Тема 15. СССР В ГОДЫ ПЕРЕСТРОЙКИ.
РАСПАД СССР И СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
15.1. Перестройка: предпосылки, понятия, основные этапы
К середине 80-х годов в СССР созрели предпосылки для очередных преобразований: стагнация в
экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере;
политический кризис, выразившийся в разложении руководства, его неспособности обеспечить
экономический прогресс, сращивание партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой
экономики; апатия и негативные явления в духовной сфере общества. Для решения всех проблем
Россия нуждалась в модернизации. Начало ей положила перестройка.
Перестройка – это широкомасштабный и комплексный процесс, целью которого было совершенствование
социализма, а результатом – разрушение системы государственного социализма. Хронологические
рамки перестройки – 1985–1991 гг.
После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в 1982 г. в высших эшелонах
власти шла борьба за лидерство. Вначале Генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов (ноябрь
1982 г. – февраль 1984 г.), потом – К.У. Черненко (февраль 1984 г. – март 1985 г.), физически немощные
и заведомо «временные». Однако в партийно-государственной элите в это время укрепились позиции
более молодых политиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев, Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварднадзе, А.Н. Яковлев
и др.), которые боролись за передел власти в свою пользу и готовы были к обновлению системы.
В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев,
Председателем Совета министров СССР – Н.И. Рыжков. Новое руководство вначале стремилось
остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его правящей
элиты. Это нашло отражение в политике, получившей позже название «перестройки».
В истории «перестройки» можно условно выделить следующие этапы:
1) март 1985 г. – январь 1987 г. – курс на ускорение социально-экономического развития,
предыстория «перестройки» под лозунгом «больше социализма»;
2) 1987–1988 гг. – попытки перевода централизованного планово-государственного хозяйства
на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социалистического типа отношений,
проведение радикальной экономической реформы;
3) середина 1988 г. – март 1990 г. – проведение политической реформы;
4) март 1990 г. – 1991 г. – кризис перестройки и ее свертывание.
В 1985–1986 гг. осуществлялся курс на ускорение путем максимальной загрузки производственных
мощностей, рационализации и механизации производства, повышения качества продукции, активизации
человеческого фактора, борьбы с «нетрудовыми доходами» (наступление на личные
подсобные хозяйства), борьбы с алкоголизмом и т.д. Предполагалось активизировать социальную
политику (решить жилищный, продовольственные и другие вопросы).
В июне 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС была принята программа радикальной экономической
реформы, которая предусматривала:
1) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
2) право выбора руководителя, отказ от государственной монополии внешней торговли;
3) переход от директивного плана на госзаказ;
4) сокращение численности министерств и ведомств;
5) поддержку кооперативного движения;
6) развитие частного сектора в экономике;
7) признание равенства форм хозяйствования на селе: колхозов, совхозов, агрокомбинатов и
фермерских хозяйств.
Были приняты соответствующие законы, и в результате осуществления этой экономической
реформы резко сократилось производство в сельском хозяйстве, а потом и в промышленности.
Увеличилась инфляция, дефицит госбюджета, углубился товарный голод. В 1989–1991 гг. сменились
ориентиры. Целью этой экономической реформы провозгласили переход к рыночной экономике,
выбрали модель «регулируемой рыночной экономики» (А. Аганбегян), программу «арендизации»
экономики, постепенной «приватизации» экономики, лишение союзного правительства монопольной
экономической власти, децентрализацию, разгосударствление собственности, в конечном итоге –
изменение сути общественно-экономической системы. Для реализации экономической реформы
89
Верховный Совет СССР с конца 1989 по 1991 г. принял более ста законов. Однако все преобразования
лишь обострили социальные проблемы и ухудшили положение народа.
XXVII съезд КПСС в 1986 г. принял новую редакцию Программы партии, отодвинул коммунизм на
неопределенную перспективу. Постепенно началось свертывание коммунистической идеологии.
В руководстве партии и страны новые идеи не все одобряли, для реализации идей «перестройки»
нужна была смена кадров: эту задачу поставил январский пленум ЦК КПСС. За 1986–1990 гг. было
заменено 85% руководящих работников ЦК и 70% руководителей республиканского уровня. Создана
политическая предпосылка «перестройки» – правящая элита.
Летом 1987 г. КПСС провозгласила курс «на гласность». Вначале предполагалось контролируемое
смягчение цензуры над СМИ, публикация ранее закрытых материалов и др. Официально заявили о
приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Но КПСС уже не могла удержать поток
свободы в русле официально провозглашенного «социалистического» выбора. Началось формирование
оппозиционных КПСС общественных движений и протопартий, «народных фронтов» («Саюдис» в
Латвии, «Рух» в Украине) и др. Они отражали растущее недовольство народа неспособностью правящей
партии остановить развал экономики.
В июне 1988 г. XIX Всесоюзная партийная конференция внесла изменения в структуру власти, в
избирательную систему и принципы формирования государственных органов. Было заявлено о
разделении обязанностей КПСС и Советов. Высшим законодательным органом власти в СССР
становятся Съезд народных депутатов и Верховный Совет, избираемый съездом. Часть депутатов
избиралась прямым голосованием, а половина – по спискам партийных, профсоюзных и других
общественных организаций. Закрепили непрямой порядок избрания Президента СССР. Избрание
депутатов в Советы должно было проводиться на альтернативной основе.
Весной 1989 г. состоялись выборы депутатов, в мае открылся Первый съезд, избравший Верховный
Совет во главе с М.С. Горбачевым, а в РСФСР в 1990 г. Верховный Совет возглавил Б.Н. Ельцин.
В марте 1990 г. III съезд народных депутатов избрал Президента СССР и изъял из 6-й статьи
Конституции положение о КПСС как направляющей и руководящей силе общества и ядре его
политической системы. Президентская форма власти, по существу, отрицала советскую власть, и
нужно было только время, чтобы такая замена свершилась. Осенью 1990 г. был принят закон об
общественных организациях, что подтолкнуло процесс образования многопартийности. Появились
партии и политические группы, блоки разной направленности (Демократическая партия СССР,
Демократическая партия России, социал-демократические, консервативные, русская национальнодемократическая
партия и др.).
КПСС оставалась самой массовой (до 15 млн чел.), но переживала кризис. В 1990–1991 гг. в ней
образовалось три платформы (демократическая, марксистская, большевистская), предлагавшие свои
пути реформ. Осенью 1990 г. был создан ЦК компартии РСФСР, который подтвердил приверженность
марксистско-ленинским принципам и осудил решения XXVIII съезда КПСС за «несоциалистические
ориентиры перестройки». Начался массовый выход из рядов КПСС.
Одновременно начался процесс регионального дробления единой централизованной союзной
номенклатуры. В СССР складываются новые центры реальной власти в лице республиканских съездов
народных депутатов и Верховных Советов. Правящие элиты республик сознательно взяли курс на
ликвидацию любых форм подчинения Центру. Это можно было сделать путем выхода из Союза,
приобретения статуса суверенных независимых государств. В 1990 г. Латвия, Литва, Эстония и РСФСР
приняли Декларацию о государственном суверенитете, устанавливавшую приоритет их законов над
законами Союза. В ряде мест СССР вспыхнули межнациональные конфликты (1988–1990 гг. –
в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами; 1989 г. – в Фергане, в Ошской области в
Киргизии; в 1991 г. в Южной Осетии и др.). Страна вступила в полосу дезинтеграции. Декларации
союзных республик о суверенитете поставили вопрос о существовании СССР. В декабре 1990 г.
IV Съезд народных депутатов СССР высказался за сохранение СССР и его преобразование в
демократическое федеративное государство. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (под Москвой)
состоялись переговоры М.С. Горбачева с лидерами 9 союзных республик о новом союзном договоре,
намечались изменения в структуре власти, в избирательной системе, в конституции. В марте 1991 г.
в СССР прошел общенародный референдум: 76,4% граждан высказались за «сохранение СССР как
обновленной федерации равноправных суверенных республик». Подписание нового союзного договора
было намечено на 22 августа 1991 г. По договору республики получали больше прав, центр сохранял
власть только в вопросах обороны, финансов и внутренних дел, да и то в урезанном виде.
90
Часть союзного руководства 18 августа создала Государственный комитет по чрезвычайному
положению (ГКЧП) (в его составе – вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер В.С. Павлов, министр
обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков). ГКЧП
объявил о введении чрезвычайного положения в ряде районов страны, расформировании структур
власти, действовавших вопреки Конституции СССР (1977 г.), контроле над средствами массовой
информации, приостановлении деятельности оппозиционных партий. Деятельность ГКЧП оценили
как попытку государственного переворота (путч). В Москве Б.Н. Ельцин организовал своих
сторонников на сопротивление ГКЧП, который бездействовал. Члены ГКЧП были арестованы.
Б.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. своим указом
запретил ее вообще. В августе 1991 г. республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР,
М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.
8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии объявили о прекращении существования
СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). М.С. Горбачев подал в отставку с
поста Президента СССР. Таким образом, «перестройка» переросла в антикоммунистические
преобразования, завершившиеся развалом СССР.
15.2. Новое политическое мышление. Приоритеты внешней политики и ее итоги
С началом «перестройки» руководство СССР заявило о новом политическом мышлении – идеологической
основе внешней политики СССР. Суть его в признании единства и взаимосвязанности
мира, отказе от идеи баланса сил как гаранта безопасности в пользу баланса интересов двух систем,
установке на приоритет общечеловеческих ценностей над государственными, классовыми, идеологическими.
Приоритетами внешней политики стали деидеологизация межгосударственных отношений,
совместное со странами Запада решение глобальных проблем, совместное строительство
«общеевропейского дома». Творцами нового политического мышления были М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев,
новый министр иностранных дел СССР (с 1985 г.) Э.А. Шеварднадзе. Основным направлением
внешней политики СССР стала нормализация отношений Восток–Запад через разоружение, разблокирование
региональных конфликтов, тесные экономические и политические контакты.
В 1985 г. СССР ввел мораторий на испытания ядерного оружия. В 1987 г. Консультативный комитет
стран Варшавского договора принял «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и
НАТО. ОВД распустили, а НАТО продолжает существовать. В декабре 1987 г. в Вашингтоне был
заключен советско-американский договор по ракетам средней и малой дальности (РСМД), на основе
которого началась ликвидация ядерного оружия. В 1988 г. был принят указ о сокращении вооруженных
сил и расходах на оборону. Форсированно стали выводить войска из стран Восточной Европы. Летом
1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор о сокращении ядерных стратегических
и наступательных вооружений (ОСНВ-1).
Ослабление советского политического режима привело к отстранению коммунистических партий
от власти в социалистических странах мирным путем в течение 1989–1990 гг. Кровавые события
произошли лишь в Румынии, где глава Н. Чаушеску не пожелал добровольно уйти и был убит.
Произошло объединение ГДР и ФРГ, и в 1991 г. самороспуск СЭВ и ОВД.
В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана и Монголии. СССР отказался от участия в
гражданских конфликтах Анголы, Мозамбика, Никарагуа, Эфиопии. В конфликте США с Ираком в
1990 г. СССР впервые принял позицию США.
Крушение СССР сделало США единственной сверхдержавой мира. Окончилась «холодная война».
В декабре 1991 г. Президент США поздравил свой народ с победой в «холодной войне», сложился
однополярный мир с лидерством США.
15.3. Становление новой российской государственности после распада СССР
После распада СССР интенсивно шел процесс становления российской государственности. Перед
многонациональной Россией встала важнейшая задача – предотвратить распад. Автономные области
РСФСР объявили себя суверенными республиками, Чеченская Республика (Ичкерия) во главе с
Д.М. Дудаевым заявила о своей независимости и готовности защищать ее вооруженным путем.
Татарстан, Башкирия, Якутия тоже стремились к выходу из состава России. В 1992 г. в Москве был
подписан новый Федеративный договор, определивший взаимоотношения субъектов Федерации
России. Татарстан присоединился к нему в 1994 г. Чечня договор не подписала.
91
По Конституции РФ 1993 г. суверенитет России распространяется на всю территорию государства,
федеральные законы имеют верховенство, субъекты Федерации не имеют права выхода. Республики,
края и области имеют неравные права. Центробежным силам удалось кое-где дестабилизировать
обстановку. В Чечне это вылилось в ряд войн, последствия которых не ликвидированы до настоящего
времени. Однако федеральным властям удалось урегулировать отношения с остальными субъектами
Федерации, и целостность России сохранена.
В последнем десятилетии XX в. в России сложился авторитарный режим с представительным
фасадом – президентская республика. Этому предшествовала борьба между Президентом РФ
Б.Н. Ельциным и Съездом народных депутатов и Верховным Советом в течение 1991–1993 гг.
21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин издал указ «О поэтапной конституционной реформе» и роспуске
Верховного Совета РФ. В ответ на это председатель ВС РФ Р.И. Хасбулатов объявил Президента
низложенным, его обязанности передали вице-президенту А.В. Руцкому. Противостояние ветвей
власти вылилось в вооруженный конфликт сторонников Президента и Верховного Совета 3–4 октября
1993 г. Президентские силы захватили место заседания Верховного Совета («Белый дом»), противники
Президента были арестованы. 12 декабря 1993 г. была принята новая Конституция РФ. Она установила
принцип разделения власти на законодательную (Федеральное собрание = Совет Федерации +
Государственная дума), исполнительную (Президент = Администрация Президента + Совет безопасности
РФ + Правительство РФ) и судебную (Конституционный суд РФ + Верховный суд РФ + Высший
арбитражный суд + суды РФ). Президент РФ является главой государства, выступает гарантом
Конституции РФ, обеспечивает согласование и взаимодействие всех органов власти, т.е. он как бы
выводится за рамки трех ветвей власти, и в силу данных ему полномочий становится над ними.
Советы были ликвидированы по всей стране. Проведены выборы в Государственную думу и выборы
Президента. Первым Президентом РФ стал Б.Н. Ельцин. В настоящее время массы людей отстранены
от выполнения каких-либо общественных функций, наблюдается отчуждение людей от власти.
Б.Н. Ельцин вновь был избран президентом в 1996 г., но не исчерпал свой срок, 31 декабря 1999 г. он
подписал указ о назначении временно исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путина,
который был избран 26 марта 2000 г.
В течение последнего десятилетия XX в. Россия осуществляла радикальные экономические
преобразования, в результате которых была окончательно демонтирована система государственного
социализма, устранена плановая экономика с общественной собственностью на средства производства,
осуществлен переход к капитализму стадии первоначального накопления капитала с
завышенным уровнем криминогенности.
С 1992 г., после ликвидации СССР, Правительство осуществляло политику экономического
либерализма. Е.Т. Гайдар, премьер-министр, 2 января 1992 г. принял решение об отпуске цен. Под
руководством председателя государственного комитета по управлению имуществом А.Б. Чубайса
осуществлена приватизация («чековая») государственной собственности. Социально-экономические
последствия этих мер были плачевны для населения, в результате в декабре 1992 г. VII съезд народных
депутатов РФ признал работу Правительства неудовлетворительной, добился отставки Е.Т. Гайдара.
Новый глава Правительства В.С. Черномырдин продолжил курс, но более смягченный, добился
некоторой стабилизации экономики за счет восстановления частичного государственного регулирования,
приостановил на время инфляцию, стабилизировал рубль, но это сопровождалось невыплатой
заработной платы бюджетникам, снижением доходов от экспорта и т.д. Мировой финансовый кризис
1997–1998 гг. вызвал опасность срыва стабилизации экономики в России. Новый премьер-министр
С.В. Кириенко, назначенный в марте 1998 г., пытался ввести монетаристский курс, что привело к
обвалу рубля в августе 1998 г. и отставке С.В. Кириенко.
После кризиса 1998 г. премьер-министры менялись чаще (Е.М. Примаков, С.В. Степашин,
В.В. Путин). Правительственная чехарда свидетельствовала о поиске путей преодоления кризиса.
В результате политики экономического либерализма товарно-денежные отношения освобождались
от государственного регулирования. Правительство расширило импорт, прибегало к крупным
внешним займам, проводило политику «открытых дверей», неконтролируемого вывоза материальных
ценностей и сырья за рубеж. С 1994 г. осуществлялась приватизация государственных предприятий
путем прямого акционирования и продажа акционерных предприятий в частные руки.
В результате отпуска цен они резко возросли, снизилась покупательная способность населения,
обесценились счета предприятий и вклады населения, упало материальное благосостояние людей.
Возникла многоукладная экономика, включавшая: 1) государственный капитализм (бывшие государ92
ственные предприятия); 2) частный капитализм (приватизированные предприятия); 3) акционерные
общества; 4) коллективные хозяйства; 5) мелкотоварные производства.
В ходе приватизации широко распространились злоупотребления, коррупция, расхищение национального
богатства. Основная часть национального достояния оказалась в руках 10% населения.
Экспортный капитал от продажи нефти, газа, цветных металлов не возвращался в отечественную
экономику и не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. Ужесточение федеральной
налоговой политики подрывало малый бизнес, подталкивало к криминализации экономики.
Либеральная экономическая политика особенно отрицательно повлияла в эти годы на бюджетные
сферы: медицину, науку, образование, культуру, на отечественное производство.
Внутренний валовой продукт промышленности в 1990–1999 гг. сократился на 40%. В экспорте газ
и сырая нефть составляют 40%, в импорте машины и оборудование – 40%. Происходила деиндустриализация
страны, промышленное производство приобретало черты колониального типа топливноэнергетической
и сырьевой ориентации.
При быстром росте цен на топливо резко упало сельскохозяйственное производство.
В результате экономической модернизации в России резко увеличились имущественная дифференциация,
явная и скрытая безработица, значительно снизился жизненный уровень людей, занятых
в бюджетной сфере, инвалидов, пенсионеров. Однако постепенно укрепляются позиции владельцев
собственности во всех сферах общественной жизни. Резко выросла зависимость российской
экономики от Запада в лице международных финансовых организаций.
Внешняя политика новой России была направлена на расширение и углубление отношений с США
и странами НАТО, преодоление последствий разрыва экономической интеграции стран бывшего
социалистического лагеря, налаживание связей с бывшими республиками СССР, развитие СНГ.
Последствия этой политики: ослабление военной мощи России, жесткая зависимость от глобальной
политики США и НАТО, ослабление влияния на страны третьего мира, утрата позиций на мировом
рынке вооружений, в значительной мере формальное существование СНГ.
В конечном итоге Россия сохранилась на пути модернизации и постепенно начала преодолевать
негативные последствия распада СССР и первоначального периода либеральной демократии.