Тема 1.3. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Особенности философского знания определяют предмет философии.
Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития.
Ранняя философия видела свою главную задачу в отграничении от мифологии, религии и от частного
знания. Аристотель, например, подчеркивал, что философия – это наука о сущем и всеобщем, в то
время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. В этом смысле предмет
философии во многом совпадает с предметом науки.
В философии Нового времени это традиция была во многом продолжена, только на первый план
вышло стремление отделить философию не столько от вненаучного знания, сколько от частнонаучного
(эмпирического). В учении Канта, Гегеля, как и в аристотелевском учении, философия – это наука о
всеобщем, которое есть чистая мысль, абстракция.
14
Понимание предмета философии как теории всеобщего проходит практически через всю историю
философии вплоть до наших дней, но различна сама трактовка всеобщего: или «объективно существующее
всеобщее», или всеобщее в познании, в логике.
Определение предмета философии представляет серьезную проблему и сегодня. Для одних предмет
философии – это общие законы природы (или общества, или бытия вообще), взятые сами по себе,
вне их отражения мыслью, вне отношения к знанию и познанию. Для других, например позитивистов,
наоборот, философия – учение лишь о знании, точнее о языке теории вне связи с тем, каковы
объективные закономерности, изучаемые этой теорией. Существуют и другие не противоречащие, а
скорее, дополняющие друг друга взгляды на предмет философии.
Если брать определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и
мышления, то получается, что законы любой из названных областей, поскольку они общие,
оказываются и философскими. Как по таким критериям отличить общие философские законы от
нефилософских (например, химии, биологии, истории), но тоже общих законов этих наук? Иными
словами, философия рядом с другими науками оказывается избыточной, так как решает те же вопросы
(выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки.
Если же искать место философии среди наук и духовных явлений об идеальном, то и здесь она
оказывается лишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи. Позитивизм
потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеального –
к логике и языку науки.
Место философии согласно ее мировоззренческому характеру – «ничейная земля», связь
материальной и идеальной реальности. Философия как мировоззренческое знание изучает отношение
бытия и мышления, природы и духа. Философское видение мира с необходимостью предполагает
различие чувственного и мыслимого бытия. Философия изучает не объект сам по себе, а взаимоотношение
объекта и познающего и преобразующего его субъекта.
Под объектом в философии понимают явления действительности, которые преобразуются под
воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания.
Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей
силы в процессе освоения объекта и его познания.
Под субъект-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с
объектом в процессе преобразования и познания последнего.
Под субъект-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия
человека с другим человеком, другими людьми. В итоге вся окружающая нас
действительность представляет для философов систему отношений субъекта к объекту
и к другим субъектам.
Поэтому можно сделать вывод, что философия изучает всеобщие стороны объекта и всеобщие
стороны отношений субъекта к объекту.