Основные категории диалектики. Закономерное существование и развитие бытия выражено в
категориях диалектики, которые являются результатом познания и осмысления существенных
отношений и связей действительности.
Причина и следствие. Все явления в мире обусловлены – такова суть принципа причинности.
Причинность по своему характеру объективна, она заключена в самих явлениях, представляет собой
взаимодействие элементов, их образующих, т.е. причиной является не одностороннее воздействие
какого-либо тела на другое, а взаимодействие минимум двух элементов, входящих в образование,
или самих образований.
Причина – взаимодействие образований, или элементов, их составляющих, обусловливающее
соответствующие изменения.
Следствие – изменения, возникающие во взаимодействующих сторонах или образованиях в
результате их взаимодействия.
К причине и следствию следует подходить диалектически: это не застывшие стороны действительности,
они переходят друг в друга. Возникшее следствие далее выступает уже в качестве причины.
Отсюда вытекает их неизбежность, поскольку они взаимообусловлены. Следствие может быть
порождено разными причинами. Но есть основная причина. Неосновные причины не оказывают
существенного влияния на ключевое развитие. На этом положении построен детерминизм – учение
об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений мира. Однако
механический детерминизм признает одну непосредственно действующую причину, отрицая
объективность случайности. Противоположное учение – индетерминизм – отрицает всеобщность
причинности.
Необходимость и случайность. Необходимыми называются те свойства и связи, которые имеют
причину своего существования в себе, т.е. обусловлены внутренней природой элементов явления.
Свойства же и связи, имеющие причину своего существования в другом, обусловленные внешними
обстоятельствами, называются случайными.
Необходимые стороны и связи при соответствующих условиях наступают неизбежно, появление
же случайных свойств и связей необязательно, они могут наступить, могут и не наступить. Тем самым
необходимость выражает внутреннее, а случайность – внешнее. Диалектика необходимости и
случайности состоит в их единстве. Необходимость проявляется через случайности, особенно это
заметно в статистических закономерностях. О единстве необходимости и случайности говорит и их
взаимопереход: в различных отношениях они могут меняться своими местами.
Сущность и явление. Сущность – совокупность необходимых свойств и связей (законов) объекта,
взятых в их естественной взаимозависимости. Явление – обнаружение внутреннего в вещи через
случайности, раскрывающиеся через взаимодействие.
Сущность и явление диалектически взаимосвязаны: сущность раскрывает свое содержание в
явлении. Явление же связано с сущностью, не может существовать без нее. Но явление может и
искажать сущность, так как связано с внешним, более текуче. Сущность более устойчива, она хотя и
меняется, но медленнее, чем явление.
Познание сущности начинается с выявления основных сторон, отношений, поскольку они
определяют все остальное. Сущность – это, как уже было сказано, внутреннее, но ее проявление
начинается с поверхности, с явления.
Возможность и действительность. Реальность фиксируется сознанием как нечто действительное,
т.е. то, что уже есть. Возможность в таком случае помещается где-то вне настоящего и,
следовательно, вне действительного, она как бы не существует реально, но только мыслится. Реальное
же гораздо шире, чем просто настоящее. Это не только то, что уже стало и есть, что свершилось, но
и то, что содержится в уже существующем в качестве возможности превращения в нечто иное.
Поэтому реальность включает не только настоящее, но и прошлое, так как она реализовала
предшествующие ему возможности. Реальность включает также и будущие возможные процессы.
76
Таким образом, реальность есть единство возможного и действительного. Поэтому следует иметь в
виду, что мир приобретает постоянно все новые формы бытия.
Под действительностью в широком общедиалектическом смысле разумеют и возможное, и процесс
созидания нового, и его бытие как итог действия всех реальных сил мира: это природа и история,
человек и его разум. В узком смысле действительность – это реализованная возможность, нечто уже
непосредственно ставшее.
Возможность – это тенденция или, вернее, пока еще скрытие тенденции развития наличной
действительности.
Если действительность есть прошлое в настоящем, то возможность – завтрашнее в сегодняшнем.
Поэтому развитие является процессом как осуществления, так и зарождения возможностей и
превращения одной из них в действительность. Механический же детерминизм рассматривает все
существующее преопределенным лишь прошлым.
Возможность превращается в действительность при определенных условиях:
1) действия определенного закона;
2) наличия соответствующих условий.
Существуют различные виды возможности.
Реальная или перспективная возможность – это закономерная тенденция развития объекта,
связанная с объективной необходимостью.
Формальная – несущественная тенденция развития предмета, которая лишь при случайном
стечении обстоятельств может превратиться в действительность.