Общественное сознание – это воспроизведение людьми действительности в виде идей, теорий,
взглядов, привычек, нравов и т.п.
Общественное сознание многообразно и проявляет себя с различных сторон. Выделяют типы,
виды, уровни, сферы, формы общественного сознания.
Тип определяется историческими условиями и культурными особенностями того или иного
общества. Например, первобытное сознание и современное, восточный тип сознания и западный
и т.д.
Виды общественного сознания выделяются в зависимости от социального субъекта: индивидуальное,
групповое, массовое и общественное.
На ранних стадиях развития общества не было такой дифференциации, так как сама социальная
структура общества была достаточно проста.
Индивидуальное сознание – это социальное содержание психики и мышления отдельного человека.
Групповое – общие идеи, настроения, ценности – «общий дух» отдельной группы. Массовое сознание
105
присуще большим сообществам людей: классам, нациям. Это общеклассовые и общенациональные
ценности, нормы, традиции и т.п. Складывается оно посредством массовых коммуникаций.
Общественное сознание интегрирует все виды общественного сознания, не сводится к их простой
сумме. В отличие от массового оно включает в себя лишь наиболее общие, актуальные («работающие»,
используемые только в данный период истории) составляющие сознания, наполненные соответствующим
содержанием.
Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание.
Они различаются по степени близости к практической деятельности. Содержание обыденного
сознания – это чувственно-наглядный опыт практики, живое созерцание, приемы, стереотипы,
доведенные до автоматизма. Основа же теоретического сознания – обобщенный чужой опыт. Это
сознание уже не имеет чувственно-наглядной формы, оно выражено в понятиях, чертежах, формулах.
Различны они и по способу передачи информации. Объединенное сознание существует через
непосредственное общение, натуральный показ. В нем ярко выражен личностный акцент. Теоретическое
сознание передается через массовые коммуникации. Образно говоря – это диалог одного со
многими или многих со многими. Информация теоретического уровня обезличена.
Формы, в которые облекается информация того и другого уровня, также отличаются друг от друга.
В обыденном сознании превалирует наглядный образ, жест, действие. Из них складываются навыки,
умения, привычки, наблюдения, приметы и т.п. Именно на этом уровне прежде всего закрепляется
менталитет общества.
Менталитет общества – это образ мышления, стереотип навыков, привычек, руководящих
поведением индивидов и групп, толп, масс, народов. Это не индивидуальная мысль или образ
поведения. Это – автоматизм сознания.
На теоретическом же уровне информация существует в последовательной, систематизированной,
обобщенной форме. Элементы теоретического сознания: абстракции, идеализации, символы,
трактаты, концепции, гипотезы, учения и т.п. Обыденное и теоретическое сознание не разделены
непроходимой границей, а непрерывно обмениваются содержанием.
Сферы общественного сознания – общественная психология и общественная идеология. «Психея» –
душа (греч.). «Идея» – образ (греч.).
Общественная психология – эмоции, чувства, настроения, потребности. Иначе говоря, это отражение
действительности посредством чувств.
Общественная идеология – формирование мысленного образа предмета на уровне абстрактнопонятийной
формы. Это система идеального мыслеобразования, воспроизводящая способ жизнедеятельности
общества. В ней раскрываются объективные стороны и отношения вещей. Элементы
идеологии: идеи, понятия, суждения, взгляды, т.е. все то содержание сознания, которое связано с
осмыслением сторон и отношений предмета.
Там, где у человека «вижу» и «чувствую», – психология. Там, где «мыслю» и «понимаю», – идеология.
Сферы в общественном сознании находятся в неразрывном единстве. Любое явление в своей жизни
и любое событие человек одновременно и переживает, и осмысливает. В реальной жизни люди в
своем сознании подвергают проверке мышлением все свои переживания и впечатления или, наоборот,
те или иные мысли приводят их в восторг, вызывают негодование.
Формы общественного сознания формируются в зависимости от разнообразия общественной
духовной деятельности людей. Складывающиеся в результате этой деятельности отношения людей
проходят через их сознание, выступают уже в виде идей и чувств. Выделяются следующие формы
общественного сознания: политика, право, мораль, наука, искусство, религия, философия.
В литературе сейчас говорят еще об экономической, экологической, космологической формах
сознания, но это, скорее, есть разновидности научного сознания.
В каждой форме есть уровни и сферы сознания. Формы общественного сознания отличаются по
предмету отражения и регулирования, по форме их существования и по специальным функциям.
Следует иметь в виду, что в реальном общественном сознании эти формы отражения связаны и
взаимопроникают друг в друга.
Политическое сознание возникло с делением общества на классы, когда возникает политическая
деятельность. Политика ближе всего располагается к экономике и пронизывает все другие формы
общественного сознания.
Предмет отражения и регулирования политических отношений – это отношения между людьми,
соответствующий вид деятельности, касающейся вопросов государственного устройства, управления,
политической власти. Политические отношения складываются людьми в соответствии с определенными
взглядами и представлениями, которые имеют своими корнями экономику.
106
Формы существования политического сознания – политические идеи и взгляды, политические
задачи социальных групп, политические настроения, чувства.
Политическое сознание играет наиболее активную роль в обществе, так как служит связующим
звеном между экономикой и другими формами общественного сознания. Его задача – представлять
те изменения и то состояние, которое происходит в области политики, и регулировать политическую
деятельность.
Это целеполагающее сознание, оно отражает общественное бытие в виде постановки целей и
задач социальных групп.
Пока существуют классы и государства, а следовательно, и политические отношения, политическая
деятельность, сохранится и политическое сознание.
Право, как политика, есть продукт возникновения государства. Предмет отражения и регулирования
– отношения людей к действующему праву, т.е. к правовой организации общества.
Формы существования правового сознания: правовые взгляды, нормы, представления о своих
правах и обязанностях, о правомерности и неправомерности того или иного поведения, о справедливости
и несправедливости тех или иных норм права, а также новые правовые требования, которые
включают в свое содержание представления о желаемом в области права. Содержание правосознания
во многом зависит от правоотношений, но самая глубокая основа лежит в экономических отношениях.
Право по сравнению с другими формами общественного сознания очень подвижно и ранее других
отражает противоречия между изменившимися условиями жизни и действующим законодательством.
Главная функция права – регулирование отношений между государством и отдельными людьми,
группами людей.
Общественные отношения по мере становления человеческого общества выражались прежде всего
в моральных отношениях, которые и определяли специфику морального сознания.
Таким образом, предметом отражения и регулирования морали являются нравственные отношения.
Это отношения между отдельным человеком и коллективом, заключающиеся в соблюдении интересов
и требований коллектива (позже в истории общества – и личности). Общее требование состояло в
том, чтобы индивиды удовлетворяли свои потребности только через удовлетворение потребностей
коллектива. Соблюдение общих интересов выступало нормой поведения и закреплялось в привычках,
традициях, обычаях.
Формы отражения и регулирования морали: представления и взгляды о должном поведении,
принципы и правила такого поведения. Все это формирует нравственные ценности людей.
Оценочная форма моральных суждений находит выход в главной функции морали – регулятивной,
а именно, регулировать отношения между личностью и коллективом, ориентация на лучшие примеры
поведения. С ней связана воспитательная функция.
По определению Энгельса, религия есть фантастическое, иллюзорное отражение в головах людей
тех внешних сил (природных и общественных), которые господствуют над ними в их повседневной
жизни.
Но не всякая фантазия выступает как религия, а лишь такая, которая обращена к неземному.
Появление религии было обусловлено таким отношением к природе, в котором главной стороной
является не господство людей над природой, а напротив, господство природы над людьми. Это привело
к тому, что люди прибегали к мнимым, иллюзорным средствам воздействия на природу. Они
имитировали многие производственные процессы: охоту, рыболовство. Возникла целая система
приемов, в основу которых легла вера в сверхъестественное воздействие на окружающие человека
предметы и явления.
Предметом отражения и регулирования религиозного сознания выступают отношения, основанные
на вере в сверхъестественное, т.е. своеобразное отношение к воображаемым объектам в религиозной
деятельности. Особенности этой деятельности:
• вера в реальность существования сверхъестественных существ, свойств и отношений;
• переживание своего отношения к сверхъестественному;
• иллюзорно-практическое (воображаемое) отношение людей к сверхъестественному