Причины феодальной раздробленности
Формирование феодального землевладения: старая родоплеменная знать, оттесненная некогда в тень столичной военно-служилой знатью, превратилась в земских бояр и образовала вместе с другими категориями феодалов корпорацию земельных собственников (сложилось боярское землевладение). Постепенно столы превращаются в наследственные в княжеских родах (княжеское землевладение). "Оседание" на земле, возможность обойтись без помощи Киева приводили к стремлению "обустройства" на местах.
Развитие сельского хозяйства: 40 видов сельского земледельческого и промыслового инвентаря. Паровая (двух- и трехпольная) система севооборота. Практика удобрения земли навозом. Крестьянское население часто перемещается на "вольные" (свободные земли). Основная масса крестьян лично свободные, ведут хозяйство на землях князей. Решающую роль в закабалении крестьян играло прямое насилие феодалов. Наряду с этим - использовалось и экономическое закабаление: в основном - продуктовая рента, в меньшей степени - отработки.
Развитие ремесла и городов. В середине XIII века по летописям в Киевской Руси насчитывалось свыше 300 городов, в которых имелось почти 60 ремесленных специальностей. Особенно высока была степень специализации в области технологии обработки металлов. В киевской Руси происходит формирование внутреннего рынка, но приоритет все-таки остается за внешним рынком. "Детинцы" - торгово-ремесленные посады из беглых холопов. Основная масса городского населения - меньшие люди, кабальные "наймиты" и деклассированные "убогие люди", челядь, жившая на дворах феодалов. В городах проживает также городская феодальная знать и формируется торгово-ремесленная верхушка. XII - XIII вв. на Руси - это эпоха расцвета вечевых собраний.
Главной причиной феодальной раздробленности является изменение характера отношений между великим князем и его дружинниками в результате оседания последних на землю. В первые полтора века существования Киевской Руси дружина полностью находилась на содержании у князя. Князь, а также его государственный аппарат, собирали дань и другие поборы. По мере того, как дружинники получали землю и получали от князя право собирать налоги и пошлины самим, они пришли к выводу, что доход от военно-разбойничьей добычи менее надежен, нежели сборы с крестьян и горожан. В XI веке усилился процесс "оседания" дружины на землю. А с первой половины XII века в Киевской Руси преобладающей формой собственности становится вотчина, владелец которой мог распоряжаться ею по своему усмотрению. И хотя владение вотчиной накладывало на феодала обязанность нести воинскую службу, его экономическая зависимость от великого князя значительно ослабла. Доходы бывших дружинников-феодалов больше на зависели от милости князя. Они сами обеспечивали себе существование. С ослаблением экономической зависимости от великого князя ослабевает и политическая зависимость.
Значительную роль в процессе феодальной раздробленности на Руси сыграл развивающийся институт феодального иммунитета, предусматривающий определенный уровень суверенитета феодала в границах своей вотчины. На этой территории феодал обладал правами руководителя государства. Великий князь и его органы власти не имели права действовать на данной территории. Феодал сам собирал налоги, пошлины, вершил суд. В результате в самостоятельных княжествах-вотчинах образуется государственный аппарат, дружина, суды, тюрьмы и т. д., удельные князья начинают распоряжаться общинными землями, передают их от своего имени во власть боярам и монастырям. Таким образом формируются местные княжеские династии, а местные феодалы составляют двор и дружину этой династии. Огромное значение в этом процессе сыграло введение института наследственности на землю и населяющих ее людей. Под влиянием всех этих процессов изменился и характер отношений местных княжеств с Киевом. На смену служебной зависимости приходят отношения политических партнеров, иногда в форме равноправных союзников, иногда сюзерена и вассала.
Все эти экономические и политические процессы в политическом плане означали дробление власти, распад прежней централизованной государственности Киевской Руси. Этот распад, как это было в Западной Европе, сопровождался междоусобными войнами. На территории Киевской Руси сформировались три наиболее влиятельных государства: Владимиро- Суздальское княжество (Северо-Восточная Русь), Галицко-Волынское княжество (Юго-Западная Русь) и Новгородская земля (Северо-Западная Русь).Как внутри этих княжеств, так и между ними, в течении длительного времени проходили ожесточенные столкновения, разрушительные войны, которые ослабляли силу Руси, приводили к разрушению городов и сел.
Главной разъединительной силой выступало боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между силившимся боярством и местными князьями возникли противоречия и борьба за власть. Причины феодальной раздробленности
Внутриполитические. Единого русского государства не существовало уже при сыновьях Ярослава Мудрого, и единство поддерживалось скорее родственными связями общими интересами в обороне от степных кочевников. Движение князей по городам по "Ряду Ярослава" создавало нестабильность. Решение Любечского съезда ликвидировало это сложившиеся правило, окончательно раздробив государство. Потомков Ярослава больше интересовала не борьба за старшинство, а увеличение собственных владений за счет соседей.
Внешнеполитические. Половецкие набеги на Русь способствовали во многом консолидации русских князей для отражение внешней опасности. Ослабление натиска с юга разрывало союз русских князей, которые в междоусобицах сами не раз приводили на Русь половецкие войска.
Экономические. Марксистская историография выдвигала экономические причины на первый план. Период феодальной раздробленности рассматривался как закономерный этап развития феодализма. Господство натурального хозяйства не способствовало установление прочный хозяйственных связей между регионами и вело к обособленности. Появление феодальной вотчины с эксплуатацией зависимого населения требовало сильной власти на местах, а не в центре. Рост городов, колонизация и развитие новых земель привели к возникновению новых крупных центров Руси, слабо связанных с Киевом.
Политическое и государственное устройство земель древнерусского государства
Земля образовалась посредством сплачивания вокруг своего центра округи с населением. Она росла так, как растет снежный ком, накатываемый в нглубоком мартовском снегу. Центром в б-стве случаев выступал город-древний племенной центр. Ключ. называет их “городовыми областями”. Самое хар-ное -они этнически неоднородны. термины земля и волость указывают на обозначение всего населения гос-ва. **Адм-ное деление. Самый круп. элемент земли -волость, подразд. на верви и погосты (1-в юж. областях, 2-в северных). Смысл термина волость раскрывается еще и в том, что ее жители составялют округ -круг людей, кт сходится на думу, т.е. на вече. Т.о. волость -крупная полит. единица. **Слово вервь от арийского Warf-linea - связь кровного родства, перенесенная на тер-рию определенного рода. В западнорусских памятниках права наряду с термином вервь употребляетмя мiръ, мiрщина, созданная для уплаты того, что у нас носит название дикой виры. В основном вервь явл. союзом для платежа виры, в т.ч. и дикой. Погост в Новгороде наряду с вервью означал, т.о., финансово-податную ед-цу. Одновременно погост обозначал церковь с приходом. **Кроме верви и погоста наше утройство знает еще сотни и потуги (1-подразделение чисто военного порядка, 2-податная единица). Тер-рия, по кт князь ездит для сбора с нее дани, получает наим. уезда. Если волость достается князю в силу раздела тер-рии нкязем-отцом между своими детьми, то такая волость называется уже “уделом”. **Границы всего этого менялись ежегодно. поэтому -выработка этнического единства на основе единства тер-ного. ГОРОДА. Поначалу слово “градъ”, родственное скандинавскому “gardr”, современ. “gard”, означало укрепелнное или огражденное место (arx) -древнее городище, как место компактного проживания рода. Для сравнения, в др. славянских языках под городом понимают “място” или ”место”. Постепенно города приобрели современ. очертания и содержание. Помимо города знали пригород (Лаврентеевская летопись: “на что же старейшие (города) сдумают. на том же пригороди станут”)
Вече и князь в древнерусском государстве
Князь существовал потому, что сущ-вало общее признание наличия его власти. Без народа князь ничего не значил. Вся гос. машина определялась симбиозом князя и институтом демократии (вече) -до монг-татар. Сама форма вече говорит, что это прямая непосредственная демократия. Вече -собрание вооруженных соплеменников. Компетенция: гл. компонент- признание или изгнание князя. Везде, во всех удельных княжествах вече это делало свободно (черниговцы -ольговичей, киевляне -мономаховичей). Вече -высшая суд. инстанция, если стоял вопрос об изгнании князя. Факты призвания князей осущ-лись договором между вечем и князем. Факт изгнания облекали в форму “выреда” -уничтожение договора. Князя могли убить, посадить в тюрьму. Произвол ничем не был ограничен. Вече решало вопрос войны и мира. Князь своими силами войну вести не мог (мала дружина). Аоскова -нар. ополчение, кт состояло из своб. граждан, участвующих на вече. Народу князь нужен был как военный специалист. ст108 Псков. суд. грамоты: вече спокойно и свободно законодательствовало. О других вече данных нет. До эпохи империи в Р. господствовало обычное право, нужды в письменном праве не было. Вопросы компетенции вече не были ограничены вообще (это чрезвычайный орган). В 1173г вече г.Галича посчитало, что князь пренебрегает супруж. обязанностями (любовницу сожгли, сына сослали). Срок заседания вече беспределен. 1218г в Новгороде: пока не решен вопрос. по ктму вече созывалось, оно не распускалось. Решения принимались ЕДИНОГЛАСНО (только после Петра б-ством). Князь управлял по дворцово-вотчинному принципу. Вотчина князя употр. в 2х значениях: 1)земля, кт населена людьми князя. 2)ко всему княжеству с пригородами. **Властные отношения при феодализме регулируются частным правом (это роднит наше право с западным). Способы управления вотчиной: 1)командование войском. 2)собирание дани (до монголо-татар-это добровольные дары). 3)князь может судидь население. Именно судебные пошлины и составляют основной доход князя (т.е. князь в основном жил за счет суд. пошлин). Князь был третейской (незаинтер.) стороной, т.е. судил непредвзято, поэтому его суд был предпочтительнее. 4)законод-во князя. В основном они законодательствовали в отношении себе подобных -княжеские ряды (договоры): а)разграниечение тер-рии. б)не собирать дань на чужой тер-рии. в)одни князья обязуются не переходить по призванию вече в др. вотчину (каждый да держит отчину свою -Любеческий съезд 1095г). **Проблема дифференциации князей: князья богатых и бедных княжеств. В Моск. эпоху стал меняться тон межкняжеских рядов. Брачные контракты между князьями. Земское управление выражалось в категории 2х долж. лиц: посадник -от имени князя творили суд и расправу в городах; тысяцкий -уполном. лицо вече, кт его и избирало. Рук-дил нар. ополчением, отправлял правосудие от лица города. Помощь князю в виде совета оказывала Княжеская Дума. Придворный княж. совет -до Моск. царства был вместо княж. думы. Принцип княжеской друины строился на преданности.
Русская правда. Происхождение.
Народы, сокрушившие Рим. империю, создавали свои сборники обычного права. Самые первые варварские правды записаны в к.5века (lex sabica). Поселдняя -13в -Ютландская правда (датчан). Особенности вар. правд: они однотипны, т.к. содержат записи обычного права. Одинаковы как по матер. содержанию, так и по формальному (РП= Салическая). Однотипны по структуре (нет систематизации). Нормы в них идут беспорядочно. Они явл. сборниками процессуального (формального права). Предписывают форму установления права. Формы штрафов (вира -на смену корв. мести) примерно везде одинаковы. **РП дошла до нас во множ-ве рукописей (в летописях и кормчих). Древнейшая из них (синодальная) -12в. В общих списках наименование памятника, порядок и число статей большеей частью различны. Различают 3 редакции: Краткую (43 статьи -уставы Ярослава и сыновей. Список академический). Пространная (121ст, список синоадбнгый, троицкий, карамзинский и др). Сокращенная из простарнной (не имеет значния, список кн. Оболенского). **Т.о. в составе РП различают 3 сборника: Правду Ярослава, Правду Ярославичей и Правду Простарнную. Правда Ярослава. Составлена не позже времени Ярослава (в ней не говорится об отмене мести, соверш. сыновьями Ярослава). Имеет систематический, а не хронолог. состав. Но не все уставы Ярослава вошли в нее. Правда Ярославичей -сборник разновременных уставов, данных этими князьями (как 3мя в совокупности, так и нект. в отдельности). Состав хронологический: законы, изменные иисправленные, сохраняются наряду с позднейшими их исправлениями. Сборник не охватывает всех уставов Ярославичей, но содержит уставы, изданные раньше Ярославичей. Правда Ярославичей -дополнит. сборник к Правде Яросолава (в нем нет важнейших постановлений -об убийстве и др.). Правда Пространная-имеет 2 половины: первую (вероятно, законченную при Мономахе) и вторую (дополнительную). Первая половина 0систематический сывод Правды Ярослава и его сыновей и последующих узаконений. Вторая -позднейшие приписки (12в и вероятно 13в), кт вносились в сборник целыми уставами (таков устав о закупничестве, о наследстве и о холопстве). Хар-р Пространной правды более научный: в ней сводятся разновременные постановления в одно; однородные постановления обощаются; уничтожается казуистическая форма законов. Состав Простарнной Правды окончательно сложился не позже половины 13в, т.к. она внесена в кормчую, написанную примерно в 1284г. Источники РП:основа РП- княжеские уставы. В РП упоминаются отдельно: урок Ярославль (о пошлинах в пользу вирника), устав Изяслава о вире за голову конюшего, устав 3х Ярославичей об отмене мести и об отмене убийства раба за оскорбление своб. человека, устав Вл. Мономаха о процентах. **Но в РП вошли постановления и др. князей, не упомянутых в ней. Княж. уставы возникали иногда по частным поводам. когда князю призодилось судить кого-либо и выносить приговор, не имеющий оснований в предшествующих уставах. Т.о. судебные приговоры могут быть признаны особым источником РП. Но суд. приговоры основывались большей частью на обычном праве. Собирая их, составитель собирад собственно постановления обычного права. Собиратели включали в сборники и выбранные отдельные постановления из Византийских кодексов (напр, постановления от ответ-сти господина за преступления его холопа взяты из Эклоги).
Cудебный процесс по Русской Правде
Процесс др. рус. права был неформален. Включал 4 стадии. 1 стадия-заклич. начало: лицо обнар, что пропала вещь или найдено тело (ст35). Необходимо всенародно огласить, нужны свидетели заклича, устная форма. 2стадия-свод-отыскание ответчика (в гражд. правовом деле) . Пр. ред. ст.36. В угол. деле -след (ст77 Пр. ред). Положение РП: если лицо, кт продавало вещь и после заклтча говорило, что это его вещь, то все шли на свод 12 мужей. Если лиоцо говорит, что вещь не его, но куплена или кто-то поручил продать, то все идут на свод (способ отыскания вора). Стороны шли от одного предполагаемого вора к другому, пока не находили истинного соб-ка. Т.о. свод мог идти очень долго, поэтому за горожом он мог прожолжаться только 3 раза. А если ответчик опять на кого-либо ссылался, то его признавали виновным (штраф). А в чужую землю свода нет (ст39 Пр. ред). Т.о. свод-виндикационный процесс. 3 стадия -судоговорение (стороны выступают с док-вами и со свидетелями). Состязательный хар-р. Гласное и устное. 4 стадия-вынесение решения. Тоже неформальная стадия. Если дело уголовное, то приговор приводился немедленно, иначе если дело гражд. правовое -то не приводилось автом. в исполнение, енобходимо заключение соглашения об исполнении приговора (3-6 месяцев). Если ответчик отказывался, то потерпевший имел право обратиться в суд и просить ответчика головой (чел. становился рабом). Суд. док-ва. В др. период. суд. док-ва не были подвержена формализации. Свид. показания делились: видаки и послухи (соприсяжник). Разл. кол-во послухов (по РП -2-6). Варяг (ин-ец)-льготы в выставлении послухов (только 2). Русский-6. Божий суд -это прямое наследство представления древних о том, что суть истины. К Богу обрашались, чтобы он надоумил. Ордалии-на руси-железо и вода. Рота -торж. принесение присяги. Чел. клялся богами и этого достаточно. По РП за клятвопрест. - смерт. казнь. Поле -суд. поединок. Позднее известы случаи выставления за себя проф. бойцов. Отказ -проиграл. Письменные аты -доски и записи. Непосредственные улики — раны, ссадины.
Органы суда по Русской Правде
Органы суда разд. на 2 вида: вотчинный суд, суд земледельца и суд публичный -князя иди любого др. уполном. органа. Вотчинный суд зародился из суда pater familias над своими домашними и предполагает однозначную власть в вершении приговора над ними. Сюда же -внутриродовой суд, суд старейшины рода, затем превратившийся в суд общины. Отношение к суду меняется тогда, когда появл. потребность в услугах третьего незаинт. лица: 1)КНЯЗЬ. В РП князь указан как орган суда и по делам своей вотчины, где он есть лицо заинтересованное, поэтому наст. судом он не занимался, а скорее управлением, и как судья по делам публичным, делам всей округи и волости, где он правит. Ст.38 Акад.сп. предлагает вести татя на княжий двор, где и будет суд. Поэтому точнее определят князя как орган суда через термин “княжий двор”, поскольку суд его тиуна есть не суд в юр. смысле этого слова, а вынесение решения по делам, возникающим в ходе функционирования княжеской соб-сти. **Вирник князя- служащий суда князя, посланный собирать виру по уже произнесенным приговорам. Сюда же относятся и отроки, детские, мечники и пр. лица из РП. Компетенция княжего суда как уголовная, так и гражданская. Князь конкурирует с церковным судом в вопросах наследственного права закупов и смердов, но не бояр. **Бояре (дружина) помимо вотчинного суда, судят свободных, получив на то право от князя, т.е. поступив к нему на службу посадником. **Смесной (составной) суд с посадником и владычным наместником по 2ум категориям дел: 1)когда стороной вытсупает мирянин, а с другой -церковнослужитель. 2)сторонами в споре явл. 2 церковных человека (изгой, слепец, калека, убогий -под покров-вом церкви). **Суд посадника в Новгороде -сам-ный орган, судит вещные иски. Суд тысяцкого судит иски из обязательств. Суд архиепископа-судит свой суд святительский по правилу св. Отцов, по номоканону, по княж. уставам, судит боярина и простого человека. Суд 12 мужей (извод). Орган составляется при изводе, когда ответчик отказ. вернуть вещь, настаивая, что она его. 12человек -судьи и одновременно шеффены. Их задача -установить факт и определить право одновременно. **СУДЬИ. Намеки в РП: выборные или назначенные князем или вече судьи в местностях. Суд публичен. Дело судится тут же на торгу. Вервь участвует в суде как одно целое, обступая место суда. Вервь-не отличается особым статусом (либо ответчик при уплате дикой виры, либо свидетель в случае гона следа, либо исполнитель накзания при потоке и разграблении).
Разряды населения древнерусского государства
Население древнерус. гос-ва делилось на свободных и несвободных. Свободные поначалу не имели сословных перегородок. Общество делилось по профессинальному признаку (разряд хлебопашцев, но он мог стать и воином). Для того, чтобы показать ценность человека для гос-ва говорят, что это лучший, гадший человек, иначе-черный, простой. летописи делили население на городских и низинных (не город). Древняя аристократия: Боярин (понятие власти: один побеждал 5х и поэтому его голос имел больший вес). Боярство состояло из 2х слоев: земские бояре (туземная аристократия) и княжие мужья (варяги, кт заняли место убитых туземных аристократов). Были огнищане, гости (иноземцы), купцы, черный люд. Скандинавы и евреи -из б-ство в городе, славян меньше 15%. Смерд -муж, юр. свободные люди. Их зависимость от князя -дань и полюдье. В лице смерда князь терял налогоплательщика, а не зависимого человека. Закуп -брал купу у князя (кредит). Он ручался своим трудом и свободой за долг, но он был юр. свободен. Договор же умалял нект права -дееспособность. Закуп имел свое соб-ное имущество, имел право иска. По крупным искам за закупа в суде выступал господин. Если закуп бежал от господина, не выплатив долг, то он становился обелем -полным холопом =раб. Как прекращался договор займа, мы не знаем (ст.122 Карамзинского списка -срок договора -1 год, а по истечении либо закуп возвращал кредит, либо становился рабом). Изгои -Рус. правад устан. равную цену за убийство изгоя и свободного. Изгой -отвержен от союза, не имел корней ни в одном из них. 4 источника пополнения: 1)холоп на волю выкупится. 2)князь осиротел (у него нет княжения). 3)поповский сын грамоте не выучится . 4)купец задолжает. Викинг -это профессия (считали др. скандинавы) -мор. разбой, торговля. **Несвободные -холопы (слово раб употр. редко). Челядь -это домашние слуги (оже от челяди плод или от скота). Юр. положение челяди =вещи. Положение раба напоминало положение пикуля в рим. гос-ве. Холопов отпускали, если от принимал Х-во. За жестокое обращение с холопами наказывали. Если холоп получал сильные увечья, его освобождали. Если старился, его кормили бесплатно.