Тема 1.1. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Философия является одной из важнейших составляющих духовной культуры человека, особой
формой мировосприятия, поэтому выделение особенностей философского знания, предмета
философии и определение ее роли в жизни человека должно строиться через сопоставление с другими
формами человеческого знания.
Надо сказать, что духовная культура как сфера высших духовных проявлений человека служит
основой человеческой жизнедеятельности. Те знания и ценности, которые она содержит, человек и
общество ставят в основу своего поведения. Каждая форма знания занимает свое особое место,
регулируя ту или иную деятельность. Философия появляется в процессе длительного развития
духовной культуры и получает особый статус в системе человеческого знания.
Самая древняя форма человеческого знания – операциональное знание. В своей повседневной
жизни древние люди, так или иначе, использовали определенные доступные им сведения об
окружающем мире. В этот период знание существовало в его самой примитивной – рецептурной
форме (когда знанием регулируется определенный тип действия с его особенностями). Знание и
конкретное действие были слиты друг с другом. Древний человек пользовался символами, но не
мыслил их как обозначение чего-то внешнего (бога, внешних сил, внешнего субъекта), отличного от
него самого, как и не мог рассматривать установившиеся у него в сознании отношение (например
сходство) как связывающее объекты, но в то же время отдельное от них. Отсюда – слияние символа,
и того, что он обозначает, а также слияние части и целого (имя человека выступало как сущность,
часть человека, также заместителем могла выступать прядь его волос, тело и т.д.). В культовых
действиях операции осуществлялись именно с заместителями объектов, а не с самими объектами.
Операциональное знание не знало резкого противопоставления субъекта и объекта, субъективного
и объективного. Оно отвечало лишь на вопрос «как?», как должна быть осуществлена координация
деятельности субъекта, раскрыть существенные связи явления оно оказывалось неспособным.
Последующее знание в истории человечества – онтологическое – возникло как результат
уплотнения операционального знания, в целях совершенствования его деятельности. Дело в том, что
операциональное знание, отвечая на вопрос «как», должно было предусматривать бесконечное
множество частных случаев действия. При всей его действенности и практичной эффективности
оно становилось неэффективным в случае как управления общей ситуацией (когда невозможно было
учесть все многообразие вариантов частного действия), так и передачи информации, особенно – от
поколения к поколению: необходимо было передавать большое количество информации, предусматривающей
все случаи действия.
Онтологическое же знание как раз было эффективнее в этом отношении – оно, говоря не о
конкретном действии, а об объекте действия, содержало в скрытом виде всю информацию и о
конкретных действиях.
В последующем развитии человека частных знаний было недостаточно и для понимания места
человека в мире природы, для осмысления целей и идеалов его жизни. Поэтому возникает так
называемое мировоззренческое знание как разновидность онтологического.
Мировоззрение – это результат духовного освоения (осознания) мироздания с точки зрения
взаимоотношения таких основных его частей, как человек и природа.
Мировоззренческое знание выступает как совокупность идей, взглядов, представлений о мире и
о месте в нем человека.
Объектом мировоззрения выступает мир в целом. Предметом же мировоззрения является
взаимоотношение мира человека и мира природы. В этом смысле мировоззрение – это не простая
совокупность знаний о мире. Центр внимания в мировоззрении – вопрос о соотношении мироздания
как такового с его активной, целеполагающей частью – людьми.
Духовное освоение мира имеет два уровня, отсюда и два уровня мировоззрения:
1) эмоционально-образный;
2) логико-рассудочный.
На первом уровне мир осознается человеком через перенесение на него качеств и форм человека
и человеческого общества. На втором – человек осознает себя и свое общество, перенеся на себя
12
свойства и законы природы. К мировоззрению первого типа относятся, например, мифологическое,
религиозное, художественное и т.д. Ко второму типу – философское, теологическое.
Эти уровни мировоззрения в основном различаются:
1) по степени расчлененности субъекта (S) и объекта (О) в знании. На первом уровне не
проводилось резкого разграничения человека и мира: мир мыслился как продолжение
человеческого «я», поэтому поиски причин явлений сводились к вопросам «кто» и «как». На
втором уровне, более высоком, человек переходит к раскрытию сущностных причин, отвечая
на вопрос «почему», так как уже отделяет себя от мира, видя его качественную особенность;
2) по способу (форме) существования знания. Мифология, религия, искусство, обыденное знание
складываются в форме чувственно-образного знания, а знание второго уровня – абстрактнопонятийное.
В мифологическом мировоззрении мир наделялся чертами человека (активностью, целенаправленностью,
сознательностью), причем все проблемы осмыслялись на эмоционально-образном уровне.
Формирование образов шло через ряд единичных, конкретных образов. Образ при этом понимался
безусловно (поэтому, согласно мифу, мир населялся богами, кентаврами и т.п.).
В религиозном мировоззрении к мифологическому пониманию добавляется преклонение перед
образами на основе идеи о том, что человек своими действиями способен умилостивить природу
(обряд, культ). Поэтому религия нацелена на осуществление некоторый системы действий, носящей
культовый характер в отличие от утилитарно-практического знания. Причем эта система действий
опосредована произволом сверхъестественной личности.
В художественном мировоззрении образы, которыми человек наделяет природу, понимаются
условно.
С развитием общества, практики появились возможность и объективная необходимость в
построении более строгого концептуального объяснения мира и жизни людей в целом.
Формируется рационально-философское знание, направленное на решение глобальных вопросов
о происхождении мира (земли, звезд, солнца), человека и сознания, об отношении человека к природе
и другим людям.
Философия, находящаяся на втором (логико-рассудочном) уровне, характеризуется:
1) рационализированностью и системностью, т.е. основана на доказательности, а не на вере и
вымысле, опирается на четкие понятия и категории, внутренне едина;
2) осознанностью проблемы человека, как части проблемы структуры мира.
Сущность философии определяется прежде всего ее мировоззренческим характером, она
заключается в размышлении над всеобщими проблемами в системе «мир – человек».
Философия – это концептуализированная система взглядов на мир в целом и на отношения человека
к этому миру.
Место философии в жизни человека и общества определяется двояким образом:
1) как обобщенная сущностная информация о мире в целом и отношении человека к этому
миру;
2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.
__________________
Тема 1.2. ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Прежде всего следует отметить, что философия обладает мировоззренческим характером, т.е.
представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы « мир – человек»,
выражая его отношение к действительности. Но это особое мировоззрение – рациональнотеоретическое.
Оно дает ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и
ценностях человека, поэтому направлено на рационально-теоретическое постижение всеобщих форм
бытия и освоения его человеком. Сам человек в философском мировоззрении представлен как часть
универсума, философия дает понимание его места и предназначения в природном, социальном и
духовном мире. Причем человек понимается не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие
особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью,
способное в познании, в практике проявлять активное отношение к миру.
13
Этим философия отличается от других форм мировоззрения: она есть сущностное мировоззрение.
Еще Аристотель в « Метафизике» отмечал, что философия – это «…наука, исследующая первые начала
и причины…»
Философия не просто констатирует наличие человека и мира, она раскрывает глубинные основы
бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках.
Поскольку философия имеет теоретизированный характер, она сближается с наукой, однако эти
формы знания не тождественны.
Философия формировалась на основе противоречия между предфилософией и зачатками
теоретического (научного) знания, требовавшими для своего объяснения не догматические фантазии,
а обращения к природным, причинным связям. Принципиально новое осмысление вело к возникновению
в структуре мировоззрения новых знаниевых форм – абстрактных понятий, концепций.
История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и с гносеологической сторон,
развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.
Философское знание тем самым, как и научное, складывается, исходя из рационалистической
обоснованности, логической доказательности, а не ссылок на «авторитет» и «мнение». Способ
достижения знания – критичность и рациональные принципы познания. Поэтому по форме
существования и построения эти знания тождественны. Близки они и по цели познания: раскрыть
сущность мира и его всеобщие закономерности.
Вместе с тем философское знание как мировоззренческое не разрывает столь жестко S и О
познания подобно научному, которое все же более ориентировано на исследование объекта «самого
по себе», объективно. Философия же видит мир, оценивает его с точки зрения интересов, целей
человека, органически включенного в этот мир. Кроме того, и характер обобщения знания философией
иной: она познает всеобщее как данность мира в целом, а не отдельных его составляющих, что
происходит в конкретных науках.
Следовательно, обращение к всеобщему, познание всеобщего являются важной чертой философского
знания.
Еще одна особенность философского мировоззрения – рефлексивность. Философская рефлексия –
это не просто осмысление, а осознание предельных (исходных) оснований той или иной культуры.
Философия – умозрительна (оторвана от опыта, практики), поэтому рефлексия осуществляется над
знаниями, а не над конкретными событиями и явлениями; это – осмысление субъектом собственного
мировосприятия как целостности. Тем самым рефлексия, философское мышление, вскрывает
исходные смыслы той или иной модели культуры, формирует социальную и личную ориентации
человеческой деятельности, по праву занимая центральное место в системе мировоззрения.
Смысл же культуры выражается прежде всего в системе ценностей. По существу, все многообразие
окружения человека оценивается им с точки зрения различных критериев: добра и зла, истины и
неистинны, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого и
т.д. Рефлексирующая способность философии позволяет ей выделить основополагающую систему
ценностей-ориентаций и предпочтений человека той или иной культуры. В этом выражается
аксиологическая черта философского знания.