Платон (427–347 гг. до н.э.). Платон продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли
знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Общие
понятия он называл эйдосами, или иначе – идеи (общие понятия, виды). В лице Платона древнегреческий
идеализм впервые выступает в форме мировоззрения, противопоставляет себя материализму.
Философское учение Платона как уже философская система охватывает обширный круг
вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и о познании, в том числе математическом,
об обществе, о воспитании, об искусстве и т.д.
Онтология Платона. По его учению, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего:
чувственно воспринимаемые вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в
них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины –
бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом, – эйдосы. Каждому классу чувственных
предметов соответствует в нечувственном мире некоторый «вид», или «идея». По отношению к
чувственным вещам идеи суть одновременно и их причины, и образцы, по которым были созданы
эти вещи, и цели, к которым стремятся существа чувственно воспринимаемого мира, и понятия – об
общей основе вещей каждого класса. Идеи существуют отдельно от вещей в другом мире, например,
идея стола, дома, животных и т.п. Единичные столы, дома, животные являются лишь производными
от этих идей – понятий. Точно так же красота на земле в людях и вещах – это лишь несовершенный
отблеск идеи прекрасного. Таким образом, у Платона – два мира, оторванных друг от друга. Мир
идей – эйдосов вечен и неизменен, он обладает действительным реальным бытием. Мир же
чувственных вещей изменчив, непостоянен, поэтому его существование иллюзорно.
28
Это состояние чувственных вещей Платон объясняет небытием (бытие – это мир идей), которое
отождествляет с материей. Материя – «хора», по его мнению, некое пространство, бесформенное и
неуловимое. Она – источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, зла,
несвободы. Материя принимает на себя идеи и превращает каждую идею во множество чувственных
вещей, обособленных друг от друга по месту, занимаемому ими в пространстве. Иначе говоря, вместе
с идеями она создает физическую материю – вещи. Таким образом, учение Платона есть объективный
идеализм, так как материя рассматривалась как производное от нематериальных, предшествующих
материи идей, существующих вне и независимо от сознания людей. Сам мир возникает в результате
воли «ума – демиурга». До него все в природе пребывало в состоянии беспорядочного движения,
соединив (вложив) идеи в материю, он творит космос. Следовательно, космос – это живой организм,
наделенный душой и умом.
Центральная часть философии Платона – это учение об идеях – мире подлинного бытия. Идеальный
мир есть сущее, которое неизменно. Здесь прослеживается метафизичность во взглядах Платона.
По сути дела, мир идей – это мир объективированных понятий. Число идей велико, но не бесконечно,
они образуют систему, на вершине которой находится идея блага. Благо есть источник истины,
гармонии и красоты, удовлетворяющий всем требованиям высочайшей добродетели. Идеи находятся
в отношении подчинения: они могут быть более общими и менее общими, поэтому одна идея – эйдос
подчинена другой и входит в нее (идея кошки, собаки входит в более общую идею – животные).
Можно сделать вывод, что гносеологическими корнями идеализма Платона является отрыв понятий
от чувственности и превращение их в самостоятельную сущность. Выделяя два мира, он разрывает
сущее и существование, относя их к разным мирам.
Учение о человеке у Платона вытекает из противопоставления идей и материи, т.е. вещей: тело
смертно, душа бессмертна. Тело человека создано из частиц огня, земли, воды и воздуха,
заимствованных у тел космоса, и должны быть возвращены назад – космосу. Назначение тела – быть
временным вместилищем души. Души состоят из трех частей: разумное начало души (созданной
самим демиургом), аффективной (движимой страстями) и вожделяющей (две последние создаются
низшими богами). Человеческое бытие зависит от того, какая часть души осилит. Победа разумной
души над страстями и чувственными вожделениями возможна только при надлежащем воспитании,
в том числе при наличии государства и законов. Сотворив души, бог поместил их на звезды. Каждая
душа имеет свою звезду, поэтому душ столько, сколько на небе звезд. Число их конечно, и они более
не творятся, но могут переселяться в другие тела.
Первоначально души пребывали в мире идей, созерцая сущее, но души несовершенны. Несовершенство
души опускает ее в чувственный телесный мир. Души по-разному приобщились к миру
сущего – к идеям, поэтому не равны. Менее совершенные души опускаются ниже в чувственном
мире, более совершенные находятся выше. Отсюда в обществе – иерархия людей, иерархия профессий
и слоев общества. Души стремятся вернуться в тот мир, откуда они снизошли, – в мир идей. Это
стремление выражается в стремлении к познанию и смерти.
Гносеология. Далее Платон объясняет процесс познания. Оказавшись на земле, души забывают об
идеальном мире. Начинает преобладать не высшая душа, а низшая – чувственная. Познание,
следовательно, осуществляется только как чувственное. Чувственное знание, по Платону, лишь
мнение, оно не истинно, недостаточно, посредством его люди воспринимают лишь вещи. Подлинное
знание мира идей – сущностей доступно лишь разумной душе. Только рациональное знание, основанное
на общих понятиях, может быть научным. Разумная душа припоминает мир идей, поэтому знание
есть припоминание бессмертной души.
Платон развивал мысль об априорном знании: общие понятия не происходят из ощущений путем
обобщения, это всего лишь мнение. Общее содержится в самой душе, надо лишь его припомнить,
найти.
Исходя из своей позиции, Платон выделял следующие виды знания:
1. Знание совершенно достоверное – знание идей, получаемое до вселения душ в тело. Оно
возникает через созерцание в мире идей, а после вселение в тело – через припоминание.
2. Знание чисел, близкое к достоверному, и основанных на них наук, помогающее знанию идей.
3. Знание мнимое, смесь истины и заблуждения, эмпирическое и физическое знание вещей
чувственного мира. Опирается на чувственные восприятия, в которых нет истины. Сюда же
относится и воображение.
Как средство познания у Платона присутствует диалектический метод: через противоречивые
суждения в диалогах отыскать истину.
29
Философия Платона вошла в историю как первая рационально, логически построенная система
философского знания. Она включала в себя диалектическую картину мира. Его диалектика, хотя и
понимаемая лишь как постижение развития в мире кажущегося бытия (в мире вещей), или как
диалектика идей, оказала огромное влияние на последующую философскую мысль.
Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Среди учеников Платона выделился гениально одаренный
мыслитель Аристотель, создавший самобытное философское учение – одно из величайших в
древнегреческой философии.
Онтология. Учение Аристотеля – объективный идеализм, хотя и непоследовательный, включающий
в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики
учения Платона об идеях. Аристотель доказывает его несостоятельность, исходя из следующих
соображений:
1. «Идеи» Платона – простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от
них по своему содержанию.
2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи не могут ничего дать существованию
вещей. И хотя он утверждал, что вещи «причастны» идеям, эта их «причастность», так же
как и пифагорейское «подражание», просто метафора. Учение Платона не может объяснить
отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть
непосредственно сущностями вещей.
3. Утверждая, что одни идеи так относятся к другим идеям, как общее к частному, и
рассматривая идею как сущность бытия вещи, Платон впадает в противоречие. При таком
понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как, будучи общей, она
присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она, в свою очередь, причастна
стоящей над ней более общей идее, которая и будет ее сущностью.
4. Платоновское учение о независимом от вещей чувственно воспринимаемом мире существовании
идей приводит к нелепому выводу: так как между идеями и чувственными вещами
есть сходство и так как, по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме
идеи, например, человека и кроме соответствующих ей вещей должна еще существовать
идея того сходного, что имеется между ними.
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственно воспринимаемого
мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождении, гибели и
движения.
6. Платон сближает свою теорию идей с предложениями о причинах всего возникающего и
учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже непредполагаемой основе –
к идее «блага». Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут
быть возведены к единому высшему понятию.
Сам же Аристотель не отрицал существования нематериальных причин чувственно воспринимаемых
вещей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма
нематериальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне приходящая в материю. Так,
медный шар есть единство вещества – меди – и формы – шаровидности, которая придана меди
мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Противоположность
формы и материи небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, который из нее отливается,
но та же медь – форма по отношению к физическим элементам, соединение которых составляет
медь. Медь лишена формы, поскольку меди еще не придана форма шара. И та медь есть «возможность»
формы, поскольку медник может внести в вещество меди эту форму. Форма есть действительность
того, возможностью чего является материя, и, наоборот, материя есть возможность того, действительностью
чего будет форма. С помощью этих положений о соотносительности материи и формы
Аристотель пытался преодолеть пропасть между миром вещей и идеями в учении Платона. Согласно
Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный
переход от материи к соотносительной ей форме, от формы – к соотносительной ей материи.
Поднимаясь по лестнице форм, как утверждал Аристотель, доходим, наконец, до высшей формы,
которую уже нельзя рассматривать как материю или как «возможность» более высокой формы. Такая
предельная форма есть перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира. В то время как у Платона
вещи чувственно воспринимаемого мира рассматривались лишь как видимость, как искаженное
отражение истинно сущего, у Аристотеля же они – реально существующее единство формы и материи.
Таким образом, по Аристотелю, сущность вещи (форма) неотделима от существования того,
сущностью чего она является, т.е. Аристотель в отличие от Платона преодолевает разрыв сущего и
30
существования. Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть
предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир – это и есть то, что познается,
благодаря чему достигается познание общего.
Учение Аристотеля о бытии опирается на его учение о категориях. Как он считал, наиболее полное
знание вещи достигается тогда, когда известно, в чем сущность этой вещи. В учении о категориях он
пытался дать ответ на вопрос, каким должен быть первоначальный, входящий в науку подход к
проблеме сущности? Категории Аристотеля – в первую очередь не понятия, а основные роды или
разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, его свойствах и отношениях. Он
указывал следующие категории: сущность, количество, отношение, место, время, положение,
обладание, действование и страдание.
Рассматривая проблему движения, считал движение вечным. Но вопрос об источнике движения
решал неоднозначно. С одной стороны, полагал, что движение присуще самим вещам и является
самодвижением. С другой стороны, например в работе «Метафизика», причину движения он объяснял
наличием неподвижного перводвигателя. Этот первый двигатель – бог – служит внешней причиной
всякого движения, ему же движение не сообщается ниоткуда. Наиболее общую характеристику
движению Аристотель дал следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это означает,
что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым
движение становится практически универсальным свойством сущего.
В концепции причинности он различал четыре основных вида причин: 1) материальную, 2) формальную,
3) активную, или воздействующую, 4) конечную, или целевую.
1. Материальная причина содержится в самой первой материи и выступает как потенциальная
причина. Первая материя, по Аристотелю, неопределенное первовещество, лишенное всякой
формы. Она – пассивна и есть лишь чистая возможность. (Вторая материя – это уже
вещество.)
2. Формальная причина означает форму как активный принцип, который творит из материи
«истинную реальность».
3. Активная, или воздействующая (движущая), причина раскрывает процесс собствнно перехода
возможности в действительность. Здесь он указывал на бога как на перводвигатель.
4. Целевая причина ставится Аристотелем наиболее высоко, так как она объясняет цель и смысл
движения. Это идеальная цель, к которой стремится вся земная природа – истина.
Среди причин понятие формальной причины является более важным, чем материальной, высшая
причина – целевая. Эта причина делает возможным познание завершения развития, реализацию цели,
которую Аристотель обозначил понятием «энтелехия».
Гносеология. Воззрением на реальный, чувственно воспринимаемый мир определяется характер
теории познания и логики Аристотеля. В своей теории познания он исходит из представления о
существовании независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека –
отражения предметов вещного мира. Аристотель противопоставляет платоновскому различению
чувственного «мнения» и разумного «знания» взгляд, согласно которому источник познания –
чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Но хотя
Аристотель утверждал, что в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, утверждение
это не распространял на высшие аксиомы науки и мышления, которые, по его мнению, уже не могут
быть выведены ни из каких высших по отношению к ним положений. По своему безусловному
значению для знания должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знания.
Чувства познают лишь единичное, а единичное – хаотично, наука его познать не может, так как
занята познанием общего. Общее, значит, сущее, потенциально содержит в себе разумная душа, а
разум его выявляет. В этом прослеживается особенность рационализма Аристотеля: имеется знание,
которое существует до процесса познания. На этой основе он и разрабатывал логику.
Аристотель – первый древнегреческий философ, от которого дошли систематически разработанные
трактаты по вопросам логики. Логику Аристотель понимал как науку о доказательстве, а
также о формах мышления, необходимых для познания.
Учение о человеке. Рассматривая человека как телесное и духовное существо, Аристотель видел
душу как высшую деятельность человеческого тела. Различал три вида души: растительную, животную
и разумную. Растительная и животная души неотделимы от тела. Главные их признаки – способность
к питанию (растительная) и способность к осязанию (животная). Разумная душа – это ум, который
может существовать отдельно от тела как вечное. В этом заключается сущность человека. Дело
человека – разумная деятельность, а назначение совершенного человека – в прекрасном выполнении
31
разумной деятельности. Важнейшей добродетелью является блаженство как научное созерцание
истины без стремления к какой-либо внешней цели, само по себе.
Античная философия, как уже было сказано, исключительно богата по своему разнообразию
философствования. Это присуще и классическому периоду в ее развитии, особенно в последующем
развитии она представлена множеством учений и школ.