. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА
Человеческая деятельность обусловлена сознанием, поэтому место человека в мире, восприятие
окружающего продиктовано именно этим свойством. Понятие сознания – одно из наиболее сложных
философских понятий, поскольку оно относится к предельно общим категориям, которые возможно
только описать. К тому же в трактовке сознания исследователями берутся различного рода исходные
посылки. Философское изучение сознания в отличие от научного фиксирует внимание на содержании
сознания, на непосредственной данности этого содержания человеку. Основное значение термина
«сознание» сводилось к понятиям: психика, человеческая психика, идеальное свойство высокоорганизованной
материи, высшая форма отражения, осознанное бытие, субъективная сторона
торможения условных рефлексов, функция человеческого мозга, проявление абсолютного духа,
творение Бога и т.д. Эти значения сознания могут и не исключать друг друга, но не все относятся к
собственно философским понятиям.
В истории философии сознание в различных философских концепциях выступает как «дух»,
«душа», «психика», «идея», «бог», «сознание».
Идеализм выдвигал сознание в самостоятельную сущность, лежащую в основе всех форм
материального бытия. Так, идеи Платона – это и мысли человека, и их объекты, мыслить которые во
всей полноте может только божественный ум. Мир идей противостоит материи. Платон различал
смертную и бессмертную человеческую душу. Первая гибнет вместе с телом, а вторая уходит в
умопостигаемый мир идей. Гегель сознание (дух) наделял идеальностью и свободой, независимостью
от материального, которое, наоборот, зависит от первого. Но сознание, по Гегелю, находится в
непрерывном развитии как воплощение духовной субстанции (разума).
Представители субъективного идеализма решали проблему несколько иначе, хотя тоже видели в
сознании определяющую субстанцию. Беркли, например, утверждал, что идея (по Беркли – вещь)
сама по себе не может быть причиной чего-либо. Следовательно, причиной является дух, мыслящая
субстанция. Мир в таком представлении оказывается сферой сознания субъекта, идеального.
Материя – совокупность качеств, порожденных сознанием. Кант начинает исследование с сознания
индивида. При этом он отмечал, что в индивидуальном сознании существует нечто, обусловливающее
его разумную деятельность, находящееся вне сознания отдельного субъекта. Таким образом, сознание
у Канта получает два определения: во-первых, как чувство, индивидуальное переживание, сопровождающее
все явления духовной жизни; во-вторых, как сознание самодавлеющего разума,
находящегося по ту сторону индивидуальных проявлений субъекта и не зависящих от него.
Дуализм в лице Декарта разделял сознание и материю как самостоятельные субстанции.
Атрибутами духовной субстанции (сознания) он определял такие способности, как ощущение,
суждение, желание, отвращение, удовольствие, неудовольствие, некоторые врожденные идеи.
Своеобразная позиция по отношению к сознанию разрабатывалась вульгарными материалистами.
К. Фогт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер считали, что сознание есть продукт материи, мозгового вещества,
полностью определяется ими: мысль находится почти в таком же отношении к головному мозгу, как
желчь к печени. Сознание отождествлялось с психическими, более того, с физиологическими процессами.
Как видно, феномен сознания вызывает столь различные толкования, что определить его сложно.
Тем не менее, опираясь на философские и научные исследования, можно заключить, что сознание
является свойством движущейся высокоорганизованной материи. В то же время оно не может быть
сведено к самой материи, поскольку качественно иное. Человек сознает при помощи мозга, но
80
сознание – не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа
взаимоотношения общественно развитого человека с миром.
Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается в
совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Содержание сознания достаточно
широко: идеалы, знания, установки, нормы, чувства и т.п.
В изучении сознания выделяются два основных аспекта: гносеологический и онтологический.

-----
СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание не исчерпывает всего богатства психической жизни человека. Наряду с сознанием в
психике человека существует еще бессознательное.
Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне
сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент,
контролю со стороны сознания. Бессознательными являются сновидения, гипноз, состояние
невменяемости, а также инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен.
Инстинкты порождают у него подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже
могут попадать в сферу сознания. Автоматизм поведения и интуиция зарождаются с помощью
82
сознания, но затем переходят в сферу бессознательного под влиянием длительной тренировки и
многократного повторения. Например, игра на музыкальном инструменте, спортивные занятия,
трудовые операции и т.д.
Среди подсистем бессознательного важное место занимает установка – состояние готовности
субъекта к определенной активности. Структуры бессознательного различаются по степени близости
к сознанию. Особый слой бессознательного – подсознательное – переход сознания на уровень
автоматизма. Роль подсознательного и бессознательного в целом в том, что благодаря ему
уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.
Бессознательное может направлять поведение людей и тем самым воздействовать на сознание.
Например, на сеансах гипноза, когда внушают определенный план действий, и, придя «в себя», пациент
его выполняет.
В каком отношении находятся сознательное и бессознательное? Большой вклад в решение этого
вопроса внес З. Фрейд. Он отвел бессознательному решающую роль. Те или иные «комплексы»,
которые складываются под влиянием разных факторов в жизни человека, вытесняются из сознания
в бессознательное и могут затем выступать причиной психических болезней. Он приходит к выводу,
что «все душевные процессы по существу бессознательны». Социальную же сторону сознания он
вообще не рассматривал, не раскрыл важной роли социального фактора в формировании и развитии
сознания и психики человека.
Последователь Фрейда К. Юнг разработал теорию коллективного бессознательного, которое
передается от поколения к поколению. Скорее, это можно толковать как автоматизм, стереотипы,
сложившиеся в сознании общностей людей и ушедшие в бессознательное.
Таким образом, бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными
сторонами единой психической реальности человека. Между ними возможны противоречия и
конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодействуют и способны достигать единства. Они дополняют
и обогащают друг друга. Бессознательное создает возможности для развития сознания, особенно в
творческой деятельности. В свою очередь, сознание в значительной мере формирует бессознательное
и способно его контролировать.