Тема 2.2. ДРЕВНЕВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Философия Древней Индии. Возникновение философии Древней Индии относится примерно к
средине I тысячелетия до н.э., когда стали складываться государства. Особенность социального
устройства заключалась в кастовом расслоении: жрецы, военная аристократия, земледельцы и
ремесленники, низшая каста – шудры. Между ними существовала строгая иерархия, которая
освящалась религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и
были носителями образованности и специальных знаний.
Древнеиндийская философия возникла на комментировании Вед (религиозные гимны, молитвы,
заклинания). Веды – древнейшие литературные памятники – начали складываться в III тысячелетии
до н.э. Они имеют особое значение для философии Древней Индии, поскольку она была недостаточно
отделена от предфилософии и других форм знания (религии, мифологии), поэтому многое из
содержания Вед перешло в философию. В них выражалось социоантропоморфическое мировоззрение
Ариев, художественное,мифологическое, религиозное знание, а также магия.
Согласно Ведам, мироздание (джагат) состояло из трех миров (лока), затем называлось «трилока»,
каждый из которых возглавлялся своим богом. Агни заведовал землей, Индра – воздушным
пространством, Сурья – небом. Человек понимался как творение богов и как часть живой природы.
Различие между растениями, животными и человеком особо не проводилось, так как люди, подобно
животным и растениям, имеют тело и душу. Тело смертно. Душа вечна. С гибелью тела душа не
погибает, она переселяется в другое тело – не только человека, но и животного и растения. Странствие
души по различным телам, не имевшее конца, называлось сансара. Сначала такое странствие,
переселение души из одного тела в другое было беспорядочным. Потом это было поставлено в
зависимость от поведения человеа, от его благочестия, от следования дхарме своей касты. Дхарма –
это первоначально бог закона и правосудия, затем сам закон. Каждая каста (варна) имела свою дхарму.
Нерадивое исполнение ее влекло за собой рождение в более низкой Варне, а то и в теле животного
или растения. Это было своего рода адом. Старательное же исполнение дхармы служило рождению
в более высокой касте. Так действовал закон воздаяния, или карма. Точное исполнение дхармы
представителем высшей касты, брахманом, освобождало его душу от дальнейших рождений и тем
самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступала мокша – освобождение. В учении
о сансаре, карме и мокше содержалась мысль, согласно которой рождение в низшей касте – наказание
за прошлые злодеяния, а служение высшей касте – залог посмертного рождения в еще более высоком
положении, переход же из одной касты в другую в течение жизни человека невозможен.
В качестве непосредственной подготовки к переходу к философскому мировоззрению можно
считать позднейшие части Ригведы – одной из составляющей Вед, где дано изложение происхождения
мира и первичной силы творения. Другая составляющая Вед – Брахманы также содержали
элементы предфилософии. Но в основном Брахманы – это описания религиозного ритуала. Брахманы
создали новую религию – Брахманизм, веховный бог которого Брахма (Брахман). Он не имел корней
ни в ведийской мифологии, ни в народном сознании. Культ Брахмы так и не получил широкого
распространения в Индии. Но Брахма – первое лицо в брахманистской троице. Два других – Вишну и
Шива. Брахма – бог-творец. Вишну – бог-хранитель. Шива – бог-разрушитель. Они заслонили старых
богов, которые стали рассматриваться как воплощение этих трех богов. Затем Вишну и Шива стали
главенствующими богами, и брахманизм распался на шиваизм и вишнуизм. Главное божество
вишнуизма – это даже не Вишну, а его воплощение – Кришна (черный).
В Брахманах нет целостной религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются
некоторые понятия, которые становятся центральной темой Упанишад. С мифологией брахман во
многом связан позднейший индуизм.
Упанишады (буквально «сидеть около») образуют завершение ведической литературы. Несмотря
на отсутствие системности и доказательности, Упанишады стремятся осмыслить мифологию и ритуал.
Тысячи богов сначала сводились к 33, а затем к одному Брахману. Боги становились все более
отвлеченными, в особенности Брахман. Переход от мифологии к философии в Упанишадах нагляден:
живой мифологический бог Брахман переходит в отвлеченное философское начало брахман. Брахман
выступает уже как абстракный принцип, полностью лишенный прежних ритуальных зависимостей,
предназначенный для постижения вечной, вневременной и надпространственной, многоликой
19
сущности мира. Но все же о высшей реальности в Упанишадах говорилось одновременно как о
божественной личности, так и о безличном принципе, что свидетельствовало о разнородности
составляющих их воззрений.
Для обозначения индивидуальной человеческой души использовалось понятие Атман, хотя чаще
всего оно отождествлялось с Брахмой. Это понимание озачало идентичность различных форм бытия,
выяснение тождества бытия каждого индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира,
что и составляло ядро учения. В мироздании человек растворяется в Брахмане, исчезает, места для
личности не остается.
Неотъемлемой частью этого учения явилась традиционная для индийского мировоззрения идея
круговорота жизни (сансара) и закон воздаяния (карма). Отсюда и вытекает задача познания: лишь
тот, кто осознает единство Атмана и Брахмы, освобождается из бесконечной цепи перерождений и
возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его индивидуальная душа возвращается к
Брахме, где и остается, выйдя из-под влияния кармы. Это называлось «путь богов» (деваяна).
Упанишады имели большое значение в последующем для развития философии – их основные
положения легли в основу всех направлений, за исключеним материалистических.
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ,
и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные
(не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и
религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным
школам относились джайнизм, буддизм и школа чарваков – локаятиков.
В результате развития древних учений «мудрецов» возникла философия джайнизма. Последний в
ряду «мудрецов» – Вардхамана, живший, по преданию, в VI в. до н.э., получил прозвище Победитель –
Джина. Его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм в своей главной части –
этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям, что было
характерно для ряда индийских систем. Цель философии джайнизма – «святость», особый образ
поведения, при помощи которого достигается освобождение. Источником мудрости считался не бог,
а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения,
вытекающего из этого знания.
Джайнизм как этическое учение опирался на особое учение о бытии. Существует множество вещей,
наделенных реальностью и обладающих, с одной стороны, постоянными свойствами, а с другой –
случайными. Из неживых субстанций особое значение принадлежит материи (пудгала). Материя
выступает или как разделенная на элементы, далее неделимые (на атомы), или как собранная – в
виде сочетания атомов. Кроме материи к числу неживых субстанций принадлежат пространство,
время, условия движения и покоя. Все это в джайнизме обозначено как аджива – неживое. Живое
отождествлялось с одушевленным – джива. Для джайнов даже земля одушевлена. Правда, воздух,
вода, земля и огонь, а также растения обладают лишь чувством осязания, в то время как птицы,
животные и люди наделены всеми пятью чувствами. В целом джива вечна и непреходяща, но она
распадается на множество облеченных в самые разные материальные оболочки душ, которые
переходят из одного тела в другое (сансара).
Сущность человека также двояка: джива и аджива. Их связывает карма, понимаемая как тонкая
материя, которая образует тело кармы и дает возможность душе соединиться с грубой материей.
Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма
постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Кармы бывают добрые и злые.
Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, которые она приобрела, будучи
совершенной в своей естественной форме. Добрые кармы удерживают душу в круговороте
перерождений, и лишь когда человек избавится от злых и добрых карм, произойдет его освобождение
от пут сансары. Мокша понималась в джайнизме как полное и окончательное разъединение дживы и
адживы вообще, поскольку их соединение и есть карма как таковая. Человек при помощи своей
духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею. Бог – это всего лишь душа,
которая когда-то жила в материальном теле и освободилась от кармы и сансары. Освобождение души
еще при жизни возможно при помощи аскезы и благих деяний. Поэтому джайнизм уделял большое
внимание этическим проблемам, получившим название «Три драгоценности», или «Три жемчужины»
(триратна): правильное поведение, правильное познание и правильная вера. Правильная вера – это
вера в авторитет мудрецов – основателей джайнизма. Правильное поведение – соблюдение аскезы.
Правильное познание – душа должна смыкаться с предметами познания без всякого посредничества
чувств и ума. Но для этого надо устранить те кармы, которые препятствуют таким контактам.
20
На первой ступени такого знания джива (душа) воспринимает как отдаленные, так и мелкие
предметы. На второй – душа, преодолевшая в себе зависть и ненависть к людям, получает прямой
доступ к настоящим и даже прошлым мыслям людей. На третьей ступени достигается всеведение,
абсолютное знание, доступное, однако, лишь джинам – освобожденным душам.
В VI–V вв. до н.э. возникло другое влиятельное учение – буддизм. Буддизм, по легенде, связан с
именем Сиддхартхи Гуатамы, который считается его основателем. Время жизни Будды относится к
VI в. до н.э. Буддийская литература возникла значительно позже. Первая попытка систематизации
буддизма дана в так называемой «Трипитака», или «Три корзины учений»: тексты были записаны на
непрочных пальмовых листьях и занимали три корзины. В третьей из них рассматриваются
философские вопросы.
Первоначально буддизм возник как антибрахманское этическое учение. Брахманизм защищал
преимущество жрецов, буддизм же был ориентирован на городские низы. Буддизм пессиместичнее
брахманизма в исходном понимании жизни. Если брахманизм учил, что страдание – наказание за
грехи прошлых воплощений и что благочестие избавляет от страдания, то буддизм стал учить, что
любая жизнь – страдание и что в сансаре не может быть счастливых жизней. Кем бы ни был человек,
он обречен на болезнь, старость и смерть. И никакие жертвы богам не помогут. Единственное средство
избавиться от страдания – полность выйти из сансары.
Центром учения явились четыре благородных истины, которые Будда провозглашает в самом
начале своей проповедческой деятельности:
1) жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, невозможность достичь
желаемого – все ведет к страданию;
2) причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению,
рождению вновь;
3) устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды;
4) путь, ведущий к устранению страданий, – благой восьмеричный путь. Он включает в себя:
правильное суждение, правильное решение, правильную речь, правильную жизнь, правильное
стремление, правильное внимание и правильное сосредоточение. Будда был сторонником
среднего пути, т.е. отвергал и жизнь, посвященную чувственным удовольствиям, и путь
аскезы и самоистязания.
Каждое из положений разъяснялось с позиций нравственности, например, правильная жизнь
требовала соблюдения пяти заповедей (панчашила) буддизма: не вредить живым существам, не брать
чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей и
не пользоваться опьяняющими напитками.
Последняя ступень восьмеричного пути – вершина этого пути, к которой ведут все остальные
ступени, рассматриваемые как подготовка к ней, – правильное сосредоточение. Оно характеризуется
четырьмя степенями погружения (дхана) и относится к медитации и медитационной практике.
В результате достигается состояние нирваны. Слово «нирвана» означает «исчезнувший», «умерший»,
«прекратившийся», или «прекращение существования», «удовлетворение», «блаженство», «вечный
покой». Нирвана – это видоизменение понятия мокши. Но нирвана достигается еще при жизни. Тем
самым потусторонняя мокша как бы стала посюсторонней. Достичь такого состояния нирваны нелего.
Достигший ее называется архатом. Путь к освобождению от сансары открыт только монахам, однако,
согласно учению Будды, соблюдение этических принципов и поддержка общины могут подготовить
предпосылки ко вступлению на путь спасения в каком-то из будущих существований и многочисленным
группам светских буддистов.
О нирване в буддизме говорится много, но довольно неясно, иносказательно. Достижение нирваны
выше достижения неба, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана беспричинна как
и пространство. Она от века. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Буддийская этика
постепенно приобрела значение закона мироздания. Кроме того, для онтологии и антропологии
буддизма характерны теории зависимого возникновения, свое понимание кармы, учение об
изменяемости, утверждение несуществования души.
Теория зависимого происхождения говорит о том, что важно не то, что имеет ли мироздание
начало и конец во времени и пространстве или не имеет, важно то, что внутри мироздания все
причинно связано, все друг от друга зависит. Поэтому там ничто не происходит случайно. Если есть
это, то будет и то. Это одна из наиболее ранних в истории философии формулировка закона
причинности.
21
Для первоначального буддизма также характерно убеждение в универсальной изменяемости
сущего. Они учили: то, что кажется вечным, – исчезнет; высокое – снизится; где есть встреча – будет
и разлука; все, что рождено, – умрет.
В таком воззрении получила соответствующую трактовку и душа. Она – поток сознания, постоянное
становление, ибо душа меняется в каждый новый момент. Представление о душе как о совершенно
устойчивой, как о субстанции – иллюзия, привязывающая человек к миру страдания. Именно из
отрицания субстанциональности души буддизм выводил доказательство ее смертности. Но если душа
смертна, то как же возможна сансара, которую он не отрицал. А также действие закона кармы?
Ответ буддизма на этот вопрос состоял в том, что новая комбинация психических состояний,
возможно, определяется предшествующей комбинацией как бы по закону моральной наследственности.
Впоследствии буддизм видоизменяется: душа «восстанавливается в своих правах», обретая
вечность, лишь видимое, внешнее «я» мыслится преходящим. Будда обожествляется, принимая
множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о моральном кодексе
буддизма, о «восьмеричном пути».
Таким образом, древнеиндийская философия, по сути, сливалась с религией и мифологией. Это
видно в традиционном решении проблем, в используемой терминологии и понятиях. К числу других
особенностей этой философии также относится отсутствие ее связи с науками и слаборазвитое
индивидуальное начало.