Сократ (469–399 гг. до н.э.). С творчества Сократа начинается второй период античной философии,
исключительно важный в последующем развитии мировой философии. Он закрепляет основные
формы философствования и развивает их дальше уже в виде систем. Несколько меняется и
проблематика: от натурфилософии совершается переход к проблемам человека как бытийной
сущности.
Сократ вошел в историю как величайший мыслитель, хотя сам ничего не писал. Содержание его
учения можно было установить только по записям его учеников. Сократ производил огромное
впечатление логикой своей речи, иронией, искусным изобличением сбивчивости понятий у своих
собеседников и мастерским расчленением вопроса, составляющего предмет обсуждения. Применяя
приемы софистов, свое учение излагал в форме спора или беседы для выяснения вопроса. Его учению
присущи некоторые черты скептицизма, но вместе с тем он выступал и против софистов.
В центре внимания Сократа – человек. Он рассматривал его только как нравственное существо.
Поэтому философия Сократа – это этический антропологизм. Он не интересовался мифологией и
физикой. Призыв «Познай самого себя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения:
«Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии.
Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. «Познать самого себя» – значит
познать себя как общественное и нравственное существо, и не как личностное, а как человека вообще.
Изучение природы он считал излишним и принципиально невозможным, поскольку мир является
творением божества, а основой, сущностью мира – «духовный принцип» как в логическом, так и в
историческом смысле слова. В дела богов не следует вмешиваться, лишь, познавая себя, открывать
подлинную истину, ибо боги вложили в человека смысл мироздания. Таким образом, Сократ выступал
как рациональный идеалист.
Основное внимание Сократ обращал на познание сути добродетели, так как это познание являлось
для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Мораль для Сократа
сливалась со знанием. Истинная нравственность – знание того, что есть благо и прекрасное и вместе
с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья. Основными
добродетелями он считал сдержанность, мужество и справедливость. Их человек приобретает путем
познания и самопознания. Что значит знать? Знать – это значит знать, что это такое. Тем самым
Сократ впервые обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. До него философы
использовали понятия стихийно. Добродетели и законы, основанные на них, Сократ считал вечными.
Каждый может иметь свое мнение, но истина же для всех должна быть одной.
Достижение понятийного знания и истины выстраивалось им с помощью индукции, восхождения
от частного к общему в процессе беседы.
Знание добродетелей позволяет человеку стать достойным гражданином, выполнять общественные
и государственные функции.
Демокрит (ок. 470–370 гг. до н.э.). Демокрит являлся представителем так называемого
атомистического материализма, продолжая идеи ионийского философа Левкиппа.
Онтология. Демокрит занимался широким кругом вопросов философии, логики, психологии, этики,
политики, математики, физики, космологии. Исходное положение его атомистического учения –
тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными
соединениями все сложные тела. Под атомами он понимал мельчайшие, невидимые глазу,
материальные непроницаемые и неделимые частицы. Атомы вечны, неизменны, число их бесконечно
велико. Для объяснения многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы отличаются
друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех
наблюдаемых различий.
Вещи образуются в результате сцепления атомов: легкие атомы падают в пространстве медленнее,
а тяжелые быстрее, поэтому они нагоняют друг друга, сталкиваются и прицепляются друг к другу
особыми крючочками.
Демокрит признавал реальность движения и считал, что оно присуще самим атомам. Тем самым
ставил очень важный вопрос о неразрывной связи материи и движения. Правда, само движение он
понимал узко, упрощенно, как простое перемещение в пространстве внутренне неразрушимых и
неизменных атомов.
27
Исходя из атомистических принципов своей натурфилософии, Демокрит представил широкую
космогоническую картину происхождения земного мира. Достаточно глубокой была его идея
космогонической концепции о бесчисленности миров, возникающих, процветающих и гибнущих в
просторах бесконечной пустоты – пространства. Миры образуются вследствие столкновения атомов.
Столкновение порождает их вихревое движение. В вихре они соединяются друг с другом и образуют
большие скопления, принимающие форму шара. Мысль Демокрита о бесчисленности миров, их
развитии содержала элементы диалектики.
Большая заслуга Демокрита состояла в признании им закономерности, необходимости всего
существующего в материальном мире. Он считал, что причинно объясняются все явления природы.
Однако его понимание причинности было ограниченным, так как он отрицал случайность.
Случайность – это только то, о чем люди еще не знают.
Понимание Демокритом бога расходилось с религиозно-мифологическим мировоззрением. По
его мнению, боги – тоже создания природы, но более совершенные, чем люди. Они также состоят из
атомов и в дела мира не вмешиваются.
Учение о человеке. Принципы атомистического материализма Демокрита распространялись и на
понимание человека и его сознания. Человек – неотъемлемая часть природы, он тождественен как
микрокосм макрокосму. Явления человеческой психики, сознания объясняются наличием особого
рода атомов. Душа состоит из тонких атомов, круглых, мелких, подвижных, подобных атомам огня.
Душа так же смертна, как и тело. Атомы души рассеяны по всей природе (идеи гилозоизма), но в
наибольшей степени находятся в человеческом теле. Здесь они составляют примерно половину всего
организма, образуя его душу, рассеянную по всему телу. Смерть человека наступает в результате
потери большого количества этих атомов.
В основе этических воззрений Демокрита лежала мысль о том, что разумное наслаждение жизнью
состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением
долга, мерой во всем, смелостью духа и неустрашимостью мышления. Умение доходить до такого
состояния дает обучение.
Гносеология Демокрита основана на признании возможности познания внешнего мира, поскольку
человек состоит из тех же атомов. Познание происходит с помощью чувств и разума. Вещи испускают
маленькие материальные образы – идеи, идолы, которые, попав в глаз, создают у человека представление
о данной вещи. Это утверждение можно понимать как зачатки развитой далее теории
отражения. Чувственное познание он считал источником темного недостоверного знания, называл
его мнением. Только ум, по его мнению, вводит нас в мир подлинной истины. Но чувства и разум
взаимосвязаны.
Качества вещи Демокрит делил на два рода: 1) качества, реально присущие вещам (фигура,
величина, неделимость, непроницаемость); 2) качества, присутствующие в представлениях (цвет,
запах, звук). Эта мысль далее будет развита Д. Локком в учении о первичных и вторичных качествах.