Малый и средний бизнес в условиях современной экономики

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры предприятия определяются, прежде всего, количеством занятых на нем. Как правило, по этому признаку предприятия подразделяются на: мелкие -- до 50 занятых, средние -- от 50 до 500, крупные -- свыше 500, особо крупные -- свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении размера предприятия важную роль играют и другие признаки -- объем продаж, величина активов, полученная прибыль. Так, у современных крупнейших американских фирм оборот капитала составляет 50 млн. долл.

Тенденция к росту размера предприятия связана с развитием производительных сил, концентрацией производства. Концентрацию производства следует рассматривать в двух аспектах: увеличение размеров предприятий и увеличение доли крупных предприятий в той или иной отрасли.

Концентрация производства на уровне предприятия позволяет выявить его оптимальный размер. Он определяется минимумом издержек производства и обращения на единицу продукции, т. е. рентабельностью. Хотя увеличение размера предприятия обычно ведет к снижению издержек на единицу продукции, этот процесс имеет границы. При достижении определенного масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением рентабельности предприятия. Поэтому в разных странах тенденция роста размера предприятия, характерная для первой половины XX в., сменилась в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР. Крупные предприятия не способны быстро перестраивать производственный процесс в соответствии с общественными потребностями, т.е. изменять ассортимент и качество продукции.

Современное акционерное общество значительно размывает само понятие «фирма» («предприятие»). Крупная фирма в настоящее время -- это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий. В современной фирме как системе предприятий концентрация производства проявляется в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности в деталях, узлах, комплектующих изделиях. Самостоятельность этих предприятий номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных предприятий, за рамки собственного капитала.

Оптимальность размера предприятия в рамках фирмы подчинена ее рыночной стратегии. Удовлетворение внутренних потребностей фирмы в каком-либо продукте делает оптимальным небольшое предприятие. А необходимость завоевания рынка для своей продукции, и особенно для нового продукта, предопределяет увеличение оптимального размера предприятия. Следовательно, оптимальность размеров предприятия в рамках фирмы выражается в сочетании крупных и мелких предприятий.

Современными формами концентрации производства выступают комбинирование и диверсификация. Обе формы включают технически и функционально взаимосвязанные производства, способствуют развитию производства для собственных нужд и расширению номенклатуры выпускаемых товаров. Комбинирование как система взаимосвязанных процессов означает укрупнение производства на уровне фирмы. Диверсификация, охватывая в основном смежные отрасли, порождает диверсифицированный концерн, существующий в виде разветвленной группы акционерных предприятий. Укрупнение производства в этом случае происходит на уровне отделения концерна. Диверсификация усиливает процесс скрытых форм концентрации производства в результате технологического и функционального подключения множества предприятий к концерну. Более того, она превращает укрупнение производства в интернациональный процесс.

Итак, концентрация производства формирует основу для крупного предпринимательства, занимающего ведущие позиции в рыночной экономике. Например, в американской экономике доминирующую роль в настоящее время играют 500 крупнейших промышленных корпораций, половина из которых одновременно функционирует в пяти и более отраслях. 500 корпораций сосредоточивают на своих предприятиях 1/5 всех занятых в экономике и 3/5 всех получаемых прибылей.

Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена, прежде всего, его технической активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность дает крупной фирме возможность мобилизовывать значительные суммы капиталов.

Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием своей деятельности, разрабатывает стратегию маркетинга, обладает высоким кадровым потенциалом, имеет возможность решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют крупным предприятиям утвердить свои позиции в предпринимательском деле.

Но предпринимательство представлено не только крупными, но и мелкими фирмами, предприятиями. В США, например, их насчитывается свыше 16 млн. Мелкие предприятия имеют средний жизненный цикл 6 лет, а иногда и 3 года. Часть из них разоряется, часть добровольно прекращает свою деятельность, некоторые укрупняются. Но количество вновь рождающихся предприятий постоянно превышает число прекративших свою деятельность.

Мелкие предприятия имеют свои экономические преимущества перед крупными. Громоздкая организация крупного производства исключает возможность гибкого маневра, широкого экспериментирования, что особенно актуально в условиях современной научно-технической революции. Поэтому крупное производство нуждается в особом поисково-испытательном механизме, функцию которого и должны выполнять мелкие предприятия.

Мелким предприятиям свойственны гибкость в принятии решений, умение находить малые ниши на рынке и быстро внедрять новшества, изобретения. Организационно-экономический плюс мелких предприятий -- простота управления. Мелкие предприятия социально защищены своеобразным «семейным» климатом.

Но у мелких предприятий есть и свои проблемы: разорение в конкурентной борьбе, недостаток своего капитала для финансирования развития предпринимательской деятельности, отсутствие стратегического планирования и недостаточные сведения о рынке, не лучшие кадры. К экономическим проблемам добавляются социальные: оплата труда на мелких предприятиях ниже, чем на крупных; хуже условия труда; отсутствуют социальные льготы работникам. Все эти экономические и социальные вопросы мелким предприятиям самостоятельно решить невозможно. Поэтому необходима поддержка малого бизнеса со стороны государства. Основные направления этой поддержки: антимонопольная политика государства, налоговые льготы, льготное кредитование, консультирование, подготовка кадров. Существует также взаимопомощь самих мелких предприятий.

Итак, современное предпринимательство -- это синтез крупного и мелкого производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство -- «мягкие и гибкие ткани», без которых крупное производство не может существовать.