Предложение и спрос: рыночное равновесие

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом. Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей.

На рынке продавцов и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.

2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ И ЕГО УСТОЙЧИВОСТЬ
В экономической теории сложились два основных подходa к объяснению механизма
рыночного равновесия. Один из них связан с именем известного швейцарского экономиста
Л.Вальраса (1834–1910). Он делает акцент на разнице в величинах спроса и предложения.
Предположим, что существует избыток спроса Q2 по сравнению с предложением какого-либо
товара Q1, т.е. дефицит (рис.4.5).
Рис.4.5. Механизм формирования равновесной цены
Р
Q
E
S
􀁹
􀁸
D
РE
QE
0
Р2
Р1
Q1 Q2
S
D
Избыток
Дефицит
41
В этой ситуации возникает конкуренция покупателей: спрос на товары высокий, а товаров
мало. Цены под давлением спроса растут и избыток спроса исчезает. Одновременно в связи с
повышением цен усиливаются стимулы производства товаров, и их предложение может возрасти,
хотя и несущественно. Таким образом, разница в величинах спроса и предложения исчезает, а
цена возвращается к своему равновесному уровню (PЕ).
Если же существует избыток предложения товаров, то возникает конкуренция продавцов,
которые теперь вынуждены понижать цены. Спрос в связи с этим увеличивается, а цена становится
равновесной, понижаясь от Р2 к PЕ. Следует заметить, что главным толчком в модели Л.Вальраса
является повышение или понижение цен на товары, поэтому данная модель лучше характеризует
краткосрочный период, недостаточный для существенных изменений в величине предложения.
Подход к объяснению формирования рыночного равновесия одного из классиков экономической
теории американского экономиста А.Маршалла (1842–1924) несколько иной. Он обращает
внимание на разность цен Р1 и Р2. В случае, если цена спроса (Р2) превышает цену предложения
(Р1), продавцы увеличивают величину предложения товаров. Это ведет к сокращению разрыва
между спросом и предложением. Когда же цена предложения выше цены спроса, предложение
товара падает, его избыток исчезает. В результате наступает рыночное равновесие. Так как эта
модель акцентирует внимание на изменении величины предложения, она больше подходит для
объяснения механизма формирования рыночного равновесия в долгосрочном периоде, достаточном
для изменения объема производства и предложения.
Устойчивое равновесие формируется тогда, когда на рынке величина предложения может
так или иначе приспособиться к величине спроса, а отклонения цен спроса от цен предложения
постепенно погашаются. При этом различают абсолютно устойчивое и относительно устойчивое
равновесие. Если в первом случае устанавливается единая равновесная цена, то во втором —
существуют небольшие отклонения от нее. Если равновесие постигается в определенных пределах
колебаний цены, то его называют локальным. Если же оно устанавливается при любых отклонениях
цен от равновесной цены, то говорят о глобальном равновесии.
Важно отметить, что формирование равновесия зависит от характера ценовых колебаний.
Так, если колебания носят равномерный или взрывной характер, то пена равновесия вообще не
формируется. Равновесие устанавливается в течение определенного периода времени, если
колебания цен носят затухающий характер.
Как уже отмечалось, рыночное равновесие выгодно и продавцам, и покупателям: те и другие
получают свой избыток. Однако из этого правила существуют исключения. Может возникнуть
такая ситуация (как следствие сложных противоречивых процессов в экономике и на рынке),
когда равновесные цены могут казаться слишком высокими для потребителей или слишком
низкими для продавцов. В этом случае в процесс рыночного ценообразования вмешивается
государство, устанавливая пределы роста или падения цен. Оно может установить фиксированную
цену на уровне, превышающем цену равновесия или же ниже ее (рис.4.6). Чаще всего фиксированные
цены выше цены равновесия устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию с тем,
чтобы попытаться гарантировать фермерам определенный уровень дохода. Такие цены создают
избыток продукции (Q2 превышает Q1), который правительство вынуждено закупать на деньги из
госбюджета и делать запасы товара.
Рис.4.6. Фиксированные цены
Р
Q
S
􀁹
􀁸
D
Р0
Q3
0
Р2
Р1
Q1 Q2
S
D Избыток
Дефицит
Q0 Q4
42
Существуют разные точки зрения по поводу того, насколько хороши такие действия
правительства, так как они оказывают весьма противоречивое влияние на рынок и экономику.
Мы здесь лишь подчеркиваем факт нарушения рыночного равновесия (в данном случае со стороны
государства) для создания более благоприятных условии функционирования отрасли.
В случае установления цен ниже цены равновесия возникает дефицит продуктов (Q4
превышает Q3). Следствием такой ситуации может быть так называемый черный рынок, где товар
продается по ценам, превышающим равновесную цену (так как в нее включается еще плата за
риск). Но объем продаж будет меньше, чем в условиях равновесия. К установлению потолка цен
прибегало, например, американское правительство во время второй мировой войны, регулируя
цены на масло, чтобы повысить его доступность для семей с низкими доходами. В дальнейшем
потолок цен установили на квартирную плату. Возник устойчивый дефицит жилья, хотя его
доступность для беднейших слоев повысилась. Многие считают, что фиксированные цены на жилье
приносят больше вреда, чем пользы, так как в этих условиях снижаются стимулы к строительству
нового жилья, возможности рынка эффективно перераспределять ресурсы между сферами
деятельности.
Установление фиксированных цен государством, как мы видели, ведет к разрушению
рыночного равновесия. Но регулирование рынка может осуществляться и без нарушения законов
спроса и предложения. Так, устанавливая налог, правительство побуждает производителей
повысить цену и в то же время сократить объем производства. Под влиянием этого сокращается
спрос и продолжается падение объемов производства. В результате этих сдвигов точка равновесия
смещается на новый, болеe высокий уровень. К обратному результату приводит установление
дотаций производителю, цена равновесия смещается вниз.
Вмешательство государства в процесс ценообразования свидетельствует об определенной
«несостоятельности» рыночного механизма. Насколько вмешательство необходимо и каковы его
границы — рассматривается далee.

Место и роль конкуренции в рыночной системе

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:
выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
сводит конкретный труд к общественно необходимому;
содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли  в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:
креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.