Понятие духовности

В культурно-антропологическом контексте духовность неизменно рассматривалась через призму либо общесоциального светского, либо религиозного, либо индивидуально-субъективистского содержания. Было бы неверно отождествлять духовность только с религиозностью. В таком случае огромное богатство светских духовных ценностей не получили бы должного осмысления и использования. О том, что духовность существует не только в сфере религии, но и вне ее, свидетельствует вся человеческая культура, особенно нравственная и художественно-эстетическая жизнь людей.

Точка зрения, противопоставляющая светское и религиозное в духовной культуре, явно непродуктивна. Человеку необходимы обыденно-практические духовные ценности нерелигиозного характера, он испытывает соответствующие потребности. Он может интересоваться также религиозной верой, символами веры, религиозными догмами и культами. Светские и религиозные духовные ценности не должны противопоставляться как взаимоисключающие. Часто они взаимодополняют друг друга и делают духовный мир человека и духовность общества более богатыми. В этом проявляется также свобода выбора человеком типа мировоззрения, смысла и содержания своей личной духовной культуры. В большинстве современных государств утверждена правовая норма свободы совести. Она является основой формирования духовности человека и других субъектов общества.

В современной обществоведческой литературе проблема духовности также становится объектом пристального изучения. Большинство авторов используют данное понятие для объяснения идеального сознания, чувственности и рациональности, рассудка и разума, сферы социальных качеств человека. В последние годы это понятие стало широко употребляться в концепциях духовного возрождения России, в исследованиях процессов духовного производства, духовной культуры и ее видов, духовной жизни общества.

Существуют точки зрения, где духовность лишается самостоятельного статуса и отождествляется с другими, родственными категориями: сознанием, идеальным, идеологией, разумом, интеллектом, мышлением, душой, божественностью. Общую основу таких подходов составляет положение о том, что сознание есть идеальное (нематериальное) свойство головного мозга человека, высшей нервной деятельности. Так как идеальное не обладает материально-чувственными признаками, оно может быть выражено в языке в самых разных формах. Отождествляя, например, такие понятия, как "нематериальное", "дух", "душа", можно духовность соотносить с религиозностью. Но если идеологизировать роль идеологии, науки, информации в обществе, духовность окажется вне религиозности и свободомыслия.

Духовное имеет свою природу, содержание, статус. Оно позволяет соотносить различные нематериальные признаки и состояния человека с его материально-физическими характеристиками. Духовное выводится из свойств человеческого сознания, обладает и признаком идеальности, но оно не тождественно сознанию. Когда у инженера появляется идея новой машины, он создает вначале не реальную, а идеальную модель машины. Идеальное - это то, что нематериально и конструируется человеком в сознании в соответствии с его потребностями, целями, что может быть реализовано на практике. Идеальное - только сторона, признак духовности.

Границы между идеальным и духовным исчезают в сознании, мировоззрении, духовных качествах человека, так как все они - идеальные явления. Но они всегда различаются между собой содержанием и особенными признаками. Человеческое сознание обладает главными признаками: целеполагание, целесообразность, творчество, планирование и саморегуляция. Все эти признаки сознания нематериальны (идеальны), но их нельзя свести к идеальности. Различные состояния этих признаков сознания образуют важные показатели духовности человека. Но сознание не в полной мере выражает духовность человека. К функционированию сознания необходимо добавить смысложизненные идеалы и ценностные ориентации, переосмысленные и систематизированные знания, потребности и интересы человека, его верования и убеждения. На этой основе возникает качественная характеристика сознания, которая называется мировоззрением. Оно тоже идеально, но составляет жизненную позицию человека, его отношение к природе, социальной среде и к самому себе. В мировоззрении духовность существует и проявляется более зримо и конкретнее, чем в сознании, а тем более в таком его свойстве, как идеальность. Мировоззренческая духовность выражает уже состояние и переживания человека, его позицию. Но формирование духовности человека на этом не завершается.

Мировоззренческие элементы внутреннего мира человека, направленные на сам этот внутренний мир, закрепляются в качествах личности. Духовные качества, благодаря которым человек управляет своим внутренним миром и осуществляет на этой основе внешнюю активность, также являются важным элементом духовности человека. Она раскрывается через предметно-преобразующую деятельность человека в обществе и по отношению к природе, имеет свои тенденции развития и саморазвития. Поэтому духовность человека, других людей, общностей и сообществ имеет самостоятельный статус. Это во многом и позволяет говорить о нетождественных характеристиках сознания, идеального и духовного.