ЧИБИРЕВ РОМАН, Я ЗНАЮ О ВАС ВСЁ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ЧИБИРЕВ РОМАН, Я ЗНАЮ О ВАС ВСЁ » Топка » Булат — старший брат дамаска.


Булат — старший брат дамаска.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В городах Северной Индии и поныне сохранились целые улочки с мостовыми, выложенными перевернутыми вверх дном тиглями для плавки булата. Представьте: этот уникальный металл, полный мистических свойств и опровергающий многие аксиомы современной науки, металл, секрет изготовления которого ныне подвластен лишь единицам… В общем, когда-то его варили повсеместно в грандиозном масштабе. И было того булата, как грязи.

Во всем виноваты рыцари

Булат, дамаск, сварочный булат, литой дамаск, литой булат, сварочный дамаск, тигельная сталь, пакетная сталь, композитная сталь, чудо Востока, наконец! За всем этим многообразием названий скрываются просто два вида крепкой стали для клинков. А именно — та сталь, которая была создана в результате плавки в тиглях (булат), и та, которая появилась на свет в результате кузнечной сварки (дамаск).

Путаница же, скорей всего, возникла потому, что сам термин "дамаск" появился после крестовых походов и европейцы не различали клинки из литой стали и стали сварочной. Что, впрочем, и немудрено. И та, и другая сталь являются композитом. И та, и другая имеют узорчатую поверхность. То есть похожи булатные и дамасские клинки порой так, что с первого взгляда даже специалист разницы не увидит. Но вот природа и свойства у них разные.

Клинок из высококачественного булата, в отличие от его более хрупкого дамасского собрата, действительно можно положить на голову и без боязни притянуть рукоять и острие к плечам — он не сломается и не погнется. Но булат не только гибче, он еще прочнее и острее дамаска. Медленнее тупится и медленнее теряет свои режущие свойства. В общем, он настолько превосходит родственника по целому ряду характеристик, что утверждение о тождестве и даже равенстве его с дамаском столь же справедливо, как утверждение, что "Прима" — это "Мальборо".

Булатовар — это звучит гордо

Слово "булат" происходит от персидского "пулад" — это название североиндийского города Пукхалавати (ныне город Чарсада недалеко от Пешавара). Сами персы называли индийскую сталь "пулад-жахердер", арабы использовали слово "фулаз" (очищенное железо).

Название вида булата определяется внешним видом поверхности клинка. Если там только прямые линии — это худший из булатов, шам; если прямые линии уступают место кривым — это кум-гынды; если прямых линий нет, а есть ломаные, точки и кривые — это действительно качественный булат, табан; когда же много точек, поперечин и узоров, мы имеем дело с высококачественным булатом хорасан, вершиной которого считается узор из точек и увесистых гроздей кривых. Чем крупнее узор, тем выше достоинство булата.

Фон булата бывает разным — серым, бурым, черным. Чем темнее, тем лучше. Если фон черный, к названию часто добавляется приставка "кара". Единичные изделия имеют также красноватый отлив, совсем редкие — золотистый. Считается также, что чем чище и продолжительнее звон, издаваемый булатным клинком, тем он качественнее.

Когда его стали делать? Можно предполагать, что литой булат впервые появился в Индии 2500 лет назад. Сохранилось свидетельство Ктеция, в 416 году до н. э. получившего в дар от персидского царя два булатных меча. Однако варили булат не только в тех краях. Он был известен и в Египте, и в Сирии, и в Персии, и в Средней Азии. Проще говоря, варили повсеместно. Тому доказательство не только североиндийские улочки, мощеные использованными тиглями. Нечто похожее — забитый тиглями под завязку ров (глубиной 14 и длиной 250 метров) обнаружен и на берегу Сырдарьи, где с XII по XVIII век шумел город Ахсикет.

Любопытно, что переходящее звание "лучший булатовар планеты" то и дело перекочевывало из страны в страну. Довольно долго первенство удерживал город Дамаск, близ которого была гора из качественного железа, почти без фосфора и серы, содержащего один процент углерода и до девяти — вольфрамита. Надо было лишь откалывать куски и нести в плавильню или в кузницу. Однако когда Тамерлан, покоривший Сирию в начале XIV в., увел с собой в Персию всех мастеров, качество дамасского булата стремительно упало. Ведущей стала Индия, пока в XVII веке не уступила роль лидера Персии. Но уже через сто лет и Персия теряет секрет производства качественного булата. Вот с того момента и началась почти вековая история его поиска.

Позор Фарадея

Самое поразительное состоит в том, что секрет производства булата умудрились утратить, хотя процесс изготовления булатного слитка неоднократно и весьма подробно был описан целым рядом средневековых авторов. Вот, например, рецепт Мазида Ибн Али ал-Хаддада ад-Димишки: "Прикажи положить в каждый тигль по пять ратлей (2 кг) подков и гвоздей от них из нармахана (железа), по десять дирхемов (36 г) медной окалины, окиси магния и железного колчедана, обмажь тигли глиной и ставь в очаг, наполненный углем и раздуваемый румийскими мехами. Пока расплавляется, приготовь мешочки, в которые положи миробалан, корки граната, поваренную соль и жемчужные раковины, всего в равной степени и раздробленно, в каждом мешочке по сорок дирхемов (150 г). Всыпь в каждый тигль и сильно раздувай огонь самым безжалостным образом, а затем перестань. Когда остынет, извлеки слитки".

Казалось бы, чего проще — читай и делай. Ан нет, пробовали и так и этак, но ничего путного не выходило.

В начале XIX века английские металлурги, денно и нощно искавшие секрет производства булата, вывезли из Бомбея несколько слитков для экспериментов. В докладе Королевскому обществу ими указывалось: "Это вещество не выносит нагрева выше ярко- красного цвета… обработка же его настолько затруднительна, что она отличается искусством, совершенно отличным от ковки железа".

Заинтригованные ученые тотчас же подключились к решению загадки. Особо усердствовал в поиске утраченного секрета известный нам по урокам физики Фарадей. Он и платину добавлял в сталь, и золото, и алюминий. Но увы — упешной плавки получить англичанам так и не удалось. За дело пришлось браться нам, русским…

Аносов оставил всех с носом

Секрет булата после 10 лет ежедневных экспериментов удалось восстановить выпускнику Горного кадетского корпуса генерал-майору Павлу Петровичу Аносову — великому русскому металлургу. В 1841 году он опубликовал трактат "О булатах", в котором самым тщательным образом изложил собственную технологию изготовления булатных сабель.

В результате 185 плавок булатных слитков в тиглях и последующей ковки он изготовил клинки с потрясающими свойствами. "Если булатом с крупными узорами и золотистым отливом перерезывают легко на воздухе газовый платок, то тут нет ничего преувеличенного; я моими булатами мог делать то же самое… если булатами перерубают кости, гвозди, не повреждая лезвия, то и в этом случае есть истина; но необходимо, чтоб сабля была из хорошего булата, чтобы она была закалена и отпущена соответственно пробе. Хороший булатный клинок, одинаково закаленный со стальным, всегда его надрежет или надрубит, и сам не повредится, а посредственные, как некоторые хорасаны, хотя и надрубят, но при сильном ударе скоро могут изломаться. Шпажный клинок, из хорошего булата приготовленный, правильно выточенный и соответственно закаленный, как оказалось по моим опытам, не может быть при гнутье ни сломан, ни согнут до такой степени, чтоб потерял упругость: при обыкновенном гнутье он выскакивает и сохраняет прежний вид. А при усиленном, например, наступив на конец ногою и загибая его под прямым углом, он не сломается, а будучи выправлен, не потеряет прежней упругости. При этом булатный клинок может быть тверже всякого клинка, приготовленного из стали".

С подачи Аносова на знаменитой российской Златоустовской фабрике началось массовое производство булатных сабель и шашек. Несколько их экземпляров отослали в подарок царю в Санкт-Петербург, где они произвели подлинный фурор. Оружием такого качества не могла похвасть тогда ни одна армия мира. Слава о русском — аносовском булате тотчас же разнеслась по всему миру, а англичане, очень гордившиеся своей сталью, кусая губы смотрели, как аносовские клинки, словно масло, перерубали самые крепкие английские зубила.

Аносов торжествовал — дело жизни было сделано. В завершающей части своей работы он напишет: "Оканчиваю сочинение надеждою, что скоро наши воины вооружатся булатными мечами, наши земледельцы будут обрабатывать землю булатными орудиями, наши ремесленники — выделывать свои изделия булатными инструментами; одним словом, я убежден, что с распространением способов приготовления и обработки булатов они вытеснят из употребления всякого рода сталь, употребляемую ныне на приготовление изделий, требующих особенной остроты и стойкости".

Но надеждам его сбыться было не суждено. История повторилась. После смерти Аносова практически никто так и не смог повторить его плавки булатных слитков. Вероятнее всего, Аносов что-то сделал по наитию, что-то понял интуитивно, но так и не оформил свои ощущения в мысли. Открывшись Аносову, секрет булата вновь канул в небытие…

Продукт Вселенной

После смерти Аносова секрет булата вновь стал будоражить умы ученых. Но только отдельных. При остром спросе на высококачественную сталь большинство металлургов даже и не помышляло пытаться воскресить утраченное. Булат оказался в роли падчерицы, обделенной вниманием, несмотря на свои достоинства. Процесс пошел лишь в наши дни. И вновь первопроходцем стал русский — кузнец-оружейник из Суздаля В. Басов. Изучив сотни образцов древнего и аносовского булата, он смог, наконец, понять ключевые моменты, позволившие получить настоящие булатные слитки.

Решающую роль в успехе Басова сыграла его творческая натура: "К раскрытию секретов булатных сталей следует подходить чисто философски. Булат — это продукт природы, продукт Вселенной. Все во Вселенной является единством противоположностей: твердое — мягкое, горячее — холодное и т. д. Так и булат состоит из чистейшего феррита (мягкая составляющая) и цементита (твердая составляющая) и их комбинаций".

Несмотря на восстановление секрета, булат по-прежнему остается самым загадочным из всех существующих материалов. Волшебным, если хотите. Ведь свойства его в корне не соответствуют научным взглядам на природу железа. По составу булат — это чугун, но реальный чугун хрупок, а булат сгибается в дугу. Согласно науке, чем больше углерода в стали, тем менее она вязкая, но булат удивительно вязок. Научный "приговор", гласящий, что твердость и вязкость — противоположные свойства инструментальных сталей, булат опровергает начисто. Он исключительно режет, и лишь ножи из легированной стали с микропилообразной режущей кромкой приближаются в этом свойстве к нему. И если их закалить до твердости булата, они становятся хрупкими. А булат вопреки всему — нет. Мистика, как ни крути…

Даже ученые начинают сдаваться: "По всей видимости, для полного открытия тайн булата нам придется отказаться еще от многих формальных подходов" (Борзунов и Щербаков). Булат по-прежнему хранит свои тайны и открывает их лишь тому, кого выбирает сам.

--------------------------------------------------------------------------------

Как зарождалась сталь…

Едва люди научились ковать, сразу возник вопрос, как сделать кузнечное изделие более прочным, острым и гибким. Довольно быстро догадались полосу высокоуглеродистой стали оковывать с двух сторон полосами железа или же низкоуглеродистой стали. Такой "пирог" кузнец расковывал до тех пор, пока центральная полоса его становилась не толще листа бумаги. Получалось следующее — боковые, более мягкие края, по мере пользования стирались, а более крепкая режущая кромка не только сохранялась, но и как бы вылезала наружу. Именно по этому принципу до сих пор изготавливают так называемые самозатачивающиеся ножи.

Индийцы, а вслед за ними также арабы и персы, пошли дальше. Они взяли такой "пирог", сложили его пополам, проковали, затем растянули и перекрутили. Повторили эту процедуру сотни раз и получили слоистую и высокопрочную сталь — ту самую, которую нынче принято называть дамасской. Из нее и получались лучшие клинки. А все потому, что сталь была твердая, но хрупкая, тогда как железо, которое добавляли в "пирог" — мягкое, но вязкое. Клинок, изготовленный из таких слоев, был одновременно и жестким и гибким. К тому же слоистая композитная структура металла позволяла мастеру, не боясь за изделие, закаливать его до более высокой твердости.

Резали дамасские клинки отменно — причем по причине своей слоистости. Проковать "пирог" так, чтобы все сотни слоев получились идеально ровными, невозможно и в процессе ковки они выходили неровными микрозубчиками, что придавало лезвию дополнительные режущие свойства. К тому же был дамаск еще и фантастически красив. Если кузнец протравливал клинок слабым раствором кислоты, на нем начинал выявляться крученый узор слоев, проступающих на поверхности клинка. Что касается булата, то здесь кухня другая. Он тоже является композитом, химически и физически неоднороден, но изготавливали его совсем по другой рецептуре. Булат варился в тиглях, куда мастер закладывал высокоуглеродистую сталь и флюс (мел, известь, доломит или обычный песок). Количество добавляемого угдерода в разных сортах варьировалось от 0,83-0,85 до 3-3,5% и даже до 4. Среднее содержание углерода в самых распространенных типах булата — от 1,25 до 1,6, реже 1,8-2%. Но не надо думать, что в варке и заключается весь секрет булата. Тайна, или, что точнее, тайны булатных сталей кроются не только в их строении, обусловленном технологией выплавки, но и в особенностях кристаллизации, остывания, ковки, обработки, закалки. Причем для каждой разновидности булата у разных мастеров своя технология и свои секреты. Правда, основным почти все мастера считают естественную дендритную кристаллизацию булатного слитка.

Управлять этим сложнейшим процессом могут единицы. Как пишет В. Басов, один только характер кристаллизации зависит от целого ряда факторов: шероховатостей стенок тигля или изложницы, температуры металла, его цвета, скорости охлаждения, состава металла, степени его чистоты и многого другого. Малейшая ошибка, допущенная мастером, приведет к тому, что булат превратится в кусок обыкновенного чугуна. А посему булат — это прежде всего технология, а не химический состав металла. Как ее применять — в том и состоит главный секрет настоящего булата.

Журнал "Патрон"

0

2

Спасибо большое за статью. Вот еще одна, с сайта Blades.ru

Мечи из этой шняги стопудово покрепче будут хваленых японских, просто двуслойных))))

Булатный клинок

Много веков булатные клинки притягивают внимание людей своей неповторимой красотой, прочностью и мистическим ореолом, который неизменно их окружает.

Ещё несколько лет тому назад считалось, что секрет изготовления булатной стали утерян. Все учебники, энциклопедии и справочники ссылались, в основном, на работы П.П. Аносова, который заново открыл этот секрет в 30-х годах XIX века. Все источники с сожалением сообщали, что сегодня способы приготовления литой булатной стали не могут считаться вполне выясненными. И это после того, как наши великие соотечественники Аносов и Чернов досконально изучили этот процесс! Сколько раз в истории оружейного дела люди заново открывали эту тайну? Ведь до публикаций работ П.П. Аносова технология получения булата также считалась утерянной. Вот такой это удивительный металл, то появляется, то исчезает…

Очень часто мне задают вопросы. Что такое булат? Почему сварная “дамасская” сталь и булат – не одно и то же? Настоящий ли у нас получается булат? Делаем ли мы его по технологии П.П. Аносова? И ещё множество вопросов, на которые приходится давать ответы.

В этой короткой заметке я попытаюсь, естественно, не раскрывая всех секретов, кратко изложить только суть того, что же такое булат, и как делаются наши булатные клинки. Но прежде хочу сказать, что своими учителями в этом непростом деле я считаю П.П. Аносова, Д.К. Чернова и моего прадеда Н.Ф. Маргорина, который заведовал кафедрой металловедения в Минском Политехническом Институте. Практически всё, что здесь будет сказано о булате – это обогащённые моим личным опытом теоретические знания, воспринятые от этих людей. К сожалению, ни с одним из этих людей я лично не знаком, по очевидной причине, нас разделяют века и десятилетия. Я учился у них, читая их труды, дневники и письма. Поэтому прошу не судить строго их “заочника”.

Начнём с того, что сварная дамасская сталь и булат, действительно – далеко не одно и то же. Как сваривается слоистая дамасская сталь, Вы можете подробно узнать из статьи Леонида Архангельского. Остановимся здесь только на одном моменте: дамаск – это композиционный материал, получаемый путём сваривания под молотом (кузнечной сваркой) стальных полос или прутков с разным содержанием углерода. Булат же – композит, который (по Аносову и Чернову) получается путём дендритной ликвации углерода в стали. Не очень понятно? Что ж, рассмотрим этот момент подробнее.

Булат, или литая булатная сталь - термин, который обозначает особый тип сталей. Вернее будет сказать, тип композитов на основе Fe-C (железо – углерод), получаемых особым методом выплавки, ковки и термообработки высокоуглеродистой стали (1,5–2,5%С). Этот метод заключается в:

* длительной тигельной плавке при повышенных температурах (до кипения стали);
* медленной направленной кристаллизации металла для образования плотной дендритной структуры;
* ковке слитка в полосу или прут;
* ковке клинка при низких температурах;
* механической обработке;
* закалке и отпуске.

Основой всего процесса получения литого булата, без сомнения, является длительная тигельная плавка при повышенных температурах и следующая за ней направленная кристаллизация металла, при которой образуется дендритная структура (дендрит - “древовидный” в переводе с древнегреческого). Именно дендритные кристаллы создают знаменитый булатный муаровый узор на поверхности клинка. Внутри каждый фрагмент дендрита (ось кристалла) состоит практически из чистого железа, в то время как к периферии дендрита наблюдается всё большее содержание углерода. В местах, где кристаллы срастаются своими пограничными зонами, содержание углерода очень высоко. Таким образом, по завершении кристаллизации (выращивании дендритных кристаллов) получается композиционный материал системы железо-углерод.

Гениальное, классическое объяснение процессов, которые идут при медленной направленной кристаллизации стали, дал патриарх отечественного и мирового металловедения Д.К. Чернов. “… Дендритные оси в кристаллах состоят из относительно более мягкой, менее углеродистой, значит более тугоплавкой, раньше затвердевающей стали, а междендритные пространства заполнены сталью более твёрдой, с большим содержанием углерода и, следовательно, более легкоплавкой. Налицо, таким образом, резко выраженный процесс так называемой дендритной ликвации (неоднородности) металла. Более мягкие оси кристаллов булата содержат больше феррита, а междендритная твёрдая составляющая — больше перлита. Последующая длительная ковка с переменными и разнообразными, в зависимости от искусства мастера, ударными усилиями не разрушает древовидной структуры стали; она только сминается и из прямолинейной превращается в криволинейную, со сложным сплетением изогнутых дендритных осей. При закалке более твердое вещество сильно закаливается, а другое вещество остается слабо закаленным; но т. к. оба вещества в тонких слоях и фибрах тесно перевились одно с другим, то получается материал, обладающий одновременно и большой твердостью, и большой вязкостью” (Д. К. Чернов).

Однако, всё не так просто, как кажется сначала. Если просто следовать вышесказанному, получится пористый слиток, с множеством раковин и трещин (из-за усадки материала). Здесь, как говорится, сокрыто множество тонких технологических секретов. Подбор формы тиглей, флюсов, катализаторов, конструкций печей, сырья, температурных режимов… И, судя по всему, у каждого, кто когда-либо делал булат, они индивидуальные, свои.

Не меньшие сложности существуют и при расковке булатного слитка в полосу. Первая уплотняющая ковка – особый секрет. Во время этого интереснейшего процесса мастер-кузнец совершенно отчётливо ощущает, что он обрабатывает не обычную сталь, а композит, состоящий из множества направленных кристаллов. Некоторое время слиток как бы впитывает в себя энергию ударов молота. При этом он практически не деформируется! Теплоёмкость булатного слитка столь велика, что кузнецы, впервые присутствующие при обработке булата, просто отказываются верить своим глазам! Наконец звон металла на наковальне меняется, и слиток начинает “скользить” вдоль дендритных осей.

А про закалку и отпуск булата вообще сложились прямо-таки легенды. Можно, ради шутки, предложить подмастерью закалить первичную полосу в масло до твёрдости, при которой метал не будет обрабатываться напильником. Сколько бы подмастерье не калил полосу, твёрдость её практически не изменится! Если же он чуть-чуть перегреет металл в горне, то кузницу осветит яркий, искрящийся “бенгальский огонь”. И, тем не менее, закалить полосу можно! Опять секрет, опять тайна. Ничего не поделаешь, булат потому и окружён таким ореолом таинственности, что весь соткан из необычных приёмов и редких технологий.

Ковка клинка, вообще, представляет собой особую тему. Не каждый мастер-клиночник сможет выдержать этот изнурительный процесс. Очень узкий диапазон температур ковки клинка, направленность и сила ударов молота, складывающихся в сложный алгоритм, всё это требует огромного опыта и строжайшего внимания. Ведь булат не терпит ошибок и неточностей. Так называемый “защип” или трещину уже не удастся “вылечить” сваркой под молотом. Булат, при его сверхвысокой концентрации углерода в междендритных зонах, не способен свариваться. Так что у мастера может быть только одна попытка. Булат не очень “любит” повторную ковку после полного остывания. Поэтому всю работу необходимо завершить за “один присест”. А ковать нужно не торопясь, соблюдая алгоритм ударов. Согласитесь, все эти “тонкости” делают изготовление булатного клинка искусством редким, утончённым, можно сказать, мистическим.

Механическая обработка заготовки клинка – ещё одна серьёзная преграда. Дендритные оси чрезвычайно вязкие. Это мешает резать металл пилами и точильными кругами не меньше, чем сверхтвёрдость вкраплений чистых карбидов между кристаллами. Стоит немного переусердствовать в подаче усилия на инструмент, и происходит выбивание карбидных волокон или самоотпуск. Охлаждение водой невозможно, т.к. происходит сверхжёсткая закалка на микроскопическом уровне. Вы рискуете просто испортить инструмент. Полировка булата настолько сложна и изнурительна, что эту операцию поручают отдельному мастеру. Он полирует средних размеров клинок не менее недели. Потом наступает черёд специалистов по выявлению муарового узора. Ещё одна сложность. Концентрация и соотношение кислот, входящих в раствор, зависит от химического состава металла. Всё подбирается “на ощупь”. После травления – опять полировка в течение одного-двух дней. Только после всех этих этапов клинок, как говорят в Туле, “осаживают” (закрепляют на хвостовике рукоять и перекрестье).

Вот такой это непростой процесс – рождение булатного клинка. Думаю, всё здесь сказанное внесёт дополнительную ясность по вопросам о булатах и булатных клинках. А также поможет любителям холодного оружия и коллекционерам более уважительно относится к булату, этому легендарному материалу.

0

3

Гдето я это уже читал !Неплохая статья!
Кстати-унас в России ныне существуте 2 масера которые делают булатные клинки!Один своим булатным мечем на показухе перерубил рельсину!!!!

0


Вы здесь » ЧИБИРЕВ РОМАН, Я ЗНАЮ О ВАС ВСЁ » Топка » Булат — старший брат дамаска.