Тема 8. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ,
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ БУРЖУАЗНЫХ РЕФОРМ, НОВАЯ ПОПЫТКА
МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННО_ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ
8.1. Социально_экономические предпосылки аграрной реформы, ее сущность и значение
Достигнув успехов в усилении власти, укреплении централизованного хозяйственного и политического
режима внутри страны и российского державного статуса во внешней политике к середине
XIX в., Российское государство, всегда играющее роль основного субъекта преобразований в стране,
теряет инициативу, впадает в застой и терпит неудачи в сфере мировой политики. Особенно
чувствительным было поражение в Крымской войне, которая наглядно показала стратегическое
отставание от ведущих западных стран. Эта ситуация подготавливает постепенный переворот к
реформам.
Основной причиной отмены крепостного права была все уменьшающаяся эффективность использования
крепостного труда и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Новый качественный этап
развития индустрии требовал работника нового типа, способного к квалифицированному труду,
свободно распоряжающегося своей рабочей силой.
46
Александр II (1855–1881 гг.), тяжело переживавший военное поражение России, стал решительным
сторонником отмены крепостного права. Об этом он заявил уже в 1856 г. в речи представителям
московского дворянства. В основе будущих реформ лежало не только решение крестьянского вопроса,
но и изменение привычного образа жизни по образцу Европы.
Манифест 19 февраля 1861 г. и «Общие положения о крестьянах, вышедших из крепостной
зависимости» объявили крестьян лично свободными. Реформа ликвидировала власть помещика над
ними.
Реформа 1861 г. не создала слоя собственников. Земля передавалась общине и не подлежала куплепродаже.
Крестьянин получал установленный надел земли за выкуп. Выкуп был обязательным. Если
крестьянин отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи.
Крестьяне оставались в поземельной зависимости от помещика до тех пор, пока не расплатятся за
землю полностью. В течение этого периода бывшие крепостные назывались временно обязанными и
должны были нести прежние повинности – работать на барщине и платить оброк. Таким образом,
«временно обязанное» положение крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал
обязательным только через 20 лет (с 1883 г.).
Выкуп за землю рассчитывался по формуле «капитализация оброка из 6%», т.е. крестьянин
оказывался должен помещику такую сумму денег, которая, будучи положенной в банк под 6%,
приносила бы ежегодный доход, равный дореформенному оброку. Чтобы помещики получили
большую часть выкупа единовременно, правительство взяло на себя выплаты 80% выкупных сумм;
крестьяне должны были возвратить их казне в течение 49 лет в виде ежегодных платежей. Выкупные
платежи тяжелым беременем ложились на крестьянские хозяйства.
Земли крестьяне получали явно недостаточно. Норма наделов, полагавшаяся им по «Положениям»,
была, как правило, меньше тех, которые при крепостном праве предоставлял им помещик. Во всех
губерниях происходила «отрезка» земель у крестьян; помещики старались отрезать лучшие, наиболее
удобные земли. По указу 1886 г. государственным крестьянам земля передавалась без выкупа с
уплатой ежегодной государственной оброчной подати, которая фактически превратилась в выкупные
платежи. При этом владельцами земли также выступали сельские общины.
Отмена крепостного права была ответом России на исторический вызов далеко обогнавшего ее
капиталистического Запада. Реформа 1861 г. явилась шагом вперед на пути модернизации России по
европейскому образцу. Главным условием успеха реформы следует признать союз между властью и
реформистским меньшинством, достигнутый с помощью политики гласности. Власть получила
талантливых сотрудников и поддержку общественного мнения, с помощью которой она смогла
преодолеть сопротивление крепостнического большинства господствующего класса.
8.2. Реформы 60–70_х годов XIX в. и их историческое значение.
Начало становления индустриального общества в России
Отмена крепостного права являлась первым и решающим шагом на пути преобразования России.
За крестьянской последовали земская, городская, судебная, военная и другие реформы.
Земская реформа 1864 г. создавала выборные учреждения местного управления в губерниях и
уездах. Распорядительные и земские собрания и исполнительные земские управы были лишены какихлибо
политических функций, однако получали весьма широкую хозяйственную сферу деятельности.
Государство контролировало работу земств через губернаторов и министра внутренних дел, имевших
право приостанавливать любые постановления земств. В 1870 г. было введено городское самоуправление.
В 509 городах России городские думы так же, как и земства, получившие в свое ведение
лишь хозяйственные вопросы, создавались на основе имущественного ценза.
Судебная реформа 1864 г. явилась, по признанию большинства историков, одной из самых
последовательных. В ее основу были положены принципы равенства всех перед законом, разделение
судебной и административной власти, несменяемость судей, независимая организация адвокатуры,
состязательность судебного процесса, создание суда присяжных, бессословность суда, выборность
мирового судьи. В соответствии с этим судебные уставы вводили институт судебных следователей,
адвокатуры и присяжных заседателей, определявших виновность и невиновность подсудимого.
Процессы стали гласными, отчеты о них начали публиковать в газетах. Важнейшим шагом явилось
утверждение бессословности суда и его независимость от администрации.
Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных крестьянских
судов, продолжали функционировать особые церковные суды. Появились коммерческие суды для
рассмотрения споров по торговым и промышленным делам.
47
В некоторых районах России судебная реформа вообще не проводилась (отдельные губернии
Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без мировых судов и без окружных судов с
присяжными).
В течение 1862–1864 гг. были проведены реформы в области образования: учреждены семилетние
гимназии для девушек, в мужских гимназиях провозглашен принцип равенства независимо от
вероисповедания и сословности. Правда, высокая плата за обучение определяла социальный состав
гимназистов. В 1863 г. был принят Университетский устав, предоставивший высшей школе широкую
автономию. Высшему образованию женщин было положено начало открытием в 1869 г. Лубянских
высших женских курсов.
Военная реформа 1874 г. коренным образом изменила крепостнический принцип комплектования
армии путем рекрутских наборов. Был издан Устав о всеобщей воинской повинности.
Реформы являлись результатом компромисса либерально настроенного общества и самодержавия,
помещиков и крестьян. Реформаторы пытались примирить все интересы, но сделать это не удалось.
Ни крестьяне, ни помещики, ни либерально настроенная общественность не были удовлетворены
результатами преобразований. Правительство Александра II колебалось, отступало от намеченного
курса, оказалось не в состоянии продолжать начатое дело. Ведь логика реформаторской деятельности
ставила на повестку дня вопрос о конституции, но боязнь роста сил оппозиции и возможности утери
власти в случае введения представительного правления привели на практике к затягиванию принятия
основного закона государства, а в конечном итоге – к насильственной смерти Александра II (1 марта
1881 г.).
Контрольные вопросы
1. На каких условиях получили свободу крестьяне в результате реформы 1861 г.?
2. В чем противоречивость и непоследовательность аграрной реформы 1861 г.?
3. В чем проявился буржуазный характер судебной реформы?
4. Что такое земство? Как оно создавалось? Каковы его функции и значение?
Литература
1. История России. Народ и власть. – СПб., 1997. – С. 411–444.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М., 1999. –
С. 267–305.
3. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: Почему же не реализовалась реформаторская альтернатива? –
М., 1991.
Тема 9. ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО
ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – XX в.
9.1. Развитие консерватизма и либерализма в России
В общественной жизни России в течение XIX в. постепенно оформилось три направления:
консерватизм, либерализм и радикализм (революционное движение).
Социальную основу консервативного направления составляло дворянство, стремившееся сохранить
свои привилегии, духовенство, купечество, часть крестьянства.
Идеологами консерватизма были: историк Н.М. Карамзин (20-е годы XIX в.), журналист
М.Н. Катков, профессор Московского университета, обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, граф
Д.А. Толстой и др. (вторая половина XIX в.).
Консерваторы стремились сохранить самодержавие, укрепить позиции дворянства, сохранить
помещичье землевладение. В духовной сфере они отстаивали принципы патриархального образца
жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Консерваторы допускали изменения во
внутренней политике самодержавия, но только ради сохранения незыблемости существующего
общественно-политического строя.
Социальную основу либерального движения составляли обуржуазившиеся помещики, высокооплачиваемые
слои интеллигенции, буржуазия.
Либерально-оппозиционное движение противостояло консервативному и ставило цель: постепенно
изменить самодержавно-бюрократический режим, превратить Россию в правовое государство,
основанное на принципах политической свободы и равноправия граждан. Термин «либерализм»
48
происходит от латинского слова liberalis (свободный). В политическом лексиконе либерал – это
свободомыслящий человек, вольнодумец. В центре внимания либеральных политических течений –
человек с его индивидуальными особенностями и потребностями, раскрепощение человеческой
личности, свобода совести, экономической и политической деятельности. Либерализм является
противником революционных методов, отстаивает законный и постепенный путь преобразований,
компромисса в политике, уважительное отношение и терпимость к другим взглядам и идеям.
В российском либеральном движении западники (ученые и литераторы Т.Н. Грановский, В.Н. Боткин,
К.Д. Кавелин, В.Н. Чичерин и др.) были последователями европейского рационализма на русской
почве. Они доказывали, что Россия идет по тому же пути, что и европейские страны, и поэтому
выступали за проведение в стране буржуазных реформ. Политическим идеалом западников был
буржуазный парламент в рамках конституционной монархии. Славянофилы (А.С. Хомяков, братья
И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.) являлись представителями
традиционного русского мировоззрения, овладевшими техникой европейского мышления. Они
отвергали европоцентристский подход к истории и считали, что европейский и русский пути развития
не имеют ничего общего.
Либеральные течения не были едиными по своим идейным позициям. Между отдельными группами
и лицами проходили острые дискуссии. Но их объединяла неприязнь к авторитарному режиму,
бюрократии и чиновничьему произволу, борьба за продолжение и углубление реформ, превращение
России в правовое демократическое государство.
В конце XIX – начале ХХ в. либералы России осознали необходимость создания нелегального
печатного органа, стали издавать за границей журнал «Освобождение», в котором опубликовали
проекты реформирования России, в том числе проект конституции. Журнал «Освобождение» в начале
ХХ в. получил широкое распространение в кругах оппозиционно настроенной части общества.
Либералы поняли и необходимость организационного объединения и в начале ХХ в. создали «Союз
земцев-конституционалистов» и «Союз освобождения». В преддверии первой революции в России
либералы пытались объединить все оппозиционные течения, но в силу серьезных различий во взглядах
на пути преобразования России это не удалось.
9.2. Появление радикальных идей и движений
В XIX в. в России появляется революционное, радикальное движение, первый этап которого вошел
в историю под названием декабризма. Тайные организации декабристов стали возникать с 1816 г.
(1816 г. – «Союз спасения», 1818 г. – «Союз благоденствия», 1822 г. – Северное общество в Петербурге
и Южное общество на Украине). На формирование взглядов декабристов оказали сильное воздействие
французские просветители, английские публицисты, революционные события начала 20-х годов XIX в.
в Европе, заграничные походы русской армии, национально-патриотический подъем 1812 г.
Стремление освободить Россию от царского деспотизма привело членов тайных кружков к идее
конституции, а некоторых – к республиканизму.
В тайных организациях сложились два основных течения: умеренно-либеральное и радикальнодеспотическое.
Конституция Н.М. Муравьева и «Русская Правда» П.И. Пестеля как раз и выражали
точки зрения двух этих течений среди оппозиционных кругов.
П.И. Пестель был горячим сторонником установления в России республики. Он высказывался
против любой формы монархического правления, хотя бы и ограниченного конституцией. По «Русской
Правде», будущая Российская республика должна быть единым и нераздельным государством с
сильной централизованной властью. П.И. Пестель был противником федерации, полагая, что она
будет способствовать развитию сепаратизма и тем самым ослабит государство.
Высшая законодательная власть в стране, по «Русской Правде», должна была принадлежать
Народному вече в составе 500 человек, избранных на пять лет. Исполнительную власть предстояло
осуществлять избираемой Народным вече также на пять лет Державной думе в количестве пяти
человек. Имущественный ценз при выборах во все органы власти П.И. Пестель решительно отвергал.
«Русская Правда» провозглашала уничтожение крепостного права и равенство всех граждан перед
законом. По проекту, крестьянам предоставлялась не только личная свобода, но и земля. Предполагалось
разделить весь земельный фонд страны на две части – землю общественную и землю частную.
Общественная земля передавалась в распоряжение (но не в собственность) волостного общества
и каждый гражданин страны должен был быть «приписан» к той или иной волости. Общественная
земля предоставлялась в безвозмездное пользование каждому гражданину, если он желал заняться
сельским хозяйством. Она, по мысли П.И. Пестеля, служила гарантией от нищеты и голода.
49
В общественный фонд входили казенные и монастырские земли. Кроме того, для пополнения этого
фонда предусматривалась частичная конфискация помещичьих земель.
Частная земля могла находиться в свободном товарном обращении. Земли этой категории на правах
частной собственности могли принадлежать не только отдельным лицам, но и казне и даже самой
волости. «Русская Правда» гарантировала свободу печати, слова, собраний, занятий, передвижений,
вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища граждан.
«Русская Правда» Пестеля была призвана служить «наказом» Временному революционному
правительству, облеченному диктаторской властью на десять лет, в течение которых оно проведет в
стране записанные в этом «наказе» преобразования. Затем вводилась конституция, основанная на
принципах «Русской Правды».
У Н.М. Муравьева было иное представление о государственном устройстве России. Страна, по
его проекту, могла быть федеративным государством по типу Северной Америки. При определении
федерального устройства империи эта конституция исходила не из национальных, а из хозяйственноэкономических
особенностей ее регионов. В соответствии с этим территория России должна была
делиться на 14 держав и две области со своими столицами и самостоятельным управлением.
Н.М. Муравьев проводил строгое разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече, выбиравшееся на
шестилетний срок. Законодательным органом в каждой державе было Державное вече. Высшая
исполнительная власть в государстве должна была принадлежать императору, наделенному широкими
полномочиями. Проект вводил гласный суд с присяжными, адвокатурой, состязательностью сторон.
Н.М. Муравьев предусматривал ликвидацию самодержавного строя и крепостного права, провозглашая
всеобщее равенство перед законом, демократические права и свободы. Однако помещичье
землевладение оставалось неприкосновенным, и далеко не все жители страны пользовались полными
правами граждан (возрастной, имущественный ценз, постоянное место жительства и т.д.).
Программные документы декабристов носили в целом умозрительный, абстрактный характер,
основываясь не столько на знании реальных условий русской жизни, сколько на отвлеченных
теоретических рассуждениях на примере стран Запада. Пути достижения западного образца идеологи
декабризма видели по-разному. Одни предлагали умеренный реформистский вариант преобразования
России (Н.М. Муравьев), другие – более радикальный (П.И. Пестель). Декабризм отражал общественные
идеалы европейски ориентированной части общества и не принимал в расчет интересы других
слоев населения, составлявших большую его часть. Однако проекты реформ этого движения несли
на себе и печать российской специфики: великодержавность, централизм, уравнительность.
14 декабря 1825 г., после смерти Александра I, Северное общество вывело на Сенатскую площадь
в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу новому царю – Николаю I.
29 декабря на Украине вспыхнуло инспирированное Южным обществом восстание Черниговского
полка. Оба восстания были подавлены властью, которая затем беспощадно расправилась с их
участниками.
Что касается последствий и значения данных событий, то фактически движение декабристов
принадлежало к одной из двух альтернатив исторического развития России. Стране надо было выбрать
путь для более или менее быстрого развития капитализма (в зависимости от методов преобразования
государства) или следовать дорогой дальнейшей консервации крепостного строя. Поражение
восстания 14 декабря толкнуло Россию на второй путь, что способствовало укреплению духа реакции
и усилению ненависти правящих кругов ко всякому инакомыслию. В то же время декабризм довольно
остро подчеркнул неотвратимость перемен, заставил общественное движение последующих десятилетий
искать свои решения насущных проблем российской жизни.
Революционные события 1848 г. в Европе привели к появлению среди либералов революционнодемократической
идеологии (А.И. Герцен, В.Г. Белинский). В 50-е годы XIX в. создается теория
русского общинного социализма. А.И. Герцен увязывал будущее человечества с Россией, которая,
по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важнейшую роль в этом должна была сыграть
крестьянская община, хранившая в себе начало социалистического общества. В.Г. Белинский
сформулировал программу-минимум на 40-е годы, включавшую отмену крепостного права, телесных
наказаний и элементарное соблюдение в стране законов.
Важную роль в формировании и распространении социалистических и революционных идей
сыграли кружки петрашевцев.
После отмены крепостного права значительную часть образованного общества захватили революционные
настроения.
50
Незавершенность и половинчатость большинства буржуазных реформ, проводившихся в борьбе с
консерваторами, вызвали всплеск революционной активности в лице Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева,
организации «Земля и воля» (1862–1864 гг.), кружка Н.И. Ишутина, «Народной расправы»
С.Г. Нечаева. Начинается движение революционного народничества. Во многом оно явилось реакцией
на ломку традиционных крестьянских устоев, на проникновение чуждых этим устоям западных
«буржуазных» порядков, которых народники старались избежать путем соединения важнейшего
элемента традиционного общества – общины – с идеями социализма. Для достижения своих целей
идеологи народничества (М. Бакунин, П. Лавров, П. Ткачев) разрабатывали пути перехода к
общинному социализму. Опираясь на идеи А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, на негативный опыт
нечаевской организации «Народная расправа», народники 70-х годов, преследуя одну цель (установление
в стране строя социальной справедливости), предлагали разные пути достижения своего
идеала.
М.А. Бакунин – бунтарское (анархическое) направление – призывал к уничтожению любых форм
государственной власти, изначально считая ее потенциальным злом. Переход к безгосударственному
обществу должен был осуществляться путем крестьянского бунта. П.Л. Лавров – пропагандистское
направление – считая, что крестьянство не готово к выступлению, предлагал вести пропаганду своих
взглядов через просвещение народа («Хождение в народ»). П.Н. Ткачев – заговорщическое направление
– думал, что социальную революцию способно осуществить «революционное меньшинство»,
небольшая группа интеллигенции путем заговора.
Желание незамедлительных перемен толкало революционную молодежь к апробации всех
предлагаемых революционных способов решения назревших проблем между властью и обществом.
В 1874 г. народники начинают массовое «хождение в народ» под бунтарскими и пропагандистскими
лозунгами. Однако поднять крестьян на революции им не удалось. Все их призывы встречали в
крестьянской среде недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. Тогда революционеры начали
вести более планомерную пропаганду в деревне. В 1876 г. возникает «Земля и воля» – организация,
игравшая в этой деятельности роль координационного центра.
Народники стремились создать в деревне опорные пункты для организации восстания. Однако
никаких серьезных результатов они не достигли. В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли» на
«Черный передел» и «Народную волю». «Черный передел», лидером которого был Г.В. Плеханов,
остался на старых позициях. «Народная воля» на первый план выдвинула политическую борьбу,
стремясь добиться свержения самодержавия. Главным средством их борьбы с властью стал индивидуальный
террор, с помощью которого они надеялись развалить существующий строй. «Народная
воля» собрала в свои ряды ярких, незаурядных людей – Желябова, Михайлова, Морозова, Петровскую,
Фигнер и др. Им удалось создать немногочисленную, но сильную, великолепно законспирированную
организацию. Народовольцы развернули террор против представителей государственной власти и
императора Александра II. 1 марта 1881 г. ими был убит царь. Этим убийством народническая тактика
исчерпала себя. Разгром революционных организаций был облегчен подрывом авторитета народнического
движения из-за цареубийства, после которого начался длительный период реакции и
контрреформ.
В 70-е годы XIX в. в России возникают первые рабочие организации: в 1875 г. в Одессе – «Южнороссийский
союз рабочих» (руководитель – Е.О. Заславский), в 1878 г. в Петербурге – «Северный
союз русских рабочих» (руководители – В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин). Они выступали за свержение
самодержавия, политические свободы, социальное переустройство. В 80-е годы начинаются стачки
рабочих.
В конце XIX в. в России все большее распространение получает марксизм как одно из направлений
российского общественного движения. В 1883 г. в эмиграции в Женеве группа чернопередельцев
образовала новую организацию «Освобождение труда», принявшую идеологию западно-европейского
марксизма. Главную задачу члены группы «Освобождение труда» Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод,
В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, В.Н. Игнатов видели в пропаганде марксистских идей.
В 1895 г. в Петербурге возникает «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» во главе с
В.И. Лениным; по его образцу подобные организации создаются и в других городах. В 1898 г. была
предпринята попытка создать свою партию на съезде в Минске. Но только в 1903 г. на II съезде в
Брюсселе учреждается Российская социал-демократическая партия (РСДРП).
Съезд принял программу партии и устав. РСДРП ставила целью осуществление в России буржуазной
революции, в ходе которой будет свергнуто самодержавие, завоеваны политические свободы,
ликвидировано помещичье землевладение, предоставлено право нациям на самоопределение.
51
Конечной целью РСДРП было осуществление социалистической революции, установление диктатуры
пролетариата и построение социалистического общества. Устав закреплял организационный принцип
демократического централизма.
И хотя российские социал-демократы не были едины в своем видении будущих преобразований,
программу они приняли практически единогласно (при одном воздержавшемся). Однако при решении
организационных вопросов социал-демократы разделились на сторонников Ю.О. Мартова (меньшевики),
выступавших за более либеральную атмосферу в партии, и сторонников В.И. Ленина
(Ульянова) (большевики), настаивавших на более жестком определении членства в партии, принципов
ее формирования и функционирования. В последующем в РСДРП выделится два направления:
большевистское и меньшевистское.
Итак, XIX в. в России привел к активизации общественно-политической мысли и практики по
всем направлениям. Предпосылки бурных событий начала ХХ в., перевернувших историю России,
возникли во второй половине XIX в. Тогда стал накапливаться взрывоопасный материал, стали
формироваться идеи и типы людей, осуществивших взрыв (революции 1905 и 1917 г.). Роковой путь
истории России можно было бы предотвратить, если бы силы, стоявшие у власти, шли в ногу с жизнью,
сумели бы своими действиями предотвратить или ослабить надвигающуюся угрозу.
Контрольные вопросы
1. Что такое консерватизм, либерализм, радикализм?
2. Какова была социальная база консерватизма, либерализма, радикализма в России?
3. Какие проекты реформирования России предлагали декабристы?
4. Какие цели ставили российские социал-демократы?
Литература
1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до конца ХХ века. – М., 2001. –
С. 264–291.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М., 1999. –
С. 267–305.
3. Пантин И.К., Плимаков Е.Г., Хорос В.Г. Революционные традиции в России. 1783–1883 гг. – М., 1986.
Тема 10. РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ в.
ОБЪЕКТИВНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
10.1. Социально_экономическое и политическое развитие России.
Объективная потребность модернизации
Россия в конце XIX – начале XX в. представляла собой империю с населением 125,6 млн чел. по
переписи 1897 г. (за исключением Финляндии). Это столько, сколько во Франции, Германии,
Великобритании (без Ирландии) вместе взятых. Россию населяло более 100 народов, имеющих разное
прошлое, находящихся на разных ступенях развития, принадлежащих к разным расам и языковым
семьям, отличавшихся по национальной психологии, исповедовавших все мировые религии. Россия
представляла собой унитарное государство. Только Финляндия сохранила к этому времени некоторые
элементы автономии (сейм, монетную систему, свое законодательство).
Особую остроту приобрели социальные противоречия в силу сочетания полуфеодальных пережитков
и хищнических методов развивающегося российского капитализма.
Россия в начале XX в. оставалась абсолютистской монархией. Императору принадлежала законодательная
и исполнительная власть.
В правительстве России в эти годы постоянно существовали две позиции, реализация которых во
многом зависела от личностей: сторонники завершения промышленной и аграрной модернизации и
консерваторы. Реализация курса на модернизацию в 90-е годы во многом связана с именем С.Ю. Витте,
крупного железнодорожного деятеля, директора департамента железных дорог, министра путей
сообщения, министра финансов.
Модернизация страны осуществлялась, прежде всего, за счет внутренних средств, изменения
налоговой политики государства в сторону увеличения налогов с низших слоев населения.
В 1905 г. разразилась буржуазно-демократическая, народная по характеру и движущим силам
революция, которой предшествовали объективные экономические, социально-политические, духов52
ные, национальные предпосылки, складывавшиеся в течение длительного времени (конец XIX – начало
XX в.), противоречия, суть которых заключалась в незавершенности модернизации страны.
В экономической области главные противоречия между высоким развитием капитализма в
крупной промышленности, в банковском деле и отсталым средневековым землевладением тормозили
развитие всей экономики.
Социальные причины революции: жестокая эксплуатация и тяжелые условия жизни рабочих,
малоземелье крестьян, политическое бесправие народа, угнетенное положение национальных окраин.
Революции предшествовали развитие стихийного массового рабочего и крестьянского движения,
либеральной оппозиции за реформы, возникновение и развитие российской социал-демократии,
кристаллизация мелкобуржуазных и либеральных течений и групп.
К концу 1904 г. в России сложилась революционная ситуация. «Кризис верхов» выразился в
невозможности править прежними методами, в колебаниях правительства, переходе его к уступкам
недовольным слоям, поиску новых методов управления и подчинения масс.
По характеру и целям революция была буржуазно-демократической, в ходе ее предстояло
ликвидировать феодально-крепостнические пережитки, обеспечить условия для буржуазного развития
страны. По движущим силам – народная. Особенностью ее был аграрный вопрос. В этой революции
налицо были две социальные войны. Нерешенность в России национального вопроса тоже наложила
отпечаток на революцию.
10.2. Политические партии России в революции: генезис, программа, методы борьбы
Накануне первой буржуазно-демократической революции в России были представлены различные
общественно-политические движения: от либерального до крайне радикального, революционного.
Часть их находилась в процессе становления, часть завершила организационное оформление.
Общественно-политическая ситуация в России в начале века свидетельствовала о том, что общество
осознало необходимость демократических перемен, элементарные требования буржуазной демократии
содержались в программных документах всех ведущих политических сил, но недавно
вышедшее из крепостного состояния общество, разделенное острыми социальными противоречиями,
крайностями экономического существования, не осознало еще необходимости идти на компромиссы,
добиваться согласования интересов.
Наиболее радикальная часть народников создала в 90-е годы ряд нелегальных кружков, групп,
организаций (Союз социалистов-революционеров в Саратове, Заграничный союз социалистовреволюционеров
и др.). Группа старых народовольцев в Лондоне в 1902 г. выпустила журнал «Вестник
русской революции», объявила себя идейным продолжателем «Народной воли» и намеревалась
объединить под своим руководством все родственные группы в России и за границей. В 1902 г. было
объявлено об образовании новой партии социал-революционеров. Объединение произошло на почве
старых народников, но с учетом изменений в России. Окончательно партия оформилась в конце
1905 г., приняв программу.
Российская социал-демократия в 90-е годы не была единой. Возникли национальные социалдемократические
партии и организации. Идейная и организационная борьба внутри российской
социал-демократии на данном этапе завершилась принятием программы, устава, оформлением РСДРП
на втором съезде, состоявшемся в 1903 г. в Брюсселе–Лондоне. Съезд принял программу, в которой
была определена конечная цель социал-демократии – установление диктатуры пролетариата и
построение социалистического общества. Программа предусматривала в начале осуществления
буржуазной революции свержение самодержавия, установление демократической республики,
содержала требования всеобщего равного и прямого избирательного права, широкого местного
самоуправления, неприкосновенности личности, жилища, свободы совести, слова, печати, собраний,
стачек, союзов. В области национальной политики предполагалось право наций на самоопределение,
право получать образование на родном языке, изъясняться на родном языке наравне с государственным
во всех учреждениях. Программа РСДРП содержала в себе достаточно объемный раздел
социальных требований: 8-часового рабочего дня, государственного страхования рабочих на случай
старости, полной или частичной потери трудоспособности, запрещения сверхурочных работ,
ограничения детского труда, устранения остатков крепостничества в аграрных отношениях.
В программе РСДРП четко прослеживается классовый подход. Общественный прогресс понимался
как движение к социализму. Обосновывалась необходимость революции как насилия по отношению
к господствующим классам, допускалось ограничение демократии в интересах революции.
53
Несмотря на существующие идейные разногласия, программа РСДРП была принята единогласно
(при одном воздержавшемся). Серьезные разногласия обнаружились в вопросе о принципах построения
партии. Большинством голосов съезд отверг федеративное, автономное построение партии,
приняв идею централизма.
На втором съезде РСДРП формально завершилось объединение социал-демократических групп и
кружков в политическую партию. Вопреки требованию жесткого единства, в РСДРП продолжали
существовать теперь уже два основных идейных течения: «большевизм» и «меньшевизм». В преддверии
революции социал-демократия оказалась расколотой. Первоначально на поверхности лежали
разногласия по организационным вопросам.
В дальнейшем проявились разногласия по вопросам тактики, политики революционного движения.
Каждое направление сохраняло за собой право своего видения объективной реальности, перспектив
грядущей буржуазной революции, отношения к другим классам и группам общества, к политическим
партиям.
В ходе революции в России возникло около 50 политических партий, разных по идеологии, по
классовому составу, по методам борьбы за интересы своих сторонников. Из либерального движения
возникли буржуазные партии (конституционные демократы, «Союз 17 октября» и др.), выступавшие
за реформирование России. Вторую группу составляли помещичье-монархические, консервативные
партии («Союз русского народа», монархическая партия), защищавшие существующий строй, но
допускавшие некоторые реформы в области экономики.
Третью группу составляли социалистические, революционные, мелкобуржуазные и пролетарские
партии (эсеры, РСДРП и др.), стремящиеся революционным путем решить проблемы России.
С начала революции разногласия между большевиками и меньшевиками стали более четкими,
более глубокими. Они выражались в различной оценке движущих сил революции, определении
стратегии и тактики социал-демократии в этой революции. Это нашло отражение в решениях третьего
съезда РСДРП, состоявшегося весной 1905 г., и Женевской конференции меньшевиков. Оценивая
революцию как буржуазную, меньшевики считали, что движущей силой революции должна быть
буржуазия. В результате революции на смену свергнутому самодержавию придет власть буржуазии,
и Россия еще долго будет развиваться как буржуазная страна, пока созреют предпосылки для
социалистической революции. Отсюда вытекает тактика социал-демократии – поддержка буржуазии,
объединение всех сил демократии в борьбе с самодержавием.
Большевики считали, что либеральная буржуазия в условиях России не может выполнить роль
гегемона в революции, ибо она боится масс, не заинтересована в полной победе революции, добивается
мирной сделки между царем и революционным народом, «крадется к власти», буржуазия России
неустойчива и половинчата. Гегемоном в революции может быть только рабочий класс, который
заинтересован в полной победе революции, завоевании демократических свобод, обеспечивающих
ему лучшие условия борьбы за социализм. В крестьянстве большевики видели союзника пролетариата
на этапе буржуазно-демократической революции. Большевики предвидели колебания правительства
в ходе революции и невозможность победы без вооруженного восстания. Предполагалось, что
результатом победы революции станет временное революционное правительство, представляющее
все демократические силы страны, целью которого будет созыв Учредительного собрания. Тактика
большевиков была рассчитана на установление союза с крестьянством, нейтрализацию буржуазии.
В ходе революции завершился в основном процесс формирования политических партий России.
Развитие революции весной и летом 1905 г. (Иваново-Вознесенская стачка, восстание в Лодзи, на
броненосце «Потемкин», начало массового крестьянского движения), поражение России в Русскояпонской
войне и радикализация требований оппозиции заставили самодержавие пойти на дальнейшие
уступки. 6 августа 1905 г. был опубликован Манифест о созыве законосовещательной Думы, по которому
роль Думы ограничивалась предварительной разработкой и обсуждением законодательных предположений
и рассмотрением росписей государственных доходов и расходов. Дума не обладала правом
решающего голоса в деле законодательства. Выборы были многостепенные. Избиратели делились на
три курии: землевладельцы, горожане и крестьяне. К выборам допускались только цензовые элементы.
По-разному оценивали акты 6 августа 1905 г. политические партии. Большевики, эсеры, левое
крыло либералов в лице «Союза союзов» бойкотировали их, меньшевики считали возможным
использовать для агитации за создание органов революционного самоуправления. Булыгинская дума
никого не удовлетворяла и выборы не состоялись. Нарастание революции осенью 1905 г., приведшее
к равновесию политических сил, заставило царя пойти на уступки, согласиться с программой,
предложенной графом С.Ю. Витте. 17 октября царь подписал Манифест «Об утверждении государст54
венного порядка», утвердил программу Витте, назначил его председателем Совета министров,
который превращался теперь в постоянно действующее высшее правительственное учреждение.
Манифест возлагал на правительство выполнение царской воли о даровании населению свобод, обещал
привлечь к выборам в Государственную думу классы населения, ранее лишенные избирательных
прав, признавал, что никакой закон не может получить силу без одобрения Думы, которой должна
быть обеспечена возможность участия в надзоре за действиями администрации. Оценивая этот шаг
самодержавия, следует сказать, что Манифест задержал крушение царизма, позволив ему выиграть
время. Но не было гарантии воплощения идей Манифеста в жизнь. Консервативная часть либералов,
напротив, видела в Манифесте прообраз Конституции, считала, что отныне Россия превращается в
конституционную монархию.
Манифест 17 октября ускорил организационное оформление буржуазных и помещичьих, правительственных
политических партий России.
Анализ программных документов основных крупнейших политических партий показывает, что в
них много общего. Практически все партии выступали за широкие права и свободы, ставили задачу
осуществления политических и экономических реформ. Но конкретная политическая деятельность,
стратегия и тактика в революции свидетельствовали, что права и свободы, сущность реформ партии
представляли по-разному. В революции 1905–1907 гг. кадеты выступали за конституционное
устройство России, сохранение монархии, но с большими правами народного представительства.
Октябристы видели в России конституционную монархию после Манифеста 17 октября, эсеры,
большевики и меньшевики выступали за республику. Кадеты и октябристы понимали необходимость
решения аграрного вопроса, но не хотели лишать помещиков земли, эсеры были за социализацию
земли, которую понимали как ликвидацию частной собственности на землю и передачу земли в
коллективное пользование (общин, кооперативов и т.д.), социал-демократы вначале предлагали лишь
ликвидацию феодально-крепостнических пережитков, потом большевики выступали за национализацию
земли, меньшевики – за муниципализацию. В национальном вопросе большевики выступали
за право наций на самоопределение, эсеры – за федеральное устройство России, допуская право на
самоопределение, все остальные партии – за единую неделимую Россию. В программах буржуазных
партий присутствовал и рабочий вопрос, но, в отличие от пролетарской, он был менее разработан,
его решение откладывалось до Учредительного собрания.
10.3. Государственная дума в годы первой революции в России
В разгар Московского восстания был издан новый закон о выборах в Государственную думу, по
которому, кроме землевладельческих, городской и крестьянской курий, вводилась рабочая; увеличилось
число городских избирателей, но выборы оставались многоступенчатыми, не всеобщими и
не равными. На основе нового закона 6156 выборщиков от 53 губерний России должны были избрать
524 депутата Думы.
Одновременно в феврале 1906 г. на основе Манифеста царя была осуществлена реформа Государственного
совета. Из совещательного органа он превратился во вторую палату, имеющую равные с
Думой законодательные права. Изменен был состав Государственного совета, в него входили лица,
назначаемые и выбираемые поровну.
В апреле 1906 г. начала работу Первая Государственная дума, просуществовавшая 72 дня.
Состоялось 70 заседаний. Председателем Думы был избран кадет, правовед, профессор римского
права Московского университета, земский деятель, адвокат С.А. Муромцев (1850–1910 гг.). Кадеты
предлагали рассмотреть и принять законопроекты о всеобщем избирательном праве, основных
свободах, об амнистии и отмене смертной казни, провозгласить общие основания аграрной реформы,
прекратить революцию путем уступок народу, приемлемых для самодержавия, направить развитие
России по конституционному пути. Представителей левых партий в начале сессии не было, так как
они бойкотировали Первую Думу. Партии и группы в Думе различались по конечным политическим
и социальным целям, но по отношению к правительству все были в оппозиции. Государственная дума
имела ограниченное право законодательной инициативы, могла возбуждать дела об отмене или
изменении действующих законов и издании новых, за исключением основных государственных
законов. В ответственном адресе Николаю II депутаты изложили важнейшие общеполитические
требования: введение всеобщего избирательного права, устранение Государственного совета,
ответственность министров перед Думой, отмена смертной казни, амнистия политическим заключенным
и ссыльным, свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, проведение земельной
реформы в пользу крестьянства. Николай II адреса не принял, а правительство приняло декларацию,
в которой все требования Думы были отвергнуты. Дума выразила недоверие министрам.
55
Основным вопросом, дебатировавшимся в Думе, был аграрный. В комиссии Думы обсуждались
два основных проекта: кадетов (42 чел.) и фракции трудовиков (104 чел.). Кадеты предлагали решить
проблему малоземелья за счет государственных, казенных и церковных земель, за счет государства
отчуждать помещичьи земли, сдаваемые в аренду на 1 января 1906 г. Трудовики настаивали на
ликвидации крупного и среднего землевладения, передаче земли всему народу (национализации).
Крестьяне должны были получать ее в пользование в таком объеме, чтобы не нуждаться в побочном
заработке и не применять наемный труд. Главным предметом спора была судьба помещичьих земель.
Правительство внесло в Думу два законопроекта по аграрному вопросу, оставлявшие незыблемой
собственность помещиков на землю. Дума не приняла эти проекты, но и при обсуждении своих не
выработала единой точки зрения. В условиях нарастания крестьянских волнений правительство
приняло решение о роспуске Думы. Противоречие между правительством и высшим представительным
органом разрешилось не в пользу последнего. Часть депутатов, собравшихся в Выборге,
в качестве протеста приняла воззвание к народу, призвав его к гражданскому неповиновению. Но
воззвание не достигло цели. Не было массовых выступлений в поддержку Думы. Депутатам,
подписавшим Выборгское воззвание, было предъявлено обвинение в возбуждении к неповиновению
и противодействию законам, они были осуждены на три месяца тюремного заключения и лишены
права баллотироваться на выборные должности.
Вторая Дума была создана в обстановке спада революции и усиления правительственных репрессий
против демократических сил. В выборах во Вторую Думу участвовали и социал-демократы, поставив
целью создание в ней блока левых сил. Во Вторую Думу было избрано 518 депутатов. Левые партии
завоевали 222 мандата (43%). Кадеты потеряли 80 мест, но усилилось правое крыло – черносотеннооктябристское.
Вторая Дума существовала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Как и в Первой Думе, главным оказался
аграрный вопрос, выявивший противоречия между различными партиями. Недовольное слишком
революционными предложениями левых депутатов по аграрному вопросу, использовав в качестве
предлога сфабрикованную охранкой фальшивку о военном заговоре социал-демократической фракции
против государственного строя, учитывая продолжающийся спад революции, самодержавие распустило
Вторую Думу и изменило Положение о выборах. Это вошло в историю как третьеиюньский
государственный переворот, означавший конец революции.
Первая революция в России потерпела поражение. Самодержавие устояло. Но революция оказала
влияние на все процессы общественной, политической и социальной истории России. С точки зрения
рабочего класса и крестьянства, революция потерпела поражение, ибо не решила ни аграрный, ни
социальный вопросы. Революция оказала огромное положительное влияние на Россию. В ходе нее
возник прообраз парламента – Государственная дума, осуществлены другие реформы. Россия сделала
шаг на пути к конституции. И хотя революция потерпела поражение, самодержавие не смогло
вернуться к старому, восстановить прежние порядки. Чтобы выжить, оно вынуждено было считаться
с завоеваниями революции, искать пути решения вызвавших ее проблем.
10.4. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее значение
П.А. Столыпин понимал необходимость экономической модернизации России, которую решил
осуществлять прежде всего в аграрном вопросе. Разработка и осуществление новой аграрной политики
были направлены на ликвидацию причин, вызвавших крестьянские волнения, на создание социальной
опоры в деревне, на обеспечение роста сельскохозяйственного производства.
Начало реформы положил указ 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений
действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Указ разрешал
крестьянам выходить из общины, получать надельные земли в личную собственность, закреплял
излишки земли сверх душевой нормы за крестьянами, объявлял свободу мобилизации надельной земли,
ограничивал ее лишь требованием продажи земли лицам, приписанным к сельскому обществу, правом
закладывать землю только в Крестьянском банке, завещать ближайшим наследникам. Указ поощрял
выделение на хутора: ставки делались на «крепкого мужика», на «хозяина».
За 1907–1915 гг. право личной собственности получили около 2,4 млн крестьян с площадью
укрепленной земли 15,9 млн десятин. Эта земля могла свободно продаваться. Устранены были
затруднения в продаже земли крестьянами с подворным владением землей (примерно 2,8 млн
хозяйств, 23 млн десятин). Земля включалась в торговый оборот. За 1908–1915 гг. было продано 4 млн
десятин земли.
56
Столыпинская аграрная реформа с экономической точки зрения имела некоторые прогрессивные
черты. Она заменяла архаичную форму землепользования более рациональными, открывала возможности
для роста производительных сил в деревне. С политической точки зрения она была
консервативной, так как имела целью укрепление пошатнувшегося здания самодержавия, власти
помещиков.
Одним из элементов аграрной реформы Столыпина была организация переселенческого движения
за Урал. За 1906–1916 гг. за Урал переселилось 3134753 чел., из них возвратилось назад 546607 чел.
(17,4%).
Переселение крестьян в Сибирь тоже не решало проблему малоземелья. В реальной жизни из
общины выходили в основном беднота и те, кто давно потерял связь с деревней, но фактически
числился в общине и имел надельные земли. Преувеличивается и значение хуторов, отрубов в росте
производительности сельскохозяйственного труда. Эти формы хозяйствования давали эффекты в
Прибалтике, на плодородных землях Северного Кавказа и степного Заволжья. В нечерноземной зоне
крестьянское земледелие сильно зависело от стихии. Имея полоски земли в разных местах, крестьянин
ежегодно получал хотя бы средний урожай. Получив весь надел в одном отрубе, крестьянин полностью
зависел от каприза погоды.
К концу 1910 г. стало заметно, что столыпинский курс терпит неудачу. Кризис в стране углублялся,
и это привело к распаду третьеиюньской системы. Правительство Столыпина перестало устраивать
и самодержавие, и буржуазные круги. В 1911 г. возник министерский кризис, после чего на Столыпина
было совершено покушение. Причиной его гибели (физической и политической) был крах его
бонапартистской политики.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности первой русской революции?
2. Какие свободы были предоставлены народу Манифестом 17 октября?
3. Какие главные вопросы должна была решить Первая Государственная дума?
4. Какие проекты аграрных преобразований обсуждались в Первой Государственной думе? Почему ни один
из проектов не был принят?
5. Почему была распущена Первая Государственная дума?
Литература
1. История России. – М.: Владос, 1998. – Т. 2. – С. 4–84.
2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. – М., 1999.
3. Непролетарские партии России. Урок истории. – М., 1984.