Тема 2.8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
С принятием христианства на Руси в X в. центрами духовной культуры стали церкви и монастыри,
в которых создавались не только церковные книги, но и летописи, а позднее – всевозможные поучения,
имевшие философский характер. Так, создатель «Повести временных лет» – истории древних
славянских народов – Нестор рассуждает, в частности, о добре (божественном поведении) и зле
(дъявольском искушении). Как можно понять, через их борьбу и развивается общество. Бог наделил
человека смертным телом, но бессмертной душой, а также свободой воли. Поэтому человек должен
отвечать за свои поступки перед богом. Люди и народы, не внимавшие божественным предзнаменованиям,
нарушавшие божьи заповеди, живут в грехе и будут сурово наказаны Господом.
В XIV в. появилось уже, можно сказать, чисто философское произведение «Диоптра», или
«Зерцало», в котором речь шла о душе и теле, о боге и человеке, об устройстве вселенной, о «кончине
мира» и «Страшном суде». Автор – Филипп Пустынник (Филипп Философ) по-христиански
рассуждал о боге и божественной премудрости, но высказывал и стихийно-материалистические
суждения. Душа, учил он, управляет телом, а тело есть нечто неизменное. Но душа может
существовать и без тела в загробном мире. Тело как сосуд пороков и скверны все время жаждет
совратить душу с пути праведного, что ему чаще всего и удается. Но поскольку человек состоит из
тела и души, он относится и к материальному, и к духовному миру. Материальный мир срстоит из
четырех стихий: земли, воды, воздуха и огня, которые образуют в человеке «четыре сока». Душа
состоит из трех частей: ума, слова и самой по себе души. Она обладает «помысленной» (разумом,
мыслью), «яростной» (гневной) и «желательной» (желаемой) силами. Главная сила души –
«помысленная». Душевные свойства (гнев и ярость, целомудрие и порочность, кроткость и храбрость,
характер человека, его страсти и добродетели) определяются не Богом, а соотношением «четырех
соков», четырех материальных элементов. На душевные качества также оказывают влияние место,
возраст человека, климат и т.п. Человек смертен, но душа бессмертна. Судьба души после рождения
человека определяется уже не Богом, а тем, каким путем пойдет сам этот человек. Путь добродетели
ведет к райскому блаженству, путь порока – к вечным адским мукам. Бог безразличен к повседневной
жизни человека, который сам ответственен за свои поступки.
В XIV–XVI вв. распространились вольнодумства и ереси, направленные против официальной
религии («Стригольники», еретические кружки Ф. Курицына, Матвея Бакшина и др.).
В XVII в. под влиянием развития западноевропейской науки получили развитие и некоторые
материалистические идеи. Свидетельством этому может служить творчество Юрия Крижанича, в
частности его «Политика». В ней автор рассуждал о государственном устройстве, высказывая и
философские представления. По его мнению, человеческое тело состоит из «четырех первозданных
вещей»: земли, воды, воздуха и огня, которые между собой постоянно враждуют, что ведет к вечным
«несогласиям». Человек отличается от животных своим разумом и руками. Разум и мудрость
обеспечивают людям богатство и славу, дарят благо и открывают истину. Невежество же порождает
суеверия и ереси. Знания позволяют постичь причины явлений. Философ как «рачитель мудрости»
60
познает следствия, а через них – причины. Причины бывают творящие, материальные, формальные,
конечные, производящие и содействующие. Сама же мудрость делится на духовную и мирскую.
Духовную дают занятия богословием, которое включает в себя также механику, математику и
философию – «мудролюбие». Философия состоит из логики (грамматики, диалектики, риторики и
поэтики), физики (науки о рудах, камнях, деревьях, травах, животных и прочих видимых вещах) и
этики (учения о личной нравственности), или идиоэтики, экономии (или науки о ведении хозяйства)
и политики (или науки об управлении народом).
Таким образом, формирование философских идей в России шло под влиянием европейских
(особенно византийских) религиозных доктрин. Философия, облеченная в религиозные формы, искала
ответы на вопросы об устройстве мироздания и общества, о смысле существования человека.
С XVII в. характер общественной мысли меняется – она все больше ориентируется на отказ от
религиозной догматики и переход к развитию философского мышления на основе естественнонаучного
познания.
М.В. Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый – представил новое явление в русской
познавательной культуре. В широкий круг его познавательных интересов входила и философия. Он
заложил основы материалистической традиции в русской философии. Он говорил, что наука должна
опираться на факты, наблюдения и опыты, а не на тексты священного писания. Естествоиспытатели
не должны пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философским
следует считать только то познание, которое имеет дело с «натурой» и отмечает происходящие в
ней изменения. Философия же доказывает, что «ничто не происходит без достаточного основания».
Природу и ее законы Ломоносов понимал материалистически. На первое место в науке он выдвигал
«метод философствования, опирающийся на атомы». Он обосновал закон сохранения вещества и
движения, разработал корпускулярную теорию строения материи, механическую теорию теплоты.
Материю определял как «протяженное несопроницаемое, делимое на чувственные части». Материя
есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность. Действие и противодействие, притяженность
и инерция, а также другие проявления тел целиком зависят от материи, а не от каких-либо
сверхъестественных сил.
Согласно Ломоносову, в основе мироздания лежат мельчайшие частицы, которые он называл то
монадами, то атомами, но не считал их в отличие от Лейбница духовными образованиями. Здесь
Ломоносов стоял на позициях механического материализма, хотя не был чужд и диалектики,
например, в истолковании эволюции природы, считая, что ее растительное и животное царства, да и
весь видимый мир, подвержены постоянным переменам.
В теории познания Ломоносов опять-таки был материалистом, полагая, что начатки знаний дают
нам чувственные восприятия, которые затем разум перерабатывает в понятия и идеи.
Славянофилы. Общественная мысль России XVIII в. находилась под влиянием французского
Просвещения и одновременно идей просвещенного абсолютизма. Д.С. Аничков, С.Е. Десницкий,
И.А. Третьяков, А.Я. Поленов, Я.П. Козельский, Д.И. Десницкий, П.С. Батурин, Н.И. Новиков
отстаивали идеи просвещенного государства, построенного на основах гуманизма.
В начале XIX в. на смену французскому Просвещению пришел немецкий идеализм. Но логической
оформленности и систематизации в качестве направления русской философии он не получил, встретив
на местной почве жесткую критику. Особую роль в его отвержении сыграли славянофилы –
А.С. Хомяков, Н.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др. В противовес западникам, выступавшим
за европеизацию России, они выступали за идею самобытности русского народа. Россия для
славянофилов была прежде всего носительницей Христианской истины, а великую Христианскую
истину хранила православная Церковь. Славянофилы считали православие особым типом культуры,
культуры более богатой, чем западная католическая. Поэтому Россия должна иметь свой путь
развития, основанный на общинности и соборности. Наиболее видными представителями были
А.С. Хомяков и Н.В. Киреевский.
В воззрениях Хомякова творцом и источником мира утверждалась разумная воля, или иначе –
«волющий разум». Мыслящий разум потому наделялся атрибутом воли, что, по мнению Хомякова,
разумность еще не содержит в себе необходимости. Мыслимость – это только возможность, для ее
реализации нужна воля, которая воплощает мысли бога в действительность. Воля абсолютно свободна.
Она исключает всякую необходимость и воплощает мысли бога в действительность. Следовательно,
«волющий разум» творит мир предметный и человека. Предметы и явления сами для себя случайны,
но разумны в отношении к «волющему разуму» и существуют по его законам. Признание разумности
мира, выводимой из бога, говорит о религиозности философских идей Хомякова. Материализм он
61
отвергал, считая его «грубым», «ненаучным взглядом на мир». Материя не может быть субстратом,
потому что вещество, из которого состоят предметы внешнего мира, конечно и измеримо. Субстрат
же бесконечен и несоизмерим. С другой стороны, вещество ощутимо как конечное, а бесконечный
субстрат не может быть объектом ощущения. В решении вопроса о соотношении материи и сознания
Хомяков также выступал против материализма. Материалисты, считающие сознание свойством
материи, по его мнению, предпринимают нелепую попытку перебросить мост через бездну,
разделяющую материю и мышление. Вещество и мысль не имеют никаких общих свойств. Хомяков
защищал традиционную религиозную точку зрения, согласно которой между материей и мышлением,
плотью и духом существует пропасть.
Ключевым для теории познания славянофилов стало понятие «целостность духа». Как считал
Хомяков, постижение истины невозможно только с помощью разума. Она становится доступной лишь
живому (цельному) знанию как органическому синтезу чувственного опыта, разумного постижения
и мистической интуиции. Главная роль в познании принадлежит вере, которая вносит содержание в
познаваемую истину. Однако индивидуальный человеческий разум, даже дополненный верой и
интуицией, не может постигнуть бога, как сущность мира. Для этого необходим коллективный разум,
соединенный в церкви на основе нравственной любви, истина открывается только «соборному
сознанию».
Революционные демократы. Формирование и развитие в России революционно-демократической
идеологии связано прежде всего с именами В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева,
А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. В период кризиса и падения крепостной
системы в России они были приверженцами утопической идеи крестьянского социализма, который
должен был, по их мнению, сформироваться после революционных преобразований российской жизни
на почве крестьянских общин и работничьих артелей. Вместе с тем все они хорошо знали западную
философию, особенно современную им, находились под влиянием Фихте, Шеллинга, Гегеля. Поэтому
трактовка истины, например, у Герцена характеризовалась диалектичностью: не как нечто раз и
навсегда данное, застывшее, а как процесс, как восхождение от неполного знания к более полному и
глубокому. При этом он подчеркивал диалектические взаимоотношения сущности и явления,
содержания и формы, причины и следствия.
Вместе с тем герценовская теория познания носит материалистический характер. Исходное
начало – показания органов чувств о внешнем мире. Впечатления, получаемые от внешних предметов,
человеческий разум перерабатывает в понятия и идеи. Но и сам разум не пассивен, он может создавать
понятия, гипотезы, строить предположения и т.д.
Особое место среди революционных демократов занимал Н.Г. Чернышевский. Главный предмет
его исследования – человек, поэтому одно из его основных произведений называлось «Антропологический
принцип в философии». Суть этого произведения состояла в том, что все в мире автор
измерял человеком, его счастьем, пользой для него. Человек добр или зол только в зависимости от
условий – если у него нет ни в чем недостатка, он добр, и наоборот, человек поступает дурно, вредит
другим, когда принужден лишить их чего-то. Следовательно, человек – эгоистическое существо,
изменить его не помогут никакие проповеди. Но он – «разумный эгоист», ибо понимает, что такое
польза для него и для других. Каждый человек считает добрыми поступками те дела других людей,
которые полезны для него. С этой точки зрения, всякое добро – это не библейское добро, а житейская
польза, полезность. Как говорил Чернышевский, в том то и значение антропологического принципа,
что с его помощью можно без всякой «ученой зауми» понять все сложные общественные явления