. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
Немецкая классическая философия развивалась сравнительно недолго – с 80-х годов XVIII столетия
по 1831 г. (год смерти Гегеля). Однако она, оказавшись вершиной новоевропейской философии, вобрав
в себя все ее достижения и развив их дальше, оказала огромное влияние на дальнейшую историю
философии.
Величайшими достижениями немецкой классической философии была разработка идей диалектики,
проблем гносеологии, учения о человеке, проблем этики и эстетики с опорой уже на новый,
более высокий уровень развития наук.
Родоначальником немецкой классической философии был Иммануил Кант (1724–1804 гг.).
И. Кант был не только философом, но и крупным ученым в области естествознания: космогонии,
физической географии, антропологии. Философское творчество Канта делится на два периода.
В первый период (до начала 70-х годов) Кант занимался проблемами бытия, философией природы,
религии, этики, логикой. Во второй период (с начала 70-х годов), так называемый «критический», он
обращается к проблемам познания, исследуя познавательные способности субъекта. Основной его
интерес состоял в выяснении источников знания и его видов, оснований достоверности знания в
математике и естествознании, в исследовании форм и категорий научного мышления и т.д.
Так как основной задачей философии во второй период своего творчества Кант признавал критику
разума и других способностей познания, то впоследствии этот период стали называть «критический».
Первый же период – «докритический».
В работах «докритического» периода наряду с философскими произведениями важное место
занимали работы Канта по вопросам естествознания. Так, он основательно занимался объяснением
строения Солнечной системы и ее возникновения, пытался решить и более специальные вопросы,
51
касающиеся истории Земли. Он поставил вопрос о роли приливов и отливов и доказал, что в результате
этого явления скорость суточного вращения Земли замедляется.
В физике Кант обосновал учение об относительности движения и покоя, развив дальше идеи
Декарта и Галилее. В биологии наметил идею генеалогической классификации животного мира, т.е.
распределения различных классов животных по их происхождению. В исследованиях по антропологии
выдвинул идею естественной истории человеческих рас.
Учение Канта второго периода было изложено в его трактатах «Критика чистого разума», «Критика
практического разума» и «Критика способности суждения». В первой из них он изложил свое учение
о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе.
Основой гносеологии Канта явилось его учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту, независимо
от нашего сознания (от ощущений, от мышления) существует мир вещей. Кант называл их «вещами
в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают
ощущения. Но ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия (или «идеи») нашего
разума не дают нам и не могут дать теоретического знания о «вещах в себе». Как ни достоверны
всеобщие и необходимые истины математики и естественных наук, знание, которое они нам дают,
не есть знание «вещей в себе». Это знание лишь тех сторон, свойств, отношений вещей, к которым
приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия (категории), суждения. О том же, к чему
эти формы не могут быть применимы, у нас вовсе не может быть никакого знания – «вещи в себе»
непознаваемы. Познаваемы только явления. Правда, эмпирическое знание непрерывно прогрессирует,
и этому его прогрессу, по Канту, нельзя указать никаких границ. Однако безграничный прогресс
эмпирического знания не приближает нас к познанию «вещей в себе». Последние всегда были и
всегда будут за пределами нашего познания.
Учение о непознаваемости «вещей в себе» имело идеалистический смысл, потому что в конечном
счете «вещи в себе» оказываются у Канта трансцендентными, т.е. потусторонними, существующими
вне времени и пространства. Время же и пространство, количество, качество, причинность и все
другие, объективно существующие связи и отношения рассматривались Кантом как субъективные,
существующие лишь в качестве форм познания чувственности и рассудка.
Эти взгляды Канта продолжены в учении о знании, в котором он опирается на теорию суждения.
По Канту, знание всегда выражается в форме суждения, в котором мыслится какое-то отношение
или связь между двумя понятиями: субъектом и предикатом суждения (то, что говорится о субъекте).
Существуют два вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете
сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Такие суждения Кант называл
аналитическими. Например, «Все тела имеют протяжение». Предикат – «протяжение» – не дает
нового знания, так как рассматривая понятие «тело» (субъект), мы уже знаем, что оно имеет свойство
протяжения. Но есть суждения, в которых знание выводится на основе соединения субъекта и
предиката как новое. Пример: «Некоторые тела имеют тяжесть». В этом случае понятие «тело» не
заключает в себе необходимо признак «тяжесть». Такие суждения Кант называл синтетическими.
Синтетические суждения он делил на два класса. В первых суждениях знание достигается в опыте.
Например, «Некоторые лебеди черны». Такие суждения он обозначил как апостериорные. Другие
суждения, которые не могут основываться на опыте, назвал априорными, например: «Все, что
случается, имеет причину». В опыте же нам может быть известна лишь часть того, что случается, но
не все.
Вопрос об априорных синтетических суждениях он ставил в троякой форме: 1) как возможны
такие суждения в математике; 2) как возможны они в теоретическом естествознании; 3) возможны
ли они в «метафизике» (умозрительном познании всего сущего).
Решение этих вопросов Кант связывал с исследованием трех основных познавательных
способностей человека: 1) чувственности, 2) рассудка, и 3) разума. Чувственность – способность к
ощущениям, рассудок – способность к понятиям и суждениям, разум – способность к умозаключениям,
доходящим до «идей». «Идеи» – это понятия разума о безусловном единстве всех обусловленных
явлений.
На примере математики он рассматривал формы чувственного познания. Элементы математики –
это не понятия, а чувственные созерцания. Они основываются либо на чувственном созерцании
пространства (в геометрии), либо на чувственном созерцании времени (в арифметике). Вывод его
таков, что априорные синтетические суждения в математике возможны, потому что в основе всех
положений математики лежат, по его мнению, априорные формы чувственности – пространство и
время. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относится не к самим вещам,
52
она имеет значимость только для нашего ума со свойственной ему априорностью форм чувственного
созерцания. Следовательно, пространство и время у Канта перестают быть формами существования
самих вещей. Он относит их к априорным формам нашей чувственности.
Априорные синтетические суждения в теоретическом естествознании возможны, согласно Канту,
благодаря категориям – понятиям рассудка, независимым от доставляемого опытом материала.
Учение о категориях рассудка так же идеалистично, как и формах чувственности. У Канта категории –
не формы бытия, а понятия нашего рассудка. Понятия – это не отражение содержания, найденного в
чувственном опыте, а только формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью
материал. Категории априорны, они не развиваются, от одних категорий к другим почти нет перехода.
Обращаясь к происхождению знания, Кант считал, что знание всегда состоит в соединении
(в синтезе) ощущений с понятиями. Ни ощущения, ни понятия сами по себе еще не дают знания.
Ощущения без понятий «слепы», а понятии без ощущений «пусты».
Рассудку присущи 12 априорных категорий, на основе которых в природу привносится закономерность:
1) категории количества: единство, множество, всеобщность;
2) категории качества: реальность, отрицание, ограничение;
3) категории отношения: принадлежность и самостоятельность, причина и действие, взаимодействие;
4) категории модальности: возможность – невозможность, существование – несуществование,
необходимость – случайность.
По Канту, наше сознание само строит предмет – не в том смысле, что оно порождает его, а в том,
что оно сообщает ему ту форму, под какой он только и может познаваться, – форму всеобщего и
необходимого знания. Поэтому Кант сделал вывод, что не формы нашего ума сообразуются с вещами
природы, а напротив, вещи природы – с формами ума. Следовательно, вещи сами по себе непознаваемы.
Вывод Канта о том, что сознание само строит предмет науки, есть субъективный идеализм.
Вывод Канта о том, что познание вещей самих по себе невозможно, есть агностицизм.
Третий основной вопрос кантовской «критики» – вопрос о возможности априорных синтетических
суждений в «метафизике», т.е. в теоретической философии сводился им к исследованию способностей
разума. «Чистый разум» объединяет правила рассудка в общие принципы. Кант рассматривал разум
как способность умозаключения, приводящую к возникновению «идей» – понятий о безусловном,
т.е. о том, что никогда не может быть воспринято чувствами в опыте. Например, идея бога как
безусловная причина всего существующего или всех явлений.
Разум стремится выйти за пределы явлений, т.е. в мир «вещей в себе». Постоянные попытки разума
судить о «вещах в себе», которые для него непознаваемы, приводит к противоречиям – антиномиям.
Кант рассматривал четыре антиномии «чистого разума»:
1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени
и бесконечен в пространстве.
2. Существует только простое и то, что сложено из простого – в мире нет ничего простого.
3. Существует не только причинность по законам природы, но и свобода – нет никакой свободы,
все совершается согласно законам природы.
4. Существует безусловно необходимое существо, т.е. Бог, как причина мира – нет никакого
абсолютного необходимого существа как причины мира.
Эти противоречия, говорил Кант, возникают в разуме неизбежно, следовательно, разум по своей
природе противоречив. Вывод Канта о необходимости диалектических противоречий в разуме
составляет его заслугу. Однако он вместе с тем утверждал, что открытые им в разуме противоречия –
мнимые. Все они возникают только потому, что исходят из ложной мысли, будто мир как безусловное
целое может быть предметом умозрительного теоретического познания. Поэтому, как только
философы откажутся от этого вопроса, что такое мир как безусловное целое, исчезнут и противоречивые
суждения о мире. Поскольку мир – это непознаваемая «вещь в себе».
К «вещам в себе» Кант относил бога как причину мира, свободу и бессмертие души, поэтому они
не могут быть предметом для теоретического разума. Он переносил эти проблемы в область
практической философии. Если нельзя теоретически постичь бога, свободу воли и бессмертие души,
то в их существование необходимо верить. «Вера», по мнению Канта, необходимый постулат
«практического разума». Тем самым он ограничил знание в пользу веры.
К области практического разума у Канта относится этика, где человек исследовался как нравственное
существо. Человек – сложное существо. Как часть природы подчинен, по мнению Канта,
53
закону причинности, а как нравственное существо свободен от эгоистических стимулов и подчиняется
только нравственному долгу. Как нравственное существо, он принадлежит уже к миру умопостигаемых
«вещей в себе». Нравственный закон Кант понимал как безусловное предписание, или
«категорический императив».
В общем виде этот императив повелевает: «Поступай так, чтобы высший принцип твоей воли
одновременно и всегда был принципом общего законоположения». В сущности – это формальный
принцип, так как он сформулирован безотносительно к конкретным условиям.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770–1831 гг.) впервые в систематической форме представил весь природный, исторический
и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и
развитии, сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Подвергнув
глубокой критике метафизический метод, он разработал диалектическое миропонимание и
соответствующий ему диалектический метод исследования, сформулировал законы и категории
диалектики.
Опираясь на диалектические идеи других представителей немецкой классической философии:
Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель выстроил свою диалектическую систему.
Исходным пунктом его философии явилось положение о тождестве бытия и мышления. Он полагал,
что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание
невозможно логически вывести из материи, а материя также невыводима из человеческого сознания.
Оно само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного
субстанционального первоначала. Первоначальное тождество, образующее субстанциональную основу
мира, есть, по Гегелю, тождество бытия и мышления, в котором, однако, изначально имеется различие
между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении.
Мышление – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека
объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Объективно существующее
мышление Гегель обозначил как абсолютную идею. Она «отчуждает» свое бытие в виде
материи, природы, которая есть ее «инобытие». Получается, что мир существует и развивается по
законам надмирового разума – абсолютной идеи. Таким образом, мышление, разум рассматривались
Гегелем как независимая от человека и человечества абсолютная сущность природы, человека,
всемирной истории. Причем эта субстанциональная сущность находится не вне мира, а в нем самом,
как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.
Поэтому Гегель относил себя к пантеистам.
Абсолютная идея – не неизменная сущность, она трактуется Гегелем как непрерывно развивающийся
процесс познания от более низкой ступени к более высокой. Высшую ступень развития
абсолютной идеи составляет «абсолютный дух» – человечество, человеческая история.
Поскольку мышление – это чистая мысль, мыслящая самое себя, то по сути процесс развития
означает самопознание идеи. Он стремится найти и познать себя в каждой вещи в каждом движении,
тем самым он обогащается, становясь все более развернутым. Иначе говоря, Гегель отождествлял
разум и действительность. Разумное, божественное, действительное, необходимое совпадают друг с
другом. Отсюда исходит один из его важнейших тезисов: все действительное разумно, все разумное
действительно.
Действительным Гегель называл не все то, что существует, а лишь наиболее важное, существенное,
исторически необходимое. Только действительность (необходимость) разумна, да и то лишь до тех
пор, пока сохраняются обстоятельства, обусловливающие ее необходимость. Вторая половина тезиса
Гегеля – все разумное действительно – означает, что разумное не беспочвенно, все разумные
человеческие идеалы представляют собой не недосягаемые мечтания, а нечто осуществляющееся в
действительности. Мышление отражает объективную реальность, и, поскольку оно правильно ее
отражает, можно говорить о разумном взгляде на мир. Однако, как было сказано, он отождествлял
отражение действительности (разум) и то, что отражается, – объективную реальность.
Таким образом, понятие «абсолютной идеи», с одной стороны, наполняется совершенно реальным
природным и историческим содержанием, а с другой – оказывается неким представлением о боге,
правда, освобожденном от обычно приписываемых ему религией человеческих черт.
Первоначально саморазвитие идеи как ее самопознание заключено в сфере чистого мышления,
где рассматриваются общие понятия, их взаимосвязь. Этому посвещена «Наука логики» Гегеля. Затем,
познав себя на этом уровне, она разворачивается в природе, т.е. переходит в инобытие, обогащает
свое познание в конкретных природных процессах. В «Философии природы» Гегель подробно описал
54
данный этап развития. Третий этап – заключительный, когда идея, покидая природу, «возвращается»
к самой себе в качестве «абсолютного духа», развившись как самосознание человечества. На этом
саморазвитие абсолютной идеи заканчивается.
Как видно, философская система Гегеля состоит из трех частей:
1) логики – учения о всеобщих законах движения и развития, о разумных принципах, лежащих
в основе всего существующего;
2) философии природы – картины развития мира;
3) философии духа – истории человека и его самосознания.
Основной формой мышления, по Гегелю, является понятие. Оно, по его мнению, – начало всякой
жизни. Тем самым не бытие определяет мышление, а мышление определяет бытие. Хотя Гегель и
высказывал эту идеалистическую мысль, но она содержит глубокую мысль о значении понятия в
мышлении, о его относительной независимости от чувственных данных, из которых оно исходит,
далеко выходя вместе с тем за их пределы. Но у Гегеля понятие противопоставляется чувственно
воспринимаемой действительности.
Логика, как вытекает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую
часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления,
которыми занимается логика, суть подлинные законы бытия: и природы, и человеческой истории, и
познания. Гегель ставил перед логикой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития
познания, т.е. логика выступила учением о сущности вещей. Поэтому в «Науке логики» рассматривались
вопросы о закономерностях действительности, о превращении количественных изменений
в качественные, о соотношении философских категорий, о природе механических, химических,
жизненных процессов и т.д. Здесь же он рассматривал общие понятия: бытие, ничто, становление,
качество, количество, меру, сущность, тождество, различие, противоречие и т.д. Все эти понятия
связаны и, по мнению Гегеля, выражают различные ступени познания.
Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному, от одностороннего содержания к понятию
более богатого содержания, охватывающему в единстве различные, даже противоположные стороны.
Так, анализируя понятия количества и качества, Гегель показывал, что количественные изменения
приводят к изменениям качественным, совершающимся путем скачка, перехода из одного качественного
состояния в другое (закон перехода количественных изменений в качественные, по Гегелю).
Например переход воды из одного состояния в другое под влиянием температур.
Раскрывая взаимопереход наиболее общих категорий, он критиковал метафизическое противопоставление
тождества и различия, сущности и явления, свободы и необходимости и т.д., подчеркивая,
что противоположности не абсолютны, а относительны. Анализируя отношения тождества и различия,
Гегель раскрывал лежащее в их основе противоречие. Положение о противоречии как внутреннем
источнике движения, развития составляет главное в гегелевском учении о сущности (по Гегелю,
закон единства и борьбы противоположностей). С учением Гегеля о противоречии связано его понимание
отрицания и отрицания отрицания. Развитие приводит к отрицанию данной формы явления,
причем оно заложено в нем. Отрицание есть закономерная ступень процесса развития. Диалектическое
отрицание означает не полное отрицание, а сохранение преемственности в развитии –
положительных качеств явления. В дальнейшем отрицание подвергается вновь отрицанию. Это Гегель
выразил в законе отрицания отрицания.
В «Философии природы» Гегелем дается характеристика развития абсолютной идеи уже «не в
себе, не для себя», а как инобытие – воплощение в природе. Главными форами природного бытия
идеи Гегель называл механику, физику, органику. В связи с этим он рассматривал пространство и
время, материю, движение, всемирное тяготение. Все они являются внешним проявлением абсолютной
идеи. Не отрицая многообразия изменений в природе, Гегель тем не менее утверждал, что все они
совершаются в рамках вечно повторяющегося, раз и навсегда установленного круговорота.
Получается, что природа неспособна к развитию во времени.
Третья часть системы Гегеля – философия духа – посвещена рассмотрению абсолютной идеи на
заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, возвращается к самой себе в качестве
абсолютного духа, т.е. воплотившись в самосознание человечества на всем протяжении всемирной
истории. Таким образом, философия духа есть идеалистическое учение о развитии индивидуального
и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история
человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конечном счете историей
познания и самопознания. Феноменология духа состоит из учения о субъективном духе (антропология,
феноменология, психология), учения об объективном духе (право, нравственность, государство),
55
учения об абсолютном духе как высшей ступени самосознания абсолютной идеи (искусство, религия,
философия).
Метод и система Гегеля органически связаны, тем не менее между ними имеется неразрешимое
противоречие, поскольку система вопреки его диалектике ставит предел развитию. Если диалектический
метод учит, что развитие всеобще, то система отрицает всеобщность развития, так как, по
Гегелю, природа не развивается во времени, а лишь разнообразится в пространстве. Далее: если метод
утверждает, что развитие не имеет предела, то система ставит предел развитию мышления (формы
которого исчерпываются в «Науке логики»), развитию познания вообще (завершающегося созданием
его философии), развитию общества. Пределом общественного развития Гегель считал установление
конституционной монархии и связанное с ней преобразование общества.
В этом и состоит глубокое противоречие между философской системой Гегеля и его диалектическим
методом, между консервативной и прогрессивной сторонами его философского учения.
К числу заслуг Гегеля относятся прежде всего гениальные догадки о взаимосвязи, движении,
развитии явлений, о противоречии как источнике движения, развития, о превращении количественных
изменений в качественные, о природе теоретического и логических форм и категорий, посредством
которых оно осуществляется.
Последним из выдающихся философов немецкой классической философии был Людвиг Фейербах
(1804–1872 гг.). В отличие от других представителей он развивал материалистическое направление
в философии, продолжив традиции материализма XVIII в.
Прежде всего Фейербах иначе подходил к определению задач философии. Если Гегель отрывал
разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности и потребностей, то «новая философия
», или «философия будущего» – так называл Фейербах свое учение, – исходит из того, что
реальным субъектом разума является человек, и только человек. Человек же, в свою очередь, –
продукт природы. Поэтому Фейербах настаивал на том, чтобы философия тоже исходила из
чувственных данных. Органы чувств – органы философии. Философия должна заключить союз с
естествознанием. Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия призвана на земле
осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире. Философия заменяет религию, давая
людям вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей в достижении счастья.
Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой
сущности, Фейербах пришел к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о
сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает
вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о человеке, в
деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разрешение. Эта мысль
составляет основу его учения о человеке. Естественные науки, в особенности физиология, выявляют
неразрывную связь мышления с материальными процессами, совершающимися в человеческом
организме, с чувственным восприятием внешнего мира и т.д. Человек неотделим от природы,
следовательно, и духовное не должно противопоставляться природе как возвышающаяся над ней
действительность. Таким образом, Фейербах стремился разработать материалистическую систему
взглядов на базе научной физиологии и психологии человека. Это – односторонний подход, но
Фейербах выстраивал свои взгляды в борьбе с идеализмом, поэтому делал акцент на обусловленности
мышления бытием человека.
Особенностью антропологического материализма Фейербаха было также отрицание дуализма
души и тела, признаие и обоснование материалистического положения о единстве духовного и
телесного, субъективного и объективного, психического и физического, мышления и бытия.
Рассматривая вопрос о сущности человека, он выделял прежде всего чувственность, жизнь ума и
сердца, многообразие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью и т.д.
Однако сущность человека Фейербах понимал абстрактно, вне связи с определенными историческими
условиями. Поэтому он обычно ограничивался указанием на чувственную природу человека,
чувственный характер человеческой деятельности, антропологическое единство всех людей.
Онтология. Основа философской антропологии Фейербаха – материалистическое учение о
природе. Природа есть единственная реальность, а человек – ее высший продукт, выражение,
завершение. В человеке и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Нет
ничего выше природы, так же как нет ничего ниже ее. Понятия: «бытие», «природа», «материя»,
«действительность», «реальность», с точки зрения Фейербаха, есть обозначение одного и того же.
Многообразие явлений природы не может быть сведено к какой-то общей, однородной первоматерии.
Сущность так же многообразна, как и существование. Природа вечна: возникновение во времени
56
относится лишь к отдельным явлениям. Природа бесконечна и в пространстве: только человеческая
ограниченность ставит пределы ее протяжению. Пространство и время суть условия всякого бытия.
Нет никакой реальности вне времени и пространства, но нет также времени или пространства вне
природы. Поэтому совершенно несостоятельны религиозно-идеалистические представления о начале
мира. Фейербах утверждал, что логическое расчление понятий невозможно без разграничения вещей
в пространстве; последнее же неотделимо от их последовательности во времени. Это положение
направлено против учения Канта об априорности времени и пространства и всякой всеобщности
вообще.
Опираясь на достижения предшествующего материализма, Фейербах говорил о связи материи и
движения. Но у него не было ясного представления о качественном многообразии форм движения
материи, об их переходе друг в друга, ввиду чего тезис о самодвижении материи, который он
поддерживал вслед за французскими материалистами, представлял собой лишь вывод из отрицания
божественного первоначала. Фейербах говорил также и о развитии, однако в целом его позиции
имели метафизическое понимание процесса развития, поскольку он отвергал объективность
диалектических противоречий, их роль как источника внутреннего источника развития.
Гноселогия. Продолжая материалистические традиции, Фейербах внес значительный вклад в
разработку материалистически-сенсуалистической теории познания. Прежде всего он решительно
выступил против идеалистического третирования чувственного созерцания как чего-то низшего,
поверхностного, далекого от истины. Реальный мир есть чувственно воспринимаемая действительность,
следовательно, лишь благодаря чувственным восприятиям возможно его познание. Он
отрицал существование принципиально невоспринимаемых чувствами объектов. Чувственное
восприятие, непосредственное по своей природе, может быть также опосредованным, т.е. давать
косвенные свидетельства того, чего мы не видим, не слышим, не осязаем.
Задача мышления – собирать, сравнивать, различать, классифицировать чувственные данные,
осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. Иначе
говоря, Фейербах отводил мышлению некую подчиненную роль, подчеркивая его опосредованный
характер, зависимый от ощущений. Тем более критерий истины он видел в сопоставлении понятий с
чувственными данными. Чувственное созерцание у него оказывалось критерием истинности
мышления. Однако такое согласование не всегда возможно. Фейербах не видел, что отношение между
чувственность и мышлением носит диалектический характер.
Существенное место в работах Л. Фейербаха занимала критика религии, поскольку она составляет
важнейшую сторону духовности человека.
Фейербах связывал возникновение религии с той ранней ступенью, когда у человека еще не могло
быть правильного представления об окружающих его явлениях природы, обо всем том, от чего
непосредственно зависело его существование. Религиозное поклонение явлениям природы
(«естественная религия»), так же как и религиозный культ человека в новое время («духовная
религия»), показывает, что человек обожествляет все то, от чего зависит реально или хотя бы только
в воображении. Но религия не прирождена человеку, иначе пришлось бы допустить, что человек
появляется на свет с органом суеверия. Сущность религии, говорил в этой связи Фейербах, –
человеческое сердце. Оно отличается от трезвого и холодного рассудка, что стремится верить и
любить. Но поскольку религия, по его мнению, отражает, хотя и в извращенной форме, нечто извечно
присущее человеку, постольку религиозное чувство непреодолимо, и Фейербах сделал вывод, что
любовь человека к человеку, в особенности же половая любовь, есть религиозное чувство. Так как
любовь объявлялась им истинной сущностью религии, атеизм рассматривался как истинная религия,
религия без бога.