником.
1951 Прочитавшему — смерть (англ. Murder by the Book)
Убита молодая девушка, и по просьбе ее отца Вульф берется распутать это преступление. Вскоре ему становится ясна причина ее смерти и гибели еще нескольких человек — все они прочитали рукопись одного неопубликованного романа, и тем самым подписали себе приговор.
1952 Игра в бары (англ. Prisoner's Base)
Молодая девушка просит Вульфа на неделю спрятать ее у себя в доме. После того, как он отвечает решительным отказом, она уходит и вскоре погибает. Арчи Гудвин, чувствуя, что они с Вульфом косвенно ответственны за ее смерть, начинает расследование, и его шефу не остается ничего другого как тоже включиться в дело.
1952 Золотые пауки (англ. The Golden Spiders)
Соседского мальчишку Пита сбивает машина, после того, как он поведал Вульфу о том, что видел подозрительную женщину с серьгами в виде золотых пауков. Вульф берется расследовать смерть доверившегося ему ребенка.
1954 Чёрная гора (англ. The Black Mountain)
Старинного друга Вульфа Марко Вукчича убивает югославский шпион, и детектив-домосед решается пересечь океан, чтобы в паре с Арчи Гудвином разыскать преступника и передать его американскому правосудию.
1955 Не позднее полуночи (англ. Before Midnight)
Парфюмерная компания проводит конкурс, на финальном этапе которого некто убивает одного из организаторов и похищает из его бумажника ответы на последние вопросы. Подозрение падает на всех пятерых финалистов, и Вульфу поручают замять скандал.
1956 Знают ответ орхидеи (англ. Might As Well Be Dead)

1957 Если бы смерть спала (англ. If Death Ever Slept)
1958 Бокал шампанского (англ. Champagne for One))
Знакомый Арчи Гудвина, сославишсь на болезнь, просит подменить его на званном вечере в богатом доме. На глазах у всех, одна из приглашенных девушек выпивает бокал шампанского и падает замертво. Гудвин единственный, кто мешает объявить это как самоубийство.
1959 Сочиняйте сами (англ. Plot It Yourself)
1960 Слишком много клиентов (англ. Too Many Clients)
1961 Окончательное решение (англ. The Final Deduction)
1962 Гамбит (англ. Gambit)
1963 Охота за матерью (англ. The Mother Hunt)
1964 Право умереть (англ. A Right To Die)
1965 Звонок в дверь (англ. The Doorbell Rang)
1966 Смерть содержанки (англ. Death of a Doxy)
1968 Погоня за отцом (англ. The Father Hunt)
1969 Смерть хлыща (англ. Death of a Dude)
1973 Пожалуйста, избавьте от греха (англ. Please Pass the Guilt)
1975 Семейное дело (англ. A Family Affair)

Повести Рекса Стаута

Обложка сборника, куда вошли повести «Чёрные орхидеи» (1941) и «С прискорбием извещаем» (1942)Год Название и описание
1940 (англ. Bitter End)
1941 Чёрные орхидеи (англ. Black Orchids)
1942 С прискорбием извещаем (англ. Cordially Invited to Meet Death)
1942 Смерть там ещё не побывала (англ. Not Quite Dead Enough)
1944 Смертельная ловушка (англ. Booby Trap)
1945 Требуется мужчина (англ. Help Wanted, Male)
1946 Вместо улики (англ. Instead of Evidence)
Бизнесмен подозревает, что его парнтер хочет убить его, и нанимает Вульфа, чтобы тот — в случае, если ему не удастся избежать гибели, — предал преступника закону.
1947 Прежде, чем я умру (англ. Before I Die)
У гангстера по имени Перрит некая девушка, которую он представил своему окружению, как свою дочь, вымогает крупные суммы денег, поэтому он нанимает Вульфа, чтобы тот остановил ее.
1947 Оживший покойник (англ. Man Alive)
Клиетка Вульфа утверждает, что видела живым своего дядю Поля, давно покончившего жизнь самоубийством. Вульф берется разыскать его, но вскоре Поль умирает — на этот раз по-настоящему и от руки убийцы.
1948 Одна пуля — для одного (англ. Bullet for One)
По поручению сразу пятерых клиентов Вульф расследует загадочную смерть дизайнера Зигмунда Кейса, которого застрелили во время конной прогулки.
1948 Повод для убийства (англ. Omit Flowers)
По просьбе своего друга Марко Вукчича Вульф спасает от тюрьмы бывшего кулинара Вирджила Пампу, которого несправедливо обвинили в убийстве, и вычисляет настоящего преступника.
1949 Пистолет с крыльями (англ. The Gun with Wings)
Некто убивает оперного певца. Его жена и ее любовник подозревают друг друга и обращаются к Вульфу, чтобы тот раскрыл преступление и таким образом устранил возникшее между ними недоверие.
1949 Дверь к смерти (англ. Door to Death)
На время отсутствия его постоянного садовника Теодора, Вульф решил нанять другого талантливого цветовода, Энди Красицкого. После того, как Красицкого обвинили в убийстве его невесты, Вульфу не остается ничего другого, как найти истинного преступника.
1950 Дело о скрученном шарфе (англ. Disguise for Murder)
Вульф собирает у себя дома членов Манхэттенского цветочного клуба. Пока они любовались орхидеями, кто-то из приглашенных задушил его гостью Синтию, и Вульфу приходится раскрыть это преступление.
1951 Убийство полицейского (англ. The Cop-Killer)
1951 Не рой другому яму (англ. Home to Roost)
1952 Приглашение к убийству (англ. Invitation to Murder)
1952 Малый и мартышка (англ. The Squirt and the Monkey)
1952 Без улик (англ. The Zero Clue)
1953 Это вас не убьёт (англ. This Won't Kill You)
1954 Последний свидетель (англ. The Next Witness)
1954 Когда человек убивает (англ. When a Man Murders)
1955 Всех, кроме пса, — в полицию! (англ. Die like a Dog)
1955 Иммунитет к убийству (англ. Immune to Murder)
1955 Окно смерти (англ. Window for Death)
1956 Рождественская вечеринка (англ. Christmas Party)
1956 Пасхальный парад (англ. Easter Parade) )
Вульф послает Гудвина выкрасть побег уникальной розовой орхидеи с платья женщины на Пасхальном Параде. В момент, когда женщину все фотографируют, она падает, нанятый Гудвином человек срывает орхидею и убегает. Женищна умирает. Вульфу приходится раскрыть это преступление тщательно скрывая свое соучастие в краже цветка.
1956 Слишком много сыщиков (англ. Too Many Detectives)
1957 Праздничный пикник (англ. Fourth of July Picnic)
1957 Убийство — не шутка (англ. Murder Is No Joke)
1958 (англ. Frame-Up for Murder)
1960 Избавление методом номер три (англ. Method Three for Murder)
1960 Отравление (англ. Poison a la Carte)
1960 Убийство на родео (англ. The Rodeo Murder)
1961 Подделка для убийства (англ. Counterfeit for Murder)
1961 Смерть демона (англ. Death of a Demon)
1961 Вышел месяц из тумана (англ. Eeny Meeny Murder Mo)
1961 Убей сейчас — заплатишь потом (англ. Kill Now — Pay Later)
1963 Кровь скажет (англ. Blood Will Tell)
1963 Банальное убийство (англ. Murder Is Corny)