Тема 13. СССР НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
13.1. Международное положение и внешняя политика СССР
накануне Великой Отечественной войны
В 1929–1932 гг. западный мир пережил тяжелейший в своей истории экономический кризис,
вызвавший резкий спад производства, рост безработицы и обострение международной конкуренции
и борьбы за рынки сбыта. Противостояние ведущих держав особенно ужесточилось в Европе и на
Дальнем Востоке. На Тихом океане Япония, ставшая главным конкурентом США и Англии, вынашивала
далеко идущие агрессивные планы, включавшие покорение Китая, а затем и всей Азии.
В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию (северо-восточный район Китая) и создала там марионеточное
государство Маньчжоу-Го. Лига Наций ограничилась протестами и не приняла никаких
санкций по отношению к японским агрессорам.
В условиях усиления военной опасности на Дальнем Востоке СССР в 1932 г. восстановил
дипломатические отношения с Китаем, разорванные в 1929 г. после конфликта на КВЖД. Одновременно
СССР продолжал поддерживать китайскую компартию, которая создала Красную Армию
и провозгласила на территории ряда провинций Советскую республику.
В 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций. Под угрозой японского наступления на Пекин правительство
Китая признало господство Японии над Маньчжурией. На Дальнем Востоке возник очаг новой
мировой войны.
В январе 1933 г. к власти в Германии пришла нацистская партия во главе с А. Гитлером.
Внешнеполитические цели новых германских властей были откровенно реваншистскими и агрессивными.
В своей программной книге «Майн Кампф» («Моя борьба») А. Гитлер писал о необходимости
расширить жизненное пространство немцев путем завоеваний, причем в первую очередь – на востоке,
за счет России.
В 1933 г. Германия покинула Лигу Наций в знак протеста против несогласия ее членов пересмотреть
Версальскую систему. Очаг военной опасности возник и в Европе.
Интенсивное перевооружение Германии и непрекращающиеся реваншистские заявления ее
лидеров вынудили СССР и Францию пойти на сближение. Министр иностранных дел Франции
Л. Барту в 1934 г. выступил инициатором создания «Восточного пакта», который должен был
объединить СССР, Германию, Финляндию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу и Чехословакию. В случае
нападения на одну из стран, подписавших пакт, остальные его участники должны были оказать ей
военную помощь. Франция, не вступая в пакт, также обязывалась оказать помощь жертве агрессии.
СССР активно поддержал идею «Восточного пакта». Однако реализовать ее не удалось из-за отказа
Германии и Польши. К тому же вдохновитель пакта Л. Барту был убит террористами во время встречи
югославского короля. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций и стал ее постоянным членом.
В 1935 г. СССР подписал соглашение о взаимопомощи с Францией и Чехословакией сроком на
пять лет. Но чехословацкое правительство, опасавшееся, что советская поддержка обернется
экспортом революции, настояло, чтобы участники договора приходили на помощь друг другу только
совместно с Францией.
С 1934 г. Германия начала беспрецедентное перевооружение своих вооруженных сил. В нарушение
версальских принципов Германия производила танки, боевые самолеты, тяжелые орудия, подводные
лодки, боевые корабли.
Однако западные политики, настроенные любой ценой избежать повторения кровавой бойни
Первой мировой войны, предпочитали не замечать опасности. Мнение о том, что избежать нового
конфликта можно не с помощью усиленного давления на Германию, а с помощью уступок и
«умиротворения», особенно распространилось в Англии.
73
Никаких серьезных мер со стороны Англии не последовало даже после того, как Германия в 1935 г.
восстановила всеобщую воинскую повинность.
В 1935 г. фашистская Италия оккупировала Эфиопию. Лига Наций, членом которой являлась
Эфиопия, ввела санкции против агрессора, но сделала это крайне нерешительно. На практике Италия
не понесла урона от санкций, но они оттолкнули Б. Муссолини от прежних союзников – Англии и
Франции – и подтолкнули к союзу с идеологически и политически близким германским нацизмом.
Наконец, в 1936 г. Гитлер ввел войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Летом 1936 г.
испанские правые во главе с генералом Ф. Франко подняли мятеж против правительства Народного
фронта. Мятежники получили поддержку фашистских государств – Италии и Германии. Демократические
же страны – США, Англия, Франция, стремясь остаться в стороне от конфликта, провозгласили
политику невмешательства в испанские дела. Реальную помощь Испанской республике
предоставил лишь СССР, направивший республиканцам оружие, в том числе танки и самолеты,
медикаменты, продовольствие. В Испании сражались советские летчики. Советские военные
советники организовали оборону Мадрида. Большую роль в боях в Испании сыграли интернациональные
бригады (интербригады), в составе которых было много коммунистов, направленных в
Испанию Коминтерном.
Помощь СССР республике не могла, однако, сравниться с итало-германской помощью мятежникам.
В марте 1939 г. Испанская республика пала, в Испании установилась диктатура Ф. Франко.
Сотрудничество Италии и Германии в Испании привело к их дальнейшему сближению. В 1936 г.
они подписали соглашение о проведении совместной внешней политики. В том же году Германия
заключила с Японией «Антикоминтерновский пакт», имевший ярко выраженный антисоветский
характер. В 1937 г. к нему примкнула Италия. Так образовалась «ось» Берлин – Рим – Токио.
В марте 1938 г. в Австрию вступили германские войска. Австрия была объявлена частью германского
рейха. Англия и Франция вновь ограничились формальными протестами, которые Гитлер просто
проигнорировал.
Расправившись с Австрией, Гитлер предъявил претензии Чехословакии. Гарантами безопасности
Чехословакии были Франция и СССР. Но, несмотря на то что силы Франции и Чехословакии
превосходили немецкие, Франция не решалась выступить против Германии без английской поддержки.
Франция опасалась быть втянутой в новую большую войну с Германией, не имея союзников
на Западе. Англия отказалась поддержать Чехословакию.
29–30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялось совещание А. Гитлера, Б. Муссолини, Н. Чемберлена
и французского премьера Э. Даладье. Западные страны фактически предали Чехословакию, согласившись
на передачу Судетской области Германии.
СССР предлагал Чехословакии военную помощь, однако, не получив поддержки со стороны
Франции, чехословацкое правительство не пошло на одностороннее сотрудничество с СССР.
Наращивание германской экспансии в Европе происходило одновременно с расширением японской
агрессии на Дальнем Востоке. В 1937 г. началась японо-китайская война. Весь Северный и часть
Центрального Китая были захвачены Японией. В июле 1938 г. возник конфликт на границе СССР и
Маньчжурии у озера Хасан. Два дня части Особой Дальневосточной Армии вели упорные бои из-за
нескольких спорных метров на гребне высоты, затем войска обеих сторон были отведены.
В мае 1939 г. из-за пограничного спора у реки Халхин-Гол возник конфликт между Японией и
Монгольской Народной Республикой. СССР, имевший с МНР договор о взаимопомощи от 1921 г.,
пришел на помощь союзнику силами Первой армейской группы под командованием Г.К. Жукова.
Четыре месяца продолжались тяжелые бои. В сентябре советские войска перешли в наступление и
ценой значительных потерь уничтожили вторгшиеся на монгольскую территорию японские части.
15 сентября было подписано перемирие. Определенную роль в согласии Японии на перемирие, помимо
успехов Красной Армии, сыграло изменение расстановки военно-политических сил в Европе в связи
с заключением советско-германского пакта о ненападении.
События на озере Хасан и на реке Халхин-Гол показали, что в 1938–1939 гг. Япония еще не была
готова к широкомасштабной агрессии против Советского Союза. Масштабы конфликтов свидетельствовали
скорее о попытке японцев провести «разведку боем». Однако напряжение на дальневосточных
рубежах СССР нарастало.
Крах политики умиротворения побудил Англию и Францию предоставить гарантии безопасности
Польше и пойти на переговоры с СССР о коллективном отпоре агрессору. Переговоры начались в
Москве в середине июня 1939 г. Они проходили очень трудно, так как участники не доверяли друг
другу. С советской стороны переговоры вел нарком иностранных дел В.М. Молотов, назначенный
74
на этот пост в мае 1939 г. вместо М.М. Литвинова. 12 августа начались переговоры военных делегаций.
Советскую делегацию возглавлял нарком обороны К.Е. Ворошилов. Западные делегации как на
политических, так и на военных переговорах возглавляли второстепенные деятели, не обладавшие
широкими полномочиями.
Камнем преткновения на переговорах стал отказ польского правительства пропускать через свою
территорию советские войска. Без этого Красная Армия не могла вступить в бой с немцами.
Кроме того, СССР настаивал на предоставлении участниками переговоров гарантий безопасности
не только Польше, но и странам Прибалтики, причем не только от прямой, но и от косвенной агрессии.
Последнее подразумевало внутренний государственный переворот или поворот к прогерманской
политике. Западные партнеры отвергли это предложение, расценив его как предлог для вмешательства
во внутренние дела прибалтийских стран. Категорически отказывались от гарантий со
стороны участников переговоров и сами прибалтийские государства.
17 августа Ворошилов прервал переговоры, заявив, что их исход зависит от доброй воли английской
и французской делегаций.
Во время переговоров и западные союзники, и Советский Союз продолжали негласные дипломатические
контакты с Германией. Постепенно дипломатический зондаж увенчался решением СССР
и Германии подписать торговое соглашение и пакт о ненападении. 23 августа 1939 г. пакт о
ненападении между СССР и Германией был подписан. Стороны обязались не применять насилия в
отношении друг друга и не участвовать в каких-либо группировках, прямо или косвенно направленных
друг против друга. Стороны договорились также о поставке в Германию советского сырья и
продовольствия в счет предоставленного Германией кредита.
Пакт сделал невозможным союз СССР с Англией и Францией в случае войны между ними и
Германией из-за Польши. Заключение пакта сопровождалось подписанием секретных протоколов, в
соответствии с которыми Германия и СССР разделили сферы влияния в Восточной Европе. В советскую
сферу влияния включались Финляндия, Эстония, Латвия и часть Польши восточнее рубежа
Нарев–Висла, в германскую – Польша западнее этого рубежа и Литва. Стороны предполагали раздел
между собой территории этих суверенных государств. Если сам пакт не нарушал международное
право, то секретные протоколы грубо попирали его.
1 сентября 1939 г. Германия совершила агрессию против Польши. Началась Вторая мировая война.
Подавляющее превосходство в силах, особенно танках и самолетах, позволило германскому вермахту
в течение недели разгромить польскую армию и подойти к Варшаве. Последние польские гарнизоны
капитулировали 27–28 сентября.
Англия и Франция, гарантировавшие безопасность Польши, объявили Германии войну, но активных
боевых действий так и не начали.
СССР выступил фактически как союзник Германии. 17 сентября советские войска начали так
называемый Освободительный поход и вступили на территорию восточных районов Польши –
Западной Украины и Западной Белоруссии. Польские войска практически не оказывали сопротивления.
Свыше 230 тыс. польских солдат и офицеров сдались в советский плен. К 17 сентября
немцы продвинулись значительно восточнее первоначально согласованных границ своей сферы
влияния. После вступления Красной Армии в Польшу они отступили на запад, причем в нескольких
случаях были проведены совместные парады советских и германских частей.
25–27 сентября в Москве состоялись переговоры И.В. Сталина с И. Риббентропом. По предложению
Сталина границы сфер влияния были изменены. Польская территория от Вислы до Западного Буга
отошла к Германии, а Литва вошла в советскую сферу влияния. Советско-германская граница в Польше
прошла по «линии Керзона». 28 сентября был заключен новый советско-германский Договор о дружбе
и границе, означавший, что Германия и СССР официально стали союзниками.
В соответствии с секретным протоколом от 23 августа 1939 г. в советскую сферу влияния вошла
Финляндия. Москва еще в 1938 г. добивалась, чтобы в случае возникновения угрозы вторжения в
СССР через финскую территорию в Финляндию были допущены части Красной Армии. Финское
правительство отвергло советские предложения, считая, что они нарушают суверенитет страны.
Переговоры возобновились в октябре 1939 г., когда в Европе уже шла Вторая мировая война. СССР
предложил Финляндии подписать пакт о взаимопомощи и разместить на финской территории
советские войска. Когда финны отвергли эти предложения как нарушающие провозглашенный их
страной нейтралитет, советские представители предложили отодвинуть границу на несколько
десятков километров от Ленинграда и передать СССР в аренду полуостров Ханко для строительства
там военной базы. В обмен СССР был готов передать Финляндии обширную, но малонаселенную
75
территорию в северной Карелии. Финны отвергли эти предложения и заявили, что будут защищать
территориальную целостность страны.
После этого советское правительство сделало ставку на силовое решение вопроса. На финской
границе были сосредоточены войска Ленинградского военного округа. 29 ноября 1939 г. под предлогом
обстрела Ленинграда финской артиллерией СССР разорвал пакт о ненападении с Финляндией,
заключенный еще в 1932 г., и отозвал из Хельсинки своих представителей. 30 ноября советские войска
пересекли финскую границу, имея приказ в течение недели овладеть Хельсинки. Целью войны было
объявлено освобождение финских трудящихся от ига капитала. 2 декабря 1939 г. в г. Териоки было
создано правительство Народной республики Финляндии во главе с О. Куусиненом – видным деятелем
ВКП(б) и Коминтерна, финном по национальности.
Лига Наций вскоре после начала боев потребовала вывести советские войска из Финляндии. После
отказа советского правительства выполнить это требование СССР был признан агрессором и
исключен из Лиги Наций.
12 марта 1940 г. был подписан мир. К СССР перешла часть территории Карельского перешейка с
г. Выборгом. Остров Ханко был сдан в аренду СССР. Советские территориальные претензии были,
таким образом, удовлетворены. Однако СССР пришлось отказаться от установления в Финляндии
советской власти. «Правительство» Куусинена было распущено. Приобретения СССР в результате
финской войны не соответствовали людским, материальным и политическим потерям. Действия
Красной Армии продемонстрировали ее неготовность к большой войне с серьезным противником.
Новому наркому обороны С.К. Тимошенко, назначенному вместо Ворошилова, предстояло провести
огромную работу по переобучению войск.
Заключение пакта о ненападении между СССР и Германией изменило судьбу стран Прибалтики.
Эстония, Латвия, а после 28 сентября 1939 г. и Литва вошли в сферу влияния Москвы. Под давлением
Советского Союза прибалтийские государства в конце сентября – начале октября 1939 г. подписали
с ним пакты о взаимопомощи сроком на десять лет. Стороны обязались не участвовать в коалициях,
направленных друг против друга. Прибалтийские государства должны были оказать СССР помощь в
случае нападения на него через их территорию. В Прибалтике размещались советские военные базы
и аэродромы. Введенный в Прибалтику «ограниченный контингент» превышал суммарную численность
прибалтийских армий.
17 июня 1940 г. в Прибалтику были введены советские войска. В конце июня 1940 г. советские
войска вступили в Бессарабию, отторгнутую от России в 1918 г. Румынией. Это стало возможным
благодаря согласию признать Бессарабию советской сферой влияния. Между тем, в 1940 г. после
поражения Франции Румыния окончательно сблизилась с Германией. Граница между СССР и
Румынией была теперь установлена по Пруту и Дунаю. Бессарабия вместе с выделенной из состава
Украинской ССР Советской Молдавией составила Молдавскую ССР.
Одновременно с Бессарабией СССР присоединил Северную Буковину (Черновицкую область),
вошедшую в состав Украины. Присоединение Северной Буковины было осуществлено вопреки
секретным протоколам и вызвало в Германии серьезное недовольство, тем более что СССР
приблизился к румынским нефтяным месторождениям, которые служили для Германии основным
источником нефти.
Таким образом, в 1939–1940 гг. СССР существенно расширил свою территорию, присоединил
большую часть территорий, принадлежавших до революции Российской империи. СССР удалось также
остаться вне большой войны, разразившейся в Европе, и не допустить ни столкновения один на один
с Германией, ни войны на два фронта – против Германии и Японии одновременно. Однако это было
достигнуто ценой сотрудничества с гитлеровской Германией.
13.2. Великая Отечественная война: начало, причины неудач на первом этапе войны,
источники победы
К весне 1941 г. Гитлер захватил 11 государств, и война стала приближаться к границам СССР.
Мощное наступление немцев на позиции наших войск началось 22 июня 1941 г. Согласно плану
«Барбаросса» военная кампания против СССР должна была закончиться в короткий срок, до зимы.
Германские войска должны были разгромить советские войска в приграничных сражениях, беспрепятственно
проникнуть вглубь страны к ее важнейшим центрам – Москве, Ленинграду, Минску,
Киеву, Донбассу. Группа армий «Север», действовавшая на ленинградском направлении, имела задачу
уничтожить советские войска в Прибалтике, захватить порты на Балтийском море, лишить военноморской
флот СССР его баз. Группа армий «Центр» на западном направлении должна была разгромить
76
советские войска в Белоруссии, выйти на линию Смоленск–Москва. Группе армий «Юг» ставилась
задача уничтожить группировку советских войск на Западной Украине, захватить переправы на
Днепре и наступать южнее Киева. Для разгрома СССР Германией планировалось использовать почти
все сухопутные силы, а также формирования Италии, Румынии, Венгрии и Финляндии.
Начальный период Великой Отечественной войны складывался для нашей страны неблагоприятно.
Советские войска вскоре начали отступать по всему фронту. Причины военных неудач Красной Армии
и размеры военных потерь до сих пор привлекают внимание многочисленных исследователей истории
Второй мировой и Великой Отечественной войн. Одну из главных причин этих поражений большинство
авторов видит в политическом и военном просчетах Сталина и советского руководства в
целом, включая наркома обороны С.К. Тимошенко и начальника Генерального штаба Г.К. Жукова.
Сыграла свою роль и переоценка советско-германского пакта 1939 г.
Во-вторых, авторы отмечают, что боеготовность Вооруженных сил СССР была подорвана в
результате политических репрессий 30-х годов, которые привели к почти полной смене командного
и политического состава армии и флота.
В-третьих, в исторических трудах обращается внимание на неудовлетворительный уровень
стратегического мышления военного руководства. По настоянию Сталина наиболее опасным
стратегическим направлением считалось юго-западное (как это было в период Первой мировой
войны), поэтому в полосе Киевского особого военного округа были сосредоточены огромные силы.
Советские войска превосходили здесь немецко-фашистские по численности личного состава в 1,2 раза,
орудий и минометов – в 1,4 раза, по танкам современных типов – в 3,5 раза, самолетам – в 2,5 раза.
В то же время на западном направлении, где намечался главный удар противника, превосходство
немцев составляло в среднем 1,8–2,2 раза по разным показателям. Советским военным командованием
во главе с К.Е. Ворошиловым неверно был истолкован опыт гражданской войны в Испании, где не
применялась в массовом масштабе военная техника. В связи с этим механизированные корпуса,
появившиеся в 1932 г., были расформированы в 1939 г. и вновь стали возникать только в середине
1940 г.
Ошибочным признается сегодня план обороны западных границ. Он предусматривал немедленный
переход в наступление сразу же после отражения первого удара. Советское военное руководство не
принимало в расчет возможность глубокого вклинивания сил противника в оборону наших войск и
прорыва этой обороны.
В-четвертых, отмечается, что трагическую роль в июне 1941 г. сыграло состояние наших западных
границ.
В-пятых, несомненно, на ход военных действий оказывало влияние также соотношение сил
Германии и СССР и умение распорядиться ими. За 3,5 года, предшествовавших Великой Отечественной
войне, в СССР было произведено около 23 тыс. боевых самолетов. На Западном театре военных
действий было сосредоточено более половины всей советской авиации. Сюда было передано
1540 самолетов новых конструкций. Германия сосредоточила против СССР 4980 самолетов, из
которых четыре тысячи было немецких.
К началу Великой Отечественной войны в Красной Армии насчитывалось свыше 22 тыс. танков,
в том числе 1861 – новых образцов: Т-34 и KB. Из них 1475 были в войсках западных военных округов.
Германия могла выставить против СССР 3582 танка и штурмовых орудия, в том числе – 1634 танка
новой конструкции Т-III и T-IV.
Не уступала Красная Армия агрессору в артиллерии, но германские войска имели преимущество
в автоматическом оружии и наличии большого количества автомашин, что значительно повышало
их мобильность.
На западных границах СССР было сосредоточено 170 дивизий, насчитывавших 2,9 млн чел.
Германия бросила против СССР 190 дивизий (153 – немецких) общей численностью 3,3 млн чел.
Таким образом, немцы имели преимущество в воздухе, стрелковом оружии, мобильности войск и
численный перевес. У них был опыт ведения широкомасштабных боевых действий наступательного
характера. Слабой стороной советских Вооруженных сил было отсутствие такого опыта по части и
оперативного управления войсками, и стратегического руководства в целом.
За первые 5 месяцев войны германские войска вторглись в пределы СССР на глубину от 850 до
1200 км, блокировали Ленинград, захватили Прибалтику, часть Белоруссии, Украины, оказались в
опасной близости от Москвы. К 1 декабря 1941 г. СССР потерял убитыми, пленными и без вести
пропавшими 7 млн чел. Почти никто из государственных и военных деятелей за рубежом не верил в
способность СССР выстоять в войне с Германией.
77
Несмотря на тяжелые поражения первых месяцев войны, советские воины упорно сражались.
Если в первые 3 недели военных действий немецкие войска продвигались в среднем на 20–30 км в
сутки, то с середины июля до августа – по 3,5–8,5 км, а во время наступления на Москву, в октябреноябре,
– на 2,5–3 км в сутки. Во время войны самопожертвование и героизм советских людей стали
массовым явлением. Для спасения жизни своих товарищей и для достижения победы солдаты
закрывали своими телами амбразуры дотов и дзотов. Первым, по имеющимся сведениям, такой подвиг
совершил 24 августа 1941 г. под Новгородом младший политрук А.И. Панкратов. Наибольшую
известность получил подвиг А.М. Матросова под Великими Луками 23 февраля 1943 г. Всего
300 советских воинов совершили этот героический подвиг. Высокое мужество демонстрировали
летчики, когда подбитые и оставшиеся без боеприпасов машины направляли на колонну танков или
вражеские самолеты. Первый такой подвиг совершил через несколько часов после начала войны
старший лейтенант, командир звена П.С. Чиркин. Всего 22 июня 1941 г. было совершено 22 тарана;
26 июня этот подвиг, защищая небо Москвы, повторил капитан Н.Ф. Гастелло. Всего выявлено
320 экипажей, совершивших таран «воздух–земля». Последний подвиг был совершен 7 мая 1945 г.
лейтенантом Е.Д. Кузьминых. Еще более многочисленными были тараны, когда в воздушном бою
ударом крыла или лопастями винта наносили повреждения самолетам противника и выводили их из
строя. Известно около 500 таких случаев. На счету 25 летчиков по 2 таких тарана. Летчик Б.И. Ковзан
совершил четыре тарана «воздух–воздух» и остался жив. Всего 11 тыс. человек в годы Великой
Отечественной воины были удостоены звания Героя Советского Союза. Вместе с тем, победа в войне
не могла быть достигнута отдельными легендарными подвигами. Патриотическое движение охватило
весь народ. Жестокость врага не оставляла иного выбора, кроме борьбы и сопротивления. Свыше
20 млн чел. подали заявления с просьбой о зачислении их в Красную Армию добровольцами. Из них
были сформированы народные ополчения, ставшие резервом действующей армии. Общественностью
страны был создан фонд обороны Родины и фонд Красной Армии, куда трудящиеся добровольно
отчисляли часть зарплаты, передавали семейные ценности, продовольствие, одежду. За счет средств
населения были построены 2,5 тыс. самолетов, несколько тысяч танков, артиллерийских орудий,
более 20 подводных лодок и много другой техники. Таким образом, морально-психологический фактор,
сознание справедливости своей борьбы и патриотизм были одной из главных причин победы
советского народа в Великой Отечественной войне.
Другим фактором победы была организационно-политическая деятельность партии и государства.
Партийно-государственные структуры сумели сплотить народ и возглавить его патриотический
подъем. С началом войны произошла перестройка государственных органов. 30 июня был образован
чрезвычайный орган – Государственный комитет обороны под председательством И.В. Сталина.
В прифронтовых городах, которым угрожала опасность быть захваченными врагом, создавались
городские комитеты обороны, объединявшие партийную и государственную власть на местах. Еще
23 июня была создана Ставка Главного командования (переименованная вскоре в ставку Верховного
Главнокомандования). Ее рабочим органом стал Генштаб. Главной в деятельности чрезвычайных
органов власти была военно-мобилизационная работа. Всего за время войны в Красную Армию был
призван 31 млн чел.
Одной из важнейших задач органов власти стала организация на оккупированной врагом территории
партизанского движения. Первоначально эта борьба носила стихийный характер. Окруженные
части, отдельные солдаты соединялись в отряды, действовавшие в тылу, сливались с местным
населением и под партийным руководством образовывали партизанский отряд. В других случаях
специально забрасывался десант с целью создания партизанского формирования на той или иной
территории. Для координации деятельности партизанских отрядов и действующей армии в Москве
30 мая 1942 г. при ставке Верховного Главнокомандования был создан Центральный штаб партизанского
движения, который возглавлял П.К. Пономаренко. Всего в годы войны в тылу врага
насчитывалось свыше 6 тыс. партизанских отрядов, в которых сражались более 1 млн партизан.
Другой важнейшей задачей по превращению страны в боевой лагерь являлась перестройка работы
тыла, превращение страны в единый лагерь, перевод народного хозяйства на военные рельсы,
всемерное увеличение выпуска военной продукции.
Материальный фактор был ведущим в достижении победы в Великой Отечественной войне. С июля
по ноябрь 1941 г. промышленное производство в стране сократилось в 2 раза. Оборона Смоленска в
июле-августе 1941 г. позволила эвакуировать в восточные районы страны 2293 предприятия, в том
числе 1360 крупных, преимущественно военных заводов и 10 млн работающих. Руководил этим
созданный Совет по эвакуации, председателем которого был Н.М. Шверник, а заместителем –
78
А.Н. Косыгин. Одновременно тысячи больших и малых предприятий Урала переводились на военные
рельсы, выпуск военной техники и боеприпасов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от
26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих» вводились сверхурочные работы,
отменялись очередные и дополнительные отпуска. Работавшие на военных заводах объявлялись
мобилизованными и закреплялись на предприятиях. Сосредоточение сырьевых ресурсов, материальных
ценностей, централизация власти в условиях войны в руках государства имело массу
преимуществ, позволяло в короткий срок переориентировать экономику, ликвидировать узкие места
в производстве военной продукции. В результате уже в декабре 1941 г. прекратилось сокращение
объемов производства, а с января 1942 г. оно начало расти.
Экономическое противоборство Советского Союза с фашистским блоком протекало в условиях,
когда Германия производила больше основных видов промышленной продукции, чем СССР. И все
же советская экономика сумела существенно превзойти уровень военного производства противника.
В Советском Союзе в 1943 г. было произведено 35 тыс. самолетов всех видов, примерно на 10 тыс.
больше, чем в Германии, в 2 раза больше танков и самоходно-артиллерийских установок, орудий и
минометов. Советская промышленность выпускала боевую технику, которая по многим показателям
была выше аналогичных образцов врага (танк Т-34, самоходно-артиллерийские установки СУ-122 и
СУ-152). Новый советский истребитель ЛА-5Ф1Т по боевым качествам был лучше немецких
истребителей. Успехи экономики страны позволили существенно укрепить и усовершенствовать
Вооруженные Силы. Количество автоматического оружия в действующей армии к июлю 1943 г.
увеличилось почти в 2 раза, противотанковой артиллерии – в 1,5 раза. На фронте стало возможным
формирование танковых армий однородного состава, обладавших большой маневренностью, ударной
и огневой силой. Бронетанковые и механизированные войска стали основной силой сухопутных войск.
В 1943 г. произошел коренной перелом в работе советского тыла. Он был достигнут трудом миллионов
советских рабочих, техников, инженеров, которые по несколько смен не выходили из цехов, ели и
спали у станков, работали без выходных дней и отпусков. Так могли работать люди, которые в
служении Родине видели свой патриотический долг, цель и смысл жизни. Усилению боевой мощи
СССР способствовала помощь стран антигитлеровской коалиции и, в частности, поставки по лендлизу
из США на общую сумму около 11 млрд долл.
Победа в Великой Отечественной и Второй мировой войне над фашизмом была одержана ценой
огромных жертв. На долю СССР пришлось 40% всех людских потерь. Из 27 млн убитых советских
граждан потери личного состава Вооруженных сил составили 8668400 чел. Число погибших в
Германии составило 13 млн чел. (5 млн 474 тыс. – потери личного состава Вермахта). В Польше
погибло 5 млн (20% населения). Общие потери во Второй мировой войне составили 55 млн чел., в
6,4 раза больше, чем в Первой мировой войне.
Победа над фашизмом, решающую роль в достижении которой сыграл Советский Союз, явилась
совместной победой международного фронта национально-освободительных, демократических,
прогрессивных сил.

Тема 14. СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.
ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ.
НАРАСТАНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
14.1. Социально_экономическое развитие, общественно_политическая жизнь,
внешняя политика СССР в послевоенные годы
В истории не было войн, которые по своим разрушениям и бедствиям могли сравниться со Второй
мировой. Большие разрушения и потери выпали на долю СССР. По подсчетам Государственной
комиссии, за годы войны лишилось крова 25 млн чел. Промышленное производство в 1945 г. составило
30% от довоенного. СССР потерял 1/3 национального богатства. Сократилось более чем в 1,5 раза
производство предметов потребления. Сейчас выясняется, что потери были гораздо больше, особенно
людские.
Первоочередной задачей было восстановление разрушенного хозяйства, переход от военной
экономики к мирной. Это требовало установления новых экономических связей между предприятиями,
отраслями, создания новых пропорций в народном хозяйстве. Предстояло технически
перевооружить целые отрасли, переквалифицировать миллионы людей, обучить их мирной профессии.
Программой «мирного созидания» – восстановления хозяйства, его значительного подъема,
укрепления оборонного могущества страны, роста народного благосостояния – стал четвертый
пятилетний план. Перевод промышленности страны на мирные рельсы был завершен в основном в
1946 г. Выпуск гражданской продукции за год увеличился на 20%. Перестройка в короткий срок
промышленности СССР представляла собой одно из важных условий восстановления и развития
всего народного хозяйства страны, в том числе и сельского. В результате валовая продукция всей
промышленности выросла на 73%, по сравнению с 1940 г. Значительную роль в восстановлении сыграла
Сибирь, объем промышленной продукции в которой вырос на 27%, по сравнению с довоенным
временем. А удельный вес Сибири в общем объеме промышленного производства вырос почти в
2 раза.
Второй сложнейшей задачей была организация восстановления и дальнейшего развития сельского
хозяйства. Великая Отечественная война принесла огромные потери сельскому хозяйству страны.
Число трудоспособных мужчин в деревне сократилось к 1946 г., по сравнению с 1940 г., в 2 раза,
поставка селу тракторов, плугов – в 9 раз, комбайнов – в 50 раз. Нехватка конного тягла привела к
использованию в упряжке коров, иногда людей. Производительность труда в сельском хозяйстве
составляла 57% от довоенного уровня, трудности усугубились засухой 1946 г., равной которой не
было 50 лет.
Пятилетним планом предусматривалось 19,9 млрд руб. капитальных вложений в сельское
хозяйство, дальнейшее техническое его оснащение. Были определены главные направления деятельности
в деревне: упрочение материально-технической базы производства, организационнохозяйственное
укрепление колхозов, эффективное использование общественного земельного фонда,
повышение дисциплины труда в колхозах и совхозах.
В целом к концу пятилетки продукция сельского хозяйства достигла 99% довоенного уровня.
Добиться бо‰льших результатов не удалось в силу ряда причин. Сельское хозяйство находилось в
неравном положении. Заводы недооценивали важность выполнения заказов для сельского хозяйства.
Самим заводам сельскохозяйственного машиностроения мало выделялось средств плановыми и
снабженческими органами государства. Все меры не затрагивали глубинных процессов экономики
сельского хозяйства. Как и в довоенные годы, управление колхозами было жестко централизовано,
отношения между государством и колхозами строились не на экономических законах. Как и раньше,
колхозы в основном «сдавали» продукцию государству, не получая практически ничего взамен.
Чрезвычайно разнообразными и большими были налоги на колхозников, что обеспечивало потребности
государства, но не стимулировало развитие сельскохозяйственного производства, заинтересованность
тружеников села. Результатом восстановления и дальнейшего развития народного
хозяйства в послевоенные годы, в конечном итоге, было упрочение положения страны в мире,
изменение условий жизни народа.
Экономические и социальные достижения и трудности послевоенного периода сказались и на
общественно-политическом развитии страны. За годы войны советское общество изменилось,
выросло самосознание людей, активность, инициатива и творчество. Одновременно с этим высшего
предела достиг централизм, ограничение демократии, административно-командный стиль управления
80
на всех уровнях. ВКП(б) практически срослась с госаппаратом, подчинив себе все другие общественные
организации.
Процесс демократизации партийной и государственной жизни, начавшийся сразу после войны
снизу, уже со второй половины 1947 г. начал сворачиваться; администрирование, «закручивание гаек»
заглушило ростки демократии.
Трагедией советского общества стала новая волна репрессий партийных, советских работников,
простых советских людей. В конце 40-х – начале 50-х годов было сфабриковано «ленинградское дело»,
по которому были осуждены и физически уничтожены видные партийные и государственные деятели.
Одна из причин «ленинградского дела» – потребность поставить на место послевоенное поколение
партии, которое прозрело, приобрело нравственную силу, самостоятельность. Это были яркие
личности.

Оценивая общественно-политическую ситуацию в стране в послевоенные годы, следует сказать,
что для нее характерны в большей степени проявления формализма, администрирования, догматизма,
нарастание противоречия между обществом и системой управления. Люди самозабвенно работали,
учились, рвались к новым знаниям, мирились с трудностями и нехватками, но в обществе накапливалось
и нарастало недовольство, осознание необходимости преобразований.
В послевоенные годы продолжался процесс упрочения Советского государства, благодаря труду
и самоотверженности советских людей были ликвидированы разрушения. Однако сложившаяся
система взаимоотношений партии и советских органов, командно-административная система
управления не обеспечивали условий для реализации в полной мере преимуществ социализма,
всестороннего развития человека, развития демократии. Послевоенный период наполнен противоречиями,
которые все острее ощущались и понимались здоровой частью общества.
После Второй мировой войны мир раскололся на две системы: капиталистическую с центром в
США и социалистическую – с центром в СССР. Бывшие союзники начали «холодную войну». США
стремились не допустить расползания «коммунизма», СССР пытался упрочить свои позиции в
Восточной Европе, крепил свою мощь, стремился не отстать от США в военном отношении. Гонка
вооружений сдерживала социальное развитие СССР, тормозила процесс восстановления.
14.2. Попытки осуществления политических и экономических реформ
5 марта 1953 г. умер Сталин. В стране отсутствовал законный механизм передачи власти, что
вызвало в первые месяцы кризис власти, борьбу за власть между оставшимися лидерами. Официально
установилось коллективное руководство, но основными претендентами на власть были Г.М. Маленков
(Председатель Совета министров СССР), Л.П. Берия (первый заместитель Председателя Совета
министров СССР, министр внутренних дел и государственной безопасности), Н.С. Хрущев (секретарь
ЦК КПСС, с сентября 1953 г. – первый секретарь ЦК КПСС). Все лидеры боялись прихода к власти
Берии, опасаясь новых репрессий.
Н.С. Хрущев, объединившись с Маленковым и заручившись поддержкой армии, отстранил Берию
от власти. В июне 1953 г. на заседании Президиума Совета министров СССР (потом превращенного
в заседание Президиума ЦК) Берия был арестован, в декабре 1953 г. – осужден и расстрелян как
«враг народа». Страх перед ним сплотил остальных руководителей. Берия и его «соратники»
(Меркулов, Деканозов, Кабулов, Гоглидзе, Мешик, Влодзимирский) были обвинены в подготовке
государственного переворота с целью захвата власти, в беззаконии, произволе, фабрикации лживых
«дел» и обвинений, в шпионаже (в пользу Англии). Пленум ЦК КПСС (июль 1953 г.) взял курс на
демократизацию общественной жизни, под которой подразумевалось прежде всего соблюдение
«ленинских норм партийной жизни и партийного руководства, коллективность руководства».
В последующий период регулярно проводились заседания Политбюро, пленумы ЦК, съезды партии.
81 Для решения продовольственной проблемы и улучшения жизни в деревне он предложил снижение сельхозналога, списание долгов с колхозов и
совхозов, повышение закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличение размеров личных подсобных
хозяйств, увеличение поставок техники в деревню. Курс, предложенный Маленковым, имел большое
политическое значение, был поддержан народом. Однако его позиции во власти ослабли в результате
критики аппарата за бюрократизм, пренебрежение нуждами народа, моральное разложение и
взяточничество. Маленков был инициатором новой внешнеполитической линии, высказавшись за
необходимость ослабления международной напряженности, за разрядку, против «холодной войны».
В одном из своих выступлений в 1954 г. он выдвинул тезис о гибели мировой цивилизации в случае
развязывания новой войны. К восприятию этих идей не была готова страна и даже ее руководство.
Н.С. Хрущев подверг Маленкова критике на пленуме ЦК КПСС (1955 г.), обвинив в стремлении к
дешевой популярности среди народа, в ошибочности его внешнеполитических идей. А в феврале
1955 г. сессия Верховного Совета СССР приняла «отставку» Маленкова. Он был освобожден от
должности Председателя Совета министров СССР, назначен министром электростанций и заместителем
председателя Совмина СССР. Председателем Совета министров был назначен Н.А. Булганин.
Таким образом, политическая карьера Маленкова была завершена. Начался этап борьбы Н.С. Хрущева
за единоличную власть, важную роль в котором сыграл ХХ съезд КПСС (февраль 1956 г.).
На закрытом заседании ХХ съезда Хрущев сделал доклад «О культе личности и его последствиях».
Впервые было сказано о нарушениях законности, о массовых репрессиях, просчетах и порочных
методах руководства, допущенных по вине Сталина в силу недостатков его характера. Руководство
страны и партии еще не было готово к критике системы и глубокому анализу противоречий, боялось
этого и из-за личной ответственности за участие в преследовании людей. Стремясь приостановить
процесс и направить его в дозированное русло, ЦК КПСС в июне 1956 г. принял постановление
«О преодолении культа личности и его последствий», в котором были названы объективные и
субъективные причины и условия возникновения культа личности Сталина, показано его влияние на
жизнь страны.

росту промышленного производства, но временно сохранялся административно-командный механизм.
В конечном итоге внутри территориальной системы стал восстанавливаться ведомственно-отраслевой
принцип. К началу 60-х годов наблюдалось падение темпов роста промышленности, что свидетельствовало
о необходимости поиска новых путей.
В сельском хозяйстве в результате проведения в 1953–1957 гг. ряда мер (снижение налогов,
списание долгов с колхозов, повышение закупочных цен, освоение целинных и залежных земель,
поощрение подсобного хозяйства, некоторое расширение самостоятельности колхозов и т.д.) удалось
повысить производство, улучшить благосостояние народа. В конце 50-х годов темпы роста сельскохозяйственной
продукции замедлились. Причин тому много. Названные меры не затрагивали
глубинных основ экономики сельского хозяйства и недостаточно стимулировали тружеников деревни.
Кроме того, с конца 50-х годов экономику СССР деформировал идеологический пресс-курс на
развернутое строительство коммунизма (с 1959 г. – XXI съезд КПСС, с 1961 г. – XXII съезд, Программа
строительства коммунизма). Началось массовое преобразование колхозов в совхозы, огосударствление
кооперации, ограничение личных подсобных хозяйств. С 1959 г. по распоряжению секретаря
ЦК КПСС Л.И. Брежнева стали урезать приусадебные участки деревенских жителей. Личные
подсобные хозяйства, занимая 1,5% всех пахотных земель, имели 18% общесоюзного стада овец,
33% коров и т.д., обеспечивали сельских жителей и поставляли часть продукции государству.
Частников преследовали на колхозных рынках.
В начале 60-х годов в стране стала ощущаться нехватка продовольствия. Реорганизация МТС и
продажа техники колхозам, повсеместное насаждение кукурузы, резкое падение урожайности на
целине из-за эрозии почв, засухи и других причин, перестройка управления сельским хозяйством
(в 1962 г. были созданы колхозно-совхозные управления в районах, областях, республиках) – все это
привело к снижению темпов. Возникла угроза продовольственного кризиса. СССР стал импортировать
зерно, повышать цены на продовольствие.
Таким образом, преобразования в области экономики дали временный результат, и уже в начале
60-х годов страна вновь столкнулась с серьезными проблемами.
Социальная политика этого периода тоже была противоречива. В 50-е годы значительно повысился
жизненный уровень населения в результате целенаправленных мер правительства. Крестьяне
получили возможность свободно передвигаться (получили паспорта), начался новый отток населения
из деревни в город, где условия жизни были лучше. Осуществилась программа массового жилищного
строительства. В результате увеличения ассигнований на жилищное строительство за 1956–1960 гг.
одна четвертая часть населения страны получила жилье, 54 млн чел. улучшили жилищные условия.
Была повышена минимальная зарплата, не облагаемая налогом. Прекратили ежегодный выпуск
займов. Установили низкий порог выхода на пенсию. Увеличили в 2 раза пенсии рабочим. С 1964 г.
пенсии стали получать колхозники. Отменили плату за обучение. За 1950–1958 гг. реальные доходы
рабочих и служащих выросли на 60%, колхозников – на 90%. В 1956–1960 гг. завершился перевод
рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день.
После ХХ съезда КПСС на время было ослаблено идеологическое давление на культуру, ответственность
за политику прошлых лет возложена на Сталина, Жданова и др.
В середине 50-х – первой половине 60-х годов произошли изменения во внешней политике СССР.
Реформаторский курс во внешней политике выразился в расширении рабочих контактов с лидерами
держав, в нормализации отношений с Югославией (1955 г.). Председатель Совета министров СССР
Маленков заговорил о необходимости разрядки, о глобальных последствиях для всего мира, если
начнется новая мировая война. В 1955 г. СССР вывел свои войска из Австрии. На встрече в Женеве
лидеров СССР, США, Англии и Франции СССР предложил проект договора о создании системы
коллективной безопасности. И хотя договор не был принят, так как западные страны выдвинули в
качестве условия объединение Германии, а СССР не соглашался, факт переговоров свидетельствовал
о возможности ослабления «холодной войны». В 1955 г. СССР в одностороннем порядке сократил
вооруженные силы на 640 тыс. чел., в 1956 – еще на 1,2 млн чел. СССР ликвидировал свои военные
базы в Финляндии и Китае. Одновременно шел процесс объединения стран Восточной Европы в
военно-политической области. В 1955 г. был создан военно-политический блок Варшавского договора.
Важное значение в обосновании новой внешней политики СССР имел ХХ съезд КПСС. Учитывая
новое соотношение сил в мире (рост сил, стремящихся к миру), ХХ съезд сделал вывод о возможности
предотвращения мировой войны, что означало отказ от ленинской идеи о неизбежности войн в эпоху
империализма и признание возможности гибкой политики, поддержки и союза с миролюбивыми
силами. ХХ съезд КПСС обосновал возможность мирного сосуществования государств с различным
общественным строем.

В целом же, несмотря на кризисы, в «хрущевское десятилетие» мир стал более стабильным, был
приобретен опыт взаимодействия государств с различным строем, опыт предотвращения нового
мирового конфликта.
14.3. СССР в середине 60_х – середине 80_х годов. Нарастание кризисных явлений
Период с середины 60-х годов современные историки оценивают как время «застоя», хотя
официальная идеология до 1985 г. называла его периодом «развитого социализма». В этом периоде
можно выделить два этапа: 1964–1968 гг., когда шла борьба между демократической и консервативной
тенденцией, и 1969–1985 гг., когда консервативная тенденция стала преобладать, что отразилось на
всех сферах жизни общества.
Внешнеполитический курс руководства СССР с середины 60-х годов определялся тремя основными
задачами: укреплением мировой социалистической системы, нормализацией отношений с Западом,
поддержкой дружественных режимов в странах «третьего мира».
В конце 60-х – начале 70-х годов обозначились новые реальности в международных отношениях.
Исторической реальностью стало установление паритета между странами ОВД и НАТО. Количество
ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Стратегия устрашения «ядерной дубинкой» стала
абсурдной, грозя уничтожением правых и виноватых. Страны заявляли о неприменении первыми
ядерного оружия. Такая ситуация создавала уникальную возможность для радикального изменения
международных отношений в сторону разрядки. Руководство Советского Союза использовало эту
возможность и выдвинуло в 1971 г. ряд положений, которые объявило «Программой мира». Основными
положениями этой программы являлись:
• запрещение ядерного, химического, бактериологического оружия;
• прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия;
84
• ликвидация военных очагов и прекращение региональных конфликтов;
• обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты;
• обеспечение свободы и независимости народов мира;
• углубление и укрепление сотрудничества между государствами.
Установление военно-стратегического равенства открыло путь к разрядке международной
напряженности. Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским
Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия; в 1971 г. –
Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах, а также
других видов оружия массового поражения. После подписания эти договоры были одобрены Генеральной
Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.
Разрядка в Европе выразилась в подписании ряда договоров, закрепивших послевоенное устройство
мира. В 1970 г. подписан советско-западногерманский договор, признавший окончательными
послевоенные границы и отказ от применения силы. Подобные договоры были заключены между
ФРГ и Польшей, ФРГ и Чехословакией. В 1972 г. признали друг друга ФРГ и ГДР. Наконец, в 1971 г.
было подписано соглашение четырех держав (США, СССР, Англии, Франции) по Западному Берлину.
К 1975 г. закончилась война во Вьетнаме, был ликвидирован один из очагов международной напряженности.
Основой перехода к этому этапу разрядки напряженности послужило Совещание по безопасности
и сотрудничеству в Европе. В нем приняли участие руководители 33 европейских стран, а также
США и Канада. Основа заключительного акта Совещания – Декларация принципов, которыми
государства должны руководствоваться во взаимоотношениях:
• суверенное равенство;
• отказ от применения силы или угрозы силой;
• нерушимость границ, территориальная целостность государства;
• мирное урегулирование конфликтов;
• невмешательство во внутренние дела;
• уважение прав человека и основных свобод;
• равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой;
• сотрудничество между государствами;
• добросовестное исполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и
норм права.
Сам СССР не всегда точно выполнял решения Совещания, что подорвало доверие к нему, к его
многочисленным миролюбивым предложениям. Разрядку в политической сфере укрепляло улучшение
торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими государствами.
В начале 70-х был заключен целый комплекс соглашений по расширению торговых, экономических,
финансовых связей, научно-технического сотрудничества, широких обменов в области культуры и
образования.
Но разрядка в военной сфере так и не наступила. С 1976 г. СССР стал размещать ядерные ракеты
средней дальности (РСД) на территории ГДР и ЧССР, что изменяло стратегический баланс сил в
пользу СССР. Отношения между СССР и США обострились и в результате развития региональных
конфликтов (в Анголе, Эфиопии, Никарагуа), а затем после ввода советских войск в Афганистан.
Сенат США не ратифицировал подписанный в 1979 г. договор ОСВ-2, разместил в Европе ракеты
средней дальности. С конца 70-х годов разрядка сменилась новым туром гонки вооружений,
отрицательно повлиявшим на экономическое положение СССР.
Отношения СССР со странами «социалистического содружества» тоже складывались непросто.
В конце 60-х годов в ЧССР на волне критики сталинизма возникло обновленческое реформаторское
течение. 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии вошли войска СССР, Польши, ГДР, Венгрии
и Болгарии.
После интервенции в Чехословакию во всех странах Восточной Европы началось ужесточение
тоталитарных черт их режимов. Экономические реформы были остановлены. Возникшие кое-где
элементы рыночной экономики ликвидировались или ограничивались. Недовольных преследовали.
В связи с этим во многих странах возникло движение «диссидентов».
В этот же период продолжали углубляться разногласия между руководством Советского Союза и
Китайской Народной Республикой. Разрыв отношений практически на всех уровнях и во всех сферах
усугублялся пропагандистскими выпадами друг против друга.
85
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. к власти в Китае пришли «прагматики» во главе с Дэн
Сяопином. Они восстановили в стране порядок, реабилитировали жертв «культурной революции».
Были проведены экономические реформы: развивались рыночные отношения, поощрялись иностранные
капиталовложения, земля была передана крестьянам в форме семейного подряда. Но все
попытки дополнить экономические реформы политической либерализацией жестко подавлялись.
Во внешних отношениях «прагматики» поддерживали Запад в его попытках изолировать СССР, но
после 1985 г. пошли на нормализацию отношений с ним.
Упадок роли европейских государств на фонде столкновения сверхдержав – СССР и США – создал
условия для краха колониализма после Второй мировой войны. За 1945–1966 гг. независимость
получили 18 стран Азии, 36 стран Африки, 4 бывших колонии в Вест-Индии и Южной Америке, по
одной стране в Европе и Океании. «Холодная война», дав возможность маневра между сверхдержавами,
во многом способствовала краху колониальных систем. И, получив независимость,
освободившиеся страны стремились избежать беспрекословного следования за ними. СССР тоже
оказывал помощь, в том числе и военную, многим режимам в странах третьего мира. Но наиболее
значимой оказалась поддержка Афганистана.
В декабре 1979 г. СССР ввел свои войска в Афганистан. За период с 1979 по 1989 гг. советские
Вооруженные силы потеряли 14751 чел. убитыми и 469685 чел. раненными и больными. Афганская
война тяжким бременем легла на Советский Союз, на его экономику, на отношения с другими
странами.
В 1988–1989 гг., после начала «перестройки», под давлением общественного мнения как в Союзе,
так и за рубежом руководство вынуждено было принять решение вывести войска из Афганистана.
Тогда это решение поддержало и военное руководство, понимая бесполезность военного способа
решения проблемы афганских границ. На II съезде народных депутатов СССР была дана политическая
оценка решения о вводе советских войск в Афганистан, оно осуждалось морально и политически.
СССР был втянут в крупномасштабные военные действия, обострилась международная напряженность,
нанесен урон авторитету советской политики, нарушены были не только международные
нормы, но и ст. 73, п. 8 Конституции СССР. Съезд осудил систему определения практической политики
и механизмы принятия решений. Таким образом, к середине 80-х годов СССР был втянут в очередную
гонку вооружений, изматывающую страну.
Экономическое развитие. Противоречивость реформ. С середины 60-х годов руководство
СССР заявило о необходимости продолжения курса ХХ съезда КПСС, продолжения преобразований
в стране на научной основе, избавившись от субъективизма и волюнтаризма. Однако реально был
избран путь частичного совершенствования экономического механизма и политической системы
общества, которое не затрагивало глубинных факторов торможения. Стратегической задачей стало
создание коммунистического общества в рамках существующей экономической и политической
организации общества. Считали, что социалистическая действительность автоматически способствует
формированию новых общественных отношений. Представления о социализме, о путях его
перерастания в коммунизм не выходили за рамки стереотипов 30–40-х годов. В конечном итоге
избранный путь привел к свертыванию процесса демократизации, к консервации элементов общественных
отношений, которые уже не соответствовали времени, так как выросли масштабы
производства, усложнились его структура и связи в экономике в результате НТР, возросла необходимость
быстрого внедрения в производство достижений науки и техники, возрос профессиональный
уровень специалистов.
После отставки Н.С. Хрущева к руководству страной постепенно пришла новая команда. Л.И. Брежнев
был избран Первым секретарем ЦК КПСС (после XXIII съезда и до 1982 г. – Генеральный секретарь
ЦК КПСС), А.Н. Косыгин стал Председателем Совета министров, А.И. Микоян – Председателем
Президиума Верховного Совета СССР. Идеологическую работу возглавил в то время член Президиума
ЦК КПСС М. Суслов.
В первые же месяцы руководство приняло ряд организационных решений, направленных на
восстановление элементов системы. В декабре 1964 г. были ликвидированы промышленные и сельские
партийные комитеты, двоевластие местных советов. В 1965 г. упразднили СНХ СССР и ВСНХ СССР.
Новый подход к руководству экономикой был выработан на мартовском и сентябрьском пленумах
ЦК КПСС (1965 г.), положил начало хозяйственной реформе, которая задумывалась еще при
Н.С. Хрущеве.
Осуществление намеченных мер дало результаты, но кратковременные. К началу 70-х годов
стоимость сельскохозяйственной продукции выросла на 20%, рентабельность совхозного производства
86
составила 22%, колхозного – 34%. Темпы роста продолжали снижаться, потери своего урожая
составляли 30–40%, возросли закупки зерна за границей (к концу 70-х годов – до 40 млн т в год).
За 1966–1980 гг. в сельское хозяйство было вложено 383 млрд руб., что составляло 78% от капитальных
вложений в сельское хозяйство за все годы советской власти. Но значительная часть этих средств до
деревни не доходила, оседая в промежуточных звеньях (использовались на строительство производственных
объектов, на приобретение излишне дорогой сельхозтехники и т.д.). Таким образом, в
начале 80-х годов руководство страны вновь было вынуждено думать о реформировании сельскохозяйственного
производства. В 1982 г. была разработана и принята так называемая продовольственная
программа.
В промышленности к середине 60-х годов также замедлились темпы роста производительности
труда, практически исчерпали себя экстенсивные факторы роста (сократились возможности
привлечения дополнительной рабочей силы, снизились темпы рождаемости: в 1940 г. на 1 тыс. чел. –
31,2, в 1960 г. – 24,9 чел.; уменьшился удельный вес занятых в материальном производстве: в 1940 г. –
88,3%, в 1960 г. – 83%).
Переход к интенсивным методам требовал поиска путей стимулирования промышленности,
ускорения научно-технического прогресса и прежде всего ускорения внедрения достижений науки
и техники в производство. Руководство страны видело путь перехода к интенсивным методам в
изменении структуры управления, методов планирования.
Эти вопросы обсуждались на сентябрьском пленуме ЦК КПСС (1965 г.) по докладу А.Н. Косыгина
«Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и ускорении
экономического стимулирования промышленного производства». Для повышения эффективности
производства, ускорения роста производительности труда, интенсификации производства решено
было реорганизовать управление, перейти от совнархозов, которые сдерживали развитие отраслевой
специализации, нарушали связи между предприятиями одной отрасли, к министерствам. Реформа
предусматривала расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, изменение планирования.
Устранялась излишняя регламентация деятельности предприятий, сокращалось до пяти число
плановых показателей, спускаемых сверху, изменялось содержание оценочных показателей их
работы. Основным показателем работы становился объем реализованной продукции. Предприятия
переводились на хозрасчет.
Таким образом, хозяйственная реформа 1965 г. предусматривала сочетание централизованного
руководства специализированными отраслями, единое государственное планирование и хозяйственную
самостоятельность предприятий, материальное стимулирование.
Однако главным критерием оценки оставалось выполнение плана, а не эффективность. Попрежнему
основное внимание уделялось традиционным индустриальным отраслям (тяжелой промышленности,
оборонным предприятиям, топливно-энергетическому комплексу). Сохранилось
жесткое административное давление сверху. К середине 80-х годов число плановых показателей
достигло 1,5 тыс. Вновь все права предприятий перешли к министерствам. Сохранилась система
фондирования и разнарядки, а прямые связи между предприятиями и оптовая торговля средствами
производства отсутствовали. Материальное стимулирование не дало результата. Размеры премий
составляли около 3% фонда зарплаты. Структура экономики по-прежнему имела минимальный выход
на человека. С середины 60-х годов продолжался поиск путей совершенствования, но осуществление
хозяйственных решений сдерживалось усилением консервативных тенденций в политической сфере,
которые были инициированы не только внутренними, но и внешними факторами (Чехословакия,
1968 г. и др.).
Директивная экономика в 70-е годы подошла к пределу своих возможностей. Партийно-государственное
руководство видело причины в неблагоприятном демографическом факторе (снижении
удельного веса трудоспособного населения, хотя существовала скрытая безработица в благоустроенной
европейской части страны), в истощении традиционных источников сырья, резком
удорожании его добычи, транспортировки, военных расходах. Это было. Но сегодня видится и другое:
кризис организации труда, неспособность системы обеспечить эффективное использование сырьевых
и трудовых ресурсов. Промышленность страны, как и в прежние времена, подпитывалась за счет
сельского хозяйства. Средства, выделяемые на развитие сельского хозяйства, возвращались в
промышленность через завышение цен на сельхозтехнику, строительство дорогих производственных
объектов. Стало ощущаться стадиальное отставание СССР от Запада в технологии.
К середине 80-х годов страна отставала по производительности труда от США: в 5 раз – в сельском
хозяйстве, в 2,5–3 раза – в промышленности. Расточительность, неэффективность распределения
87
ресурсов, структурные диспропорции, непосильная гонка вооружений, афганская война, развитие
теневой экономики – все это свидетельствовало о наличии серьезных противоречий в экономике,
требующих принципиально новых решений.

Социально-политическое и духовное состояние общества. Застойные явления нарастали и в
социальной сфере. В эти годы интенсивно шел процесс урбанизации населения: в 1987 г. рабочие
составляли 61,8%, крестьяне – 12,0%, служащие – 16,2%. Официально утверждалось, что идет процесс
сближения социальных групп, фактически усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни
населения. Административное распределение благ обеспечивало привилегии партийно-государственной
бюрократии, рост ее благосостояния. Остаточный принцип выделения средств на социальные
нужды проявил себя в полной мере к этому времени.
В политической жизни страны прежде всего следует отметить негативные процессы в деятельности
КПСС. Это выразилось в возврате к постсталинским позициям в конце 60-х – начале
70-х годов.
Нравственная эрозия разъедала общество, которому навязывалась идея «развитого социализма»,
а реальная жизнь говорила об отсутствии развитости, когда усилилось приукрашивание, лакировка
действительности.
Конституция СССР 1977 г. подчеркивала демократический принцип равноправия граждан, впервые
была введена специальная глава о правах, свободах и обязанностях личности, которые не всегда
гарантировались.
Рычаги политической власти были сосредоточены в руках руководящего органа КПСС – правящей
партии (ст. 6 Конституции 1977 г.), для которой в эти годы стали характерны элементы формализма
в стиле и методах работы, семейное решение вопросов, протекционизм, кумовство, коррупция.
Реальная, бесконтрольная власть находилась в руках бюрократического управленческого аппарата.
В 70–80-е годы в политической системе возобладала консервативная тенденция, усилился процесс
ее бюрократии под прикрытием фраз о развитии демократии. Росло отчуждение масс от политической
системы.
В 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Ю.В. Андропов,
жесткий политик. С его приходом появились реалистические оценки советской действительности.
Новизна и преемственность политики определена была ноябрьским Пленумом ЦК КПСС
(1982 г.), но Ю.В. Андропов не смог увидеть причины кризиса в комплексе, взял ориентир на
укрепление дисциплины, т.е. старые методы в рамках прежней хозяйственной и политической
системы. Его деятельность рассматривают как попытку реанимации уже агонизировавшей административно-
командной системы. За 15 месяцев его правления в обществе зародились надежды на
перемены к лучшему.