Тема 5. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.
НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ. РЕФОРМЫ ПЕТРА
5.1. Россия на рубеже XVII–XVIII вв. Необходимость реформ
XVIII в. занимает особенное место в российской истории, прежде всего потому, что он знаменовал
начало Нового времени в развитии России. Если в странах Западной Европы процесс обновления
социально-экономических и общественных отношений начался в конце XVI – XVII вв., то Россия
вступила на путь догоняющей, форсированной модернизации гораздо позднее.
К этому времени в стране сложился особый тип феодализма, для которого были характерны
гипертрофированная роль государства, развитая система крепостничества, постепенно укрепляющаяся
неограниченная власть монарха. Причем если на Западе уже нарастал кризис феодальноабсолютистского
строя, то в России он далеко еще не исчерпал собственные ресурсы, скорее наоборот,
его развитие шло по восходящей линии. Вряд ли можно говорить и о наличии буржуазных отношений
в российском обществе рубежа XVII–XVIII вв., как утверждают некоторые историки. Сложившийся
в стране тип феодализма не способствовал, в отличие от Западной Европы, формированию индустриального
общества. Реформы первой четверти XVIII в. в России происходили именно на феодальнокрепостнической
основе.
32
Отличительной особенностью государственного устройства России была и несколько иная роль
сословно-представительных учреждений в лице Боярской думы и Земских соборов. Они были
однотипны с возникшими в XIII–XV вв. сословно-представительными учреждениями Западной
Европы – парламентом в Англии, генеральными штатами во Франции и Нидерландах, кортесами в
Испании, сеймом в Чехии и Польше. Однако Земские соборы в России играли менее значительную
роль. Возникли они в более позднее время – в XVI в., а к концу XVII в. уже потеряли свое значение.
Решения их не были обязательными для государственной власти. Таким образом, сословно-представительная
монархия в России просуществовала недолго. Уже со второй половины XVII в. явно
просматривается тенденция к утверждению абсолютизма.
Абсолютизм получил широкое распространение во многих странах Западной Европы в XVII–
XVIII вв. и в большинстве случаев способствовал процессу централизации. Кроме того, в связи с
развитием идей рационализма, а позднее просвещения, абсолютная монархия на Западе в XVIII в.
принимает более разумные формы, подготавливая переход к новым общественным отношениям.
Среди историков широкое распространение получила точка зрения, согласно которой в период
правления Петра I завершился переход России к абсолютной монархии. Для абсолютной монархии
характерны: наличие сильного разветвленного профессионального бюрократического аппарата,
сильной постоянной армии, ликвидация сословно-представительных органов и учреждений. Все эти
признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные
особенности.
Если абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических
отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), то абсолютизм
в России совпал с развитием крепостничества; если социальной базой западноевропейского абсолютизма
был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), то российский абсолютизм
опирался в основном на крепостническое дворянство, служилое сословие. В первой четверти XVIII в.
произошло юридическое и идеологическое оформление неограниченной власти в России.
К началу XVIII в. отставание России от передовых европейских стран становилось все более
заметным. В Голландии и Англии начался промышленный переворот. В тех странах, где по-прежнему
сохранялся феодально-абсолютистский строй, принимались меры по развитию промышленности и
торговли, расширению экономических связей с другими странами, изменению земельных отношений.
Россия, несмотря на появление в конце XVII в. мануфактурного производства и формирование
всероссийского рынка, по-прежнему оставалась преимущественно сельскохозяйственной страной с
преобладанием натурального хозяйства и укрепляющейся системой крепостничества. Она не обладала
удобными выходами к морям, что обрекло страну на изоляцию и сдерживало ее экономическое
развитие. Для того, чтобы поднять престиж России на международной арене, сохранить суверенитет,
ликвидировать отсталость, нужны были радикальные перемены, которые и осуществил Петр I в начале
XVIII в.
5.2. Истоки, сущность петровских реформ
Реформы Петра I не означали полного и радикального разрыва с прошлым, они имели реальные
корни в экономическом и культурном развитии предыдущих эпох, традициях власти в России, но и
использовали опыт Европы, в том числе Швеции, Франции и др. В то же время Петр не просто
продолжил начатое ранее, а интенсифицировал происходящие процессы. Сущность петровских
реформ состояла в том, что они представляли собой классический пример радикальных преобразований,
которые нужны обществу в принципе и даже существуют в зародышевом состоянии, но
проводятся государством сверху, без участия и даже при сопротивлении широких слоев общества.
Однако как ни противилось традиционное российское общество преобразованиям, насаждаемым
сверху, противостоять им до конца оно не могло. Казачество и крестьянство поднимутся лишь в
1773–1775 гг., при Екатерине II. Имперская модернизация разрушала привычный образ жизни
миллионов людей, что вызывало – помимо раскола – массовую маргинализацию населения; молва
окрестила царя-преобразователя «Антихристом».
Петр I замыслил создать рациональное государство, в котором использовались бы хорошо
продуманные законы, обеспечивающие бесперебойное функционирование всего механизма управления
и ограждающие население от произвола чиновников.
За годы его правления было выпущено около 3000 законодательных актов. Вся жизнь российских
подданных детально регламентировалась. Построению рационального государства были подчинены
административные реформы.
33
В ходе административных реформ произошла ломка структуры традиционных государственных
учреждений. Боярская дума, утратившая свое значение по мере усиления самодержавия, была
заменена Сенатом (1711 г.), который объединял, направлял и контролировал деятельность всего
механизма государства. Сенат был образован как чрезвычайный орган на то время, когда Петр I
участвовал в военных походах. Позже Сенат становится постоянно действующим органом, в котором
решения принимались коллегиально и только единогласно.
Генерал-прокурор (1722 г.) одновременно руководил заседаниями Сената и осуществлял контроль
за его деятельностью, «дабы сенат праведно поступал».
Вместо многочисленных и неповоротливых приказов с перекрещивающимися функциями были
созданы коллегии (1718 г.). При этом Петр использовал в качестве образца шведские учреждения,
приспособив их к особенностям России. Сенатом назначались президенты и вице-президенты,
определялись штаты и порядок работы. Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре
советника (заседателя), секретарь, регистратор, переводчик и подьячие. Коллегиальная система
отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными
ведомствами, большей централизацией – власть коллегий распространялась на территорию всего
государства, детальной регламентацией. С целью устранения волокиты и повышения эффективности
работы государственного аппарата Петром был издан особого вида документ, содержащий общие
принципы деятельности бюрократических учреждений – Генеральный регламент. У каждого
учреждения, кроме того, имелся собственный регламент, а также инструкции с обязанностями
должностных лиц. Петр надеялся, что такая система обеспечит слаженную, бесперебойную работу
управленческого аппарата, позволит регулировать социальные отношения.
В ходе губернской реформы (1708–1710 гг.) было изменено административно-территориальное
устройство, сложилась трехзвенная система местного управления и администрации: уезд – провинция
– губерния. Особенностью нового устройства была не только его разветвленность, но и
единообразность, иерархичность, что обеспечивало легкость в управлении и способствовало
упорядочению финансов.
С ростом бюрократической системы усилились и ее спутники – взяточничество и казнокрадство.
Своеобразие эпохи петровских реформ состояло в введении жестокой системы контроля за деятельностью
должностных лиц и наказания за злоупотребление служебным положением. С этой целью
создается институт фискалов (1711 г.), задача которого заключалась в тайном узнавании и изобличении
всех преступлений против государства.
В 1721 г. Петр упраздняет патриаршество и передает управление церковью Синоду (духовной
коллегии). Так он ликвидировал независимость церкви, окончательно устранил политическую
конкуренцию с ее стороны.
Создание нового государства в первой четверти XVIII в. сопровождалось переменами в экономической
и социальной жизни России. Характерной особенностью экономической политики Петра I
было активное и глубокое проникновение государства во все сферы хозяйственной жизни, создание
системы централизованного управления торговлей и промышленностью. Решающая роль государства
способствовала форсированию экономического развития страны, и в то же время сдерживала
становление буржуазных отношений.
Петровское государство часто создавало фабрики и передавало затем в частные руки, давало
льготы людям, организующим фабрики, кредиты, становясь в положение банкира крупной промышленности.
Ни одно переустройство, даже самое мелочное, не могло быть сделано без соответствующего
донесения в мануфактур-коллегию. От фабрикантов требовалось ежегодно доставлять в
мануфактур-коллегию образцы своих изделий, затем правительство устанавливало вид, форму, цены
на те товары, которые поставлялись в казну и запрещались к продаже в розницу.
С целью вывести российского купца на внешний рынок, сделать его самостоятельной экономической
силой, а не комиссионером иностранца, правительство использовало одновременно систему
экономической заинтересованности в виде поощрительных тарифов и прямую государственную
помощь. В 1724 г. был введен новый таможенный тариф, покровительствующий отечественной
промышленности и торговле. На импортные товары, аналоги которым производились в России,
пошлина устанавливалась до 75% от цены, на не имеющие аналогов – 4–6% (политика протекционизма).
Самая высокая пошлина в размере 75% взималась с железа, парусины, шелковых тканей. В итоге
принятых правительством мер Россия начала вывозить за рубеж железо, перестала закупать оружие,
сократила ввоз тканей и т.д.
34
За годы правления Петра в стране было создано около 200 мануфактур разного профиля, т.е. в
десять раз больше, чем до него. Возникли металлургические, оружейные, пороховые, винокурные
заводы, были построены и расширены суконные, парусно-полотняные, кожевенные, канатные,
стекольные и другие мануфактуры. Несомненно, это было прогрессивным явлением, но отсутствие
развитого внутреннего рынка, национального частного капитала, квалифицированной рабочей силы,
наличие конкуренции иностранцев тормозило развитие. Промышленность насаждалась государственной
властью и развивалась в парниковых условиях.
Мануфактуры обеспечивались рабочей силой по-разному: и вольнонаемными рабочими, и приписными
государственными крестьянами, и деклассированными элементами (заключенными, бродягами,
нищими). В 1721 г. Петром был подписан указ, разрешающий покупать к мануфактурам крепостных
крестьян. Заимствуя на Западе передовую по тем временам технологию (мануфактурное производство),
Петр соединил ее не со свободным наемным, а с крепостным трудом приписных («посессионных
») и купленных рабочих. Так было заложено противоречие (развитие промышленности без
развития «свободного труда» и капитализма), которое полтора столетия спустя взорвет страну
изнутри. Поражение России в Крымской войне 1853–1856 гг. доказало, что крепостная мануфактура
не может соперничать с капиталистическим производством Европы.
Активная преобразовательная деятельность Петра I привела к значительным изменениям социальной
структуры российского общества. В первую очередь были предприняты шаги по стабилизации
и укреплению положения правящего сословия – дворянства. Произошло окончательное слияние бояр
и дворян на основе единого принципа наследования земли. В 1714 г. был издан Указ о единонаследии,
стирающий различия между вотчиной (безусловная и наследственная собственность) и поместьем
(условное владение, обусловленное службой) и приведший к возникновению единого понятия
«недвижимая собственность» помещика-дворянина. Указ запрещал продавать, закладывать, делить
земли на части между наследниками, вся недвижимая собственность могла быть предана только
одному из них. Целью было сохранение от раздробления земельной дворянской собственности.
А также Петр пытался заставить не обладавших правом наследования молодых дворян искать иных
средств к существованию – службой, учением, торговлей, предпринимательством и т.д. Давая
привилегии дворянам, Петр в тоже время повышал требовательность к ним, заботясь о соответствии
господствующего сословия западноевропейским меркам. Логическим продолжением Указа о
единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Сформулированная Табелью о рангах новая система
чинов и должностей юридически оформила статус правящего класса. Табель о рангах на первое место
поставила не знатность происхождения, не породу, а личные способности, образование и практические
навыки дворянина, т.е. принцип личной выслуги. Служебная лестница состояла из 14 ступеней, или
рангов, все чины делились на 4 категории – воинские, морские, штатские и придворные. С достижением
чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, и он
мог передавать титул по наследству, а с четырнадцатого по восьмой класс чиновник получал личное
дворянство.
В целом петровская политика в отношении дворянства была более жесткой, чем в европейских
странах. Если в большинстве государств Европы служба монарху считалась привилегией членов
феодального сословия, то в России она стала обязанностью.
Определенные привилегии в петровское время получило купечество. Среди них – местное
самоуправление в лице главного и городовых магистратов, льготы в несении службы, торговле,
выплате пошлин. Однако и оно не было свободным, вся его деятельность строго регламентировалась
и направлялась государством.
Менее защищенным среди всех сословий российского общества было крестьянство, которое
выполняло множество повинностей в пользу государства и помещиков, платило подати, обеспечивало
существование огромного бюрократического аппарата, несло на себе все тяготы войн.
В 1718 г. была проведена подушная перепись мужского населения, по результатам которой была
введена подушная подать – 74 копейки в год с лица любого возраста мужского пола (размер ее равнялся
содержанию солдата в год). Из более чем 15 млн жителей России податное население (т.е. без
дворянства и духовенства, которые были освобождены от уплаты налогов) состояло из 5,5 млн душ
мужского пола. Введенный при этом Петром налог повышал в три раза размер подати.
При Петре помимо помещичьих, дворцовых, монастырских крестьян была создана новая социальная
категория государственных крестьян (лично свободных, не находящихся в крепостной
зависимости). Акция по образованию сословия государственных крестьян носила типичный фискально-
полицейский характер. Государство превратило пеструю совокупность людей в единое, контролируемое
сверху сословие.
35
Крестьяне платили многочисленные подати и налоги, несли большое число государственных
повинностей: рекрутскую, подводную, постойную, строительную, лошадную, натуральную и др.
Большинство из них было связано с ведением Северной войны. Так, ежегодные рекрутские наборы
начались с 1705 г. Первый указ о сборе рекрутов предписывал брать одного человека с каждых
20 дворов. Служба носила пожизненный характер, а крестьяне, поставившие рекрута, несли за него
коллективную ответственность и в случае его смерти или бегства должны были поставить взамен
нового.
Социальная политика Петра привела к более четкой сословной дифференциации общества. Именно
в петровское время начинает отчетливо вырисовываться «служилый» характер государства с точным
определением обязанностей каждого сословия по отношению к власти, в отличие от европейских
стран, которые к тому времени сословность уже преодолевали и двигались к общему гражданству с
более широкими правами и свободами.
Среди всех петровских преобразований наиболее соответствующими понятиям «модернизация»
и «европеизация» были нововведения в области культуры и быта. Среди них можно выделить: создание
в России гражданских школ и гимназий, подготовка открытия Академии наук, введение западноевропейского
летоисчисления, нового гражданского шрифта и учреждение газеты, открытие первых
музеев и создание театра, перевод и печатание книг, зарождение науки, переустройство быта и многое
другое.
5.3. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Военные реформы
В сферу преобразовательной деятельности Петра включается и его внешняя политика. Выход к
морям являлся необходимым условием для ликвидации экономической отсталости страны, для
развития промышленности и торговли, для укрепления ее международного положения. Отодвинув
на второй план задачу овладеть берегами Каспия, Азовского и Черного морей, Петр бросил все
военные силы на балтийское направление, на борьбу против шведов, самой воинственной в то время
нации Европы. Северная война началась с поражения русских под Нарвой в 1700 г., после чего
последовала реорганизация армии. До этого основными военными единицами русского войска были
дворянское ополчение и стрелецкое войско. Изменился принцип комплектования армии, была введена
рекрутчина. Для обучения офицерского корпуса были созданы навигацкая, артиллерийская школы,
медицинское училище и т.д. В России началось также строительство оружейных заводов, мануфактур
по производству пороха, снаряжений и обмундирования, создание военно-морского флота. Перечисленные
меры ускорили процесс формирования в России регулярной армии и позволили завершить
соперничество со шведами в пользу русских. Самыми крупными победами русских в Северной войне
были Полтавская битва (1709 г.) и морское сражение у мыса Гангут (1714 г.).
30 августа 1721 г. Северная война закончилась подписанием Ништадского мирного договора,
который закреплял переход к России балтийского побережья от Выборга до Риги. Россия получила
надежный выход к Балтийскому морю, что создавало благоприятные предпосылки для ее экономического
и культурного развития, являлось условием прогресса. В 1723 г. после Персидских походов
Петра к стране отошли также западное и южное побережья Каспийского моря. В итоге Россия вышла
на широкую международную арену (в европейских столицах появились российские посольства),
превратилась в великую державу, стала морской империей.
При всех недостатках, ошибках и деформациях проведенные Петром преобразования, в ряде
случаев продолжившие и завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной,
развитой, цивилизованной страной, ввели ее в сообщество великих мировых держав. Многое, что
было заложено при Петре, Россия осваивала и продолжала в течение почти двух столетий.

Тема 6. «ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» ЕКАТЕРИНЫ II
6.1. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в России
Просвещенный абсолютизм – это общеевропейское явление, представляющее собой закономерную
стадию государственного развития многих стран Европы. В Российской империи политика просвещенного
абсолютизма связывается с именем и периодом правления Екатерины II (1762–1796 гг.), а
также характерна для Швеции в правление короля Густава III, Австрии (Иосифа II), Пруссии
(Фридриха II), отчасти Испании, Португалии, Дании и некоторых других стран. Общим для всех этих
государств являлось более или менее существенное отставание от признанных европейских лидеров –
Англии и Франции, а также особая роль монарха, которому часто приходилось брать на себя функции
«перводвигателя», в связи с чем новую жизнь обретают представления о «философе на троне».
Просвещение, в данном смысле, означало, в первую очередь, переход от феодальных к буржуазным
общественным отношениям, становление нового, более совершенного во всех отношениях государственного
устройства.
В основу политики просвещенного абсолютизма были положены идеи философов-просветителей
XVIII в. – Вольтера, Монтескье, Дидро и др. Критикуя феодализм, отрицая деспотию, они провозгласили
лозунг просвещения – преобразования государства на новых началах, идеях разума, свободы,
гражданского равенства. Большое значение в организации нового общества просветители отводили
совершенствованию законодательства, распространению знаний, просвещению самого главы
государства. Их взгляды стали как бы естественным развитием идеологии рационализма, отражением
происходящих в мире перемен.
В политике просветительские лозунги воплощались в различных формах и масштабах и имели
самые разнообразные последствия, включая Великую французскую революцию. В одних странах
просвещение действительно было направлено на преобразование общества, в других стало прикрытием
консервативных форм государственного устройства.
Екатерина II сама прекрасно видела разницу между просветительской философией и идеологией,
с одной стороны, и реальной политикой в конкретных политических условиях – с другой.
В России приспособление идей Просвещения, в основном, происходило в русле теоретического
обоснования монархического государства как способа самоорганизации общества. При этом
полностью игнорировались теории «естественного права» и «общественного договора» и заявлялось,
что монарх-самодержец не может иметь каких-либо обязанностей перед подданными. Основным
«фундаментальным законом» и «вечным правом» России Екатерина II полагала неизбежность
монархического устройства как наиболее правильного и справедливого, когда на престоле находится
«просвещенный монарх», более всего заботящийся о благе каждого человека в своем государстве.
Лучшим способом самоорганизации общества императрица признавала разработку идеальной
системы законов. «Правильно» составленные законы, должны были стать гарантией четко действующего
государства, делающего достижимым «блаженство каждого и всех». Отсюда и вытекает
решающая роль просвещенного монарха, способного одарить общество «хорошими» законами. То
есть абсолютная монархия существует для достижения общего блага и как единственный путь к
нему.
Правительство и «средние власти» (органы государственного управления) являются прямыми
исполнителями воли монарха и изданных им законов. В трактовке Екатерины II «граждане» являются
таковыми лишь в той мере, в какой они равны перед законами государства. Однако это не исключает
их различных ролей и функций в государстве. Все делятся на тех, кто повелевает, и тех, кто
повинуется, отсюда разная роль сословий и разный статус их представителей.
На словах выражая стремление к ограничению рабства, всеобщему благосостоянию, свободе и
вольности, она проводила по сути своей во многом традиционную, порой даже более консервативную
политику, чем ее предшественники.
6.2. Внутренняя политика Екатерины II и ее последствия
Современные исследователи часто условно разделяют правление Екатерины II по социальнополитической
направленности на два этапа. Первый из них (до крестьянской войны под предводительством
Е.И. Пугачева в 1773–1775 гг.) был периодом так называемого «просвещенного абсолютизма
», основные черты которого мы уже обозначили. Второй период (после крестьянской войны)
продолжался до смерти Екатерины II и представлял собою время открытой дворянской реакции. Эта
37
реакционная антинародная политика царизма выражалась в борьбе против Великой французской
революции (1789–1794 гг.), в преследовании русских просветителей, в цензурных и других репрессиях.
В конце XVIII в. феодальный строй потрясли буржуазные революции в Америке и во Франции. Это
сильно напугало Екатерину II и подвинуло ее к проведению открытой дворянской диктатуры.
В связи с этим обстоятельством правомерно встает вопрос: а была ли политика «просвещенного
абсолютизма» Екатерины II изначально направлена на просвещение русского народа, как она это
преподносила, на создание общего закона, который сгладит социальные противоречия? В чем значение
преобразовательной деятельности Екатерины II для России?
Многие мероприятия екатерининского правительства (а порой по инициативе самой императрицы)
несут на себе печать «просвещенного абсолютизма». Его наиболее яркими проявлениями были
секуляризация церковных земель, законодательство о крестьянах Прибалтики, «Наказ», Уложенная
комиссия, Вольное экономическое общество, реформирование местного управления, жалованные
грамоты дворянству и городам и др. Практическим выражением «просвещенного абсолютизма» была
система воспитательно-образцовых учреждений в стране: училище при академии художеств,
Воспитательные дома в Москве и Петербурге, коммерческое училище, общество благородных девиц
(Смольный институт), горное училище, Российская академия наук, первая публичная библиотека в
Петербурге, музей Эрмитаж и др.
Наиболее яркими проявлениями политики «просвещенного абсолютизма» явились Комиссия по
составлению проекта нового уложения и «Наказ», написанный Екатериной II специально для
депутатов этой Комиссии. Мысль о замене давно устаревшего Соборного Уложения 1649 г. новым
сводом законов была не нова: начиная с 1700 г. безуспешно трудились пять сменивших друг друга
Уложенных комиссий. В 1755 г. была создана шестая, которая была распущена только в 1766 г. с
передачей подготовленных ей материалов в «екатерининскую» Уложенную комиссию.
Комиссия была создана и начала работу в июле 1767 г. Количество депутатов с абсолютной
точностью не известно. Реально считается, что принимало участие в работе 620 депутатов, из которых
33% дворяне, 36% – депутаты от городов (в их число входили и представители дворянства), 20% –
депутаты от сельского населения, исключая крепостных крестьян. Дворянами были представлены
депутаты от правительственных учреждений (кроме Синода) и казачество. Всего не менее 45%
депутатов были потомственными и личными дворянами, что определило дворянский характер
деятельности комиссии. Работа Уложенной комиссии продолжалась с перерывами до декабря 1768 г.,
когда под предлогом войны с Турцией она фактически прекратила деятельность.
Дебаты в Комиссии отличались необычайной остротой и показали императрице и чаяния
различных слоев населения, и в то же время непримиримые противоречия между ними практически
по всем вопросам. Екатерина II увидела, что дворяне незыблемо стоят на страже своих прав и
привилегий. А потому даже попытки регламентации повинностей крепостных крестьян, движение
навстречу купцам были чреваты недовольством дворянства. Екатерина понимала, что борьба с
дворянством могла кончиться потерей короны. Этого она допустить не могла. Создать, таким образом,
общий закон, который сгладит социальные противоречия, не удалось.
Екатерине не удалось добиться согласия власти и общества, правителя и подданных. Наоборот,
конфликтность в государстве нарастала. Важнейшим противоречием эпохи стал конфликт между
дворянством и крестьянством. Главная черта Екатерины II как государственного деятеля выражалась
в полной и откровенной поддержке правящего класса дворян. В первые годы царствования были
укреплены и расширены права и привилегии дворян. Они получили право не служить (Манифест о
вольности дворянства 1762 г.), если этого не желали, монопольное право владения землей (Генеральное
межевание 1765 г.), на винокурение (1765 г.). Целям укрепления монопольных прав дворян на землю
был подчинен указ о запрещении промышленникам покупать к своим предприятиям крепостных
крестьян. Стоило помещикам построить в своих вотчинах суконные и полотняные мануфактуры,
как правительство лишило купцов права покупки крестьян к заводам.
Продолжением продворянской политики Екатерины была Жалованная грамота дворянству, данная
21 апреля 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила все сословные права и привилегии
дворянства: монопольное право на владение крестьянами, землями, недрами земли; право основывать
заводы и фабрики и оптом продавать все, что производится в их вотчинах; право заводить на своих
землях торги и ярмарки; освобождение от налогов и телесных наказаний. К новшествам Жалованной
грамоты относилось и наименование первого сословия. Отныне оно стало называться не дворянством,
а благородным дворянством. Новой привилегией являлось запрещение производить конфискацию
имений дворян за уголовные преступления. В этом случае имения переходили к законным наслед38
никам. Грамота распространила создание дворянских собраний во главе с предводителем дворянства
и на уезды, и на губернии. Она включила в российское дворянство прибалтийских баронов, польскую
шляхту, казацкую старшину, украинских и белорусских помещиков, что окончательно консолидировало
сословие дворян в России.
Крепостное право являлось незыблемым фундаментом дворянских привилегий. Екатерина
ужесточила систему крепостничества. Императрица щедрою рукою раздавала казенные населенные
имения в частную собственность своим генералам, сановникам и фаворитам. В 1765 г. помещикам
было дано право ссылать своих провинившихся крестьян в каторжные работы. Очередной указ 1767 г.
запрещал крестьянам жаловаться на своего барина. Всякая челобитная крепостного приравнивалась
к ложному доносу на помещика; была определена и мера наказания ослушникам – ссылка в Нерчинск.
Эти указы привели к крайнему развитию произвола и злоупотреблений со стороны господ.
Жестоко расправившись с крестьянской войной под руководством Е. Пугачева, Екатерина открыто
встала на защиту дворянского сословия. Недаром 80-е годы в ее правлении называют «золотым веком»
русского дворянства. Причем теперь императрица уже не пыталась прикрывать свою политику
освободительными идеями. Все ее действия были направлены на укрепление личной власти и
могущества абсолютистского государства.
В целях усиления административно-полицейского аппарата на местах и контроля над крестьянством
7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи».
По губернской реформе вводилось усовершенствованное административно-территориальное деление
страны с единой системой управления и контроля.
Вместо прежних трех степеней областного управления – губерния, провинция, уезд – оставалось
только две – губерния и уезд. Вместо существовавших прежде 20 было образовано 50 губерний. Каждая
из них делилась на уезды. Население губернии составляло 300–400 тыс. жителей, уезда – порядка 20–
30 тыс. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый императором и ему только подчиняющийся.
Губернатору, несмотря на то, что губернские учреждения были основаны на разделении административных,
финансовых и судебных функций, принадлежала в губернии вся полнота власти. Он
контролировал деятельность всех учреждений и должностных лиц, осуществление указов правительства.
В целях обеспечения «тишины и порядка» в губернии губернатору были подчинены все
воинские части и команды. В уездах управление было отдано дворянам, которые на 3 года избирали
капитана-исправника (главу уезда), заседателей нижнего земского суда, функции которых соответствовали
функциям губернатора и губернского правления. Город представлял отдельную административную
единицу. Управлял городом городничий, назначавшийся правительством, как правило,
из отставных офицеров-дворян. Город делился на части в 200–700 домов во главе с частным приставом
и на кварталы по 50–100 домов во главе с квартальным надзирателем.
Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным
и полицейским делам.
Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации (создавались новые сословные
судебные органы). Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение
приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.
Председатели всех судов назначались правительством.
В 1785 г. была опубликована Жалованная грамота городам. Жалованная грамота городам закрепляла
сословную структуру населения города, делила его на 6 сословных категорий, сохраняла и
укрепляла средневековую цеховую организацию ремесленников. Расширялись права лишь одной
категории – гильдейского купечества. Согласно грамоте, создавались органы городского самоуправления:
общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти). Эта
шестигласная дума должна была работать регулярно. Под председательством городского головы
она заседала каждую неделю и заведовала текущими делами города, его расходами, доходами и
общественными постройками, сбором податей. Но реальная власть оставалась в руках городничего,
управы благочиния и полицмейстера. На долю думы оставались лишь вопросы благоустройства и
санитарного состояния города.
Содержание Жалованной грамоты городам говорит о слабости нарождающейся русской буржуазии,
которая к этому времени не обрела еще своей надлежащей силы.
39
6.3. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.
Наиболее успешной, как считает большинство историков, была внешняя политика второй половины
XVIII в.
Объективно внешняя политика осуществлялась, прежде всего, в интересах России и способствовала
решению ее важнейших исторических задач, а именно: дальнейшего закрепления на берегах Балтики;
утверждения на побережьях Черного и Азовского морей; освоения Северного Причерноморья;
освобождения единоверных Украины и Белоруссии от притеснения польской шляхты и защиты их
от агрессии со стороны Польши, Пруссии, Австрии.
В 1768 г. подстрекаемая и субсидируемая Францией, Турция решила возобновить агрессию на
Украине и Кавказе. Нападение Турции для России оказалось неожиданным, и военные действия 1768–
1769 гг. были неудачны для русской армии. Положение изменилось в 1770 г., когда на притоках реки
Прут, Ларге и Кагуле П.А. Румянцев одержал победы.
Русская эскадра Г.А. Спиридонова, выйдя из Балтики, достигла Средиземного моря и разгромила
25–26 июня 1770 г. турецкий флот в Чесменской бухте. В 1771 г. российские войска заняли все
основные пункты Крыма. После некоторого затишья военные действия в 1773 г. вновь активизировались.
В 1773 г. войска А.В. Суворова взяли крепость Тартукай, а в 1774 г. одержали победу при
Козлудже. Турция вынуждена была подписать 10 июля 1774 г. мирный договор в деревне КючукКайнарджи.
По этому миру Крымское ханство признавалось независимым от Турции. Под власть
России переходило Черноморское побережье с крепостями Керчь, Еникале и Кинбурн. Порта
признавала свободу русской торговли на тех же условиях, как ею пользовались Великобритания и
Франция. Русские торговые корабли получали право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы.
Весной 1783 г. прекратило существование Крымское ханство, русские войска вошли в Крым и он
был включен в состав России. В 1783 г. грузинский царь Ираклий II подписал с Россией трактат в
Георгиевске, по которому Грузия переходила под покровительство России, которая гарантировала
ей территориальную целостность и безопасность границ.
Не желая мириться с утратой безраздельного господства на Черном море, Турция начала в 1787г.
новую войну с Россией. В 1787 г. А.В. Суворов разгромил турецкий десант в районе Кинбурна, после
чего русская армия осадила Очаков и в конце 1788 г. взяла его. В 1789 г. А.В. Суворов одержал победы
над турками у Фокшан и при Рымнике. 2 декабря 1970 г. войска А.В. Суворова штурмом взяли Измаил,
русским войскам был открыт путь на Стамбул. Успешными были действия молодого черноморского
флота, которым командовал Ф.Ф. Ушаков. В 1790 г. он нанес турецкому флоту поражение в
Керченском проливе и у форта Калиакрия близ болгарского города Варна. В 1791 г. в Яссах (Румыния)
между Турцией и Россией был подписан мир. Ясский договор закрепил за Россией обладание всем
Северным Причерноморьем от Днестра до Кубани, включая Крым, и усилил ее политические позиции
в отношениях с Турцией.
Воспользовавшись глубоким кризисом и анархией в Речи Посполитой Австрия, Пруссия и Россия
в 70–90-е годы XVIII в. провели три раздела Польши, фактически ликвидировав ее государственность.
По первому разделу 1772 г. к России отошли Восточная часть Белоруссии по Западной Двине и
Верхнему Днепру. По второму разделу 1793 г. Россия получила Правобережную Украину и центральную
часть Белоруссии с Минском. В 1794 г. польские патриоты во главе с Тадеушем Костюшко
начали восстание, стремясь отстоять независимость Польши. Оно было жестоко подавлено русскими.
Русскими войсками командовал А.В. Суворов. В 1795 г. произошел третий раздел Польши, по которому
к России отошла Литва, Западная Белоруссия, Волынь и юридически закреплена Курляндия.
Участие России в разделах Польши привело к объединению украинских и белорусских земель в
едином Российском государстве, которое стало своеобразным преемником великой державы
средневековья – Киевской Руси. Русские, украинцы и белорусы составили ядро российского
суперэтноса. Как показал исторический опыт, при всем этническом своеобразии русских, украинцев
и белорусов их объединение в едином суперэтносе обеспечило долговременное стабильное развитие
этих народов, достижение успехов в экономическом и культурном развитии.
Внешнеполитические успехи, знаменитые победы на суше и на море превратили Россию в великую
державу, обеспечили ей право участвовать в решении европейских проблем наравне с другими
государствами континента, сыграли важную роль в развитии русского национального самосознания.
В то же время внешняя политика екатерининской эпохи носила ярко выраженный имперский
характер, в основе которого лежала убежденность в праве распоряжаться судьбами других народов.
40
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности «просвещенного абсолютизма» в России?
2. Почему Уложенная комиссия не смогла принять новый свод законов России?
Литература
1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. – М., 1994. – С. 26.
2. Наше Отечество. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 69.
3. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М., 1992. – С. 279.
4. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: Учебное пособие. – М., 1998.
Тема 7. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
ПРОЕКТЫ И ПОПЫТКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
7.1. Особенности социально_экономического развития
Российское общество в течение всего XIX в. оставалось феодальным. Его сословная структура,
сложившаяся еще в эпоху петровских реформ, с незначительными изменениями просуществовала
вплоть до 1917 г. Сословия – это замкнутые социальные группы, обладающие закрепленными в обычае
и законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для них характерна иерархическая
взаимосвязь, в России в самом общем виде выражавшаяся в разделении населения на привилегированное
и податное.
Господствующим привилегированным сословием, занимавшим положение социальной и государственной
элиты, было дворянство. Его оформление продолжалось в течение всего XVIII в. и
завершилось с принятием Екатериной II знаменитых Жалованных грамот. Согласно этим законам,
лишение жизни, дворянского достоинства и имения могло осуществляться только по суду, таким
образом, дворянин стал представителем первого свободного сословия Российской империи, вплотную
приблизившись к современной юридической трактовке понятия «гражданин».
Права и привилегии дворянства были закреплены в ходе законодательной кодификации
1820-х годов. Его позиции упрочнены в органах местного управления: в уездах и губерниях по выборам
дворянских собраний замещались почти все полицейские и судебные должности. В дальнейшем были
приняты меры по сохранению дворянского землевладения и ограждению дворянства от притока людей
из других сословий. В 1845 г. дворянам вновь было разрешено передавать имения по наследству
только старшим сыновьям, в 1856 г. были повышены классы чинов Табели о рангах, дававших право
на личное и потомственное дворянство.
Преобладающей податной сословной категорией оставалось крестьянство. Его удельный вес в
общей массе населения страны за XVIII – первую половину XIX в. изменился незначительно – с 90 до
85%. Владельческих (крепостных) крестьян по результатам ревизии 1850 г. в стране насчитывалось
11280 тыс. душ мужского пола, или 54,4% всего крестьянства. Вследствие распространения крепостного
права на присоединенные территории, крепостная зависимость усиливалась, что, в конечном
счете, привело к лишению крестьян всех прав и полному подчинению власти помещиков, которые
могли отнять у них все достояние, а их самих с семьями или раздельно продать, заложить, подарить.
Казенные (государственные) крестьяне, не будучи крепостными, также являлись зависимой
социальной категорией. Государство предоставляло им в пользование наделы, за которые они были
обязаны нести фиксированные законом повинности.
Приведенная характеристика свидетельствует о фактической консервации сословного строя. В то
же время значительные изменения происходят в экономическом развитии страны. Во-первых, в
сельском хозяйстве возрастает, хотя и медленно, роль товарного земледелия. На рубеже XVIII–XIX вв.
формируются его центры: в степной части Юга России и в Заволжье складываются районы зернового
хозяйства и тонкорунного овцеводства, в Крыму и Закавказье – центры виноградарства и шелководства,
в нечерноземных губерниях расширяются посадки технических культур (лен, конопля,
хмель), а около крупных промышленных центров развивается торговое огородничество. В 1850-х годах
масса товарного хлеба составляла около 390 тыс. пудов, или 18% среднегодового сбора. Помещичье
хозяйство все более втягивалось в товарно-денежные отношения, что усиливало внеэкономическую
эксплуатацию крепостных. Рынок рабочей силы был еще узок, и наем требовал от помещиков
значительных капиталовложений, поэтому они старались повысить доходность своих имений в рамках
сложившей системы социальных отношений. Это привело, например, к расширению барщины (с конца
41
XVIII до середины XIX вв. удельный вес барщинных крестьян увеличился с 56 до 71%) и распространению
таких форм ее интенсификации как месячина (перевод крестьян на месячный продовольственный
паек с лишением их полевых наделов и обязательством все рабочее время проводить
на барской запашке). Данная ситуация чаще всего описывается исследователями как часть системного
кризиса крепостничества – барщина, в отличие от оброка, менее эффективная форма эксплуатации,
так как крестьянин, работая не на своем поле, демонстрирует гораздо меньшую производительность.
Самым заметным проявлением кризиса стал рост задолженности помещиков государству, которую
они пытались погасить, закладывая своих крестьян. В 1796 г. в залоге числилось 6% крепостных
крестьян, в 1833 г. – 43%, а в 1859 г. – уже 66%.
Во-вторых, достаточно быстрый рост количества крупных промышленных предприятий (1799 г. –
2094, 1825 г. – 5261, 1860 г. – 15338), привел к качественным сдвигам в производственной сфере. Если
первая треть XIX в. характеризуется ростом капиталистической мануфактуры, возникавшей на базе
мелкой промышленности, то во второй трети начитается переход от мануфактуры к фабрике. Этот
переход носит название промышленного переворота и содержит в себе два взаимосвязанных процесса:
технический – системное применение машинной техники, и социальный – изменения в сословной
структуре, обусловленные выделением новых общественных групп буржуазии и пролетариата. Вопрос
о времени протекания промышленного переворота в России до сих пор остается дискуссионным.
Наиболее часто встречающаяся точка зрения: начало – 1830-е, конец – 1880-е годы. Проблема в том,
что результатом этих процессов, ранее имевших место в Европе («английская промышленная
революция» XVIII в.), стало завершение перехода к индустриальному обществу, а в России этого не
произошло и концу обозначенного периода. С одной стороны, опыт предшествующей модернизации
давал возможность эффективного использования западноевропейских технологий, и сомневаться в
наличии в России развитого фабричного производства уже к середине XIX в. не приходится. С другой
стороны, рынок свободной рабочей силы формировался медленно. Для решения этой проблемы от
покупки и приписки крестьян к мануфактурам перешли к отхожим промыслам – временный наем
крестьян по разрешению помещика, однако социальный статус отходника был еще более нестабильным,
чем посессионного крестьянина. Помещик мог в любой момент вернуть ушедшего на
заработки, государственный крестьянин был прикреплен к своему наделу и связан с общиной.
Формировавшаяся промышленная буржуазия также не могла претендовать на гарантии своих прав.
Буржуа выходили из купеческого сословия либо из среды мелких товаропроизводителей, обычно –
разбогатевших крестьян. И в том и в другом случае их инициатива сдерживалась существующим
социальным строем: первых ограничивало государство, вторых – помещики.
На этих рассуждениях и базируется знаменитый, кочующий из учебника в учебник тезис о том,
что система крепостничества (крепостное право) тормозила социально-экономическое развитие
страны.
7.2. Внутренняя и внешняя политика Александра I (1801–1825 гг.)
Время правления Александра I, охватывающее первую четверть XIX в., можно условно разделить
на два периода, переходным этапом между которыми представляются 1812–1815 гг. – завершение
наполеоновских войн. В обыденном сознании, исторической памяти народа, а также и в научных
работах первый из этих периодов воспринимается и трактуется положительно, второй – наоборот.
Подобное отношение характерно для оценки многих исторических деятелей. Например, царствования
Ивана Грозного: взвешенные реформы Избранной Рады и непоследовательная и жестокая опричная
политика. Не учитывая всех нюансов в деятельности реформаторов, предложенная методика
позволяет довольно точно оценить причины общих изменений в их внутренней политике. В случае с
Александром I время, предшествующее Отечественной войне 1812 г., принято называть эпохой
либеральных начинаний; а последнее десятилетие его царствования – решительным поворотом к
реакции. Перелом во внутриполитическом курсе был вызван победой в названном военном конфликте
и той ролью, какую сыграла Россия в создании новой системы международных отношений.
Цели и задачи внешней политики Российской империи, ее интересы и приоритеты к началу XIX в.
оставались традиционными. Они сводились к идее создания и поддержания естественной геополитической
системы государственной безопасности. Одновременно российское государство, как и
любая другая великая держава той поры, стремилось к укреплению своего могущества через
расширение своих территорий. При Александре I европейское направление внешнеполитической
активности становится главным. Здесь российской дипломатии приходится отказаться от первоначально
выработанной доктрины «свободных рук», предполагавшей установление таких двусто42
ронних отношений, которые позволяли бы не вступать в международные конфликты. Причиной тому
была агрессивная политика Франции. Результатом участия России в 3-й и 4-й антинаполеоновских
коалициях стало выдвижение французских войск непосредственно к ее границам. В условиях
«передышки», обеспеченной Тильзитским миром, Россия получила возможность укрепить свои
северные и южные границы, отобрав у Швеции Финляндию, а у Турции – Бессарабию и Сухум, однако
приобретения эти были сделаны в обстановке ожидания большой войны, которая привела к созданию
новой системы международных отношений. В ходе Венского конгресса, в котором российская
дипломатия играла ведущую роль, не только пересматривались границы между победителями и
побежденными, но и был поднят вопрос о мировой стабильности. Оформившийся в 1815 г. Священный
союз немало способствовал сохранению почти сорокалетнего мира в Европе.
Оказавшись один на один со столь сильным противником, от которого, по мнению многих
современников, Россия значительно отставала как в военном, так и в общественно-политическом и
социально-экономическом плане, она добилась самых масштабных за всю свою историю военных
успехов. А раз так, то существующий в стране социально-экономический базис был признан
удовлетворительным для текущего исторического момента. На всех (или почти всех) либеральных
начинаниях, многие из которых, будучи реализованы на практике во Франции, не способствовали ее
успехам, был поставлен крест.
Ярче всего эта тенденция проявила себя в сфере народного образования, а также в цензурной
политике. Указ от 26 января 1803 г. об устройстве училищ рассматривал в качестве основы
образовательной системы принципы бессословности, бесплатности обучения в начальной его стадии,
преемственности учебных программ: беспрепятственный переход учащегося из низшей стадии в
высшую. Таким образом, была регламентирована привычная нам сейчас многоуровневая система
образования: первой (низшей) ступенью являлось одноклассное приходское училище, второй – уездное
трехклассное училище, третьей – шестиклассная губернская гимназия, четвертой (высшей) –
университет. Образовывалось шесть учебных округов во главе с попечителями, назначаемыми
императором и выполнявшими функции надзора и контроля над всеми учебными заведениями.
Созданные в дополнение к существующему Московскому пять новых университетов (Дерптский,
Виленский, Казанский, Харьковский и Петербургский) становились центрами учебных округов,
непосредственно контролируя учебный процесс. Университеты разрабатывали учебные программы
и выпускали учебники, имели право назначать учителей в гимназии и училища своих округов.
Вышедший в следующем году Устав университетов предоставлял им широкую автономию: выборность
ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство администрации.
В дальнейшем в законодательной базе об образовании практически ничего не изменилось. Реакция
в этой области выразилась в усилении нажима на университеты со стороны попечителей учебных
округов. Так, в 1819 г. в результате ревизии Казанского университета были уволены 11 его профессоров
из 25 (их заменили учителями гимназий), осуществлена масштабная реорганизация библиотечных
фондов этого университета. Нечто подобное в разных формах и масштабах произошло и в
других университетах. Попечитель Петербургского учебного округа будущий министр народного
просвещения и автор знаменитой «теории официальной народности» С.С. Уваров, которого никак
нельзя заподозрить в «заигрывании с либерализмом», тогда выступил с критикой реакции в отношении
университетов. В результате в 1821 г. его заставили уйти в отставку.
9 июля 1804 г. появился Устав о цензуре, который считается самым либеральным за всю историю
России XIX в. Под общим руководством министра народного просвещения при университетах
создавались состоявшие из профессуры цензурные комитеты. Регламентируя их функции, Устав
высказывался в том смысле, что пристрастное толкование спорных мест сочинений недопустимо и
трактоваться они должны в пользу сочинителя. Авторам же и издателям предоставлялось право
обжалования действий цензоров. Цензурные гонения второй половины царствования при сохранении
устава 1804 г. были обеспечены министерскими циркулярными распоряжениями. В печати было
запрещено касаться вопросов государственного устройства, критиковать действия любого начальства
и даже печатать рецензии на игру актеров императорского театра. Так закладывался нехитрый
бюрократический механизм контрреформ, неоднократно используемый в дальнейшем: при неизменности
законодательства государство добивается требуемых ему результатов, используя административные
рычаги.
Уже в первый год правления крестьянский вопрос оказался в центре внимания императора. За
коронацией, состоявшейся в сентябре 1801 г., не последовало привычных для дворян раздач
государственных земель с крестьянами. Причем отказ от этой практики не сопровождался никаким
43
манифестом или указом. Хотя в дальнейшем государство нередко переводило крестьян, прикрепленных
к его землям, в разряд крепостных. Их продавали, сдавали в аренду, приписывали к казенным
фабрикам и заводам, наконец, обращали в военных поселян.
Еще в 1797 г. Павлом I был издан указ о трехдневной барщине. Отношение к нему в историографии
неоднозначное. Одни исследователи, подчеркивая его рекомендательный характер, говорят о том,
что затея провалилась. Другие напоминают, что это был первый реальный шаг на пути регламентации
повинностей барских крестьян, а следовательно, и ограничения крепостного права в целом. Как бы
то ни было, в этой области, в отличие от многих других, новый император стал продолжателем дела
своего отца. 20 февраля 1803 г. в свет вышел Указ о вольных хлебопашцах. Он предусматривал
освобождение крепостных крестьян на волю по обоюдному согласию с помещиком, причем с
обязательным наделением крестьян землей. Указ обрисовывал условия возможного выкупа, в основу
которого была положена доходность имения (плата помещику за утрату рабочей силы), которая
должна была составить размер 15–20 годовых оброков – около 100 руб. серебром за душу мужского
пола. Именно это и стало основным ограничением в использовании закона. За все время его действия
(до 1858 г.) выкупились только 1,5% крепостных.
В первое десятилетие правления Александра I появились указы, направленные на ограничение
помещичьего произвола. Запрещалось публиковать объявления о продаже дворовых, продажа крестьян
на ярмарках «в розницу», отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за маловажные
проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин получил свободу, то он не мог быть вновь
закрепощен. Незаконно записанным за помещиками крестьянам предоставлялось право возбуждать
иски о предоставлении свободы. Получали свободу крестьяне, вернувшиеся из военного плена, а также
взятые в рекруты по окончании срока службы. Помещика же закон обязывал кормить своих крестьян
в голодные годы, с дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать взаймы и подряды. Однако
законодательные меры 1822–1823 гг. перечеркнули все перечисленные начинания. Все эти указы были
отменены, вновь подтверждалось право административной ссылки помещиком своих крестьян,
крестьянам же опять запрещалось жаловаться на своих господ и возбуждать «иски о воле».
Самой последовательной реформой первой четверти XIX в. представляются преобразования в сфере
центрального управления. В 1802 г. Указ о правах Сената восстановил этот орган в качестве
сосредоточения высшей судебной, административной и контролирующей власти. Ему предоставлялось
право делать «представления» по поводу издаваемых указов, если они противоречат другим законам.
В два этапа в 1802–1811 гг. была проведена министерская реформа. Сначала структура старых
коллегий с подчиненными им учреждениями была расписана по новым министерствам (военносухопутных
сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и
народного просвещения). В своей деятельности министры были ответственны перед императором и
Сенатом, в конце года каждый министр должен был подавать государю через Сенат письменный
отчет об управлении вверенным ведомством. Сенат по рассмотрению отчета представлял монарху
заключение о деятельности министра. В 1803–1810 гг. функции коллегий постепенно передавались
соответствующим структурным подразделениям министерств (департаментам и столам). В 1810–
1811 гг. окончательно разграничивались функции и устанавливалось единообразие организации новых
органов центрального управления, описанные в итоговом Общем учреждении министерств.
1 января 1810 г. был обнародован Манифест об учреждении Государственного совета. В функции
этого высшего законосовещательного органа при императоре входили обсуждение внесенных
законопроектов, разъяснение смысла уже изданных законов, принятие мер к их проведению в жизнь
через исполнительную власть, распределение по министерствам расходов на их содержание, сюда
же передавалось рассмотрение годовых отчетов министерств. Законы вступали в силу только после
утверждения их императором. При этом он мог внять мнению как большинства, так и меньшинства
членов Государственного совета, а мог и отвергнуть и то, и другое, приняв собственное решение.
Этими реформами завершилась бюрократическая эволюция центрального аппарата управления,
начатая еще Петром I. Созданная структура высшей власти с некоторыми изменениями просуществовала
до 1917 г.
7.3. Николай I и «апогей самодержавия» (1825–1855 гг.)
При следующем российском самодержце потенциал, созданный реформаторскими начинаниями
Петра I и Екатерины II, окончательно исчерпал себя. Политический курс Николая I, явившийся в
значительной степени реакцией на рост революционного движения в Западной Европе и на восстание
декабристов в самой России, не допускал проведения серьезных реформ, которые могли бы разрешить
44
все нарастающие противоречия. В итоге, инициировав очередной общеевропейский военный
конфликт (Крымская война 1853–1856 гг.), страна вновь, как и в случаях с Иваном IV или Петром I,
оказалась перед необходимостью проведения радикальных реформ «сверху».
Вместе с тем, направленность внутренней политики второй четверти XIX в. явилась развитием
тенденций, обозначившихся в последнее десятилетие царствования Александра I. В образовательной
сфере, например, все началось с высочайшего рескрипта министру народного просвещения от
19 августа 1827 г. о запрещении принимать в гимназии и университеты крепостных крестьян. Устав
гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г. заложил в основу системы образования принципы
строгой сословности и бюрократического централизма. Начальное и среднее образование подразделялось
на три социальные категории: одноклассные приходские училища предназначались теперь
для детей из низших сословий; в трехклассных училищах обучались дети купцов и мещан; для детей
дворян и чиновников учреждались семиклассные гимназии, окончание которых давало право
поступления в университет. Таким образом, преемственность образовательных уровней была
ликвидирована. Новый Общий устав императорских российских университетов 1835 г. завершил
процесс подчинения высших учебных заведений попечителям учебных округов. Право самостоятельного
замещения вакантных мест на кафедрах сводилось на нет правом министра не утверждать
избранных профессоров и назначать других из числа своих кандидатов. Вообще университеты
рассматривались теперь не как научные центры, а как центры подготовки преподавательских кадров
для прочих учебных заведений округа и чиновников для государственной службы.
Притчей, наряду с III отделением и Корпусом жандармов, стала цензурная политика Николая I.
Новый Устав о цензуре 1826 г. современники прозвали «чугунным». В структуре Министерства
народного просвещения создавался Главный цензурный комитет, который координировал деятельность
цензурных комитетов в учебных округах. Общий смысл работы цензоров – недопущение вообще
никаких порицаний власти. Позже был создан специальный комитет для анализа литературы,
привозимой из-за границы. В 1837 г. вводится параллельная цензура – проверка произведений, уже
прошедших цензуру. Общим правилом становится установление полицейского надзора за авторами,
чьи произведения были запрещены. Новые периодические издания могли открываться только с
разрешения императора.
В царствование Николая I было издано более сотни законодательных актов по крестьянскому
вопросу. Ряд указов был направлен против обезземеливания крестьян. Так, в 1827 г. помещикам
запрещалось продавать крестьян без земли или одну землю без крестьян. В том же году появился
указ, запрещавший отдавать крепостных на заводы. Указ 1833 г. вновь запрещал публичный торг
людьми с раздроблением семей, расплату крестьянами за казенные и частные долги, а также перевод
их в дворовые с лишением наделов. Указ 1828 г. предоставлял помещикам право отпускать дворовых
на волю по обоюдному договору. Указ 1853 г. запрещал сдавать в аренду помещичьи населенные
имения недворянам. Все эти положения, как было и раннее при Александре I, имели паллиативный
характер.
Большую значимость в поиске подходов к решению крестьянского вопроса имели Секретные
комитеты. Работа этих чисто бюрократических учреждений ставила обсуждение проблемы крепостничества
на официальную основу. При Александре I это делалось советниками императора в
индивидуальном порядке, в тайне даже от сенаторов и министров. В ходе этой работы были
сформированы кадры специалистов, хорошо разбиравшихся в предмете обсуждения, подготовив,
таким образом, реформу 1861 г. Комитет 1835 г. сформулировал развернутую программу постепенного
перехода крестьян от крепостного состояния к свободному. Она включала три этапа: на первом
предполагалось ограничение барщины тремя днями в неделю; на втором – четкая регламентация
законом всех крестьянских повинностей; и на третьем – получение крестьянином права перехода от
одного владельца к другому с правом аренды наделов, которые оставлялись в собственности
помещика. Однако это предложение не вышло за рамки обсуждения. Итогом работы комитета 1839 г.
стал указ 1842 г. об обязанных крестьянах, согласно которому крестьянин по воле помещика получал
свободу и надел, но не в собственность, а в пользование. За это он был обязан выполнять прежние
повинности, но помещик впредь не мог менять размеров как повинностей, так и надела.
С другой стороны, был принят ряд мер, направленных на укрепление дворянства. Обедневшие
дворяне наделялись землями из государственного фонда, на льготных условиях им предоставлялись
денежные ссуды, дети дворян бесплатно принимались в высшие учебные заведения. Было ограничено
число лиц, получавших дворянский статус через выслугу. Указ 1845 г. поднимал планку выслуги
личного дворянства в Табели о рангах с 12-го ранга до 9-го, а потомственного – с 8-го до 5-го.
45
Правительство стремилось все служебные посты в местных и центральных органах власти замещать
исключительно дворянами. Положение о дворянских обществах 1831 г. придавало дворянским
корпоративным органам управления чиновничье-бюрократический характер, а сама служба в
дворянских собраниях стала приравниваться к государственной. Такой дуализм в социальной политике
вел к консервации сословной структуры и отодвигал решение крестьянского вопроса.
Одной из первоочередных задач внутриполитического курса второй четверти XIX в. было
укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Последовательная централизация управления
рассматривалась как средство укрепления самодержавия. При Николае I создавалась продуманная
система всесторонней государственной опеки над общественно-политической, экономической и
культурной жизнью страны, предполагавшая сосредоточение в руках императора решение как общих,
так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства. Принцип режима личной
власти проводился через разросшуюся Собственную его императорского величества канцелярию.
Уже в первый год своего правления Николай I расширил ее состав, размеры и функции. Подразделив
канцелярию на отделения, он превратил ее в высший орган управления государством, что существенно
ограничивало компетенцию Сената и Государственного совета. В обязанности первого отделения
входило представление царю поступающих на его имя бумаг и исполнение его личных повелений,
через это отделение император контролировал работу министерств. Второе отделение занималось
завершенной в 1833 г. кодификацией законов. Следует отметить, что переработка законодательства
не была завершена. Было составлено 45-томное Полное собрание законов Российской империи, а на
его основе 15-томный Свод законов, действующих в текущий момент. Последний этап реформы,
предполагавший внесение изменений и составление собственно нового Уложения, не был осуществлен.
Это позволяет характеризовать политику Николая I как охранительную, а само законодательство
– как фиксирующее политический и социальный строй самодержавно-крепостнической
России. Третье отделение становилось органом высшей полиции. В его обязанности входил надзор
за законностью и порядком в управлении и общественной жизни. Четвертое отделение занималось
управлением учебными, воспитательными и благотворительными учреждениями. Временные пятое
и шестое отделения были созданы соответственно для подготовки реформы в государственной
деревне и для управления присоединенными территориями Кавказа.