Субстанциональное понятие бытия. В ранней древнегреческой философии ставился вопрос о
простых началах материального мира, которые бы раскрывали сущность бытия. Примером тому
могут служить взгляды представителей Милетской школы, которые первоосновой мира называли
71
воздух, воду, огонь, землю. В этот же период появились более абстрактные понятия о субстанциональной
основе мира, не связанные с чувственным его восприятием. Это, например, «апейрон» у
Анаксимандра, понимаемый как беспредельная, неопределенная, бескачественная материя,
находящаяся в вечном движении. Особо значительны достижения атомизма (Левкипп, Демокрит) в
субстанциональном понимании бытия. Считая основой всего материальное начало (атомы), они
отошли от их описания в рамках чувственно-конкретных представлений. В своей онтологии они
решали вопрос о соотношении бытия и небытия, причем не как мыслимых понятий, а как физических
реалий. Атомы (бытие) противопоставлялись пустоте (небытию). В целом представители субстанциональной
трактовки бытия выступали как натуралисты.
Проблема бытия и мышления. Другая направленность греческой философии – учения о
соотношении бытия и мышления. Наиболее известно учение Парменида, который и вводит в
философию категорию «бытие». Это означало перевод рассмотрения физической сущности вещей в
рссмотрение их идеальной сущности. Мышление и бытие у Парменида совпадают, поэтому «одно и
то же мысль о предмете и предмет мысли». Получается, что реально существующий мир есть
одновременно и истинно сущее знание.
Сократ переводит проблему бытия и мышления в плоскость осмысления сущности морали, полагая,
что философия не должна заниматься исследованием явлений природы. Он считал, что истина и
добро совпадают. Поэтому познавая и получая истинные знания, человек преобразует и свои
человеческие качества. Следовательно, этические принципы заложены в самом устройстве бытия.
Мышление не противостоит бытию, совпадает с ним.
В системе Платона бытие состоит из двух миров, взаимосвязанных между собой. Подлинное
бытие – «мир идей», или мир сущностей. «Мир вещей» является производным от мира идей. Подлинное
бытие у Платона совпадает с истинным знанием. Аристотель, уточняя понятие бытия, заключал, что
бытие лишь абстракция, потенциальное, мыслимое бытие, а реально всегда существует бытие чегото,
т.е. бытие конкретных вещей. Исходя из этого, соотношение бытия и мышления есть соотношение
конкретного предмета и мысли о данном предмете.
С проблемой бытия в онтологии непосредственно связана проблема субстанции. Она сводится к
вопросу, возможно ли среди многообразных проявлений бытия раскрыть неизменное и устойчивое
единство, которое бы служило причиной появления всех других видов бытия, само не имело бы иных
причин существования, кроме самого себя.
Исторически первой трактовкой субстанции явилось ее отождествление с субстратом, вещественным
началом, из которого состоят все вещи, например, огонь, вода, воздух в Милетской школе.
Идея субстанции как материального субстрата представлена и в учении атомистов.
Принципиально иной подход к пониманию субстанции: субстанция – это не субстрат, а духовное
волевое первоначало. Так, у Платона – мир идей, у Аристотеля – «форма всех форм», бог –
в религиозной философии и т.п.
Можно выделить еще третий подход, где субстанция понимается и как порождающая неизменная
основа всего существующего, и как деятельная сила. Эту точку зрения мы находим в новоевропейской