Владимир Соловьев (1853–1900 гг.) – выдающийся представитель русской религиозной
философии, признанный авторитет для представителей школы «всеединства».
Идеи «всеединства» в завершенном виде предстали в работе «Чтение о Богочеловечестве» (1877–
1881 гг.). В ней Соловьев обосновывает единство мира. Единство, по его версии, сначала выступает
как идеальное единство в боге, идеальном сверхорганизме. Бог есть чистое мышление, что напоминает
идеальный мир Платона. Божественный мир состоит из трех главных сфер: сферы чистых духов,
сферы умов и сферы душ. Все эти сферы находятся в тесной и неразрывной связи между собой,
представляют полное внутреннее единство или солидарность между собой, так как каждая из них
восполняет другую, необходима другой, утверждается другой. Духи самостоятельны в самой меньшей
мере, пребывая в боге примерно так же, как наши мысли пребывают в нас. Умы уже более
самостоятельны и вступают в диалог с господом. Души же наделены самостоятельной волей. Эта
воля разделяет их в конце концов с отцом. Они получают самостоятельное существование в космосе,
а затем и на земле, в своем «царстве».
62
Но отделившись от цельного организма, они становятся ущербными, теряя понятие обо всем целом,
в котором они ранее пребывали. Им предстоит вновь обрести утраченное всеединство, но уже как
объединение всех людей в мировом масштабе, когда люди духовно возвысятся до такой степени, что
станут одной церковью, т.е. «телом Христовым». Следовательно, человечество должно стать одним
большим духовным организмом – в этом смысл движения нашей истории. Как писал Соловьев,
«вечный Бог вечно осуществляет Себя», ибо он не может не давать свободы душам, не может
пребывать в вечном самосозерцании, а вечно проходит стадии отделения от себя природного,
космического, где зарождается примитивная жизнь, которая должна развиваться до состояния
Богочеловечества и слиться с Богом вновь в единый организм.
Всеединство бытия у Соловьева распадается на безусловное и условное или обусловленное.
Безусловное – это бог, творческая воля которого пронизывает все. Условное, неистинное и
несоверщенное – это природа, внебожественный мир. Человек занимает некое среднее положение
между безусловным началом и преходящим миром явлений.
В теории познания Соловьев развивал идею «цельного знания». Он считал, что сущность истины
не постигается ни в опыте, ни в разуме, она не дается ни в ощущении, ни в логическом мышлении.
Опыт и ощущения раскрывают перед нами лишь относительную реальность мира. Разум и логическое
мышление свидетельствуют только об относительной разумности происходящего. И опыт, который
показывает нам, что бывает, и разум, определяющий, что должно быть, относятся к области условного
бытия, за которым, как определяющая его причина, находится безусловное начало всего сущего.
Безусловное, абсолютное, сверхсущее или, что то же самое для Соловьева, бог, составляют предмет
истинного знания. Здесь приложимо только мистическое или религиозное восприятие, от которого
наше логическое мышление получает разумность, а опыт – реальность. Однако хотя предмет познания
и не может быть определен ни как факт, ни как природа вещей, ни как материя, ни как мир явлений,
но все эти стороны, по мнению Соловьева, входят в состав истины как ее материальные и формальные
признаки. Существо истины – это «всеединство», постигаемое в «цельном знании», в основе которого
лежит всесторонний синтез религии, философии и науки, или иначе, – веры, мысли и опыта.
18. Русская религиозная философия. Философское учение В.Соловьева.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-01-14 06:54:09
Страница: 1