В распоряжении «Ведомостей» оказался законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII зимних Олимпийских игр <...> в городе Сочи». Этот документ может совершить настоящую революцию в отношениях собственности в России — ведь предлагаемые поправки в Земельный и Гражданский кодексы (ЗК и ГК) будут действовать не только в Сочи, а по всей стране. «Нельзя было создать локальный “олимпийский закон” только для Сочи. Без внесения изменений в другие законодательные акты он не имел бы силы», — объясняет зампред комитета по экономполитике Госдумы Юрий Барзыкин, работавший над проектом.
Олимпиада никакому суду не подвластна
«Решения правительства Российской Федерации о включении земельных участков в перечень <...> а также об утверждении границ территорий <...> не могут быть оспорены в судебном порядке. Споры о наличии или отсутствии оснований для изъятия объектов недвижимости <...> не подлежат рассмотрению в судебном порядке».
--------------------------------------------------------------------------------
«В ходе рассмотрения спора об изъятии объекта недвижимости лицо, у которого он изымается, может заявить встречные требования (возражения) относительно формы или размера компенсации за изъятие объекта недвижимости. В этих требованиях (возражениях) лицо, у которого изымается объект недвижимости, вправе также ссылаться на существенное нарушение порядка его изъятия и иные допущенные нарушения его прав».
Сейчас законодательство позволяет изымать частную землю для нужд государства (строительства инфраструктурных и военных объектов, доступа к залежам полезных ископаемых) по решению федерального или местного органа исполнительной власти (издается нормативный акт). У собственника есть год, чтобы договориться с властями об условиях изъятия. Если переговоры не принесут результатов, власти могут добиваться его выселения в судебном порядке.
Законопроект все существенно сокращает и упрощает. Решение об изъятии больше не нужно будет регистрировать в Федеральной регистрационной службе. Олимпийская госкорпорация (о ней читайте на стр. А3) обращается к краснодарским властям, они принимают решение и сообщают о нем собственнику, который в течение семи дней должен выбрать оценщика. Всего будет 30 уполномоченных оценщиков, которых отберет госкорпорация. Если собственник за семь дней не определится, она же назначит ему оценщика. В течение 10 дней стороны должны заключить договор об оценке объекта, через 30 дней она будет готова. Отчет об оценке направляется госкорпорацией краснодарским властям, которые в течение 15 дней готовят соглашение о выкупе. Если через 30 дней соглашение не подписано, власти идут в суд с иском об изъятии объекта недвижимости для федеральных нужд.
А вот собственник оспорить решение чиновников об изъятии в суде не имеет права вообще, это прямо прописано в законопроекте (см. врез). Хорошо еще, что можно заявить «встречные требования относительно формы или размера компенсации».
Еще одна новация касается компенсации, замечает управляющий партнер Corpus Uris Алексей Новоселов. Если раньше при изъятии обязательно нужно было предоставлять другую землю, то сейчас ГК вносится изменение: собственнику предоставляется «иное имущество с зачетом рыночной стоимости в выкупную цену».
«Определить необходимость земли для нужд государства можно на основании градостроительного плана, плана развития территории и т. п. То есть, например, в соответствии с этим планом здесь через 10 лет будет дорога. Планы составляют чиновники и они решат, что нужно для Олимпиады, а что нет. Нужна гостиница для Олимпиады? Нужна! А сколько их нужно? Непонятно. Зато повод протащить своего инвестора. Ведь Олимпиада пройдет, а гостиница останется», — рассуждает Новоселов. По словам Барзыкина, перечень объектов будет утверждаться правительством.
Партнер юрфирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Виталий Можаровский подсчитывает, что процесс изъятия участков сократится до менее чем трех месяцев. «Если раньше у человека был год, чтобы подобрать себе другое жилье, то сейчас придется решать вопросы в авральном режиме», — говорит он.
Конституционность документа в такой редакции можно будет легко оспорить, считает Можаровский. «Если остался здравый смысл, то в таком виде его не примут», — соглашается гендиректор юридической фирмы «Легге» Ольга Григорьева.