1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
В современном обществе есть немало социально-экономических проблем, неподвластных
рынку и требующих государственного вмешательства.
Обнаруживаются многие области экономической жизни, где механизм рынка не дает нужных
обществу эффектов. В таких случаях принято говорить о «провалах» рынка: 1) монополия;
2) несовершенная (асимметричная) информация; 3) внешние эффекты; 4) общественные блага.
Рассмотрим эти ситуации.
Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок
или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. В результате
ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистических
продавцов, добивающихся высоких прибылей, а не целям удовлетворения потребностей общества.
Только государственное вмешательство, ограничивающее монопольную власть и защищающее
конкуренцию, может улучшить распределение ресурсов.
109
Одним из условий свободной или совершенной конкуренции является наличие у субъектов
рыночных отношений полной и качественной информации. Не будучи хорошо информированными,
производители и потребители могут предпринимать действия, которые не отвечают их собственным
интересам. Если решения основаны на недоброкачественной информации, рынок
эффективно работать не будет.
Современная рыночная экономика настолько сложна, что индивиды не могут самостоятельно
переварить и оценить всю необходимую информацию, позволяющую принимать решения. В этих
условиях может оказаться эффективной передача государственным органам функции накопления
и обработки некой сложной информации. Кроме того, государственные структуры давно поняли
необходимость защиты слабо информированных потребителей от действий, о которых они
пожалели бы впоследствии.
К числу проблем, которые не решает рыночный механизм, относятся внешние эффекты,
экстерналии (от англ. — externalities). Они представляют собой издержки или выгоды от рыночных
сделок, неполучившие отражения в ценах. Они называются «внешними», так как касаются не
только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают
они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты
связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние
эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными
издержками (выгодами).
В качестве примера отрицательного внешнего эффекта можно рассмотреть проблему
загрязнения окружающей среды. Например, фирма производит химические продукты и сбрасывает
отходы в озеро. Отходы загрязняют местные запасы воды, губят рыбу и птиц, распространяют
отвратительные запахи. Эти отрицательные побочные эффекты оборачиваются издержками для
общества, связанными с производством химических продуктов, и соответственно должны быть
отражены в их рыночных ценах, хотя это требование не всегда соблюдается на практике. Если
химическая компания не платит за причиненный ее загрязняющими отходами ущерб, то рыночная
цена ее продукции будет преуменьшать подлинные издержки производства для общества. Это
приводит к тому, что количество выпускаемой фирмой продукции превышает эффективный объем
выпуска.
Примерами положительных внешних эффектов могут служить строительство сети
шоссейных дорог, меры по улучшению здоровья населения, развитие образования т.д. Крайним
случаем положительного внешнего эффекта являются общественные блага. Чисто общественное
благо — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от
того, платят люди за него или нет. Оно характеризуется следующими свойствами: избирательностью,
неисключаемостью в потреблении, неделимостью. Такими свойствами обладают,
например, национальная оборона, общественная безопасность, государственное управление и т.п.
Свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного
блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны,
так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
Свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть не
допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чисто общественное
благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только его начинают
производить, оно становится доступным для всех.
Чтобы глубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисто частным
благом. Чисто частное благо — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за
отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть
разделено на единицы потребления и быть продано по частям, т.е. оно обладает свойством
неделимости.
Поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того,
платят они за него или нет, возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо
даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem).
В результате существования данной проблемы производство чисто общественных благ бывает
ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит
фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.
110
Рассмотренные направления деятельности государства, связанные с «провалами» рынка,
составляют как бы нижнюю границу вмешательства государства в рыночную экономику. Однако
в современном мире экономические функции государства гораздо шире.
Совершенно очевидно, что чисто рыночное распределение отнюдь не гарантирует реализацию
неотъемлемого социально-экономического права человека — права на стандарт благосостояния,
обеспечивающий ему достойное существование вне зависимости от форм и результатов
экономической деятельности. Поэтому в современном развитом обществе государство активно
включается в перераспределение доходов.
От механизма рынка не приходится ждать соблюдения и других социально-экономических
прав человека, в частности права на труд для тех, кто может и хочет работать. Обязанностью
государства поэтому становится регулирование рынка рабочей силы (выплата пособий безработным;
организация для них системы переобучения, переквалификации; установление минимальных
уровней заработной платы для занятых и т.п.).
Как следует из опыта развитых стран, рыночный механизм, стимулируя эффективное
использование уже имеющихся результатов НТП, не в силах самостоятельно обеспечить
стратегические прорывы в области науки и технологий, глубокие структурные преобразования
производства. Речь идет, например, о фундаментальной науке или о капиталовложениях в новейшие
отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса. Здесь не
обойтись без участия государства.
Велика роль государства и в решении внешнеэкономических проблем. Имеются в виду
многообразные формы внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией
капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежным балансом и
многое другое.
Любая экономика, как оказалось, не имеет врожденного иммунитета против такой болезни,
как инфляция. Любой экономике присуща цикличность развития. Ясно, что в этой связи рыночное
хозяйство нуждается в постоянно проводимой государственной антиинфляционной и антициклической
профилактике.
Таковы в общих чертах верхние, максимально допустимые пределы государственного
вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный
симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил
решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, можно
выразить через выполняемые государством экономические функции. Отметим основные из них.
1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
2. Поддержка и защита конкуренции. Осуществление этой функции предполагает прежде
всего антимонопольное регулирование.
3. Воздействие на размещение ресурсов. В определенных ситуациях (внешние эффекты,
общественные блага, несовершенство конкуренции, когда рынки действуют неэффективно или
не действуют вовсе) возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо
вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
4. Перераспределение доходов. Государство берет на себя заботу о неимущих гражданах
через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты.
5. Внешнеэкономическая политика, направленная на развитие различных форм международных
экономических отношений, связанных с внешней торговлей, с международной миграцией
капитала и рабочей силы и т.п.
Рассмотренные функции позволяют сделать вывод о том, что государство интегрируется в
рыночное хозяйство. Появляется смешанная система, характеризующаяся динамизмом рыночной
экономики, ее социальной ориентацией, направляемой государством.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики в
современных условиях не отрицают представители ни одной из экономических школ.
Существует широкий спектр теоретических воззрений на границы и направления государственного
вмешательства.
111
Крайнюю позицию в этом вопросе занимает ортодоксальный марксизм, ратующий за
государственную монополию в управлении национальным хозяйством. С точки зрения экономистов-
марксистов, по мере развития производительных сил происходит усиление процесса
обобществления производства, что вызывает необходимость расширения рамок общественной
(государственной) собственности на средства и результаты производства и усиления централизованного
планирования экономики. Рыночные регуляторы играют второстепенную роль и в
перспективе должны «отмереть». В более современном варианте часть марксистов выступает за
соединение плана и рынка, но при этом рынок занимает подчиненное положение по отношению к
плану.
В западной (немарксистской) экономической науке существует несколько направлений,
характеризующих роль государства в экономике.
Кейнсианство. Суть кейнсианской концепции состоит в следующем:
1) объем произведенных товаров и услуг и соответственно уровень занятости находятся в
прямой зависимости от уровня совокупного спроса (совокупных расходов); следовательно,
активизируя и стимулируя этот уровень, можно воздействовать на расширение производства и
предложение товаров;
2) решающее значение в формировании и расширении совокупного спроса имеют инвестиции.
Чем выше их прибыльность и ожидаемый от них доход, тем значительнее размеры инвестиций,
тем больше масштабы и выше темпы производства;
3) государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня
процентной ставки либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы.
Экономическую политику, отражающую идеи Дж.Кейнса, проводило большинство развитых
стран мира после второй мировой войны. Она во многом способствовала смягчению циклических
колебаний экономики этих стран.
Монетаризм. Его основные положения сводятся к следующему:
1) рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию.
Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в
результате внешнего вмешательства;
2) число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключаются налоговое,
бюджетное регулирование;
3) в качестве главного регулятора хозяйственной жизни служит денежно-кредитная
(монетарная) политика государства;
4) поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым
опозданием (лагом), и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от
краткосрочной монетарной политики. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной
на длительное, постоянное воздействие на экономику, цель которого — рост производственного
потенциала.
Экономика предложения. Суть этой теории — в переносе усилий с управления совокупным
спросом на стимулирование совокупного предложения, активизацию производства и занятости.
Основные положения концепции сторонников экономики предложения заключаются в
следующем:
1) главным стимулом развития производства является прибыль. Если очистить ее от
некоторых налогов и социальных выплат, сократить предельную норму налогов, усилится
внутренний импульс развития производства;
2) социальные выплаты (пособия по безработице, пособия многодетным семьям) за
определенными пределами ослабляют трудолюбие, делают невыгодным поиск рабочего места;
3) следует отказаться от чрезмерного регулирования экономики. Во многих случаях
государственное регулирование ограждает фирмы от конкуренции, создает некое подобие картеля.
Тепличные условия не способствуют повышению эффективности производства;
4) благотворное влияние на экономику имеет снижение налогов, которое рассматривается
как средство стимулирования производства. Снижение налогов повышает стимулы к развитию
производства и трудовой деятельности. Поэтому создается больший объем национального дохода.
Меньше соблазна прибегать к лазейкам, чтобы уклониться от уплаты налогов. Соответственно
объем налоговых поступлений не только не уменьшается, но может и возрасти.
112
Теория экономики предложения, с одной стороны, близка к кейнсианской теории, так как
занимается вопросами фискальной политики. С другой стороны, она противопоставляет себя
кейнсианству, доказывая необходимость ограничения государственного вмешательства в
экономику. Поскольку основной акцент сторонниками экономики предложения делается на
рыночный механизм, она своими корнями уходит в классическую школу и вместе с монетаризмом,
теорией рациональных ожиданий образует неоконсервативное направление экономической мысли.
Институционализм. Институционализм как течение экономической мысли занимается
изучением человеческого поведения и социальных институтов (корпораций, профсоюзов,
государства и т.п.). Он исходит из того, что современная экономика не может быть объяснена
только действием рыночных сил. По существу, институционалисты выступали за смешанную
экономику.
Таким образом, в западной экономической науке существует несколько направлений,
характеризующих роль государства в экономике. Между ними есть общность и различия. Общее
состоит в том, что они исходят из важности рыночной экономики. Различия заключаются в неодинаковых
взглядах на экономическую роль государства.