Тема 2.5. РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Начавшийся в период Ренессанса новый способ философствования закрепляется и развивается в
последующий период и получает название философия Нового времени. Этому способствовали
социально-экономические условия и изменения в знаниевой структуре общества. Становление
буржуазных отношений в экономике выдвигает новые социальные силы, которые были ориентированы
на интересы реальной практической жизни, на преобразование природы через ее познание и
конструирование. Потребности мореходства толкают вперед развитие астрономии, кораблестроения.
Производство, военное дело стимулировали развитие механики и математики. Открытия Кеплера,
Ньютона создают основы нового научного миросозерцания, носящего математико-механический
характер. Поэтому происходит обращение к науке, прежде всего к экспериментально-математическому
естествознанию. Возрастание роли науки оказывает влияние и на философию.
В новоевропейской философии наблюдается разрыв со схоластикой и религией: провозглашается
всемогущество разума и неограниченная свобода исследования.
Интерес к познанию меняет структуру философской проблематики. На первый план выходят
проблемы познания, философия становится гносеологичной. Это приводит к противопоставлению
субъекта и объекта познания в рамках философии.
Под влиянием развития гносеологической проблематики, интереса к познанию природы
возродилась обновленная натурфилософия, свободная от непосредственного подчинения теологическим
усмотрениям. Но представители этой философии еще не были полностью свободны от
религиозности своих учений, скорее, они стояли на позициях деизма (Бог единожды сотворил мир, а
далее не вмешивается в жизнь природы и человека). Это проявилось, например, в пантеизме, который
исходил из отождествления Бога и природы.
Иначе мыслилось и место человека в мире: усиление его власти над природой, приобретение
большей степени свободы и значимости в мировом развитии привело к позициям антропоцентризма
в философии. Впервые в истории философии была поставлена и решалась проблема личности и ее
свободы. Концепции имели разнообразный характер – от натуралистических до субъективистских.
Ориентация на чувственность и практичность познания привела к сенсуалистическим традициям
в гносеологии. Сенсуализм абсолютизирует роль чувственности в познании, роль разума сводит лишь
к упорядочиванию данных ощущений.
На его базе в научном познании складывается эмпиризм. Эмпиризм обосновывает в противовес
господствовавшему схоластическому принципу духовного созерцания требование через опыт
«соединить разум с вещами», тем самым определить опыт как главную форму познания.
Происходит и другой процесс. Стремление к систематизации, количественный рост и усиливающаяся
дифференциация познания вызывают активное развитие рационализма, который в поисках
причинно-следственных связей между явлениями не только предпочтение отдает разуму, но и
рассматривает его как самостоятельную, оторванную от чувственности форму познания.
Естественно-научные исследования способствовали развитию материализма. Но этот материализм
отличается от стихийного диалектического мировоззрения Древней Греции. Материализм
38
становится механическим и метафизическим. Это объясняется тем, что из наук того времени
известной законченности достигла только механика, поэтому процессы в мире чаще всего
объяснялись механическими причинами, что было привнесено и в философию. Метафизичность же
вытекала из преимущественных задач современного естествознания, которое было занято в основном
накоплением фактического материала, описанием и классификацией отдельных видов. Поэтому мир
предстал как сумма отдельных, оторванных друг от друга, не развивающихся явлений.

Эмпиризм - Философское направление, признающее чувственное восприятие и опыт единственным источником познания, недооценивающее значение теоретических обобщений при изучении отдельных фактов, явлений.

Рационали́зм  -философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии

Сенсуализм
(от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

Крупные философы-сенсуалисты:
Протагор — древнегреческий философ, один из старших софистов.
Эпикур
Джон Локк
Этьен Бонно де Кондильяк

Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — философская позиция, существующая в научной философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание метафизических истин. Проще говоря, агностицизм отрицает возможность познания объективной действительности иначе как через ее объективные проявления. Возник в конце 19 в., как антитеза идеям метафизики.

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.