тема 1.4. структура философского знания и его функции
современное философское знание объемно по своему содержанию. можно выделить разделы и
дисциплины философии, при этом имея в виду, что все они между собой взаимосвязаны, взаимозависимы,
поскльку представляют единую систему философского знания.
онтология. особенность этого раздела в философии заключается в том, что философия как
специфическая форма осознания человеком своего бытия призвана дать человеку знание о мире и
самом человеке в их бытии, ответить на вопросы: что представляет мир как таковой? какова его
природа? что лежит в основе мира? един ли мир? как он существует? онтология как специфический
раздел философии описывает всеобщие свойства и структуру мира. в отличие от частных наук
философия ставит эти вопросы в их предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия,
о наиболее общих взаимоотношениях между миром и человеком, о всеобщих закономерностях бытия
как такового.
гносеологический раздел на первый план ставит проблему взаимодействия между познающим
субъектом и познаваемым объектом. философия ставит вопрос о познаваемости мира и обоснован-
s
s
о
15
ности наших знаний о нем. в познавательном отношении человек, являясь частью бытия, в то же
время противостоит ему и осознает свое противостояние. весь окружающий мир рассматривается
как объект познания. в рамках гносеологии строится теория познания как философское учение о
знании и закономерностях познавательной деятельности человека. тем самым философия изучает
предельные основания познания: обоснованность познания и знания. она подчеркивает, что познание –
это не зеркальное отражение предмета в теории, не результат созерцательного восприятия
действительности, а строится через призму деятельностного отношения человека к миру и самому
себе. вследствие деятельностной обусловленности познавательного отношения человека к миру
теоретическое отражение зависит не только от предмета отражения, а также от степени зрелости
самого социального субъекта, от характера и направленности его потребностей и интересов, от
степени развития его познавательных способностей и средств.
как уже отмечалось, в силу своего мировоззренческого характера философское отражение и
понимание мира, места в нем человека сопряжено с формированием системы ценностей, что
раскрывает аксиологический раздел философского знания. это учение о природе ценностей, их
месте в реальности и структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой и
с социально-культурными формами.
аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего
человеческое отношение к бытию.
праксиологический раздел связан с анализом практической деятельности человека по освоению
реального бытия, предметного мира.
в этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и
человеком, между бытием и мышлением. человек познает закономерности бытия, оценивает их
значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески
применить полученные знания. философия исследует мировоззренческие принципы практической
деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими
ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры
и ограничения.
помимо основных разделов философии (и в их рамках, и относительно самостоятельно) выделяется
ряд философских дисциплин.
логика – учение о последовательном и упорядоченном мышлении. она изучает формы выражения
мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления.
существование логики как особой философской дисциплины оправдано необходимостью
построения теоретизированной философской системы. результаты познавательного отношения к
действительности, отраженные в содержании философского знания, фиксируются, обусловливают
формирование понятийно-категориального аппарата философии. содержание этого аппарата, его
структура, динамика отражают динамику развития как самой действительности, человека, так и их
взаимосвязь. логические формы играют важную роль в целепологающей деятельности человека.
философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека
как особой формы бытия. проблема самоосмысления для человека особо актуальна в современной
цивилизации, когда общество, а вместе с ним и человек достигли достаточно высокого уровня
зрелости, чтобы осмыслить свое существование.
социальная философия – это концептуальное, рефлексивное осмысление общественных
процессов. она занята выяснением вопросов: что такое общество? что можно отнести к общественным
явлениям? как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности?
социальная философия включает: философию общества (философская рефлексия общества),
философию истории (исследование сущности, смысла и хода истории общества).
этика выявляет фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных
действий в совместной жизни людей. при этом выдвигаемые этические принципы должны быть
общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние
авторитеты или соглашения.
эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также
его воздействие на воспринимающего. эстетика включает теорию искусств, анализ эстетического
суждения, а также формы эстетического восприятия и переживания.
философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его
значение в жизни человека и общества.
философия религии раскрывает сущность религиозной веры и религиозного сознания, специфику
их существования в обществе, значение религии для человека.
16
философия права решает проблему обоснования права: из чего оно исходит, существует ли
вышестоящая правовая норма, из которой можно вывести все конкретные правовые нормы?
другое направление исследований – выявление соотношений права с моралью, религией,
политикой, государством, властью, экономикой.
философия науки исследует структуру научного знания, средства и методы научного познания,
способы обоснования и развития знания.
философия культуры – дисциплина, исследующая сущность и значение культуры. и ряд других.
место и роль философии в жизни человека и общества раскрывает ее функции. философия
выполняет много функций, они делятся на две группы: общие и специальные. общие функции
выполняются всей системой философского знания, специальные – в основном отдельными
философскими дисциплинами.
к числу общих функций относятся мировоззренческая и методологическая.
мировоззренческая функция раскрывает общее отношение человека к миру. философия
упорядочивает элементы мировоззрения, вырабатывает теоретическое обоснование выдвигаемых
целей, идеалов и ценностей, дает критерии выбора оптимальных путей их реализации.
между философией и системой мировоззрения существует взаимная связь: уровень развития и
характер мировоззрения определяют уровень и характер философии, а та, в свою очередь, обусловливает
упорядоченность и обоснованность мировоззрения в целом.
из этой функции основана интегративная функция, которая выражается в обобщении знания,
создавая фундамент наук, участвуя в построении научной картины мира.
частные науки строят свои картины мира. однако никакая отдельная частная наука, ни комплекс
наук не в состоянии построить научную картину мира в целом. для этого необходима модель мира,
отражающая его всеобщие связи и закономерности. они лишь указывают направление интеграции и
синтеза частного знания, принципы его построения в единую картину объективного мира и определяют
критерии систематизации самих наук с выделением среди них комплекса лидирующих в данную
эпоху наук. в основе же общенаучной картины мира лежит философское знание, обобщающее и
систематизирующее достижения частных наук.
из мировоззренческой функции вытекает и социально-аксиологическая функция. она заключается
в разработке представлений о ценностях, общественном идеале.
формирование системы ценностей и общественных идеалов в философии идет через критическую
интерпретацию социальной действительности. в этом тоже состоит одна из функций философии.
смысл еще одной функции – культурно-воспитательной – заключен в том, что знание философии
воспитывает высокую культуру мышления, стремление к познанию истины, способность оградить
человека от поверхностных и узких рамок обыденного мышления.
методологическая функция объясняет, каким образом преобразовывать мир (направления,
способы, методы). каждая частная наука и отдельные отрасли практической деятельности используют
специальные методы изучения и преобразования действительности.
метод – это способ организации имеющегося опыта преобразования, который позволяет получать
новые знания и новые результаты преобразования.
философия открывает объективные основы, всеобщее содержание специальных методов познания
и преобразования мира, вскрывает их сущность и общую структуру. это позволяет научно
классифицировать и систематизировать уже известные методы, создавать средства поиска и
разработки новых методов познания мира. философия обосновывает, выявляет общую структуру и
характер соотношения исторического и логического подходов к явлениям, качественного и
количественного, раскрывает общую структуру системного подхода в управлении социальными
процессами.
методология существует как знание о природе теоретических построений, об их отношении к
опытным данным. такое знание столь же необходимо при построении теории, как и эмпирический
материал, для объяснения которого строится теория. в этих случаях, когда наука неспособна найти
объяснение каким-либо явлениям, она выходит за свои рамки в более широкий социально-культурный
фон, к философским основаниям.