Тема 4.2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОЗНАНИЮ. ПОНЯТИЕ ИДЕАЛЬНОГО
В гносеологическом подходе сознание выступает как противоположность материи. Под сознанием
понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение
объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Именно
в субъективном мире сознания осуществляется воспроизведение объективной реальности и
мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности. Сознание – это функция
человеческого мозга, сущность которой заключается в адекватном, обобщенном, целенаправленном
активном отражении и конструктивно-творческой переделке внешнего мира, выделении человеком
себя из окружающего мира и противопоставлении себя ему как субъекта объекту. Сознание – это
еще и эмоциональная оценка действительности, с последующей постановкой целей деятельности,
учетом последствий. Поэтому сознание – не простой образ, а идеальная форма деятельности,
ориентированная на отражение и преобразование действительности. Содержание сознания
определяется несколькими факторами:
1) внешним предметным и духовным миром. Явления отражаются в сознании в виде конкретночувственных
и понятийных образов. В этих образах нет ничего вещественного, лишь их
отображение, копии, несущие в себе информацию о них;
2) общими понятиями, социальными установками и идеалами, нормами, средствами и способами
познания и т.п., выработанными социокультурной средой;
3) всем духовным миром личности, ее собственным уникальным опытом жизни и переживаний,
т.е. субъективной реальностью отдельного человека;
4) условно-рефлекторной и биохимической организацией головного мозга, которая также
воздействует на состояние сознания.
В действительности все эти факторы между собой взаимосвязаны, при этом внешние источники
преломляются через внутренний мир человека. Вывод следующий: источником индивидуального
сознания являются не сами по себе идеи (как в объективном идеализме), не сам мозг (как у вульгарных
материалистов), источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая
человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в
системе надличностных форм общественного сознания.
Таким образом, в рамках гносеологического подхода сознание выступает как «идеальное», которое
противоположно материальному. Что же такое «идеальное»? Не вдаваясь в дискуссию по этому
вопросу, отметим, исходя из всего сказанного, что идеальное есть особый характерный для
взаимодействия человека и мира, субъекта и объекта способ воспроизведения общих и ценностных
характеристик объективной реальности посредством этой реальности. Оно не может быть сведено
только к материальному объекту или к какой-то схеме действий с материальными объектами, оно не
может быть сведено только к субъективному образу объективного мира. Оно рождается в сложном
процессе взаимодействия субъекта и объекта, всех факторов, источников сознания как отражение,
начинающееся с материальных объектов и завершающееся нематериальным, субъективным образом,
не содержащим в себе ни грана вещества воспроизводимой реальности.
Идеальное включает в себя гносеологические образы (модели, программы, образы предметов) и
высшие ценности бытия человека (добро, правду, красоту, справедливость и т.п.). Идеальное может
быть индивидуализированным и общественным.






Тема 4.3. ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИССЛЕДОВАНИИ СОЗНАНИЯ
При онтологическом подходе сознание изучается в единстве со своим материальным носителем
при непременном понимании их относительной противоположности.
Это единство прослеживается по ряду направлений:
1. По своему содержанию сознание является отражением окружающей действительности.
«Забегая вперед», сознание тем не менее в своем содержании опирается на реально существующее.
2. Сознание связано с материальным способом своего выражения – языком. Язык так же древен,
как сознание, он есть практическое существование сознания, его воплощение. Сознание –
отражение бытия, а язык – система знаков для самовыражения и коммуникации.
3. Сознание связано со своим материальным носителем – мозгом, на основе которого и
существует.
С точки зрения философии исследуется прежде всего первый аспект: сознание как отражение.
Общее свойство отражения (присущее всем объектам действительности) понимается как определенная
сторона взаимодействия образований, заключающаяся в способности одного образования
своим внутренним состоянием запечатлевать особенности другого образования, взаимодействующего
с ним.
Отражение характеризуется следующими формами своего проявления:
• всегда есть особая сторона и особый продукт взаимодействия объекта с объектом или с
субъектом;
• это процесс, результат которого – более или менее адекватное воспроизведение особенностей
одной из взаимодействующих сторон и изменение в структуре другой;
• всегда вторично по отношению к отображаемому;
• всегда связано с ответной реакцией отображающего объекта или субъекта и др.
Отражению присуща активность. Активность вытекает из того факта, что отражение зависит как
от отражаемого, так и от отражающего. Главное же в том, что отражающее способно, воспринимая и
перерабатывая отраженное, приспосабливать к своим нуждам воздействия внешней среды, изменять
действительность.
Понятие опережающего отражения обозначает приспособление к будущим, но еще не наступившим
событиям. Оно присуще органической природе, человеку. Применительно к человеку опережающее
отражение наполняется особым смыслом, поскольку его способность к творчеству, к ориентации на
будущее строится именно на этом характере отражения. Сознание – высшая форма отражения, так
как человек как общественное существо поднимается над материальным, и возникает новое
отражение: «образ – знак», которое является идеальным.