Раздел 6. ПОЗНАНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема 6.1. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ
Познавательное отношение к действительности вытекает из деятельностной сущности человека.
Его жизнедеятельность осуществляется посредством преобразовательного воздействия на окружающий
мир и на самого себя. Характер и направленность этой деятельности определяются
потребностями и интересами человека. Поскольку деятельность человека – сознательная, направленная
на реализацию выработанных идей, на преобразование действительности и его самого, то
познание помогает ему ориентироваться в мире, оно возникает как необходимая сторона его
жизнедеятельности.
В ходе становления человека освоение действительности основывалось первоначально на
обыденном опыте, затем, по мере расширения и углубления сферы воздействия на окружающий мир,
познавательное отношение становится особой стороной его жизнедеятельности, возникает
потребность во все большем количестве и многообразии знаний для обеспечения своего существования.
В философии исследованием познания занимается особый раздел – гносеология. Главная задача
гносеологии: открыть законы познания с тем, чтобы можно было ими воспользоваться, зная сущность
процесса познания. Гносеология, или теория познания, изучает всеобщее в познавательной деятельности
человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность – повседневная или
специализированная, профессиональная. Основная проблема гносеологии, «познаваем ли мир?»,
осмысливается, исходя из следующих вопросов: как относятся наши мысли об окружающем нас мире
к самому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир? Можно ли раскрыть
сущность предметов и т.д.
В истории философии две основные позиции: агностическая и познавательно-реалистическая.
Особенность агностицизма заключается в отрицании возможности достоверного познания сущности
материальных систем, их закономерностей. Еще Протагор (ок. 490 – ок. 420 гг. до н.э.) замечал, что
«Человек есть мера всех вещей». Поскольку разным людям свойственны разные знания и разные
оценки одних и тех же явлений, невозможно достоверное, т.е. общезначимое знание существа
окружающих явлений. Основатель античного скептицизма Пиррон (ок. 365–275 гг. до н.э.) считал
достоверными чувственные восприятия (если нечто кажется горьким или сладким, то это
утверждение будет истинным), заблуждение возникает, когда от явления мы пытаемся перейти к
сущности – его основе. Всякому утверждению о предмете (его сущности) может быть с равным
правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Этот акцент был усилен агностицизмом
в новоевропейской философии уже на базе достижений науки. Например, английский философ
Д. Юм, основываясь на том, что следствие отличается от причины, говорил о невозможности
выявления последней. Следовательно, по его мнению, доказательство наличия причинно-следственных
связей невозможно, есть только одна причинность – наша привычка ожидания одного явления
в связи с другим, за пределы психических связей мы проникнуть не можем, схватывая лишь немногие
поверхностные качества объектов. Сущность вещей для нас недосягаема.
Родоначальник немецкой классической философии И. Кант не отрицал существование вне сознания
реальных «вещей самих по себе», но считал их в принципе непознаваемыми. Воздействуя на человека,
вещи вызывают в нем множество разнообразных ощущений, которые оказываются упорядоченными
посредством априорных (до опытных) форм живого созерцания, а затем с помощью категорий
рассудка. Познаем мы лишь мир явлений, «вещь-в-себе» для познания неуловима.
На рубеже XIX–XX вв. сложилась еще одна разновидность агностицизма – конвенционализм.
Возросшая теоретизация науки, усиление роли научных понятий и теорий в качестве средств познания
расширили возможность конвенций (соглашений) в научном сообществе и создали представление о
независимости теории от объекта. Суть конвенционализма как концепции в том, что научные теории
и понятия представляются в качестве результата соглашения между учеными, а не отражением
объективного мира.
92
Познавательно-реалистическое направление в гносеологии, не отбрасывая всех сложностей
процесса познания, положительно решает вопрос о возможности познания сущности вещей, хотя
сам процесс и природа познания понимались неоднозначно. Так, в философии Нового времени
сформировались сенсуализм и рационализм. Обычно выделяют две стороны познания: чувственную
и рациональную. Их роль и значение в процессе познания определялись в зависимости от позиции
того или иного направления.
Сторонники сенсуализма признавали решающую роль чувств в познании. Основная формула
сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сама по себе эта формула не
вызывает особого возражения, так как наше мышление оперирует материалом, полученным из
органов чувств. Но радикальный сенсуализм принижает роль разума, сводя ее к простому
суммированию чувственных данных. Это приводит к непониманию как специфики чувственного и
рационального познания, так и диалектики соотношения между ними. Виднейшим представителем
сенсуализма Дж. Локком (XVII в.) была предпринята попытка вывести из чувственного опыта все
содержание человеческого сознания. По Локку, человек рождается с сознанием, подобным чистой
доске (tabula rasa). По мере воздействия внешней среды на сознание (органы чувств) на этой доске
появляются знаки, которые складываются и вычитываются мышлением. Слабые стороны сенсуализма
были подвергнуты критике со стороны рационализма (Б. Спиноза, Р. Декарт и др.).
Рационализм, наоборот, отводил решающую роль в познании разуму и впадал в другую крайность,
утверждая, что разум помимо чувств способен давать знание о действительности. Для объяснения
этой способности рационализм чаще всего обращался к теории «врожденных идей», которая
утверждала, что человеку врождено некоторое знание, и дело разума раскрыть его. Также
использовалось обращение к «рациональной интуиции», «предустановленной гармонии».
Однако в реальном процессе индивидуального познания чувственное и рациональное выступают
как взаимосвязанные стороны познания: чувственное познание направляется и стимулируется
рациональным, а рациональные понятия всегда оперируют чувственным материалом.
Чувственное познание состоит в непосредственной, конкретной координации внешнего поведения
человека с его внутренним состоянием. Оно имеет три формы: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение выступает субъективным идеальным образом предмета, так как преломляет воздействие
предмета через призму человеческого сознания. В ощущении фиксируется единичное свойство
предмета (боль, холод, жар и т.п.), но вместе с тем через связь субъекта с предметом отражается
объективная система отношений, в которые реально вступает и реально включен человек.
Восприятие – целостный образ материального предмета, данного посредством наблюдения.
Ощущения отдельно друг от друга не существуют. Они представлены как целостное образное
отражение того или иного предмета или явления.
Более сложная форма чувственного восприятия – представление. Это целостный образ предмета,
сохраненный в нашей памяти и тогда, когда предмет непосредственно не дан нам в ощущениях.
Чувственное познание всегда эмоционально окрашено. Эмоции являются активным, четким
выражением отношения человека к тому или иному явлению. Такое отношение всегда в явной или
скрытой форме содержит в себе оценку (плохое, хорошее, интересное, красивое и т.п.).
В человеческом чувственном восприятии есть еще один важный элемент, который присущ только
человеку. Человек способен охватить взглядом, наглядно представить себе не только то, что видел
собственными глазами. Значительная часть его чувственного опыта включает образы, которые взяты
из описаний, сделанных другими людьми. В этом проявляется исключительная роль языка с его
возможностью передавать информацию.
Рациональное познание осуществляется у человека в виде процессов мышления. Мышление – это
процессуальная сторона человеческого сознания, состоящая в опосредованной, отвлеченной,
обобщенной, знаковой координации внешнего поведения человека с его внутренним состоянием.
Оно представлено в трех формах: понятии, суждении, умозаключении.
Понятие – форма мышления, в которой объект мышления задан в его общих и существенных
признаках. Понятия в сокращенной форме аккумулируют и используют итоги многовекового
практического опыта человечества. Помимо понятий, которые фиксируют объективные существенные
свойства вещей, есть понятия, запечатлевающие отношения между вещами, например, цвет –
оттенок. Такие понятия фиксируют общие отношения вещей и явлений. Эти отношения являются
идеальными обобщенными объектами познания.
Суждение – форма мышления, в которой отражаются отношения между объектами и их признаками
посредством утверждения или отрицания: «Этот стол – зеленый».
93
Умозаключение – процесс мышления, в котором из одних суждений выводятся другие. Например,
на основании суждений: «Все металлы – электропроводны», «Железо – металл» выводится
умозаключение: «Железо – электропроводно».
Важное место в процессе познания занимает интуиция. Луи де Бройль, например, отмечал, что
теории развиваются и часто меняются коренным образом, что было невозможно, если бы основы
науки были чисто рациональными, большую роль в этом играют воображение и интуиция. Человек
как бы предчувствует, что это и есть правильное решение через «озарение», «наитие». Но интуиция –
это не область инстинктов или автоматизма поступков. Существенная черта интуиции – непосредственность.
Непосредственным знанием (в отличие от опосредованного) называют такое, которое
не опирается на логическое доказательство. Интуиция как новое знание в момент выдвижения не
следует с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теоретических
построений.
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования
с помощью доказательства.
Другие черты интуиции: внезапность и неосознанность. Открытие происходит всегда неожиданно,
случайно. Интуитивное «видение» совершается без явной осознанности путей и средств, приводящих
к данному результату. Иногда неосознанным остается и сам результат. Особое значение имеет
эвристическая (творческая) интуиция, которая отличается от стандартизированной тем, что всегда
рождает новое – знание, образ.
36. Проблема познания в философии. Основные способы ее решения.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12011-01-14 07:20:23
Страница: 1