Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
И ФОРМЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Тема 2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия как особая форма знания с момента своего возникновения и в последующем развитии
всегда выделялась характером своих проблем, которые раскрывали сущность бытия и человеческого
существования. Но если этот вопрос рассмотреть более подробно, то окажется, что основные
проблемы философии имели и имеют разное решение и различные способы их разрешения. От чего
это зависит? Имеют место два главных фактора:
1) исторические и социокультурные условия;
2) уровень развития парафилософских (околофилософских) знаний.
Возникновение философии было подготовлено всем ходом предшествующей истории, но
непосредственным толчком послужила потребность человека в новом онтологическом знании,
которое бы позволило проникнуть в сущность мира и тем самым расширить возможности человека
в его преобразовательной деятельности. Духовным источником философии явилась предфилософия.
В широком смысле слова предфилософия – это переходные формы знания между мифологическим,
религиозным и собственно философским мировоззрением. Иначе говоря, процесс возникновения
философии можно понимать как результат противоречия между основанным на эмоциональном,
нерациональном воображении мировоззрением и зачатками рационального мышления. Развитые
формы мифологии и религии означали уже не первобытное стихийное мировоззрение, а мировоззрение
с элементами самосознания человека (выделения себя из мира) и с элементами абстрагирования,
перехода от образного к понятийному знанию.
Но предфилософия выступает как предпосылка появления философии. Для ее реализации нужны
были определенные общественные условия. Таким социально-историческим фактором послужил
скачок в обществе с переходом от бронзы к железу. Он увеличил возможности человека и повысил
его уверенность в своих силах перед миром богов-деспотов, активизировал его практическую
деятельность, привел к дальнейшему расширению и углублению знаний и развитию мышления.
Религиозно-мифологическое же мировоззрение тормозило дальнейшее становление критического
восприятия мира. Тем самым возникла общественная потребность в ином мировоззрении, отвечающем
уровню, образу жизни человека.
Разделение труда, выделение умственной деятельности как самостоятельной создало возможность
для развития логико-рассудочного уровня мировоззренческого знания, где авторитет разума занимает
место авторитета традиции. Началось оно с поисков генетического начала мира, затем последовали
проблемы поиска субстрата (общей основы многообразных явлений), субстанции (внутреннего
единства явлений, первоосновы). Понятие субстрата, субстанции становится основой системности
философии, которая невозможна без рационализированного мышления. Но формирование философии
– это длительный процесс. Постепенно менялся сам ее облик: она все больше отходила от
предфилософии, обретая собственные понятия, категории, методы познания.
Во всех частях древней цивилизации в первой половине I тысячелетия до н.э. сложилась сходная
мировоззренческая предфилософия, но с некоторыми отличиями. На Востоке уровень начальной
18
философии был иной, чем на Западе, в Древней Греции, так как имелись более сильные традиции
мировоззренческих форм, связанных с бронзовым веком, а также отличия в психологических и
исторических особенностях людей.