3. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают
налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.
Налоги — сложная и многофункциональная категория. В процессе своего развития они
прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом
утвердилось определение налогов (сборов, пошлин и других платежей) как обязательных взносов
в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики
в соответствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов
(сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирующих
этот процесс, образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная
система страны.
Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической
системе, сформулированы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции
налогообложения. Первая связана с принципом выгоды от получения благ. Согласно ей разные
люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут
ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности,
согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня
благосостояния.
В практике налогообложения рыночных государств используются одновременно оба подхода.
Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в
интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местного
значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.
Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован
на решение конкретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и
косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взимания,
по роли в формировании доходов бюджета.
Прямые налоги взимаются с конкретного физического и юридического лица. Это налоги на
доходы и имущество: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на
социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, включая
землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их
оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги
подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важнейшее
место среди них занимают акцизы, которыми в зависимости от особенностей той или иной страны
облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги
и т.д. Акцизы подразделяются на специфические, которые устанавливаются на отдельные
потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые
устанавливаются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж,
налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от
реализации данного товара, а только стоимость, добавленная на данном этапе производственной
деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный
вид косвенных налогов.
Фискальной монополией облагаются те товары, производство или сбыт которых монополизированы
государством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть
табачные изделия, винно-водочные напитки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных
120
монополий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и
услуг, они устанавливаются в зависимости от целей налогообложения и потребностей доходной
части бюджета.
Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с
товаров, имущества, ценностей, перевозимых через государственную границу. Они подразделяются
на вывозные, ввозные, транзитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошлины, взимаемые
при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать
импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
Очевидно, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства, но их
разумное применение может положительно воздействовать на процессы ценообразования,
структуру потребления.
В зарубежной практике налогообложения косвенные налоги всегда считались предпочтительнее
прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для государства. Для
налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически — облагаются налогом расходы,
а не доходы. Для государства использование косвенных налогов предпочтительнее потому, что
от них труднее уклониться; с ними связано меньше экономических нарушений; они повышают
заинтересованность в росте доходов.
В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых
являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо
товаров с высокой ценовой эластичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет;
сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластичности предложения, что вызывает
сокращение инвестиций.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги
используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных
бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги
имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование
и др.
Нормой налогообложения является налоговая ставка, или размер налога на единицу объекта
налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают
пропорциональные, прогрессивные, регрессивные, твердые налоговые ставки.
Пропорциональная налоговая ставка означает установление одинакового процента к объекту
налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных
налогов.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста доходов.
Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только большую абсолютную сумму
дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, индивидуальные
доходы.
Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Таким
образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике
налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной
сумме на единицу обложения (например, на автомобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.
Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы:
налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то
налоги делятся на три группы. Например, в Российской Федерации различают налоги: федеральные;
республик, краев, областей в составе Федерации; местные.
Соотношение рассмотренных групп налогов в значительной степени зависит от роли
региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая
долгосрочная тенденция такова: все бо‰льшая доля совокупных налоговых поступлений направляется
в бюджет центрального правительства в ущерб местным бюджетам.
Определение налогов выдвигает фискальную функцию — устойчивое формирование доходов
бюджетов всех уровней — в качестве главной. Однако за последние 15–20 лет значение и роль
налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и
регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличение доли налоговых изъятий в объеме ВНП
(ВВП). В развитых странах она варьирует от 36–38 до 50% ВВП.
121
Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных
социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами
реализации этой функции являются: система прогрессивного налогообложения личных
доходов и доходов корпораций; социальные взносы; предоставление налоговых льгот многодетным
семьям, переселенцам из-за границы на свою историческую родину, студентам и лицам,
повышающим свою квалификацию. Социальную и одновременно регулирующую направленность
имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впервые начинающим бизнес, фермерам;
скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку,
реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли,
перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.
Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные
стимулы у хозяйствующих субъектов к действиям, соответствующим целям государственного
регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения,
определения налоговых ставок и их дифференциации, предоставления или отмены налоговых льгот,
скидок, отсрочки платежа налога и т.д.
Снижение ставок налогов в краткосрочном периоде может обернуться потерями государственного
бюджета. Однако в долгосрочной перспективе поступления увеличиваются за счет
расширения базы налогообложения. Снижение налогов на прибыль корпораций вызывает рост
объемов сбережений и инвестиций, что обеспечивает рост экономики. Уменьшение подоходного
налога стимулирует занятость населения.
Обоснование зависимости между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату
и объемами государственных доходов принадлежит американскому экономисту А.Лафферу.
Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера (рис.14.1).
Рис.14.1.
t — средний уровень налоговых ставок в процентах;
Y — среднегодовой долгосрочный показатель объема
государственных доходов
􀁹
􀁸
100%
0
YB YA Y
B
A
C
t
tB
tA
tC
Если допустить, что уровень налогообложения равен нулю, то государство лишится
соответствующих доходов. Когда же оно намеревается отобрать всю прибыль, экономический
процесс также останавливается и бюджет остается без доходов. Предположим, что реально
существующие налоговые ставки находятся на отметке tB, поток налоговых поступлений
измеряется величиной YB. Снижение налоговых ставок, например до уровня tA, может вызвать
временное сокращение доходов бюджета, но в долгосрочной перспективе обернется ростом
доходов государства (YA) вследствие роста сбережений, инвестиций, занятости и соответственно
доходов, подлежащих налогообложению.
Эту возможность увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок
назвали эффектом Лаффера. Выявилось существование оптимального уровня налогообложения
(tA), позволяющего обеспечить максимум налоговых поступлений (YA).
Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим следующее: эффект
Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов;
помимо налоговых ставок на инвестиции влияет множество факторов, важное место среди которых
занимают особенности цикла, соотношение спроса на продукцию компаний, динамика их прибыли
и др. Это в конечном счете подтвердили и налоговые реформы. Но несмотря на это, налоги заняли
видное место среди прочих инструментов государственного регулирования экономики.