Тема 3. ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОЙ РУСИ. РОССИЯ В XVI в.
3.1. Изменения в цивилизационном развитии Европы в XIV–XVI вв.
В начале XIV в. христианский мир вступил в полосу кризиса. Прекратились распашки и освоение
новых земель, наблюдалось запустение земель, падение урожаев, рост цен, девальвация монеты, резко
сократилось население, городские бунты и крестьянские восстания потрясли Европу. Чума середины
XIV в. усилила демографический кризис. Все это привело к перестройке социально-экономической
и духовной жизни Европы. Произошли изменения в феодальном способе производства. Крестьянство
в Западной Европе в XIV–XV вв. стало свободным сословием, хотя не добилось юридического
признания своих прав на землю. Появились новые формы эксплуатации крестьян (краткосрочные
крестьянские держания на условиях денежной ренты и др.). Возросла роль товарно-денежных
отношений, менялось отношение общества к занятиям ремеслом и торговлей, кредитно-ростовщической
деятельности. Расшатывались привычные сословные границы.
Усилились тенденции к государственной централизации. Королевская власть, опираясь на
различные сословия, ограничивала политический суверенитет феодальной знати. В Западной Европе
начинают формироваться сословно-представительные монархии, формироваться чиновная бюрократия,
открывается доступ к государственной деятельности выходцам из простых людей. Новым
тенденциям в развитии Европы противостояли привилегированные слои. Не случайно в XIV–XV вв.
происходили феодальные войны (Столетняя война 1337–1453 гг. и др.). Возрождение породило
гуманизм. Гуманисты сформировали идеал нового человека – личности, творца своей судьбы, своего
земного бытия.
Цивилизационный сдвиг в Европе был связан с переходом с эволюционного пути развития на
инновационный, который характеризовался сознательным вмешательством людей в общественные
процессы, культивированием в них интенсивных факторов развития (науки, техники). Становление
трудовой этики, превращающей труд в одну из главных духовных ценностей культуры, создавало
условия для утверждения частной собственности, развития капитализма.
Цивилизационный сдвиг в Европе связан был и с великими географическими открытиями (конец
XV в.), которые оформили контуры европейского и мирового рынка.
20
3.2. Особенности складывания Московского государства, возвышение Москвы
Русь, распавшаяся на отдельные княжества и в силу этого ослабленная, в XIII в. подверглась
нападению со всех сторон. В 1223 г. русские дружины вместе с половцами сразились с монголотатарами
Чингисхана, потерпели поражение. А в течение 1236–1240 гг. хан Батый разорил русские
земли, уничтожил 49 городов из 74. Резко сократилось население Руси, были уничтожены многие
ремесла, прекратилось каменное строительство, оборваны международные связи.
Между Русью и Золотой Ордой на 2,5 века установились даннические отношения известные как
«монголо-татарское иго». Однако великорусский этнос, его язык, культура сохранили свои качественные
характеристики, что стало основой последующего объединения русских земель. Монголотатарское
иго законсервировало этап феодальной раздробленности, переход к централизации
Русского государства запоздал по сравнению с рядом западноевропейских стран. Объединение земель
шло на основе внешнеполитической конфронтации с Ордой, что привело к формированию «идеологии
выживания», во многом определило особенности последующей российской истории.
Процесс образования Московского государства начался в XIV в. и завершился в начале XVI в.
В это время происходит становление иного, по сравнению с Древней Русью, генотипа социального
развития. Вместо эволюционного пути развития утверждается мобилизационный, осуществлявшийся
за счет постоянного вмешательства государства в механизмы функционирования общества.
Московское государство с самого начала формировалось как «военно-национальное», движущей
силой развития была потребность в обороне и безопасности. Основной социальной опорой объединения
земель служили помещики. Централизация сопровождалась закрепощением крестьян и жесткой
регламентацией жизнедеятельности всех других сословий.
Термин «Россия» для обозначения страны, населенной русскими, стал официальным со времени
правления Ивана Грозного, который употреблял его в своих посланиях, но обозначение «всея Руси»
появляется на монетах Ивана III. В посланиях константинопольских патриархов и в византийских
сочинениях, на итальянских картах XIV–XV вв. находят слово «Россия». В списке Русской Правды
середины XV в. в заглавии стоит «Правда Роськая». Таким образом, в источниках XIV–XV вв. постоянно
упоминается Россия. На рубеже XIII–XIV вв. начинается возвышение Великого княжества Владимирского
князя, который стоял во главе феодальной иерархии территорий. В это время шла
ожесточенная борьба за ханский ярлык между Тверским и Московским княжествами, решался вопрос
о ядре будущего объединения.
С XIV в. начинается объединение славянских земель вокруг Москвы, небольшого, даже по тем
временам, городка. Со времени Ивана Даниловича Калиты, подавившего народное восстание в Твери
в 1327 г. против монгольских баскаков и получившего ярлык на великое княжение (1328–1340 гг.),
великое княжение не выходило из рук его потомков, и Москва утвердилась как резиденция митрополитов
«всея Руси».
Выгодное географическое положение и защищенность от кочевников и западных соседей
определяли объединение Руси вокруг Москвы. При Иване Калите Московское княжество уже не
дробилось между наследниками, а, наоборот, прирастало за счет присоединения к нему. Уже Иван
Калита иногда именовался «великим князем всея Руси».
Со времени Ивана Калиты расширение Московского княжества шло путем прикупа, а не только
силой оружия. Московский князь скупал земли уже обедневших князей, которые не могли платить
дань ордынцам, и так увеличивал могущество Москвы. Переход в Москву из Владимира митрополии
превратил ее в религиозный центр и тоже способствовал объединению русских земель именно вокруг
Москвы. А церковные деятели согласились на перевод, потому что видели, что Москва становится
центром притяжения для русского народа.
К середине 50-х годов XV в. основные земли северо-восточной Руси объединились вокруг Москвы,
и началось строительство государственного аппарата на иных, чем при предшественниках Василия II,
основах. На смену старым уделам пришли новые, созданные на семейной, а не на родовой основе,
т.е. все эти уделы принадлежали детям Василия II. Создавались уезды. Власть в уездах находилась в
руках наместников, бояр великого князя. Права наместников регулировались уставными грамотами,
нормы которых восходили к Русской Правде. Наместнический аппарат обеспечивался «кормами»,
при чем предусматривалось два «корма»: на Рождество и на Петров день – в виде натуральных поборов
(хлебом, мясом, сеном и т.д.), которые могли заменяться деньгами. «Корм» дополнялся судебными
пошлинами, шедшими в великокняжескую казну, и посулами (взятками).
Во главе центрального аппарата стоял Василий II. Пределы его власти определялись общим
состоянием объединительного процесса, ее правовые устои регулировались стариной. Бояре
21
скрепляли своими подписями великокняжеские грамоты, отправляли судопроизводство. Бояре
возглавляли Государев двор, вели дипломатические переговоры с соседними странами и удельными
князьями. Незадолго до смерти Василий II оставил завещание. На великое княжение благословил он
старшего сына Ивана, утвердив его всевластие. Иван получил 16 городов, остальные 12 городов – его
братья Юрий, Борис, Андрей, Андрей Меньший. Это распределение земель свидетельствует об
усилении процесса единовластия на Руси. Объединение земель продолжил Иван III.
Иван III хорошо осознавал важность объединения русских земель. За годы его правления было
создано государство, по территории в 6 раз превышавшее наследие его отца. На смену великому
княжеству Московскому пришло государство «всея Руси». Было покончено с зависимостью от Орды.
Но Иван III, понимая силу традиций, осуществлял объединение земель осторожно и поэтапно. Он
ликвидировал уделы, но черты феодальной раздробленности еще сохранялись. Объединение русских
земель не привело сразу к полному слиянию в экономическом и политическом отношении. Великий
князь составлял с удельными родичами договоры (докончания), по которым они признавали свое
подчинение государю во внешнеполитических делах и обязывались выставлять войско во время войн.
Во внутриполитических делах удельные князья были свободнее, но платили в великокняжескую казну
выход (ордынский), в их ведении был суд, они выдавали кормленные, тарханные грамоты своим
феодалам, имели дворцы с дьяческим аппаратом, собирали в удельную казну таможенные пошлины
и другие поборы. Существовали и удельные боярские думы. Церковь обладала огромными землями
и привилегиями и, претендуя в это время на главенствующее положение в стране, провалила
секуляризационные планы правительства на Соборе 1503 г.
Центральную власть осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения,
дьяческий аппарат. Великий князь издавал распоряжения законодательного характера (Судебник,
уставные грамоты, указные грамоты), назначал на высшие государственные должности, был высшей
судебной инстанцией. Но власть великого князя еще ограничивалась традициями, основанными на
патриархальном представлении о характере власти, которые имели еще и религиозную санкцию.
Боярская дума представляла собой еще и совет феодальной знати. Боярство занимало командные
позиции в вооруженных силах, в административном аппарате, служило наместниками в крупнейших
городах, возглавляло комиссии, которые вели дипломатические переговоры. Великокняжескими
землями и хозяйством управляли дворецкие, вышедшие, как правило, из среды нетитулованного
дворянства. Дворцовые должности были пожизненными.
Новоприсоединенные удельные земли управлялись особыми областными дворецкими по образцу
московских. Они осуществляли надзор за судебно-административной властью наместников, волостей,
городчиков. В начале XVI в. дьяки государственной казны управляли всеми делами. Видными
политическими деятелями были дьяки Федор Курицин, Третьяк Долматов, Василий Кулешин, Данила
Мамырев. Дьяки образовывали и аппарат Боярской думы, казны, дворца. Они специализировались
на выполнении определенных функций и подготавливали создание органов управления с функциональным,
а не территориальным распределением дел.
На местах управление и суд осуществляли наместники и волостели, содержащиеся за счет
натуральных поборов с определенных территорий. Они происходили из феодальной аристократии
или из рядовой массы служилых людей. Власть кормленщиков регламентировалась Судебником
1497 г., уставными грамотами, выдававшимися местному населению, и доходными списками, которые
выдавались кормленщикам. Перечень поборов по доходным спискам корректировался уставными
грамотами.
Иван III понял значение сильной армии для защиты своих границ от нападения извне и для борьбы
с попытками князей восстановить свои права. Армия оставалась феодальной. В основе ее была конница
из отрядов детей боярских и княжат, выводивших своих вооруженных холопов. В военных действиях
принимало участие и пешее войско, набиравшееся «с сох». В Москве был создан пушечный двор и
стали отливаться пушки. Большую роль в развитии артиллерии на Руси сыграл Аристотель Фиораванти.
Общая численность войск достигала примерно 200 тыс. пеших и конных воинов.
Создание государства сопровождалось унификацией денежной системы, была создана общерусская
монетная стопа, основной денежной единицей стала «московка великокняжеского двора» и «новгородка
». Иван III выпускал собственную золотую монету. Доходы государственной казны складывались
из нескольких источников: военных трофеев, поступлений от экспорта товаров, «ордынского
выхода» удельных князей. Несколько податей платило население.
На формирование российской цивилизации в это время значительное влияние оказали природноклиматические
условия.
22
Лесные жители стали переходить к пашенному земледелию, селения соединялись дорогами,
возникла община, а население стало доступным для обложения налогами и повинностями. Но
централизованное государство еще было слабо и крестьянам выгодно было нести повинности в его
пользу, а не в пользу феодала.
Социально-экономический кризис XV в. определил путь развития российского государства и
общества. Государство стремилось ввести в оборот новые земли, чтобы сдержать быстрое падение
уровня и качества жизни населения путем колонизации, завоевывая новые территории.
Основную массу населения составляли холопы и крестьяне. В XV в. были сделаны попытки
закрепостить крестьян путем установления срока их перехода к новым владельцам. В судебнике
1497 г. имеется уже прямое указание на определенное время крестьянского отказа. Крестьянин должен
был заявить землевладельцу о своем уходе от него за неделю и в течение недели после Юрьева дня
(27 ноября). Судебник 1497 г. регламентировал крестьянский выход, но не ограничивал его.
Феодальное землевладение на рубеже XV–XVI вв. отличалось разнообразием форм. Существовало
четыре вида феодального землевладения: светское, церковно-монастырское, дворцовое (обслуживавшее
нужды Государева двора) и черносошное. Светское и церковно-монастырское землевладение
росло за счет захвата земель «черных» крестьян. Формами землевладения были вотчинная, держание
и условное (при условии выполнения военных, административных и прочих повинностей).
Административной единицей была волость, во главе которой стоял староста. Волость владела
землей, признавая верховным собственником великого князя. Крестьяне совместно распоряжались
лесами, лугами, землями. Волость раскладывала государственные подати и повинности, наместничьи
корма. Центром волостного правления была волостная канцелярия. Там же решались судебные дела.
Из жителей выделялись свидетели на судебные процессы, судные мужи, участвовавшие в судопроизводстве.
Крестьяне-волощане обладали правом продажи земель. Волости состояли из крестьянских
деревень. Интересы князя в волости представлял дворский. Крестьяне платили натуральный
оброк, отбывали барщину, поэтому получала развитие денежная рента. Налоги начислялись на
крестьянский двор, а не на землю.
В конце XV в. резко возросли государственные повинности. Их число достигало 20, поэтому многие
крестьяне уходили от феодала. Крестьяне обеспечивали себя всем необходимым, занимаясь так
называемой «домашней промышленностью».
В городах развивались ремесло и торговля. К концу XV в. города росли стремительно. «Вскоре в
России никто не возьмется более за соху, – писали западные историки, – все бегут в города и становятся
купцами». Ведущей отраслью стала добыча и обработка железа. Известно более 150 видов железа и
стали, которые производили сельские жители. Благородных металлов в России не хватало, их закупали
за рубежом. Бурно развивалось каменное строительство. В Москве за 1479–1505 гг. поставили
25 каменных церквей, возвели стены Кремля, строили государев дворец. В строительстве Кремля
участвовали итальянские зодчие. Иван III вообще ценил образованных людей, призывал на Русь
деятелей европейской науки и техники, архитекторов, врачей, знатоков-греков на дипломатическую
службу.
Н.М. Карамзин так оценивал Русь при Иване III: «…Отселе и история наша приемлет достоинство
истинно государственной, описывая уже не бессмысленные драки княжеские, но деяние царства,
приобретающего независимость и величие. Разновластие исчезает вместе с нашим подданством,
образуется держава сильная, как бы новая для Европы и Азии, которые, видя оную, с удивлением
предлагают ей знаменитое место в системе политической. Уже союзы и войны наши имеют важную
цель. Народ еще коснеет в невежестве, в грубости, но правительство уже действует по законам
просвещенного. Устраиваются лучшие воинства, призываются искусства, нужнейшие для успехов
ратных и гражданских. Посольства великокняжеские спешат ко всем дворам знаменитым, посольства
иноземные одно за другим являются в нашей столице: император, папа, короли, республики, цари
азиатские приветствуют монарха Российского, славного победами и завоеваниями от пределов Литвы
и Новгорода до Сибири».
3.3. Московское государство второй половины XVI в.
В начале XVI в. сын Ивана III Василий III (1503–1533 гг.) присоединил Псковские земли (1510 г.),
Смоленск (1514 г.), Рязань (1521 г.), завершив процесс территориального объединения Руси. В состав
государства уже входили не только русские земли, но и населенные другими народами – коми,
хантами, мари, карелами и др. Русское государство превращалось в многонародное.
23
Преодоление феодальной раздробленности на Руси шло форсированно, ускоряясь под воздействием
внешней опасности, необходимости свержения ордынского ига, когда приходилось чаще опираться
на военную силу. Этот стало источником деспотизма власти московских князей и их вассалов.
Объединение земель и образование государства не были, однако, окончательными. В течение
XVI в. приходилось еще бороться с пережитками феодальной раздробленности – удельными князьями,
новгородским сепаратизмом, а также за подчинение церкви государству, секуляризацию церковных
земель. Шел процесс изживания удельной системы. Во внешней политике продолжалась борьба за
Прибалтику, начатая Иваном III, за воссоединение русских земель и укрепление южных рубежей.
Россия вступила в XVI в., как и другие европейские страны, имея широкие перспективы для подъема
и развития в условиях нового времени.
К середине XVI в. население всех стран вступило в Новое время. В одних странах зарождался
капитализм, в других начался мануфактурный период капиталистического развития. Формировались
абсолютные монархии. Церковь переживала реформацию, ощущая потребность приспособиться к
новым условиям. Началось интенсивное освоение европейцами Америки, Африки, Индии. На стыке
европейского и восточного мира развивалась Россия. Это было время Ивана Грозного, время, когда
Россия оказалась перед выбором пути развития, осуществила ряд реформ, оказавших влияние на все
сферы общественной жизни.
К середине XVI в. Россия занимала территорию от Финского залива и Смоленска на западе до
Северного Урала на востоке, т.е. 2,8 млн км2, включая земли, населенные русскими, жителями
европейского Севера, Сибири (карелы, коми, ханты), Поволжья (мордва, удмурты и др.). На юге
Россия граничила с Ногайской ордой и Крымским Ханством, на востоке – с Казанским ханством, на
западе – с Великим княжеством Литовским, которое еще владело частью древнерусских земель, на
северо-западе – с Ливонским орденом и Финляндией, входившей в состав Шведского королевства.
Частичка Финского залива принадлежала России, где Иван III в 1492 г. построил Иван-город в устье
реки Нарвы. К середине XVI в. Россия стала крупнейшим по тем временам государством Европы
после «Священной Римской империи германской нации». Население России достигало 6,5 млн чел.
(по другим источникам – 9–10 млн чел.; в Австрии – 20 млн; Франции – 19 млн; Испании – 11 млн), по
плотности населения (2 чел. на 1 км2) Россия, однако, отставала от европейских стран. Так, в
Нидерландах насчитывалось в это время 300 городов, 6500 деревень, в России, в десятки раз
превосходившей Нидерланды по территории, насчитывалось около 160 городов. Городское население
России составляло 3–4% в Новгородских (более развитых в торговом отношении) землях, в других –
еще меньше.
Россия была единым государством, но экономические связи между землями были еще слабы и
следы удельной раздробленности (автономии, особенности управления, иногда слабость войска)
сохранялись.
В середине XVI в. на этой территории начался «малый ледниковый период», ухудшавший условия
хозяйствования. Главным занятием сельского населения оставалось земледелие, а в Ярославле,
Вологде, Пскове – скотоводство. Охотничьи и рыболовные промыслы имели теперь подсобное
значение – только на Севере ненцы и карелы занимались этим более серьезно.
Господствующей формой собственности на землю оставалось вотчинное землевладение, но уже
одну треть земель составляло поместное, преобладавшее в Новгородской, Ярославской, Тверской,
Рязанской землях. Земельная собственность носила сословный характер – государственное (черносошное),
вотчинное и поместное (светское), монастырское и церковное землевладение. Черносошное
землевладение сохранилось в основном на окраинах страны, в центре же земли государственных
крестьян в основном были расхищены феодалами. Владельцы вотчины могли передавать, продавать,
закладывать земли. На вотчинном праве владели землей бывшие удельные князья, княжата, потомки
удельных князей Рюриковичей, Гедиминовичей, бояре. Поместья предоставлялись в пожизненное
владение за военную службу дворянам, низшей военно-служилой прослойке феодалов, составлявших
двор князя или знатного боярина. Держатель поместья – поместник (позже – помещик) – не мог
передавать его по наследству, продавать или закладывать, т.е. владел, пока нес военную или иную
службу. Земли при слабом развитии товарно-денежных отношений были источником обеспечения
военно-служилого войска. За исправную службу размер поместья повышался, за неисправную –
поместье могло быть «отписано» на государя. Государство стимулировало развитие поместного
землевладения.
Крупнейшими владельцами земли по-прежнему оставались монастыри, которых в XVI в. уже
насчитывалось 86 и которые ее покупали, меняли, получали от владельцев вотчин «на помин души»,
присваивали «черные земли» крестьян.
24
Основной рабочей силой у землевладельцев были холопы и зависимые крестьяне. Крестьяне
облагались государственными повинностями – тяглом – и назывались тяглыми. В XVI в. появляются
жалованные грамоты, по которым феодалам запрещалось принимать тяглых людей из других
волостей. Тяглые крестьяне, попавшие в писцовые книги, не могли покидать своих земельных
участков, право выхода их детей тоже было стеснено. Частновладельческие крестьяне лишены были
права собственности на землю, устранены от участия в органах управления. Черносошные крестьяне
входили в общины-волости, где существовало выборное управление (сотские, десятские, старосты,
целовальники и т.д.). В середине XVI в. продолжалась колонизация земель, но теперь с покорением
Казанского и Астраханского ханства в сторону Средней Волги, за Уральские горы, в Южную Сибирь.
Как и в ряде стран Западной Европы к востоку от Эльбы, в России в XVI в. усиливается крепостничество.
Помещики увеличивают барщину, разоряют и закабаляют крестьян самыми разными
способами. Владельцы земли увеличивали сумму оброка, в том числе денежного, а неразвитые орудия
крестьянского труда не обеспечивали такого роста производства. В итоге крестьяне теряли свои
земли. К 70-м годам XVI в. в два раза, по сравнению с началом века, уменьшились наделы частновладельческих
крестьян, составляя в среднем 3–4 десятины.
Результатами укрепления единого государства стали территориальное разделение труда, специализация
в зависимости от географических и экономических условий, складывание местных и
областных рынков, развитие товарного обращения на местах. Центрами железоделательного
производства были Новгород, Серпуховско-Тульский район и Устюжна Железнопольская, соляных
промыслов – Соль Галицкая, Уна и Венокса (на Белом море), Сольвычегодск, выделки кож – Ярославль,
Серпухов.
Развивалась внешняя торговля – больше с Востоком, чем с Западом, т.е. с Турцией, Ираном, Средней
Азией, а через Турцию – с Италией. С Западными странами торговали через Крым (Кафу) и Литву.
Из России в Нарву, Ревель вывозили лен, коноплю, сало и пр., из Прибалтики в Россию – серу, свинец,
олово, медь. Установились регулярные торговые отношения с Англией.
К середине XVI в. в России было, как уже отмечено, 160 городов. Основную массу населения
городов составляли ремесленные и торговые люди. Следы цеховой организации ремесленников
обнаруживаются в первую очередь в Новгороде, где люди одной профессии старались селиться на
одной территории, имели свою организацию, свой храм. Ремесленники объединялись и в торговые
ряды. Однако города России того времени не играли такой роли в общественной и политической
жизни страны, как в Западной Европе.
После смерти Василия III и до совершеннолетия наследника Ивана IV Россией правили бояре,
среди которых шла жестокая борьба за власть. В этой борьбе между сторонниками единого
централизованного государства и сторонниками феодальных удельных прав и привилегий было много
общего с тем, что происходило в европейских государствах в XIII–XV вв. Боярское правление с
расхищением черных земель и усилением давления на крестьян обострило социально-политическую
ситуацию в стране. Начались брожения среди населения Пскова (в 1544 г.), волнения пищальников в
Коломне (в 1546 г.), восстание горожан после пожара в Москве (в 1547 г.), выступление в Устюге
(в 1549 г.) против богатых посадских людей. В Пскове в 1550 г. после пожара «меньшие» грабили
имущество богатых людей. В результате неурожая в 1548–1549 гг. и голода начались народные
движения на Севере, где были убиты основатель Адриановой пустыни (близ Пошехонья), Андрусовой
пустыни (близ Ладожского озера), а имущество монастырей крестьяне поделили между собой. И хотя
все выступления были жестоко подавлены, они свидетельствовали о нарастании социальных
противоречий.
Таким образом, обстановка, сложившаяся в государстве к середине XVI в., к моменту прихода к
власти Ивана IV, была очень непростой и требовала изменений во внутренней и внешней политике,
реформ в правлении.
16 января 1547 г. Великий князь Московский и всея Руси торжественно был увенчан титулом
царя. Им стал 16-летний Иван IV. Этот акт венчания положил конец боярскому правлению. В деятельности
Ивана IV прослеживается несколько этапов.
В течение 10 лет после воцарения Ивана IV управляло условное правительство, позже названное
Избранной Радой. В ее состав входили А.Ф. Адашев – глава Челобитного приказа, священник
Сильвестр, митрополит Макарий – глава русской церкви и др. Ими были осуществлены реформы.
В 1549 г. был созван первый Земский собор. В Московском царстве в то время обществам предоставлялось
право жаловаться высшим властям в Москве на злоупотребления областных управителей,
наместников и волостелей. Таких жалоб накопилось к моменту прихода к власти Ивана IV великое
25
множество. Жаловались на переборы в прямых и косвенных налогах, говорили об убытках, которые
терпели граждане от кормленщиков. Иски подавали отдельные граждане и общества через старост
или мирских ходоков.
Открывая собор, Иван IV обратился к народу с речью на Красной площади, призывая к взаимному
прощению и примирению, приказав своим боярам, приказным людям и кормленщикам «помириться
на срок в прежних делах со всеми христианами царства». Царь велел разрешить все тяжбы в течение
года полюбовно. На Земском соборе 1549 г. присутствовали бояре, дьяки, высшие церковные иерархи,
сливки московского дворянства. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, чинившихся в
годы его малолетства, призвал всех к совместной согласованной деятельности, объявил о подготовке
нового Судебника и реформ. Специальным решением дворянство освобождалось от подсудности
боярам-наместникам и получало право быть судимыми самим царем. Этот собор называют «Собором
примирения». Однако он не был выборным, и в нем не участвовали представители городского торговоремесленного
люда, не говоря уже о крестьянах. Но он положил начало другим земским соборам,
неоднократно созывавшимся во второй половине XVI и в XVII в.
В 1550 г. был принят новый законодательный комплекс – Судебник. Он заменил Судебник 1497 г.,
причем 37 статей были совершенно новыми. По новому Судебнику были ликвидированы тарханы
(податные привилегии монастырей-вотчинников). Судебник подтвердил положение о Юрьеве дне.
Впервые была внесена статья о служилых холопах. Посадским людям запрещалось жить в монастырских
городских дворах, т.е. были учтены требования горожан, страдавших от того, что за стенами
духовных дворов или светских феодалов укрывались от уплаты государевых податей черные
посадские люди.
Судебник внес изменения в систему кормлений, ограничивая власть наместников. Сокращался
объем судебных полномочий наместников и усиливался контроль над наместниками со стороны
местной и центральной администрации. На суде должны были присутствовать старосты и целовальники
(целовальники – должностные лица местного самоуправления), избиравшиеся из посадских
людей и черносошных крестьян. Статья 98 Судебника утверждала, что законы в государстве должны
утверждаться «с государева доклада и с приговора всех бояр», т.е. законы «докладывали» царю, а
принимали потом окончательно при участии Боярской думы.
Для обеспечения землей возросшего поместного войска правительство решило использовать
подмосковные казенные земли и владения духовных феодалов. Тысяча служилых людей, занесенных
в 1551–1552 гг. в Дворцовую тетрадь, должна была получить земли за службу и являться на дворцовые
смотры ежегодно. Земли, однако, на всех не хватило, а осуществить секуляризацию церковных земель
не удалось. Состоявшийся в 1550 г. церковный собор, принявший Стоглав, подтвердил незыблемость
церковно-монастырского землевладения, регламентировал церковную службу и другие стороны
церковно-монастырского быта, ввел в них единообразие, принял ряд решений об укреплении
церковной дисциплины. Западная церковь в это время тоже подверглась критике реформаторов, и
клерикальная реакция также пыталась укрепить влияние церкви (Триденский собор 1545–1563 гг.).
На Руси в это время реформационное движение еще не было сильным. Реформы стоглавого собора
коснулись в основном внешней стороны церковной жизни.
На этом же этапе правительством Ивана IV были проведены реформа земельного обложения и
учет земельного фонда. Ввели новую единую окладную земельную единицу – большую соху, причем
она была разной у различных землевладельцев: для служилых феодалов она составляла 800 четвертей
земли в одном поле (четверть – половина десятины), для церковных – 600, для крестьян – 500. Таким
образом, устанавливалась неравная система обложения: черносошные крестьяне находились в худшем
положении. Были введены новые подати: пищальные деньги (на содержание стрелецкого войска),
полоняничные (на выкуп пленных) и др.
В середине 50-х годов была создана система приказов, управление стало строиться по ведомственному
признаку. Реорганизована была система местного управления. Суд по важнейшим
уголовным делам был изъят из рук наместников и волостелей, передан губным старостам, которые
выбирались по уездам из детей боярских.
К 1556 г. была ликвидирована система кормлений. Управление перешло к излюбленным головам.
Они выбирались из среды зажиточных посадских людей и черносошных крестьян. Собранные
земскими властями подати поступали в царскую казну.
Земская реформа полностью была проведена только на черносошном Севере. В пограничных
районах оставались наместники, а военными делами ведали воеводы. К концу XVI в. на местах
объединяется военное и гражданское управление, наместники заменяются воеводами.
26
Эти реформы центрального и местного управления усиливали власть дворянства, содействовали
ликвидации следов феодальной раздробленности. Губное управление было сословно-представительным
органом дворянства, местное земское управление – органом верхов посада и зажиточных
слоев черносошного крестьянства.
В 1560 г. правительство Избранной Рады пало. Поводом послужил факт обсуждения членами
Избранной Рады кандидатуры на престол во время опасной болезни Ивана IV, когда допускалась
возможность возведения на престол в случае смерти Ивана не его сына, а двоюродного брата –
Владимира Старицкого. Фактически же разгон Рады был вызван стремлением царя упрочить личную
власть, а возможности к этому уже были.
Второй период царствования Ивана IV связан, прежде всего, с введением опричнины (оприч –
«кроме»; так называли удел, выделявшийся «на дожитие» вдовам князей, не пожелавшим уйти в
монастырь после смерти мужа, все прочие земли князя, кроме этих, делились между его сыновьями,
согласно традиции и духовной грамоте покойного). Официально опричнина охватывает 1565–1572 гг.,
хотя некоторые ее элементы прослеживаются и до 1565 и после 1572 г., когда опричнина была
отменена.
Прежде всего, введение опричнины было обусловлено сложным внутренним и международным
положением. В опричнине действовала своя Боярская дума, специально созданное войско. Среди
опричников были и аристократы (отпрыски знатных родов), и верхушка феодального сословия
(дворовые дети боярские), но их отличие от других состояло в том, что они стали личными слугами
царя, личной стражей его, участниками боевых операций, палачами. Был казнен опытный государственный
деятель Иван Петрович Федоров; митрополит Филипп (из города Колычевых),
осудивший начинавшийся террор, низложен, сослан в монастырь под Тверью и через год убит там
Малютой Скуратовым. В 1569–1570 гг. опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке,
Новгороде. По подсчетам Р.Г. Скрынникова, в Новгороде погибло до 3–4 тыс. человек, В.Б. Кобрин
считает, что было уничтожено 10–15 тыс. Летом 1570 г. на Красной площади состоялась публичная
казнь более 100 чел. Но опричники не смогли дать отпор крымскому хану Девлет-Гирею, подошедшему
к Москве. В 1571 г. хан сжег Москву, что еще более усугубило ситуацию в стране. В следующем,
1572 г., отпор Девлет-Гирею дал князь Михаил Иванович Воротынский, возглавивший войска по
поручению царя. Но вскоре князь Воротынский по доносу своего холопа был казнен при участии
самого Ивана IV. В борьбе против крымского хана в 1572 г. участвовали вместе опричники и земщина.
Это стало концом опричнины. Осенью 1572 г. она была отменена.
Опричнина способствовала централизации и утверждению личной власти государя и направлена
была против пережитков феодальной раздробленности, но в результате нее в стране разразился
экономический кризис: деревни и села опустели, немалая часть крестьян погибла. Необработанными
остались 50–90% земель. В Московском уезде обрабатывалось лишь 16% пашен. Резко возрос налоговый
гнет, усилились грабежи. Крестьянские хозяйства утратили устойчивость.
Опричнина утвердила в России режим личной власти, способствовала формированию централизации
при отсутствии достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому был
создан не четко работающий аппарат, а аппарат репрессий, стабильность монархии была утрачена.
Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. Широкая раздача черносошных
и дворцовых земель вела к распространению крепостничества на новые слои крестьян.
В 1581 г. было проведено описание земель. Правительство хотело знать состояние земельного фонда,
чтобы сделать расклад налогов. По указу царя писцы раздавали оскудевшим помещикам и вотчинникам
льготы, освобождали их от платежа государственных налогов на два-три года или даже на
10 лет при условии, что за это время пашня будет распахана, крестьяне поселены. В 1581 г. впервые
были введены заповедные годы (временное запрещение крестьянских переходов к другому барину в
Юрьев день), организованы сыск и возвращение беглых крестьян.
Монастыри оставались запретной зоной для переписчиков, они имели податные привилегии, к
ним бежали крестьяне и укрывались за стенами монастырей, скрываясь от государственного тягла.
Нужно было лишить монастыри их исключительного положения, что и сделал церковный собор 1584 г.
(уже при царе Федоре), отменив монастырские тарханы и запретив им держать закладчиков.
С монастырей стали взимать государственные налоги даже за прошлые годы (с 1581 г.), вывозить
крестьян-закладчиков. Эта политика вела к дальнейшему закрепощению крестьян, а разорение страны
вызванное опричниной и длительными войнами, преодолевалось за счет крестьян.
Во второй половине XVI в. Россия пыталась расширить свои границы, укрепить свое влияние в
Прибалтике, получить выход к морю, укрепить свои южные и юго-западные рубежи. Ивану IV удалось
27
присоединить Казанское ханство (1552–1557 гг.), завершить присоединение народов Поволжья и
Западного Приуралья, подчинить сибирского хана Едигера (1555 г.), начать дальнейшее освоение
Сибири (1581 г. – начало похода Ермака в Сибирь). Более 20 лет шла Ливонская война (1558–1583 гг.)
за влияние на западные и северо-западные земли – в начале с Ливонским орденом, который заключил
военный союз с великим князем Литовским и польским королем Сигизмундом II, а позже, когда
Ливонский орден был расчленен между Литвой, Польшей и Швецией, – со всеми этими странами.
В 1582 г. было заключено Ям-Зампольское перемирие на 10 лет с польским королем Стефаном
Баторием. Полоцк и Ливония отходили к Речи Посполитой, но Польша возвращала другие русские
земли, занятые во время этой войны. Годом позже было подписано Плюсское перемирие со Швецией,
в 1590 г., по истечении срока перемирия, борьба со шведами возобновилась. Россия победила и
получила, по Тявзинскому договору 1595 г., область на побережье Финского залива и города Корелу,
Орешек, Ниеншанц, Копорье, Иван-город, Ям. Карелия и Кольский полуостров также отходили к
России. Эстляндия с Нарвой осталась за Швецией.
Таким образом, Россия во второй половине XVI в. не смогла обрести выход к Балтийскому морю.
Перенапрягаясь в длительной Ливонской войне, она потеряла в конечном счете завоевания в Ливонии.
Но Иван IV верно понял значение для России Балтийского побережья, необходимость овладения им,
чтобы установить непосредственные отношения с Западом. Преемники его не раз будут пытаться
осуществить это, пока Петр I не завершит начатое Иваном IV.
Во второй половине XVI в. волею случая Россия установила более прочные торговые связи с
Англией. В поисках северного пути в Индию английский корабль с капитаном Ричардом Ченслером
попал в устье Северной Двины, откуда англичане прибыли в Москву. После этого через два года в
Лондон было отправлено русское посольство. Англичане получили право беспошлинного торга в
Московском государстве. В 1584 г. был построен Архангельск, обеспечивавший нужды торговли.
Итак, во второй половине XVI в. в России столкнулись два пути централизации. Избранная Рада
осуществляла в течение 10 лет структурные реформы, хотя темп их не устраивал царя. Но они и не
могли быть скорыми в условиях, когда еще не созрели предпосылки для централизации. Скорые
реформы возможны только при помощи террора.
Выбор пути определялся и традициями страны, и личностью самодержца, и степенью зрелости
предпосылок к централизации. Развитие страны шло по пути усиления военно-феодальной диктатуры
и ужесточения крепостничества. Однако в контексте общеевропейского развития деспотизм Ивана IV
мало чем отличался от деспотизма европейских дворов, а количество жертв опричного террора было
на порядок меньше жертв религиозных преследований в Европе XVI в.
Контрольные вопросы
1. В чем суть опричнины?
2. Почему централизация в России сопровождалась массовым террором?
Литература
1. Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. – М., 1960.
2. Зимин А.А. О политических предпосылках возникновения русского абсолютизма в России. – М., 1964. –
С. 18–50.
3. Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная Рада или опричнина? // История Отечества. – М., 1991. – С. 127–163.
4. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. – М., 1978.
Тема 4. РОССИЯ В КОНЦЕ XVI – XVII в.
4.1. Смутное время и его последствия
Смутное время, период безвластия, хаоса, небывалых потрясений, время «общего неповиновения,
раздора между народом и властью».
Толчком к Смуте послужило пресечение правящей династии Рюриковичей. Борис Федорович
Годунов, брат жены Федора Ирины, оттеснил других, более родовитых бояр, стал регентом, получив
все права. Он обладал умом, талантом правителя, опытом государственной деятельности, накопленным
еще при Иване IV. Россия при Борисе Годунове начала успокаиваться, уменьшились недоимки,
поднялась торговля, в пользу России закончилась война со Швецией (1590 г.), крымский хан в 1591 г.,
дойдя до Москвы, не стал воевать, бежал. При Годунове было окончательно покорено Сибирское
ханство. Укреплению государства способствовало введение в России патриаршества (1589 г.).
28
После смерти Федора, не оставившего наследников, власть перешла к Годунову, подкрепленная
избранием его на Земском соборе в 1598 г. Осенью 1598 г. он венчался на царство. Стремясь упрочить
свою власть, Борис Годунов избавлялся от соперничавших с ним и друг с другом, претендовавших на
власть более родовитых бояр.
В начале XVII в. Россия пережила ряд неурожайных лет. Народ, не совсем оправившийся от
разорения в годы опричнины, стал бедствовать, голод охватил страну, современники оставили
свидетельства о фактах людоедства. Запасов зерна у бояр хватило бы на несколько лет всему
населению. Но раздача хлеба не была в правилах знати. Борис устроил раздачу хлеба голодным в
Москве в 1605 г., но всех накормить, естественно, не мог. Последствия опричнины, длительных войн
и неурожаев обострили социальные проблемы, крестьяне и голодающие горожане выступали против
бояр, помещиков, против имущих классов.
Противоречия между представителями господствующего класса, борьба за власть среди бояр после
смерти Годунова привели к самозванщине, а ослабление государства привлекло иноземных захватчиков,
желавших воспользоваться ситуацией, и католическую церковь, надеявшуюся распространить
свое влияние на Русь. Лжедмитрия I поддержали московские бояре (ненавидевшие Годунова), часть
польской шляхты (надеявшаяся на добычу в Москве), казаки и служилые люди южной окраины
Московского государства (пострадавшие в свое время от опричнины и неурожайных лет). При
Василии Шуйском поднялись против московской власти украинские люди, тульские, рязанские
дворяне, мордва на нижней Оке, в Астрахани. Осенью 1606 г. Смута охватила все сословия московского
общества. Крупнейшими ее проявлениями стали движение Болотникова, появление второго самозванца
(1606–1610 гг.), вмешательство иностранцев в московские дела.
В борьбе со вторым самозванцем Василий Шуйский опирался на поддержку шведов. Шведские
отряды Делагарди помогали Скопину-Шуйскому. Это вызвало недовольство поляков, которые начали
интервенцию, осадили Смоленск (1609 г.), а затем разбили войско Шуйского и подошли к Москве.
Шведы отошли к берегам Финского залива, заняли уступленные им города, взяли Новгород. Москва,
осажденная с одной стороны поляками, с другой – «тушинским вором» (Лжедмитрием II), свергла
Шуйского и власть перешла к боярам («семибоярщина»), допустившим в Москву поляков и подписавшим
договор об избрании на российский престол польского королевича Владислава.
К концу 1611 г. Московское государство было на грани распада. В нем хозяйничали поляки и
шведы. Но государство было спасено народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским.
Смута оказала влияние на политическую и на общественную жизнь России. В ходе борьбы было
почти совсем разбито боярство (Шуйские, Мстиславские, Воротынские вымерли, Годуновы и
Салтыковы обеднели, Галицыны и Куракины надолго утратили влияние). Усилилось влияние дворян
и горожан, ополчения, освободившего Москву.
Изменилось отношение к власти царя. Новый государь, избранный Земским собором, должен был
осознавать это. Менялось значение Земского собора. С.Ф. Платонов так оценивал новое положение:
«С него окончился в Московском государстве старый порядок, и началась новая эпоха».
4.2. Государственное и общественное развитие России в XVII в.
Россия XVII в. пыталась урегулировать свои отношения с соседями, укрепить свои границы, вернуть
утраченные русские земли, присоединить новые. В 1617 г. Россия заключила Столбовский мир со
Швецией. Шведы оставили Новгород, но удержали Иван-город, Ям, Копорье, Орешек. Россия вновь
потеряла выход к Балтийскому морю. В 1618 г. в с. Деулино было подписано перемирие на 14,5 лет с
Польшей, по которому к ней отошли старые русские земли – Смоленск и часть северских городов.
Были возвращены пленные, но Владислав не отказался от притязаний на русский престол, а Москва
не могла навсегда отказаться от Смоленска. Она пыталась вернуть Смоленск после смерти Сигизмунда
и до избрания нового короля Польши, начав войну (1632 г.). Восемь месяцев осаждал воевода
боярин Шеин Смоленск, войска его были окружены и за право возвращения в Москву он отдал полякам
все пушки. По возвращении на Русь Шеин и воевода Измайлов были казнены как изменники. В 1634 г.
в местечке на границе, на реке Поляновке был заключен «вечный мир» с Польшей. Она отказалась
от московского престола, а Москва признала ее право на Смоленск и другие города, захваченные во
время Смуты поляками. Новая война с Польшей началась в1654 г. в связи с согласием Москвы принять
в свой состав Украину. Результатом войны стало заключение перемирия России и Польши в 1657 г.
К России отошли Смоленск, Киев и вся Левобережная Украина, получившая в составе единого
государства автономию в виде гетманства и налоговые льготы.
29
В XVII в. Россия разрешила калмыкам, пришедшим из Центральной Азии, заселить низовья Волги.
Казаки взяли Азов (в 1637 г.), но, опасаясь войны с Турцией и не имея в то время на это сил, царь
приказал казакам оставить Азов. В 1677–1681 гг. татары с турками вторглись на Украину, и русские
войска вынуждены были с ними воевать.
Важнейшие изменения произошли во внутренней политике России XVII в.: смена правящей
династии, изменения в правящем классе, во взаимоотношениях разных социальных групп, в государственном
и общественном строе и пр. явились следствием Смуты и потребностей нового времени.
Земский собор 1613 г., созванный по инициативе лидеров ополчения, избрал на престол Романовых.
Всего в XVII в. в России состоялось 45 Земских соборов. Соборы созывались либо царем, либо по
инициативе сословий и обсуждали разные вопросы общегосударственной важности: о государственном
устройстве, о политических порядках, о посылке по городам сборщиков денег и запасов, о
взыскании пятинных денег, об условиях мира с Польшей, о народном движении в Пскове и др. Четыре
собора утвердили проведение крупных государственных реформ: судебных, административных,
финансовых, военных.
Как правило, соборы созывались в переломное время: реставрация государственного аппарата
после войны начала XVII в., создание Соборного Уложения 1649 г. и др. Но чаще всего они обсуждали
вопросы внешней политики, так как на ведение войн требовались средства и нужна была поддержка
«всей землей» новых налогов. Состав соборов тоже был очень изменчив и лишен твердой устойчивой
организации.
Не все сословия участвовали в деятельности соборов. В основном в грамотах соборов перечень
чинов повторяется: духовенство, бояре, дворяне, купечество. В XVII в. упоминаются тяглые люди
черных сотен и слобод.
С 1654 по 1684 г. деятельность Земских соборов постепенно затухает. С упрочением новой династии
менялись функции собора, выборным людям предоставлялось право возбуждать законодательные
меры, ходатайствовать, а верховное управление удерживало за собой право решать возбужденные
вопросы. Земский собор превращается в носителя народных жалоб и пожеланий, и постепенно
надобность в нем у власти отпадает.
Внутреннее положение в стране после окончания Смуты характеризовалось развалом налоговой
системы, упадком хозяйства, разгулом преступности, разрушением служилого сословия. Правительство
Михаила Романова начало с «устройства земли», служилых людей. Большую роль в решении
всех вопросов играл патриарх Филарет (1619–1633 гг.). Для восстановления финансов в 1615–1616 гг.
проводили сбор пятой деньги (20% годового дохода) со двора (к этой мере прибегли и в 1632–33 гг.,
когда шла война с Польшей). В 1616 г. провели посошный сбор (по 120 руб. с каждой сохи). Собирали
обычные налоги, прибегали к займам. В эти годы была проведена опись и податная оценка земли.
Разоренные земли облагались по дозорным книгам, имели льготы. Но на практике допускались
злоупотребления, что вызывало недовольство владельцев разоренных земель. Широко распространялось
закладничество (долговая зависимость, которая освобождала от тягла). Закладчики выходили
из общины, а община за них платила тягло, так как существовала круговая порука. Это вызывало
недовольство общинников. Земский собор, обсудивший эти проблемы, решил снова провести перепись
земель, писцов и дозорников взять из надежных людей, взять с них клятву, всех бежавших тяглых
людей вернуть в общины, а на бояр, принявших беглых, наложить штрафы, составить роспись
государственных доходов и расходов. Сыскному приказу (боярам князю Черкасскому и Мезецкому)
было поручено рассмотреть жалобы на обиды «сильных людей». Таким образом, плохое экономическое
положение налогоплательщиков, уклонение от податей, злоупотребления администрации
требовали совершенствования системы управления и контроля, повышения платежеспособности
населения страны. У правительства не было средств осуществлять надзор сверху, на местах воеводы
и приказные люди творили беззаконие.
Государственные повинности приобрели сословный характер. За годы Смуты было подорвано
поместное землевладение. Более богатые служилые люди захватывали государственные земли,
принимали беглых крестьян из других поместий. Многие дворяне из-за бедности не могли идти на
службу, шли в холопы. Правительство приняло ряд указов, направленных на восстановление
служилого сословия. Земский собор (1642 г.) запретил дворянам переходить в холопы, решил, что
служить они могут, если имеют 15 крестьян (дворяне просили увеличить это число до 50 душ). В 1615
и 1637 г. принимали решения об увеличении срока сыска беглых крестьян до 10 лет в качестве
исключения для ряда помещиков, к 1642 г. это стало нормой, срок сыска увеличили до 15 лет.
30
Крестьяне, не вписанные в писцовые книги, могли еще перейти в другие земли и заключить новый
договор с хозяином (но теперь уже на вечные времена).
В тяжелом положении находился торговый и ремесленный люд (разорение в ходе Смуты, насилие
администрации, отсутствие у большинства частных капиталов, конкуренция иностранцев). В царствование
Михаила Романова англичане получили право беспошлинной торговли внутри России.
Голландцы с 1614 г. торговали с половинной пошлиной. Русские купцы не могли с ними конкурировать,
что вызывало их недовольство, проявившееся к концу 40-х годов.
Восстановление государственности после «смуты» потребовало единообразия в законах. Одним
из важнейших решений нового правительства совместно с Земским собором были подготовка и
принятие нового свода законов – Уложения 1649 г.
Соборное Уложение отразило интересы дворянства, окончательно оформило крепостное право,
отменив «урочные лета» для сыска беглых крестьян, положило юридическое основание крестьянской
крепости. Дворяне получили право обмена поместий, что создавало предпосылки для наследственного
владения служилого дворянства независимо от службы в поместном войске, стирало различия между
вотчиной и поместьем. За действия «скопом» против царя, бояр, воевод, приказных людей полагалась
смерть, смерть за убийство господина и отсечение руки за попытку убийства.
Правительство удовлетворило основные требования посадских челобитных, ликвидировав
частновладельческие слободы, введя статью о возвращении закладчиков и белопоместцев в тягло и
массовом сыске беглых посадских людей, запретив крестьянам держать в городах лавки для торговли
и пр. Ограничивалось право перехода посадских людей из города в город и перехода крестьян в города.
Телесные наказания за нарушение дисциплины распространялись теперь и на помещиков. За
дезертирство с государевой службы дворянина наказывали кнутом или полной конфискацией
поместья. Частично отменялись привилегии духовенства, церковникам запрещалось приобретать
вотчины светских феодалов, хотя это и вызвало протест некоторых бояр и иерархов церкви.
Уложение унифицировало судопроизводство, регламентировало его в зависимости от характера
судебного дела, суммы иска, унифицировало размеры судебных пошлин в пользу казны и уголовных
штрафов в пользу потерпевших. Были отменены судебные привилегии феодальной знати. Помещичьих
крестьян Уложение лишило права судебного представительства по имущественным спорам, права
предъявлять такие иски и отвечать на них, и за них отвечали помещики (кроме воровства, разбоя и
убийства).
Впервые в право вводилось понятие государственного преступления. Боярская дума из органа
боярской аристократии превращалась в орган приказной бюрократии. В законодательной деятельности
русского государства со второй половины XVII в. появляется понятие «именной указ» возрастает
личная власть монарха, особенно в области верховного управления. При Алексее Михайловиче была
создана личная канцелярия – Приказ тайных дел, который контролировал деятельность приказов,
вел личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя, царской благотворительностью,
сыском руд, был личной кассой царя и т.д.
Уложение 1649 г. действовало в России до 1833 г. и было шагом вперед, по сравнению с прежними
Судебниками. Оно представляло собой уже не просто практическое руководство для судьи и
управителя, но право, хотя по большей части и формальное. В Уложении не было законов, регулировавших
материальное право, семейное, тесно связанное с обычным и церковным, ибо никто не
решился затрагивать обычаи и духовенство. Но Уложение уже проникло в состав общества,
определило положение и взаимоотношение разных классов и сословий, уделяя большее внимание
дворянству.
Большое влияние на жизнь России XVII в. оказала церковная реформа патриарха Никона.
В России XVII в. православная церковь владела монополией на духовную жизнь. Патриарх Никон
(с 1652 г.) решил осуществить церковную реформу.
К XVII в. за время, прошедшее после падения Византии, на Руси утвердилось представление об
исключительности Русской православной церкви, единственной преемницы и хранительницы благочестия.
Однако к середине XVII в. накопились расхождения в обрядах русской церкви и греческой.
Еще в 1550 г. на Стоглавом соборе было решено исправить церковные книги, достичь единообразия
в богослужении.
В Москве группа священнослужителей занялась сверкой книг (они составили «Кружок ревнителей
древлего благочестия»: Стефан Вонифатьев – протопоп Благовещенского собора в Кремле, Иван
Неронов – священник Московского Казанского собора, протопоп Юрьевский Аввакум). Они
выступали за строгость и чистоту церковных обрядов, но идеал видели в «отечественной древности».
31
Никон, вначале их поддерживавший, став патриархом, решил исправлять церковные книги, сверяясь
с греческими образцами. Для этого в Москву пригласили киевских священнослужителей, знавших
греческий язык, что вызвало недовольство у «ревнителей благочестия». Церковный собор (1654 г.)
решил исправлять книги по греческим образцам, заручился поддержкой вселенских православных
патриархов. Всех, кто не признавал исправленные церковные книги и новую обрядность, Церковный
собор 1656 г. отлучил от церкви. Это послужило основанием для раскола церкви. В 1658 г. осложнились
отношения между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Никон снял с себя
патриаршее облачение и уехал из Москвы в свой Воскресенский монастырь. Но избрать нового
патриарха можно было только после освобождения им патриаршества, а Никон этого не делал.
Поместный церковный собор (1660 г.) не имел права лишить Никона его сана. Для этого решено
было созвать междуцерковный совет.
В 1666–1667 гг. в Москве состоялся «Великий собор», на котором кроме русских церковных
иерархов присутствовали лично патриарх Александрийский Паисий, Антиохийский – Макарий, а
патриархи Цареградский (Константинопольский) и Иерусалимский прислали свои грамоты и
представителей.
Собор поддержал реформу. Одобрил исправление книг (крещение тремя перстами правой руки,
трижды аллилуйя, крестные ходы против солнца и т.д.). Всех, кто не признавал реформу, назвали
еретиками, осудили. Собор осудил Никона за властолюбие, высокомерие, попытки стать над светской
властью, лишил патриаршества и священства, сослал в Ферапонтов монастырь близ Белоозера. Собор
принял решение, что царь имеет преимущество в светских делах, а патриарх – в церковных.
Сопротивление новшествам сохранялось и после ухода Никона и решения собора. Итак, церковная
реформа осуществлялась с целью повысить авторитет Русской православной церкви, особенно после
присоединения Украины к России, где православное население преследовалось после унии 1596 г.
Реформа предусматривала введение единообразия в церковной жизни в России, что должно было
способствовать усилению влияния церкви и упрочнению государственности России. Однако осуществление
реформы привело к расколу церкви и населения страны.
Контрольные вопросы
1. Какие меры по восстановлению экономики, служилого сословия были приняты правительством после
окончания «смуты»?
2. Что нового было в Соборном Уложении 1649 г. по сравнению с прежними судебниками?
Литература
1. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. – М., 1978.
2. Ключевский В.О. О русской истории. – М., 1993.
3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М., 1992.