Тема 9.3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Глобальные проблемы означают всеобщие проблемы, затрагивающие жизнь всего человечества.
Это совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший
социальный прогресс в современную эпоху.
Под влиянием техногенных преобразований изменилась сама современная цивилизация, ее
воздействие на мир столь велико, что вправе говорить именно о глобальных проблемах. Жизненно
важные проблемы существовали и прежде в истории общества, но носили локальный и региональный
характер. В современную же эпоху они приобрели планетарный характер, поскольку человечество в
настоящее время представляет единую систему на основе хозяйственно-политической единой жизни.
Глобальные проблемы порождены самой историей, а именно, колоссально возросшими техническими
средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной
деятельности, что нарушило баланс природы и человека.
Неравномерность развития стран мирового сообщества также привела к проблемам мирового
масштаба социально-политического характера.
Кроме того, неравномерность развития проявляет себя и в том, что технологическое могущество
человечества превосходит достигнутый им уровень общественной организации. Политическое
мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности
основной массы людей и их нравственные ценности не достигли требований современности.
Таковы некоторые причины глобальных проблем, стоящих перед современным обществом. К их
числу можно отнести:
1) предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного
мира, обеспечивающего мирные условия для общественного существования;
2) преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям
вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей
природной среды;
3) преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и социально-духовного
развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися;
4) обеспечение экономического развития человечества необходимыми ресурсами;
5) ограничение стремительного роста населения (демографического взрыва), осложняющего
социально-экономический прогресс. А также падение рождаемости в развитых странах;
6) своевременное предвидение и предотвращение различного рода отрицательных последствий
научно-технического прогресса и рациональное, эффективное использование его достижений
с целью сохранения человеческого рода.
Так, угроза мировой термоядерной войны – это не только величайшая опасность для выживания
человечества, но и сама гонка вооружений является для общества паразитическим экономическим
ростом: миллионы человеко-часов квалифицированного труда, огромные минеральные и сырьевые
ресурсы, отвлекаемые на военно-промышленный комплекс, не могут быть использованы для реальных
потребностей общества. Создаваемая военно-промышленным комплексом продукция фактически
не способствует повышению уровня жизни. Практическая значимость военной продукции в
экономическом смысле равна нулю, поэтому ее причисляют к издержкам, связанным с созданием
непродуктивных товаров. Высвобождение же средств и ресурсов из этой отрасли поможет решить
многие насущные проблемы, тем более что в военный комплекс, в армию привлекаются лучшие
людские ресурсы. Действительно, научно-технический прогресс послужил мощным рычагом в совер119
шенствовании средств и методов ведения войн. Но война есть порождение политики и идеологии,
поэтому причины усиления военного комплекса и угрозу термоядерной войны надо видеть не в науке
или технических достижениях, а в несовершенстве самого общества, ориентированного на насилие.
Таким образом, основные аспекты этой проблемы, как и экологической (рассмотренной в
предыдущем вопросе), убеждают и позволяют сделать вывод, что глобальные проблемы современности
имеют не чисто технический, а социальный характер. Они включают в себя целый комплекс
социально-экономических, политических, идеологических и т.п. причин и аспектов. Поэтому решение
глобальных проблем в своей основе должно идти через единство технического, научного и
социального с доминированием последнего и с ориентацией на гуманистические ценности.


Раздел 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Тема 10.1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО
Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого
феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическое существование. Задача
сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном
вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее общественная мысль в силу творческой
способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но
если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты
и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений
науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует
забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться
на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому
философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и
неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает
свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения.)
В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологический,
гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.
Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия –
его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития
до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.
Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно
расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.
Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать
человеческое мышление и, соответственно, познание.
Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему
отражению действительности.
Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта
развития, моделировать будущее.