Тема 7.4. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Жизнедеятельность человека протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов,
страстей, веры и многих других идеально-целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае
говорить об объективности общественной жизни, присущи ли ей законы? Но жизнь общества глубже,
чем нам дает поверхностное представление. Как и любая отграниченная система, она функционирует
и развивается по законам и закономерностям. Отличие их от законов природы в том, что они
проявляются «через людей», в их сознательной деятельности. Например, закон соответствия сфер
общественной жизни, закон единства производительных сил и производственных отношений, труд
как необходимое условие человеческой жизни и т.д.
Но жизнь общества – это не только сохранение и воспроизведение социальных структур. Она
развернута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический
процесс. Каковы причины, источники и направленность развития общества? Эта проблема имеет
выход в общую проблему социального детерминизма и включает в себя:
• вопрос о закономерных и незакономерных, причинных и непричинных связях, о необходимости
и случайности, динамических и статистических закономерностях и др.;
• обусловленность общественного развития, т.е. причины, факторы, обеспечивающие
саморазвитие общества.
В истории общественной мысли эти вопросы решались по-разному. Широкое распространение
получили различного рода версии, видевшие в основе общества идеальные мотивы. Поэтому
совершенствование общественного устройства понималось как распространение знаний и просвещения,
усовершенствование морали и т.д. Точка зрения, выраженная в «теории насилия», предполагала
в качестве движущей силы истории войну, насилие, грабеж и т.п. С другой стороны, на основе
метафизического материализма строились натуралистические теории. Они отождествляли
материальную сторону общественной жизни с ее природными предпосылками, а законы общества с
законами природы. Французский материализм XVIII в. основывался на «теории факторов», которая
выделяла различные стороны исторического процесса (природные, политические, духовные) как
самостоятельные, не объясняя происхождение этих сил. Данная позиция в последующем нашла свое
110
выражение в географическом, демографическом, биологическом, психологическом, экономическом
и т.п. детерминизме.
Большой вклад в решение проблемы внес К. Маркс. Определяющую роль в развитии общества он
отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой
формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в
основу многих современных концепций общественного развития. Основные ее положения сводятся
к следующему:
1. Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей.
2. Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъектобъектные
и субъект-субъектные.
3. Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные
потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы.
4. Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают
материальные процессы.
5. Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к
следствию.
6. Причинные связи в обществе носят более многообразный характер.
Следует отметить, что понятия социальной причины и движущей силы истории не тождественны.
Не любые действующие в обществе причины относятся к движущим силам исторического масштаба.
Понятие движущих сил отражает особый вид социальных причинных связей – они связаны с
противоречиями общественного развития. Движущие силы истории – такие причинные связи, которые
непосредственно возникают на базе присущих обществу коренных объективных противоречий. Они
включают в себя противоречия в качестве своего начала, выступают как основные причины
самодвижения, саморазвития общества. В отличие от частных – это причины общие, существенные,
повторяющиеся.
В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная
и цивилизационная.
Формационная концепция берет свое начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие
общественно-экономической формации как конкретно-исторической формы бытия общества.
Складывающиеся на определенной ступени развития общества производственные отношения
составляют базис и формируют надстройку общества (идеи, институты, учреждения). Надстройка
оказывает обратное влияние на базис. В этом случае развитие общества понимается как движение
по ступеням: общий ход истории – последовательная смена формаций (первобытно-общинной,
рабовладельческой и т.д.). Идея Маркса, направленная против идеалистических трактовок развития
общества, все же не учитывала всего богатства и разнообразия общественных процессов, своеобразия
социокультурных условий того или иного общества, тем самым формализовала исторический процесс.
Все, что составляет историческую и национальную особенность народов, относится к чему-то
несущественному, к пережиткам, подлежащим изживанию. Внутриформационное пространство
должно становиться все более обезличенным. Формационная теория превратилась в запрограммированную
историю жесткой предопределенности единого для всех будущего. Кроме того, нельзя
утверждать, что материальное производство есть определяющее (достаточное) условие общественной
жизни, хотя и, бесспорно, необходимое. В действительности надстройка обнаружила способность
приобретать возрастающую независимость от базиса и воздействовать на него. Основу этой
независимости составляют меняющиеся качества человеческого субъекта – индивидуального и
группового. Особенно это проявилось с возникновением и развитием техногенной цивилизации,
которая развила и усложнила общественную систему, вводя новые связи, видоизменив старые.
Цивилизационный подход, предложенный в свое время А. Тойнби, не отмечает определяющую
роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие
факторы духовного и социально-политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая
общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими,
историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются:
• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, военная
агрессия и т.п.);
• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Творческое меньшинство цивилизации ведет за собой инертное большинство. Каждая цивилизация
конечна в своем существовании, она проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинте111
грацию, завершающуюся исчезновением. Цивилизационный подход строит свои рассуждения на
понимании цивилизации как активном, преобразовательном отношении к природе. Процесс развития
понимается с точки зрения изменения характера воздействия на природу, совершенствования средств
производства. На этом основании выделяют аграрную (традиционную), промышленную (индустриальную),
информационную (постиндустриальную) цивилизацию. Сторонники этой теории движение
общества видят как смену цивилизаций, но механизм процесса, глубинные причины до конца не
объясняют.
Задача заключается в том, чтобы вычленить в самой деятельности человека некоторые всеобщие
условия и моменты, выступающие ее побудительными силами: потребности, интересы, цели, средства
и т.д. Под влиянием внешних и внутренних условий формируется потребность. Она является мощным
побудителем и стимулом человеческой деятельности. Стремление к удовлетворению потребностей
побуждает человека, коллектив, группу, общество активно действовать. Потребности реализуются
через интересы. Через интересы формируется более сложное отношение человека к обществу:
отражается реальный статус, положение данных групп и личностей в обществе.
Различие интересов, их многообразие проявляются через общественные противоречия, которые
и служат источником развития общества. Причем взаимодействие интересов происходит через
реальные общественные отношения, в реальных социокультурных условиях.
Таким образом, движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с
общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных
процессов, он, в конечном счете, осуществляет переход от одного периода истории к другому.
Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в
обществе. Это деятельность людей, раскрытая с точки зрения ее внутреннего механизма, ее факторов
и причин.