Тема 1.4. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО ФУНКЦИИ
Современное философское знание объемно по своему содержанию. Можно выделить разделы и
дисциплины философии, при этом имея в виду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы,
поскльку представляют единую систему философского знания.
Онтология. Особенность этого раздела в философии заключается в том, что философия как
специфическая форма осознания человеком своего бытия призвана дать человеку знание о мире и
самом человеке в их бытии, ответить на вопросы: Что представляет мир как таковой? Какова его
природа? Что лежит в основе мира? Един ли мир? Как он существует? Онтология как специфический
раздел философии описывает всеобщие свойства и структуру мира. В отличие от частных наук
философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия,
о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия
как такового.
Гносеологический раздел на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим
субъектом и познаваемым объектом. Философия ставит вопрос о познаваемости мира и обоснован-
S
S
О
15
ности наших знаний о нем. В познавательном отношении человек, являясь частью бытия, в то же
время противостоит ему и осознает свое противостояние. Весь окружающий мир рассматривается
как объект познания. В рамках гносеологии строится теория познания как философское учение о
знании и закономерностях познавательной деятельности человека. Тем самым философия изучает
предельные основания познания: обоснованность познания и знания. Она подчеркивает, что познание –
это не зеркальное отражение предмета в теории, не результат созерцательного восприятия
действительности, а строится через призму деятельностного отношения человека к миру и самому
себе. Вследствие деятельностной обусловленности познавательного отношения человека к миру
теоретическое отражение зависит не только от предмета отражения, а также от степени зрелости
самого социального субъекта, от характера и направленности его потребностей и интересов, от
степени развития его познавательных способностей и средств.
Как уже отмечалось, в силу своего мировоззренческого характера философское отражение и
понимание мира, места в нем человека сопряжено с формированием системы ценностей, что
раскрывает аксиологический раздел философского знания. Это учение о природе ценностей, их
месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой и
с социально-культурными формами.
Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего
человеческое отношение к бытию.
Праксиологический раздел связан с анализом практической деятельности человека по освоению
реального бытия, предметного мира.
В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и
человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их
значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески
применить полученные знания. Философия исследует мировоззренческие принципы практической
деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими
ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры
и ограничения.
Помимо основных разделов философии (и в их рамках, и относительно самостоятельно) выделяется
ряд философских дисциплин.
Логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Она изучает формы выражения
мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.
Существование логики как особой философской дисциплины оправдано необходимостью
построения теоретизированной философской системы. Результаты познавательного отношения к
действительности, отраженные в содержании философского знания, фиксируются, обусловливают
формирование понятийно-категориального аппарата философии. Содержание этого аппарата, его
структура, динамика отражают динамику развития как самой действительности, человека, так и их
взаимосвязь. Логические формы играют важную роль в целепологающей деятельности человека.
Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека
как особой формы бытия. Проблема самоосмысления для человека особо актуальна в современной
цивилизации, когда общество, а вместе с ним и человек достигли достаточно высокого уровня
зрелости, чтобы осмыслить свое существование.
Социальная философия – это концептуальное, рефлексивное осмысление общественных
процессов. Она занята выяснением вопросов: Что такое общество? Что можно отнести к общественным
явлениям? Как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности?
Социальная философия включает: философию общества (философская рефлексия общества),
философию истории (исследование сущности, смысла и хода истории общества).
Этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных
действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть
общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние
авторитеты или соглашения.
Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также
его воздействие на воспринимающего. Эстетика включает теорию искусств, анализ эстетического
суждения, а также формы эстетического восприятия и переживания.
Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его
значение в жизни человека и общества.
Философия религии раскрывает сущность религиозной веры и религиозного сознания, специфику
их существования в обществе, значение религии для человека.
16
Философия права решает проблему обоснования права: из чего оно исходит, существует ли
вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы?
Другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией,
политикой, государством, властью, экономикой.
Философия науки исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания,
способы обоснования и развития знания.
Философия культуры – дисциплина, исследующая сущность и значение культуры. И ряд других.
Место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. Философия
выполняет много функций, они делятся на две группы: общие и специальные. Общие функции
выполняются всей системой философского знания, специальные – в основном отдельными
философскими дисциплинами.
К числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция раскрывает общее отношение человека к миру. Философия
упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых
целей, идеалов и ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации.
Между философией и системой мировоззрения существует взаимная связь: уровень развития и
характер мировоззрения определяют уровень и характер философии, а та, в свою очередь, обусловливает
упорядоченность и обоснованность мировоззрения в целом.
Из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания,
создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира.
Частные науки строят свои картины мира. Однако никакая отдельная частная наука, ни комплекс
наук не в состоянии построить научную картину мира в целом. Для этого необходима модель мира,
отражающая его всеобщие связи и закономерности. Они лишь указывают направление интеграции и
синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют
критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную
эпоху наук. В основе же общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и
систематизирующее достижения частных наук.
Из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологическая функция. Она заключается
в разработке представлений о ценностях, общественном идеале.
Формирование системы ценностей и общественных идеалов в философии идет через критическую
интерпретацию социальной действительности. В этом тоже состоит одна из функций философии.
Смысл еще одной функции – культурно-воспитательной – заключен в том, что знание философии
воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить
человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления.
Методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления,
способы, методы). Каждая частная наука и отдельные отрасли практической деятельности используют
специальные методы изучения и преобразования действительности.
Метод – это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать
новые знания и новые результаты преобразования.
Философия открывает объективные основы, всеобщее содержание специальных методов познания
и преобразования мира, вскрывает их сущность и общую структуру. Это позволяет научно
классифицировать и систематизировать уже известные методы, создавать средства поиска и
разработки новых методов познания мира. Философия обосновывает, выявляет общую структуру и
характер соотношения исторического и логического подходов к явлениям, качественного и
количественного, раскрывает общую структуру системного подхода в управлении социальными
процессами.
Методология существует как знание о природе теоретических построений, об их отношении к
опытным данным. Такое знание столь же необходимо при построении теории, как и эмпирический
материал, для объяснения которого строится теория. В этих случаях, когда наука неспособна найти
объяснение каким-либо явлениям, она выходит за свои рамки в более широкий социально-культурный
фон, к философским основаниям.