Тема 6.4. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ
При характеристике знания возникает проблема его истинности. В гносеологии существует
несколько трактовок истины, например:
1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспондентская теория истины).
2. Истина – это свойство самосогласованности знаний (когерентная концепция истины).
3. Истина – это полезность знания, его эффективность (прагматическая концепция).
4. Истина – это соглашение (конвенционалистская концепция).
5. Истина – это опытная подтверждаемость знаний (позитивистская концепция).
Концепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется
еще классической, поскольку является древнейшей из всех остальных. Истоки этой концепции
восходят к античности – к Платону и Аристотелю. Платон говорил: «…тот, кто говорит о вещах в
соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе – лжет».
Классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что
она наиболее полно соответствовала целям познания, включая и научное познание. Действительно,
если взять в качестве критерия истины лишь самосогласованность знаний или соглашение между
познающими субъектами, то знания остаются как бы безотносительными к объекту познания. Если
же обратиться лишь к «опытной подтверждаемости» и «полезности» знания, то и этого оказывается
недостаточно, так как программы позитивизма и прагматизма ориентированы на индивидуальное
познание, в котором субъект должен в ходе своего опыта подтвердить истинность того или иного
знания. Это непосильная задача, поскольку невозможно все многообразие знания свести к опытной
подтверждаемости (чем и были подорваны позиции неопозитивизма).
Но и классическая концепция столкнулась с рядом проблем:
• Какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная?
• Каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование или сложный
процесс отражения реальности?
• Может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от
субъекта? Может ли быть истина объективной?
• Возможна ли абсолютная истина или истина всегда лишь относительна?
Вопрос об объективности истины достаточно сложный, поскольку мы знаем, что содержание
знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. Объективность истины понимается с учетом
следующих моментов:
1. Первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как
идеальному, в котором материальное представляется.
2. Истина всегда относится к направленному отношению «субъект – объект», из которого объект
никогда не может быть элиминирован (изгнан).
3. Субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько
личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного
субъекта – общества. Эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в
способах взаимодействия субъекта и объекта.
Вопрос об абсолютности истины имеет еще более проблематичный характер. Абсолютная истина
понимается как завершенное полное знание. Возможно ли такое? Поскольку истина определяется
через культуру общества, в зависимости от типов и способов деятельности, которые всегда
существуют в определенной конкретно-исторической форме, постольку истина всегда относительна,
так как существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется
знание. Поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жесткого закрепления за
результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены,
например, в математике, формальной логике. Употребление абсолютных истин по отношению к
97
внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь
там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению четких условий
закрепления способов получения и применения этих истин. Способ применения должен находиться
всегда в соответствии со способом получения знания. Почему же мы так часто склонны приписывать
значения абсолютной истины тем или иным знаниям, которые на самом деле таковыми не являются?
Ответ прост: когда способы получения знания и способы оценки его на истинность совпадают, то мы
характеризуем это знание как истинное. К тому же если не знаем другой альтернативы и не можем
выйти за рамки принятого образца познавательной деятельности, то придаем этому знанию значение
абсолютной истины.
Из сказанного следует, что истина всегда конкретна в зависимости от конкретных связей и
взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и
развиваются.
С истиной связано такое понятие, как заблуждение. Заблуждение есть непреднамеренное
несоответствие суждений или понятий объекту. Причины заблуждения многообразны. С гносеологической
точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадками и
предположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления,
основанные уже на известном. Это не всегда оправданно в получении нового знания.
Кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводят к заблуждению.
Сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны,
другие – менее. Сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных. Роль заблуждений
в познании неоднозначна. Они уводят в сторону от истины, мешают познанию. Но могут и
создавать проблемные ситуации, которые способствуют дальнейшему развитию познания. Так,
алхимия, оказавшаяся в целом заблуждением, развила ряд идей, оказавшихся истинными.