Тема 11. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
1917 г. – БОРЬБА ЗА ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ
11.1. Первая мировая война и ее влияние на Россию
Общеисторической причиной Первой мировой войны была межцивилизационная борьба и
сотрудничество за доминирующий тип развития. В этой войне решался вопрос, по какому пути пойдет
западная цивилизация: по западно-европейскому (франко-англо-американскому), гражданскоправовому,
либерально-демократическому или центрально-южно-европейскому (германо-австроитальянскому).
Россия могла сыграть в этой борьбе определенную роль, но могла пойти и по своему
пути развития: восточно-европейскому, военно-государственному, консервативно-монархическому.
В течение недели после объявления Австро-Венгрией войны Сербии, с 28 июля 1914 г., в нее
втянулись почти все великие державы.
Развязывая войну, монархические и буржуазные круги России стремились предотвратить социальные
взрывы.
Начиная войну, Россия не была готова к ней в полной мере. Русские армия и флот, значительно
ослабленные в результате Русско-японской войны, не были полностью восстановлены в 1914 г.
Подготовка России к войне тормозилась низким военно-промышленным потенциалом страны.
Накануне войны Россия разработала программу развития морских сил, но реализация ее запаздывала
на 3–4 года, поэтому Россия вступила в войну, не имея достаточного собственного флота.
Военные поражения русской армии в 1915 г. вызвали недовольство царизмом всех слоев общества,
оказали революционизирующее влияние на рабочий класс, ускорили кризис верхов.
57
Не останавливаясь на всех этапах войны, проанализируем положение русской армии к 1916 г.
К концу 1916 г. в ней насчитывалось 6,5 млн чел., 275 дивизий. За время войны в армию было призвано
около 15 млн чел., что составляло 37% всех сил, мобилизованных странами Антанты. Протяженность
Восточного фронта после поражения Румынии достигла 1500 км. Снабжение русской армии к 1916 г.
улучшилось, но она по-прежнему отставала по уровню военного оснащения и от германских, и от
англо-французских вооруженных сил. Недостаток вооружений, нехватка финансовых средств для
ведения войны привели к росту военной, политической и финансово-экономической зависимости
России от союзников.
Война оказала существенное влияние на экономику страны. Часть предприятий, выпускающих
мирную продукцию, либо закрылась, либо сокращала производство, росли капитальные вложения в
добычу угля, выплавку металла. К осени 1915 г. в результате войны и потери части территории
производство промышленной продукции сократилось на 20%. В экономике страны проявились
диспропорции. Целые отрасли (керамическая, стекольная, цементная, мыловаренная, спичечная и
др.) замерли, другие выросли до колоссальных размеров.
Для финансирования войны правительство ввело прямые и косвенные налоги, пошлины, повысило
ставки старых. Это дало прибыль в 1915 г. – 500 млн руб., в 1916 г. – 725 млн. Налог не распространялся
на доходы царя, царского дома, дворцовое имущество. Налог на военные прибыли не взимался 2,5 года
войны. Основная тяжесть налогов легла на низшие слои населения.
Война привела к серьезным социальным переменам. Население сократилось с 165,7 (без Финляндии)
до 142 млн чел.
Война разорвала связи сельского хозяйства России с мировым рынком. Прекратился импорт
сельскохозяйственных машин. В армию было изъято 2,6 млн голов крестьянских лошадей. Все это
сказывалось на производстве сельскохозяйственной продукции.
С осени 1916 г. 16-миллионная армия и тыловое население стали переводиться на государственное
снабжение. Уже тогда начались продовольственные беспорядки. Продовольственный кризис обострился
в столицах и крупных промышленных центрах. Сократилось поступление продуктов в города.
В январе 1917 г. Петроград вместо 89 вагонов муки в сутки получал 49, особенно голод терзал рабочие
семьи.
Продовольственные трудности свидетельствовали о бессилии правительства, о дезорганизации
хозяйственной жизни страны, способствовали проявлению массового недовольства правительством
в армии и тылу. Крестьянство, не получившее земли в революцию 1905–1907 гг., частью разоренное
столыпинской аграрной реформой, ослабленное материально за годы войны, тоже требовало мира.
Об этом говорили массовые выступления крестьян и солдат, состоявших в основном из крестьян.
Позиция российской буржуазии была колеблющейся. Она не хотела поражения в войне и посему
была недовольна самодержавием, но боялась революции и искала компромисса с царем.
Царь удерживал в рамках деятельность оппозиции и ее организаций, рассчитывая выяснить
отношения после войны, понимая необходимость проведения реформ, уклонялся до времени от этого.
Такая политика обостряла недовольство и правых, и левых. Характерной чертой последнего
царствования стало усиление тенденции к «вотчинному управлению», подбору придворных и высшего
эшелона власти по критерию личной преданности и симпатии, что прибивало к престолу не самых
лучших людей, а нередко лишенных твердых политических и моральных принципов, живущих одним
днем, заботящихся не о России, а о своих интересах. Некоторую роль в их продвижении сыграл
Г.Е. Распутин.
Николай II не шел на уступки «общественности», подрывал позиции либералов, стремился
предотвратить революцию.
Военные поражения и прогрессирующий паралич хозяйства расшатывали правительственный
механизм. К февралю 1917 г. монархия Николая II, как никогда ранее, обнаружила внутреннюю
гнилость; разложение «верхов», коррупция, разгул распутинщины, недееспособность царского
правительства – все это изнутри разъедало самодержавие. Отношения либеральной оппозиции с
властью обострились осенью 1916 г. в связи с распространившимися слухами о желании правительства
заключить сепаратный мир с Германией, перестановками, усилившими прогерманскую партию. Часть
либеральной оппозиции готова была на дворцовый переворот.
Ненавидя правительство, либералы еще более боялись надвигавшейся революции. Исход схватки
с царизмом зависел от борьбы широких масс – народных.
Таким образом, к началу 1917 г. в России обострились все противоречия. Страна вступила в полосу
новой революционной ситуации.
58
11.2. Февральская революция в России.
Деятельность Временного правительства от Февраля к Октябрю
Февральская буржуазно-демократическая революция в Россия занимает особое место среди
буржуазных революций XX в. Она протекала стремительно, одним ударом – всего за 7 дней
(с 23 февраля по 2 марта 1917 г.) – свергла правившую 314 лет династию Романовых. Февральская
революция стала крупным политическим поворотом в истории России, нанесла смертельный удар
по самодержавию, открыла путь для демократического развития.
Одной из причин обострения положения в стране стала Первая мировая война, позволившая на
некоторое время оттянуть революционный взрыв, но породившая потом кризис еще более сильный.
К осени 1916 г. Россию охватил общенациональный кризис, сложилась революционная ситуация.
Тяжелое положение трудящихся масс (солдат, крестьян, рабочих) активизировало их сопротивление
существующему строю.
Начало перехода к массовым политическим стачкам и уличным действиям положили события
9 января 1917 г., когда прошли стачки и демонстрации под лозунгами борьбы за свержение самодержавия
и прекращение войны.
27 февраля рабочие и солдаты производили аресты царских министров, сановников, полицейских,
жандармских чинов. Были предприняты попытки подавить революцию с помощью специальных
карательных отрядов, направленных в Петроград с фронта. 28 февраля рабочими были взяты
Петропавловская крепость, Зимний дворец.
В ходе Февральской революции все революционно-демократические силы выступили за создание
Советов. Под давлением масс исполком Совета вынужден был провести ряд преобразований, а именно:
1) учредил военную комиссию, которая должна была организовать революционные силы армии;
2) образовал продовольственную комиссию, которая получила право конфисковать все казенные
и общественные запасы муки, чтобы обеспечить продовольствием население, солдат;
3) принял решение о формировании рабочей милиции, о вооружении рабочих с целью оказания
сопротивления контрреволюции;
4) согласился с образованием при нем солдатской секции и принял под их давлением приказ N№ 1
(2 марта), что не позволило разоружить революцию. На основании этого приказа во всех воинских
частях создавались выборные комитеты из представителей солдат; солдаты подчинялись только своим
комитетам и Советам, устанавливался солдатский контроль за оружием, запрещалось грубое
обращение офицеров с солдатами.
Таким образом, в первые дни революции Петроградский Совет был действительно народным
представительством, принимая решения в его интересах.
Но главным был вопрос о власти.
27 февраля лидеры буржуазных партий в Государственной думе образовали «Временный комитет
для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями». Возглавил комитет
председатель IV Думы октябрист М.В. Родзянко.
Царь в момент революции находился в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилеве, а
28 февраля выехал в Царское Село, 2 марта подписал текст отречения в пользу брата Михаила, но
тот отказался возложить на себя корону, тоже отрекся, так и не взойдя на престол. Буржуазные
политики образовали Временное правительство и оформили это в документе – «Акте об отказе
великого князя Михаила Александровича от восприятия верховной власти и признании им всей
полноты власти за Временным правительством, возникшим по почину Государственной думы». То
есть смена власти произошла, по их мнению, законным путем, без революции. 1 марта Верховный
комитет Думы сформировал Временный общественный Совет министров во главе с князем
Г.Е. Львовым.
Исполком Советов и Временный комитет подписали 2 марта соглашение на следующих условиях:
1) объявление амнистии по всем политическим и религиозным делам;
2) установление политических свобод;
3) отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений;
4) созыв Учредительного собрания, которое установит форму правления;
5) организация народной милиции с подчинением ее органам местного самоуправления;
6) проведение демократических выборов в органы местного самоуправления;
7) неразооружение и невывод из Петрограда войск, принимавших участие в революции.
Петроградский Совет утвердил это решение.
59
Царская власть была сметена в ходе революции, а новая еще не могла применять насилие, поэтому
массы пользовались широкой свободой слова и собраний. В общественной жизни страны гигантски
возросла роль политических партий. Революция ликвидировала царскую цензуру. Рабочие и солдаты
получили помещения для своих организаций и возможность открыто собираться. Развернулось
строительство массовых профсоюзов. Но буржуазно-демократический режим, возникший в феврале
1917 г., быстро обнаружил свою неспособность решить в интересах народа ни один из социальных
вопросов того времени, что привело к попыткам повернуть события вспять. Вскоре после февраля
1917 г. страна оказалась перед дилеммой: либо углубление революции, либо торжество реакции.
За период с февраля по октябрь 1917 г. состав Временного правительства менялся четырежды, но
оставался достаточно высоким по образовательному уровню.
Первые документы Временного правительства свидетельствовали о продолжении империалистической
политики. Нота министра иностранных дел Милюкова о продолжении Россией войны до
победного конца вызвала первый правительственный кризис. Массы рабочих и солдат вышли на
демонстрацию в знак протеста, требуя отставки правительства. Апрельский кризис показал неустойчивость
буржуазной власти. Результатом его стала отставка Гучкова и Милюкова, создание первого
коалиционного правительства из представителей буржуазных и социалистических партий на базе
общей программы.
Внутренняя и внешняя политика, которую проводило Временное правительство, не привела к
улучшению ситуации. Страна продолжала сползать к общенациональной катастрофе.
Продовольственный кризис продолжал обостряться. Особенно острое положение сложилось летом
1917 г. в Смоленской, Владимирской, Калужской, Тверской, Нижегородской, Екатеринославской
губерниях, в городах и поселках Урала. Волнения сопровождались разгромом лавок, конфликтами
во многих губерниях. В августе для армии заготовили 28% запланированного хлеба, а для населения –
40–43%. В сентябре фронтовые части получили еще меньше – 26%.
Временное правительство ввело государственную хлебную монополию законом «О передаче хлеба
в распоряжение государства» 25 марта 1917 г. Оно же ввело дополнительно к хлебной разверстке
разверстку по губерниям на мясо, масло и другие сельхозпродукты. Для принудительного изъятия
хлеба в августе 1917 г. Временное правительство стало формировать специальные воинские отряды
для проведения реквизиций в деревне из состава фронтовых частей и тыловых гарнизонов регулярной
армии. Деревня встретила отряды сопротивлением. С начала войны фактически существовала
всеобщая трудовая повинность, но работников не хватало. В 1917 г. по распоряжению Временного
правительства в деревню на сельскохозяйственные работы отправляли «дружины учащихся», работали
пленные, воинские части.
Война породила во всех странах схожие экономические процессы – потребность в продовольствии
возросла, производство товаров первой необходимости сократилось. «Бестоварие» породило
обесценивание денег, инфляцию, нарушались обычные способы экономического обмена между
городом и деревней. В этих условиях Временное правительство действовало, используя чрезвычайные
меры.
Временное правительство не решило и аграрный вопрос.
Буржуазные партии в течение 1917 г. действовали целенаправленно в своих интересах, не хотели
и не могли решить проблемы, приведшие к свержению самодержавия, допускали буржуазные свободы
только в определенных пределах, не угрожавших их интересам. А поскольку их интересы не совпадали
с интересами рабочих и крестьян, эта политика не могла остановить революционное движение, и
они неизбежно должны были перейти к наведению порядка путем установления военной диктатуры.
Практические меры Временного правительства запаздывали и потому не давали результатов. Так,
только 21 апреля оно приступило к созданию системы земельных комитетов, 23 апреля узаконило
существование фабрично-заводских комитетов. Были созданы Министерство продовольствия,
которое обязано было поддерживать твердые цены на продукты питания, Министерство труда.
Законы, которые разрабатывали представители меньшевиков и эсеров во Временном правительстве,
блокировало юридическое совещание Временного правительства, оттягивая их принятие до Учредительного
собрания.
Медленно обновлялось местное самоуправление. Выборы в муниципалитеты начали в мае, а
закончили осенью, к тому же права местных органов ограничивались комиссарами Временного
правительства, возникал конфликт между местными органами и центром, сопротивление мест
расшатывало все здание государственности.
60
К осени 1917 г. Россия пережила экономический, политический, социальный, национальный кризис,
требующий радикальных изменений. Какие пути выхода из кризиса были возможны в тех условиях?
Первый – установление военной диктатуры, наведение порядка, возможно, восстановление монархии,
так как генералитет был настроен монархически. К осени 1917 г. к этому были готовы буржуазные
партии, монархисты, средние слои, офицерство, часть интеллигенции, уставшие от нестабильности,
крайних форм проявления озлобления масс. Первый путь установления военной диктатуры оказался
неосуществим, так как не было реальной мошной поддержки его солдатами и матросами. У господствующих
классов России не нашлось достаточного количества верных им воинских частей,
готовых подавить силой народное движение.
Второй путь – дальнейшее развитие революции, отстранение от власти имущих классов, установление
власти левых, радикальных сил.
11.3. Октябрьское вооруженное восстание. Причины победы большевиков
Большевики в февральские дни не были самой влиятельной силой в массах. Партия насчитывала
около 24 тыс. чел. Находясь на левом фланге политического фронта, большевики выражали интересы
рабочих, крестьян, солдат, части интеллигенции, средних слоев. Их политическая программа
требовала дальнейшего демократического развития, прекращения империалистической войны,
радикального решения аграрного вопроса путем ликвидации помещичьего землевладения, расширения
рабочего законодательства.
После возвращения в Россию В.И. Ленина большевики получили новую программу действий,
изложенную В.И. Лениным в «Апрельских тезисах». Он обосновал возможность и необходимость
перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую мирным путем, движущей
силой которой будет пролетариат в союзе с беднейшим крестьянством. В ходе этой революции в
России установится диктатура пролетариата в форме республики Советов. Ленин считал, что только
переход власти в руки Советов позволит России выйти из войны, осуществить радикальные
преобразования в экономике, способные преодолеть кризис. Предлагалось не поддерживать Временное
правительство, разоблачать его политику, бороться за влияние в Советах мирным путем,
порвать с оппортунистами в РСДРП и во II Интернационале. Уже тогда В.И. Ленин ставил задачу
преобразования партии в коммунистическую и создания коммунистического интернационала.
После июльских событий условия существования большевиков осложнились. Руководство
вынуждено было перейти на нелегальное положение. Были ликвидированы возможности для мирной
борьбы за власть Советов. В этих условиях большевики на VI съезде берут курс на вооруженное
восстание. Но правые силы предприняли попытки подавить революцию силой, организовав корниловский
мятеж в конце августа 1917 г. В борьбе с Л.Г. Корниловым наметилось единство социалистических
партий, но больше всего выросло влияние большевиков. Известный меньшевик Суханов
отмечал в «Записках о революции», что после разгрома корниловщины большевистская партия росла,
как снежный ком. А известный в те годы американский журналист У. Чемберлен в книге «Русская
революция 1917–1921 гг.» писал: «Большевики были основной движущей силой в организации масс.
Вполне возможно, что конечная победа большевизма была предопределена всеми политическими,
экономическими и социальными условиями России в 1917 г. Но безуспешная и неуклюжая попытка
Корнилова захватить власть ускорила эту победу».
Падение престижа Временного правительства в силу нерешенности социально-экономических и
политических проблем страны заставило его искать пути легитимации нового политического режима.
С этой целью по инициативе ВЦИК и исполкома Советов 14–22 сентября 1917 г. созывается
Демократическое совещание, в работе которого участвовали представители Советов, кооперативов,
земств, армейских организаций. Совещание поддержало коалицию с буржуазией (766 чел. – «за»,
688 – «против»). Большевики, меньшевики-интернационалисты и левые эсеры предложили исключить
из правительства партии, скомпрометировавшие себя в деле Корнилова, но совещание отклонило
эту поправку. Совещание решило создать Временный Совет Республики («Предпарламент»), который
будет осуществлять контроль над правительством до созыва Учредительного собрания и налаживать
контакты между властью и обществом. В октябре было опубликовано Положение о Временном Совете
Республики. По нему Предпарламент состоял из 475 чел., назначенных Временным правительством
по представлению общественных организаций. Предпарламент был совещательным органом, мог
давать заключения по делам, выносимым на обсуждение Временным правительством, но мог
отвергнуть их. Первая сессия Предпарламента под председательством Н.Д. Авксентьева открылась
6 октября. 53 депутата-большевика покинули зал заседаний.
61

25 октября начал работу II Всероссийский съезд Советов, среди его делегатов преобладали
большевики.
II съезд принял ряд важнейших решений: «Декрет о земле», «Декрет о мире», постановление об
отмене смертной казни, декрет об образовании советского правительства – Совета народных
комиссаров и др. Избран ВЦИК, в состав которого вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 социалинтернационалистов,
3 социалиста, 1 максималист. Таким образом, высший орган власти по-прежнему
был многопартийным. Первое советское правительство сформировали большевики. Председателем
ВЦИК был избран Л.Б. Каменев (с 8 ноября, после его отставки, ВЦИК возглавил Я.М. Свердлов),
председателем СНК – В.И. Ленин.
Из всех имевшихся в России в 1917 г. альтернатив конкретно-историческими условиями обеспечена
была победа большевиков.
Октябрьская революция представляла собой в тех условиях единственный путь выхода России из
кризиса буржуазно-помещичьего строя, из войны, из разрухи. Октябрь был конкретным ответом на
конкретные проблемы. Октябрьская революция была неизбежна. За 12 лет в России произошли
3 революции, это не случайно, это нельзя объяснить только действием отдельных лиц, партий, групп.
Революция назрела, стала исторически неизбежной. Собственный политический опыт к осени 1917 г.
привел массы на сторону большевиков или повел за собой большевиков в поддержку Советов.
Накануне Октября полуменьшевистская газета «Новая жизнь» писала: «Большевики – это не шайка
злоумышленников, которую можно легко расстрелять или посадить в Кресты, и их выступления не
есть попытка дворцового переворота. Большевики опираются на подавляющую часть всего того
населения, которое вообще способно за кем-либо идти, чтобы делать какую-либо политику».
Возможностей для реформистского пути развития у России осенью 1917 г. в силу политики
правящих классов и партий не было. Сила российской буржуазии не соответствовала уровню развития
капитализма (из-за огромной роли иностранного капитала и государства в экономике России). Это
предопределило слабость либеральных политических сил. Недоверие масс к господствующим слоям,
пережитки общинно-уравнительного сознания в крестьянстве, тяжелое положение рабочих, солдат,
крестьян, усугубленное войной, способствовали быстрому распространению социалистических идей,
близких массам своим радикальным духом, и усилению партии большевиков.
Октябрьская революция как политический выбор народа в условиях цивилизационного кризиса
начала XX в. была не просто переворотом, сменой власти, а началом перехода к новому обществу, к
новому типу цивилизации. Массы не понимали «социализма», но стремились к более справедливому
обществу. Большевики (В.И. Ленин) понимали, что строительство социализма в отсталой стране
противоречит теории Маркса, но в эти годы надеялись на поддержку мирового революционного
процесса. Отсталая Россия могла стать полуколонией или сырьевым придатком Запада либо вырваться
и пойти другим путем: не капиталистическим, но и не социалистическим в понимании Маркса. Народ
имел право на революцию против несправедливого строя и реализовал это право в 1917 г. В ходе
революции Россия отказалась от западного типа цивилизационного развития и исторического
российско-самодержавного, утратив ряд достижений предшествующего этапа, начала переход к
новому строю, чему способствовали цивилизационные особенности России.

Тема 12. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ.
СОЦИАЛЬНО_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
В СТРАНЕ (ноябрь 1917 – 30_е годы)
12.1. Социально_экономические и политические преобразования советской власти
в первые месяцы ее существования
Становление советской власти происходило в условиях продолжающейся до ноября 1918 г. Первой
мировой войны, а затем начавшейся интервенции и развернувшейся Гражданской войны, а также
последовавшего революционного подъема в ряде стран, в том числе в Германии, Австро-Венгрии.
Революция победила под знаменем мира и одним из первых декретов советской власти был «Декрет
о мире», в котором Временное рабочее и крестьянское правительство предлагало всем народам и их
правительствам начать немедленные переговоры о справедливом, демократическом мире.
Правительства стран Антанты отказались вести переговоры о мире. Но обращение к народам
дало свои результаты. На фронтах начались братания солдат, к декабрю 1917 г. солдатские миры
(перемирия) были заключены на 5 фронтах. В этих условиях советское правительство начало
переговоры с Германией.
3 марта в Бресте был подписан мирный договор, состоявший из 14 статей. VII съезд РКП(б)
высказался за его ратификацию, а 14 марта IV съезд Советов ратифицировал договор. По условиям
Брестского договора Советская Россия должна была согласиться на независимость Курляндии,
Лифляндии, Эстляндии, Финляндии, Украины, способствовать передаче Турции анатолийских
провинций, признать русско-германский торговый договор 1904 г., дать Германии право наибольшего
благоприятствования в торговле до 1925 г., предоставить право свободного и беспошлинного вывоза
в Германию руды и другого сырья, отказаться от всякой агитации против держав Четвертного союза
и на оккупированных ими территориях.
Россия многое потеряла в результате Брестского мира: на отторгнутых территориях площадью
780 тыс. км2 с населением 56 млн чел. до революции находилось 27% обрабатываемой в стране земли,
26% всей железнодорожной сети, 33% текстильной промышленности, выплавлялось 73% железа и стали,
добывалось 89% каменного угля, находилось 90% сахарной промышленности, 40% промышленных
рабочих. Но страна сохранила независимость, вышла из войны, получила мирную передышку. Через
несколько месяцев после ратификации Брестского договора, в ноябре 1918 г., в Германии произошла
революция, означавшая крушение Германской империи. 13 ноября ВЦИК аннулировал договор с
Германией и ее союзниками.
Первые дни новой власти были насыщены острой борьбой между различными политическими
силами, противоборством партий. Не раз советская власть оказывалась в кризисном положении.
Однако Советы победили в этой борьбе: в первые месяцы народные массы России еще поддерживали
становящуюся советскую власть, на ее стороне была армия, уставшая от войны. Но втянуть страну в
разрушительную Гражданскую войну удалось. И если считать, что и Временное правительство, и
Советы не были законными органами, а возникли в ходе насильственных действий масс против старых
порядков, если учесть, что и те, и другие ставили своей целью созыв Учредительного собрания и
создание выбранных народом законных учреждений власти, нельзя оправдать силы, сопротивлявшиеся
Советам в первые месяцы.
63
Идея Учредительного собрания как разновидности временно действующего представительного
парламентского учреждения, собрания депутатов, уполномоченного оформить новый государственный
строй, выработать основополагающие законы, конституцию страны, выдвигалась всеми
политическими силами и была популярна в России. Временное правительство в свое время оттягивало
выборы в Учредительное собрание до окончания войны, потом назначило срок выборов на 12 ноября.
Ситуация в стране после Октября изменилась, что уже по-новому определяло функции Учредительного
собрания и отношение к нему различных политических сил. Какие же цели и задачи ставили
перед Учредительным собранием различные политические силы, почему большевики пошли на его
созыв и почему распустили его?
Все силы, оппозиционные большевикам, надеялись с помощью Учредительного собрания отстранить
их от власти, даже не предполагали совместную с ними работу.
На Учредительное собрание возлагали большие надежды те общественно-политические силы,
которые сознательно стремились противопоставить его советской власти, чтобы не допустить
перерастания демократической революции в социалистическую, радикального изменения социальноимущественных
отношений. А первые декреты советской власти вели к этому. От того, какие силы
одержат победу на выборах в Учредительное собрание, зависел характер дальнейшего развития
страны: либо Учредительное собрание признавало принципы и уже принятые законы советской власти,
становилось органом социальной революции, либо оно противопоставляло себя советской власти,
становилось на пути ее законотворческой деятельности.
Большевики надеялись на объединение в Учредительном собрании левых сил.
Выборы состоялись 12 ноября 1917 г., проводились по четырехчленной формуле (на основе
всеобщего, равного, прямого и тайного голосования), по партийным спискам. В исторической
литературе приводятся различные данные об абсолютном количестве участвовавших в голосовании
и результатах выборов, но в процентном отношении существенных различий нет: за большевиков
было подано 24% голосов, за эсеров, меньшевиков и депутатов различных национальных партий –
59%, за кадетов и партии, стоящие правее них, – 17%. Из 703 депутатов, избранных в Учредительное
собрание, 229 были эсеры, 168 – большевики, 39 – левые эсеры и др.
5 января 1918 г. Учредительное собрание начало свою работу, но представители социалистических
партий не нашли общий язык по вопросам повестки дня и ведению собрания, по поводу де-юре
принципов советской власти и ее основных декретов. С роспуском Учредительного собрания из-за
взаимной несогласованности действий представителей революционно-демократического лагеря была
упущена возможность внести в организацию и деятельность Советов правовые условия политического
плюрализма, дающие социалистическим партиям возможность и гарантии участия «меньшинства» в
работе местных и центральных органов власти и управления. Не удалось узаконить демократический
механизм смены политического руководства Советами, были созданы условия для закрепления
монополии власти в руках той или иной партийной фракции (в тех условиях – большевиков), начали
складываться условия для превращения Советов в придаток партийных организаций большевиков.
Осуществляя преобразования в первые месяцы существования, советская власть должна была
учитывать экстремальные условия, объективные и субъективные противоречия конкретного этапа
исторического развития, нетерпение до предела уставших и ожесточившихся масс, считаться с
радикальными требованиями стихийного народного взрыва разных социальных слоев.
Важнейшим решением советской власти, определившим дальнейшее развитие революции, был
«Декрет о земле», по которому немедленно без всякого выкупа отменялась помещичья собственность
на землю.
Отменялось право частной собственности на землю, ее нельзя было продавать, покупать, сдавать
в аренду, в залог и т.д. Декрет давал право на общественную поддержку на время, необходимое для
приспособления к новым условиям существования, лицам, пострадавшим от имущественного
переворота.
На основании «Декрета о земле» крестьяне получили бесплатно дополнительно к своим наделам
150 млн га земли, был ликвидирован их долг крестьянскому банку в 3 млрд руб., отменена ежегодная
арендная плата в сумме 700 млн руб. Крестьяне получили помещичьий инвентарь на сумму 300 млн
руб. Для проведения в жизнь земельных законов были созданы главные и местные комитеты.
Сложная до Октября продовольственная ситуация в стране не улучшилась и не могла улучшиться
сразу после Октября. Трудности в обеспечения населения городов хлебом нарастали. СНК неоднократно
принимал в эти месяцы решения о финансировании посевной компании, выделении средств
крестьянам на приобретение семян, на организацию огородничества.
Все эти меры помогли получить хлеб, обеспечить им армию и городское население, но не были
законными, вызвали недовольство советской властью значительной части крестьян, подтолкнули к
активному сопротивлению.
Таким образом, конкретная историческая ситуация, сложившаяся в стране в те месяцы, не
позволила реализовать в полной мере декреты о земле и о социализации земли. Сложная экономическая
обстановка, товарный и продовольственный голод вскрыли противоречия между рабочим
классом и трудящимися крестьянами. Городу нужен был хлеб, а товаров в обмен на хлеб не было.
Росло недовольство рабочих, в среде наиболее несознательных это недовольство приобретало
антикрестьянскую направленность. Росло недовольство крестьян введенной монополией на продажу
хлеба, введением комбедов, недовольство, подтолкнувшее многих к борьбе против советской власти.
Социальная политика советской власти выразилась в принятии ряда важнейших решений,
касавшихся, прежде всего, положения рабочего класса. 29 октября 1917 г. СНК принял декрет о
8-часовом рабочем дне. Постановление удовлетворяло одно из основных требований рабочего класса,
за которое он боролся десятилетиями.
Советское правительство приняло также и другие постановления, улучшавшие положение
трудящихся. 8 ноября Ленин подписал декрет СНК об увеличении на 100% пенсий рабочим и служащим,
пострадавшим от несчастных случаев. Вслед за этим советское правительство приняло ряд мер,
направленных на полную реорганизацию страхового дела. 14 ноября Ленин подписал «Декрет о
бесплатной передаче больничным кассам всех лечебных учреждений, предприятий». Таким образом,
дело организации лечения было передано в руки самих рабочих. В декабре 1917 г. Наркомат труда
опубликовал «Положение о страховом совете» и «Положение о страховых присутствиях», которые в
корне изменяли состав этих руководящих органов страхования. Большинство мест в них предоставлялось
рабочим. Вслед за этим советская власть осуществила несколько мероприятий, являвшихся
переходом от социального страхования к социальному обеспечению всех трудящихся. 22 декабря
1917 г. был издан декрет ВЦИК о страховании на случай болезни. Предприниматели были удалены
из больничных касс, но они должны были нести расходы по социальному страхованию. Рабочие же
от взносов освобождались. Декрет значительно улучшал положение трудящихся.
Одновременно решался национальный вопрос. 2 ноября 1917 г. была принята Декларация прав
народов России, провозгласившая равенство и суверенность народов России, право на свободное
самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, отмену всех
национальных привилегий и ограничений, свободное развитие национальных меньшинств, этнографических
групп, населяющих территорию России. Конкретные вопросы каждой национальности
решались в специально созданной комиссии СНК по делам национальностей.
Таким образом, в первые месяцы существования советская власть осуществляла активную
социальную политику в интересах трудящихся масс, но эта политика не всегда учитывала реальные
возможности ослабленного войной производства, недостаточно согласовывала интересы различных
социальных групп, что порождало противоречия.
12.2. Гражданская война и иностранная интервенция, их результаты и последствия
Основные причины Гражданской войны:
1. Нежелание господствующих классов России смириться с потерей собственности и власти,
стремление вернуть утраченные позиции.
2. Последствия империалистической войны: разруха в городе и деревне, голод, падение нравственности
(навыки убийства человека, озлобление, потеря милосердия), появление маргинальных слоев
офицеров и солдат, способных и готовых убивать, наличие в стране большого количества оружия на
руках.
3. Продолжавшееся ухудшение положения трудящихся и после установления советской власти.
Продразверстка, изъятие продуктов у крестьян по твердым ценам с помощью специальных отрядов
осуществлялось еще в период войны, с 1916 г., потом эту политику продолжило Временное правительство,
к ней вынуждены были прибегнуть и большевики. Недовольство и сопротивление она
вызывала всегда. Но органами советской власти и ее представителями на местах были допущены
65
серьезные ошибки при изъятии хлеба (продотряды), при проведении хлебной монополии (расстрелы
спекулянтов), в практике организации сельхозкоммун и т.д. Причины ошибок разные: отсутствие
знаний и опыта, революционное нетерпение, приверженность к левачеству, недооценка союза с
крестьянством и взгляд на него как на отсталую массу, но все причины не уменьшают ответственности
советской власти за появление массового недовольства, которым воспользовались в своих интересах
сторонники Белого движения.
4. Раскол в лагере социалистов. Отсутствие компромисса при формировании политических
структур, роспуск Учредительного собрания, не признавшего решения II съезда Советов, подтолкнули
непролетарские социалистические партии к активной борьбе с советской властью. Но только такая
формулировка была бы не совсем точной. Сразу после Октября была сделана попытка вооруженным
путем свергнуть советскую власть – мятеж Керенского–Красного, в который были вовлечены эсеры.
Раскол определился взаимным противостоянием.
5. Развертыванию Гражданской войны способствовала иностранная интервенция.
Советской России пришлось воевать в кольце фронтов, против внешней и внутренней контрреволюции.
Из войны она вышла победительницей. Прежде всего это стало возможно благодаря
поддержке советской власти основными классами страны. Поддержка не происходила стихийно,
самотеком и на энтузиазме. Она рождалась в результате осознания населением последствий возврата
к старому, а также в результате целенаправленной политики большевиков.
Экономическая политика советского государства периода иностранной интервенции и Гражданской
войны получила название «военный коммунизм». Ее содержание и особенности:
1. Взаимоотношения с крестьянством вылились в продразверстку, т.е. изъятие хлебных излишков
(крестьянину оставляли семенной фонд и минимум на питание).
2. Ускоренная полная национализация всей промышленности и запрещение частной торговли,
введение хлебной монополии государства.
3. Материальное обеспечение трудящихся натуральной заработной платой по уравнительному
принципу.
4. Полная централизация управления хозяйством, его милитаризация.
5. Введение трудовой повинности.
Не раскрывая всех сторон «военного коммунизма», можно подвести некоторые итоги:
1. «Военный коммунизм» – политика в большей степени вынужденная, обусловленная войной и
разорением.
2. В ходе Гражданской войны в политике воплощались идеологические установки лидеров
политического руководства и части общества – лобовые атаки на капитал, крестьянство, товарноденежные
отношения и т.д.
3. «Военный коммунизм» игнорировал многоукладность, не мог создать гибких форм и методов
политики, имел грубую и примитивную основу.
4. В течение 1919–1920 гг. обозначилось четко, что марксистское положение о примате политики
над экономикой имеет узкие границы.
Там, где теряется заинтересованность, политическими методами проблем не решить.
Итак, заслуга «военного коммунизма» в том, что он спас революцию, но как метод перехода к
социализму потерпел неудачу и не мог не потерпеть ее. Победу над внутренней контрреволюцией и
интервенцией Ленин назвал «историческим чудом», потому что противник превосходил нашу страну
материально в 100 раз.
Причины победы советской власти:
1. Поддержка революции со стороны основных классов России – рабочих и крестьян. Рабочие и
крестьяне были поставлены в условия напряженного труда, солдаты подчинены комиссарам и
командирам. Большинство понимало необходимость этого: шла война, направленная против бывших
угнетателей, власть осуществлялась именно представителями рабочих, крестьян, солдат. Наличие
иностранной интервенции, а во второй половине 1918 г. на территории советской России было 400 тыс.
солдат и офицеров иностранных армий, обостряло национальные чувства.
2. Без регулярной обученной армии победить было невозможно. Состав РККА с 1918 по 1920 г.
вырос со 150 тыс. до 5,3 млн чел. В 1920 г. в составе Красной Армии были рабочие – 15%, крестьяне –
77%, другие слои – 8%, в числе других было немало офицеров царской армии. По разным мотивам
переходили они на сторону красных, один из них – Брусилов – определил: большевики были
единственной силой, которая выступила за единую Россию. Многим была противна торговля белых
генералов Родиной.
66
3. Было бы ненаучно перечеркивать в угоду сегодняшнему дню роль партии большевиков, сумевшей
возглавить страну в этой борьбе, в Красной Армии членов РКП(б) было 611 тыс. (вся армия – 5,3 млн
чел.). На авансцену Белого движения вышли генералы и адмиралы, умные и талантливые, но
лишенные политической глубины, организационного динамизма, которыми обладали лидеры
революции: Ленин, Троцкий, Бухарин, Рыков. В конечном счете стратегическое и тактическое
мышление полководцев революции – Вацетиса, Каменева, Егорова, Тухачевского, Фрунзе – оказалось
выше, чем у полководцев контрреволюции.
4. Развертыванию иностранной интервенции помешало мощное демократическое движение на
Западе и рабочее движение «Руки прочь от Советской России».
Последствия:
1. Страшное разрушение производительных сил потребовало 5 лет восстановления. Таким образом,
примерно 8 лет страна жила в условиях войны и ликвидации ее последствий, а если учесть Первую
мировую войну, то более 11 лет.
2. Особенно тяжелы были людские потери. Основные потери были не на фронтах. Суть в том, что
развалилось здравоохранение и начались эпидемии. По данным медстатистики, с 1918 по 1921 г.
умерло 5 млн чел. За это время эмигрировало 1,5–2 млн чел. Голод 1921–1922 гг., наиболее вероятно,
унес около 5 млн чел. Поляков считает, что с 1917 по 1923 г. людские потери составили 13 млн чел.
По другим сведениям, за 1918–1922 гг. умерло 9,5 млн чел. Страна пережила первую демографическую
катастрофу, которая обернулась, прежде всего, массой неродившихся детей, с ними потери исчисляют
в 25 млн чел.
3. Война усилила конфронтацию с капиталистическими государствами.
4. Надолго закрепилась рожденная Гражданской войной обостренность классового сознания, никто
не считал себя грешным.
5. Гражданская война существенно повлияла на формирование политической системы страны
как тоталитарной.
6. Труден был переход от «военного коммунизма» к нэпу, аппарат не слушался руководства партии.
Огромная группа людей («люди в сапогах»), которые выросли в войну, рвалась к власти, не имея
понятия о политике. И.В. Сталин и опирался на поддержку этих людей.
12.3. Новая экономическая политика 1921–1929 гг.
На завершающей стадии гражданской войны большевистское правительство переходит от
политики военного коммунизма к так называемой новой экономической политике, или нэпу.
Причиной этой перемены послужили в первую очередь острые социальные и политические протесты,
вызванные продразверсткой и реквизициями. Протесты выплеснулись в массовые восстания. Против
политики большевистского руководства в конце 1920 – начале 1921 г. поднялись крестьяне Тамбовской
губернии («Антоновщина»), сибирские крестьяне Тюменской губернии и ряда прилегающих местностей,
а также моряки Кронштадта – главной базы Балтийского флота. К требованиям отмены
продразверстки и прекращения насилия восставшие присоединяли требования возвращения к
демократической форме правления и прекращения диктатуры большевистской партии, требования
удаления коммунистов из Советов. Восстания были подавлены при помощи военной силы, для чего
использовались регулярные части Красной Армии, однако большевистские лидеры были серьезно
испуганы и полностью осознали необходимость отказа от попыток силой установить прямое
«коммунистическое» безденежное распределение товаров, отказа от реквизиций сельскохозяйственной
продукции, а также необходимость предоставления гражданам ограниченных экономических
свобод. Разумеется, в тот момент не могло быть и речи об отказе от идеи построения
коммунизма и совершения мировой революции; частичные экономические свободы изначально
рассматривались большевистским руководством как временная передышка, необходимая стране,
разоренной революциями и войнами.
На X съезде РКП(б), прошедшем в Москве в марте 1921 г., было принято решение о замене
продразверстки натуральным продовольственным налогом с крестьян. В отличие от разверстки,
продналог исчислялся от размеров посевных площадей, был фиксированным, т.е. размер его не мог
быть произвольно изменен, и взимался единовременно – раз в год, после сбора урожая. Фактически
было установлено 13 видов продналога – он мог выплачиваться разными сельхозпродуктами
(впоследствии был введен единый налог). Оставшимися после уплаты налога излишками крестьяне
могли распоряжаться по своему усмотрению, в том числе продавать.
67
Данная мера явилась отправной точкой новой экономической политики. Не следует, однако, думать,
что нэп был реализацией продуманной последовательной программы – никакой программы не было.
Разрозненные, спонтанные политические, экономические и юридические мероприятия, составившие
нэп, являлись лишь реакцией на текущие экономические проблемы. Впрочем, этих мероприятий
было довольно много, и они серьезно затронули как сельское хозяйство, так и другие сферы экономики
– торговлю, промышленность, финансы.
Главные меры нэпа в сельском хозяйстве – замена продразверстки продналогом и разрешение
торговли излишками сельхозпродукции, оставшимися после уплаты налога, – уже были упомянуты
выше. Кроме этого, либерализация трудового законодательства сделала возможным для крестьян
наем рабочей силы, т.е. батраков. Земельное законодательство признавало все существовавшие
формы землепользования – общинное, хуторское, артельное – и позволяло аренду земельных участков
на срок до двух лет (купля-продажа земли, разумеется, не допускалась). Эти меры послужили резкой
активизации сельскохозяйственного производства и частной торговли – ярмарочной, рыночной и
т.п. Вместе с тем, никаких новых политических прав крестьянство не получило.
Нэп серьезно изменил облик промышленности, как государственной, так и негосударственной.
Было оптимизировано управление государственной промышленностью: наиболее эффективные
предприятия объединялись в тресты и подчинялись Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ).
Отныне эти предприятия должны были работать на принципах хозрасчета и самоокупаемости. Для
взаимодействия между предприятиями различных трестов создавались более крупные объединения –
синдикаты, действовавшие на договорной основе. Неэффективные, убыточные, необеспеченные
топливом и сырьем предприятия подлежали сдаче в аренду либо (если предприятие крупное)
консервации. Возможность аренды предприятий создала базу для возникновения в стране частной
промышленности в дополнение к тем мелким предприятиям, которые не успели национализировать
во время военного коммунизма. Необходимо отметить, что эта частная промышленность специализировалась
в тех отраслях, которые не требовали больших вложений и быстро приносили прибыль –
пищевая, галантерейная и т.д. В области крупной государственной промышленности стали возможны
концессии – совместные предприятия с участием иностранного капитала (например, в области добычи
полезных ископаемых).
Крупные изменения произошли в банковской и финансовой сферах. В 1921 г. был создан Государственный
банк, который с 1922 г. начал выпускать червонец – частично конвертируемую,
обеспеченную золотом денежную единицу. В 1924 г. в обращение были введены банковские билеты
достоинством 1, 3 и 5 рублей, а также разменные монеты. Прежние денежные единицы, совзнаки,
напротив, прекратили хождение. Денежная реформа 1924 г. позволила создать стабильную финансовую
систему и остановить галопирующую инфляцию. Банковская сеть была существенно расширена:
помимо Госбанка, создавались специализированные банки для кредитования сельского хозяйства,
промышленности и кооперации: Сельбанк, Всекобанк и др.
Пожалуй, наибольшие изменения произошли в торговле. Напомним, что в первые послереволюционные
годы большевики намеревались вовсе отказаться от торговли, заменив ее безденежным
распределением произведенной продукции. Купля-продажа рассматривалась ими как пережиток
прошлого и даже преследовалась. Время выявило утопичность такого подхода. Назрела необходимость
вернуться к развитым товарно-денежным отношениям, чтобы оздоровить экономику. Законодательство
было смягчено: согласно новому Гражданскому кодексу, любой гражданин, достигший
совершеннолетия, имел право получить лицензию на торговую деятельность. Благодаря этому с начала
1920-х годов частная розничная торговля, меньше испытывавшая товарный дефицит и тщательнее
работавшая с покупателями, начала существенно теснить государственную. В оптовой торговле
происходит то же, хотя менее заметно: частные торговцы ездят по деревням, скупая у крестьян
излишки сельхозпродукции, и перепродавая их затем в городах. Именно торговля – от крупной оптовой
до мелкой лоточной – становится основным занятием новых частных предпринимателей – нэпманов.
Благодаря нэпу, экономическая ситуация в стране быстро меняется. В короткие сроки потребительский
рынок был насыщен товарами, в особенности продовольственными. Крестьянству,
вздохнувшему свободнее, удалось накормить страну. Однако нэп повлиял не только на экономику,
но и на общество, перекроив его, усилив имущественную дифференциацию и добавив новую
социальную группу – уже упоминавшихся новых частных предпринимателей, или нэпманов.
Не будучи целостной программой, новая экономическая политика изначально была противоречивой,
и эти противоречия лежали как в политико-идеологической, так и в экономической сферах.
Главным политическим противоречием было то, что большевистское руководство не собиралось
68
надолго предоставлять гражданам экономическую свободу, рассматривая нэп как временную
передышку. Что касается политических свобод, хотя бы ограниченных, – об их предоставлении не
могло быть и речи. Проводя чистки партии, большевики старались сохранить идеологическую
«чистоту рядов», стремясь не допустить буржуазного влияния в РКП(б), а также изменений самой
идеологии. Нэп и нэпманы с самого начала становятся предметом критики в прессе. Многие
партийные активисты, служившие в Красной Армии во время Гражданской войны, по возвращении
домой испытали серьезное разочарование, обнаружив в родном городе процветающими тех самых
«буржуев», против власти которых они воевали. На этой почве участились случаи самоубийств
партийных работников и бывших красноармейцев.
Экономические проблемы нэпа выразились в первую очередь в ценовых диспропорциях: неоправданно
низких закупочных ценах на сельхозпродукцию и неоправданно высоких ценах на промышленные
товары (как правило, плохого качества). Из-за этих «ножниц цен» в конце 1923 г. возникли
трудности с реализацией промышленных товаров и государственными закупками продовольствия у
крестьян. В результате государству пришлось снизить цены на промышленную продукцию.
Нэп был окончательно свернут в конце 1920-х годов, несмотря на звучавшие с трибун партийных
съездов уверения, что «новая экономическая политика – всерьез и надолго». Главной причиной
свертывания нэпа послужил очередной хлебозаготовительный кризис 1927–1928 гг.: крестьяне не
желали продавать хлеб государственным скупщикам по низким ценам. В поисках выхода из
положения партийные руководители разъехались по провинциям. Решение нашел И.В. Сталин:
приехав в январе 1928 г. в Сибирь, он потребовал от местного руководства применять к крестьянам,
не продающим государству хлеб, 107-ю статью тогдашнего Уголовного кодекса, каравшую за
спекуляцию. Эта мера послужила началом репрессивной политики в отношении крестьянства,
впоследствии вылившейся в массовую коллективизацию и «раскулачивание».
Что касается нэпа в городе, он был уничтожен при помощи налогов. Ставки прогрессивного налога,
взимавшегося с предпринимателей, во второй половине 1920-х годов стали столь высоки, что лишили
занятие бизнесом какого-либо смысла. Новая экономическая политика, изначально задуманная как
временная передышка, не мола продолжаться долго. В конце 1920-х годов она уступила место эпохе
«великого перелома», большого террора и установления режима личной власти И.В. Сталина.
12.4. Национально_государственное строительство. Образование СССР
РСДРП выступала за право нации на самоопределение, равноправие всех наций, право каждого
объясняться на родном языке, введение родного языка наравне с государственным во всех местных
общественных и государственных учреждениях, за предоставление территориальной автономии
народам, которые захотят остаться в составе России.
Большевики сразу же на II Всероссийском съезде Советов приняли обращение «К рабочим,
солдатам и крестьянам», в котором заявили, что советская власть «обеспечит всем нациям, населяющим
Россию, подлинное право на самоопределение». Уничтожение национального гнета,
установление равноправия всех наций и народностей, права наций на самоопределение вплоть до
образования самостоятельного государства во имя утверждения тесного добровольного союза
равноправных народов – таковы были первые шаги советской власти в решении национального
вопроса. «Совет народных комиссаров решил положить в основу своей деятельности по вопросу о
национальностях России следующие начала, – говорилось в «Декларации прав народов России»,
принятой через неделю после Великой Октябрьской социалистической революции:
1. Равенство и суверенность народов России.
2. Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования
самостоятельного государства.
3. Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4. Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию
России».
В составе советского правительства был создан Народный комиссариат по делам национальностей,
который и осуществлял практическую национальную политику. Возглавил его И.В. Сталин. При
Наркомнаце были образованы национальные комиссариаты: польский, литовский, белорусский,
еврейский, армянский, мусульманский. Позже создавались отделы Наркомнаца: эстонский, латышский,
украинский, чехословацкий и др.
18 декабря 1917 г. советское правительство признало государственную независимость Финляндии
без всяких условий.
69
Но только 29 августа 1918 г. советским правительством был принят декрет, по которому за Польшей
признавалось право на самоопределение.
В Средней Азии становление советской власти и оформление государственности шло при
непосредственном участии представителей центра.
В принятых в первые месяцы советской власти документах утверждалось право наций на
самоопределение, а «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» провозглашала
Советскую Российскую Республику, учрежденную на основе свободного союза свободных наций,
как федерацию советских национальных республик.
Процесс оформления федеративного строя Советской России был тесно связан со становлением
национальных образований, с объединительным движением народов. В марте 1919 г. в составе РСФСР
была образована Башкирская АССР, в мае 1920 г. – Татарская АССР, в июне – Карельская трудовая
коммуна и Чувашская автономная область, в августе – Киргизская АССР; в конце 1920 г. образовалась
Марийская автономная область, Дагестанская и Горская АССР, в 1921–1922 гг. – Якутская АССР,
Бурятская, Вотская, Коми-Зырянская и Ойротская автономные области. К концу 1922 г. РСФСР
объединила 10 АССР и 11 автономных областей. В 1920 г. образовались Азербайджанская и Армянская
ССР, Бухарская и Хорезмская народные советские республики, а в феврале 1921 г. – Грузинская
ССР. В Закавказье в начале 20-х годов возникли автономии национальных меньшинств – Абхазская и
Аджарская АССР и Юго-Осетинская автономная область в составе Грузинской ССР.
В 1920–1921 гг. федеративные связи независимых советских республик были закреплены в ряде
договоров с учетом новых политических и экономических задач, возникших в обстановке перехода
к мирному социалистическому строительству. 13 сентября 1920 г. был заключен союзный договор
между РСФСР и Хорезмской НСР, 30 сентября – договор РСФСР и Азербайджанской ССР о военноэкономическом
союзе, а также ряд других соглашений об объединении внешней торговли, продовольственной
политике, управлении связью, о финансовых ресурсах и т.п.
Таким образом, РСФСР установила тесные договорные отношения со всеми советскими республиками.
Суть этих договоров заключалась в признании равноправия советских республик на основе
самоопределения народов, укреплении сотрудничества с Советской Россией. Эти договоры предусматривали
объединение военных усилий для сохранения мира и восстановления народного хозяйства.
В сложных международных и внутренних условиях советские республики в начале 1922 г.
дополнили свое сотрудничество дипломатическим союзом, который дал им возможность устоять
перед новым натиском империалистических государств на международных конференциях в Генуе,
Гааге и Лозанне. Советские республики, объединившись вокруг Советской России, отстояли на этих
конференциях свою независимость.
В марте 1922 г. полномочная конференция представителей трех республик, состоявшаяся в Тифлисе
(Тбилиси), оформила Федеративный Союз Советских Социалистических Республик Закавказья
(ФСССРЗ). После этого Закавказская федерация вступила в новый этап своего развития (март-декабрь
1922 г.) – превращения федеративного союза в федеративную республику (ЗСФСР). Закавказская
федерация согласна была стать государственно-политическим инструментом обеспечения национального
мира в Закавказье и создания содружества народов в целях подъема их экономики и
культуры, орудием преодоления национализма и утверждения интернациональных принципов в
политике и идеологии.
В 1922 г. объединенное движение народов поставило вопрос о государственно-политическом
объединении советских республик в рамках единого союзного государства В то время это диктовалось
объективным ходом исторического развития. Без теснейшего союза советские республики не могли
бы отстоять свой суверенитет. Только прочный союз советских республик, их всестороннее
экономическое сотрудничество могли обеспечить восстановление разрушенных производительных
сил, создание единого, регулируемого хозяйства, осуществление рационального общественного
разделения труда и эффективное использование природных богатств на благо всех народов страны.
Без тесного союза советских республик невозможно было обеспечить неуклонный рост благосостояния
народа, развитие и расцвет культуры всех наций и народностей.
Образование советского многонационального государства подготавливалось всем опытом
сотрудничества советских республик. Этот процесс шел под руководством РКП(б).
Комиссия ЦК РКП(б) разработала основные документы, проекты Конституции СССР, Договор
об образовании СССР, Декларацию об образовании СССР. Последние два документа были утверждены
Пленумом ЦК РКП(б) 16 декабря 1922 г.