4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Государство способно осуществить свои экономические функции, лишь имея достаточную
экономическую опору. Такой опорой является государственный сектор хозяйства.
Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу
экономики, в которой действовали государственные предприятия и учреждения (т.е. сферу
государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют
с совокупностью форм непосредственного участия государства в производстве, распределении,
обмене и потреблении.
Государственный сектор состоит из:
а) сферы государственной предпринимательской деятельности, основанной на государственной
собственности, на функционировании государственных предприятий и учреждений;
б) сферы государственных финансов, центрами которой являются государственный бюджет
и Центральный банк. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения
доходов. Доходы госбюджета тесно связаны с налоговой системой, а расходы — с выполнением
114
государством ряда задач и функций: социальной, управления, обороны, производства общественных
товаров, экологической и др. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит
под контролем государственную денежную систему.
Размеры государственного сектора должны соответствовать функциям, которые выполняет
государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вызывает и рост
государственного сектора.
Но бывает и так, что государство без достаточных экономических оснований расширяет
свои функции и вызывает рост государственного сектора. Это снижает общую эффективность
экономики и обусловливает необходимость разгосударствления и приватизации.
Развернувшийся в 80-е годы в развитых странах процесс разгосударствления экономики
имеет особенности:
– уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается
структурным элементом смешанной экономики, стремясь наилучшим образом приспособиться
к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности;
– современный процесс разгосударствления не равнозначен приватизации (переход
предприятий в частную собственность). Сохранение государственной собственности и
эффективности функционирования остающихся в государственном секторе предприятий;
– деидеологизация, когда все более редкой становится ситуация, при которой социалдемократические
партии выступают за расширение государственного сектора, а их
политические противники — за расширение частного.
Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных
современных способах разгосударствления.
1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов;
стимулирование диверсификации производства и продаж, поощрение малого бизнеса, снятие
ограничений для проникновения иностранного капитала; меры по демонополизации экономики.
2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий
(государственно-частных).
3. Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования:
сокращение государственных субсидий, отказ от списаний банковской задолженности, отмена
налоговых льгот и т.п.
4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность
может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных
предприятий, кооперативам и т.д.
Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых
странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов
непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менеджерами
(«управленческие выкупы»).
Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение
контракта на управление предприятием.
Процесс приватизации государственных предприятий в России имеет ряд особенностей:
1) протекает в общем русле рыночных реформ, направленных на трансформацию экономической
системы;
2) организован сверху, осуществляется централизованно путем реализации специально
разработанной государственной программы;
3) осуществляется в очень сжатые сроки (по мировым меркам) и проходит в два этапа:
а) «ваучерный» этап, б) этап денежной приватизации;
4) основной формой приватизации средних и крупных предприятий является их акционирование.
Эффективность функционирования государственного сектора зависит от:
1) соответствия его размеров выполняемым функциям;
2) степени совершенства процедуры оценки и принятия государственных решений и
программ;
3) правильно выбранных инструментов регулирования экономики.