Вчера, 24 июля стала известна одна ожидаемая, но, вместе с тем, достаточно сенсационная новость. Сегодня, 25 июля, в Москву должна прибыть делегация Саудовской Аравии на предмет обсуждения возможных путей урегулирования ливано-израильского конфликта. Члены делегации во главе с министром иностранных дел Саудовской Аравии Саудом аль-Фейсалом и генсекретарем Совета национальной безопасности королевства Бандером бен Султаном рассчитывают в ходе визита встретиться с российским руководством.
Отдельно стоит отметить, что 2 дня назад глава саудовского МИДа Сауд аль-Фейсал прилетал со срочным визитом в Вашингтон, где его принял президент США Буш, и вел с ним переговоры по урегулированию вышеупомянутого ливано-израильского конфликта.
Примечательно, что следующим пунктом своих дипломатических усилий Сауд аль-Фейсал избрал не ЕС, а Россию.
Между тем, еще совсем недавно политические обозреватели, упоминая Россию в качестве ко-спонсора ближневосточного мирного процесса, пренебрежительно добавляли, что это звание нам присвоено больше номинально. Поскольку Россия не обладает, по их мнению, ни финансовыми, ни военно-политическими рычагами влияния. И, к сожалению, эти политические обозреватели не сильно грешили против истины.
Решающий перелом (и не только по этому вопросу) произошел в Санкт-Петербурге на только что прошедшем саммите стран «Большой восьмерки». Путин, на правах хозяина саммита, добился принятия сбалансированной специальной резолюции по ливано-израильскому конфликту, хотя практически все остальные его партнеры высказывали в той или иной степени произраильскую позицию.
Россия сумела организовать эффективную эвакуацию своих соотечественников и даже граждан остальных стран СНГ из охваченного войной Ливана. Россия немедленно прореагировала на призыв ООН по оказанию гуманитарной помощи ливанскому народу, изнемогающему сейчас от ударов израильской военной машины и находящемуся на пороге настоящей гуманитарной катастрофы, и уже начала переброску на промежуточные базы на Кипре партий продовольствия, медикаментов и предметов первой необходимости.
Кроме того, современная российская позиция по ливано-израильскому конфликту, как части большого ближневосточного конфликта, обладает хорошей политической сбалансированностью. Россия больше не поддерживает безоглядно палестинцев, как это было во времена СССР, но и не идет бездумно в фарватере американской политики с ее безусловной поддержкой Израиля, как это было во времена Ельцина и бывшего главы российского МИДа Козырева. Москва, устами президента Путина и министра иностранных дел РФ Лаврова осудила экстремистские действия «Хезболла», но, вместе с тем, решительно осудила непропорциональное применение силы Израилем.
Между тем, после переговоров в Москве саудовская делегация направится в Рим, где 26 июля состоится международная встреча на уровне министров иностранных дел по Ближнему Востоку. В ней примут участие главы МИД России, Великобритании, США, Италии, Франции, Ливана, Иордании, Саудовской Аравии, Египта, а также представители Евросоюза, ООН и Всемирного банка. Кроме того, ожидается участие дипломатов из Германии, Испании и Турции.
По словам официального представителя МИД Саудовской Аравии, королевство осуждает израильскую агрессию и требует от мирового сообщества немедленного вмешательства в конфликт. Саудовский план урегулирования кризиса предусматривает прекращение огня с обеих сторон, обмен похищенных боевиками "Хизбаллы" израильских солдат на заключенных в Израиле ливанцев и размещение ливанской армии на юге Ливана.
Несомненно, что новая Россия сумеет внести свой посильный вклад в урегулирование ливано-израильского кризиса на международной встрече в Риме, который уже зашел в откровенный военно-политический тупик.