Тема 7.3. ФОРМЫ ЦЕННОСТНОГО ОСВОЕНИЯ БЫТИЯ
Деятельность человека пронизана духовностью, поэтому необходимо рассмотреть более детально
некоторые из форм духовного освоения бытия.
Идеология. В широком смысле идеология понимается как совокупность идей, оценок, суждений,
на которых строится понимание и отношение к тем или иным предметам, явлениям, процессам
социальной действительности. Следует также добавить, что идеология как определенная теоретизированная
часть мировоззрения включает в себя актуальные представления и взгляды, а не содержит
все громадное наследие духовной культуры.
Идеология – совокупность понятий, суждений, идей, учений, теорий, мнений, воззрений человека,
групп людей на социальную реальность и свое место в ней.
В отличие от философии, которая тоже занята решением сходных проблем, идеология осмысливает
социальную реальность в тесной связи с интересами и потребностями определенной общности людей
(социальных слоев, этносов, классов, населения той ли иной страны, всего человечества). Через
идеалы и ценности она выражает их отношение к данной реальности.
Особенность идеологии еще и в том, она ориентирует отдельного человека и общности на
социально-практическую деятельность, на решение конкретных проблем и задач. Поэтому предлагает
пути и средства решения этих задач.
В то же время идеология – это не наука, так как не подвергается тем процедурам проверки и
доказательств, которые присущи науке. Ее подход к действительности характеризуется субъективностью,
поскольку выражает интересы определенных слоев и классов.
Таким образом идеология – это такое мысленное конструирование реальности, которое имеет
практическое значение. Идеологическое осмысление сводится к осмыслению текущего опыта в
рамках привычной системы политических, экономических, социальных, культурных, нравственных
ценностей, сложившихся в процессе бытия конкретного человека. Изменение идеологии происходит
только в результате коренных изменений социальной ситуации.
Идеология функционирует в тесной связи с философией и наукой.
Она опирается на определенную философскую концепцию. Философия, включая систему
ценностей, помогает идеологии решать ее задачи применительно к условиям и ценностям конкретной
общности, а также выводит ее за рамки собственного бытия, ориентируя на более широкий подход к
действительности.
На создание основ идеологии оказывает влияние и наука. Но влияние науки на идеологию
своеобразно, так как наука и идеология не тождественны.
1. Идеология учитывает данные наук, но не использует их методы при своем обосновании.
Она пронизана интересами определенной социальной общности, поэтому иллюзорна,
утопична, иррациональна (использует положения, недоступные логическому мышлению).
2. Идеология консервативнее, догматичнее науки. Незыблемость идеологии – важнейший ее
принцип.
3. В идеологии достаточно силен такой фактор, как «воля к вере». Это неизбежно из-за
размытости ее эмпирической базы, слабого использования научных методов. Поэтому для
распространения в массовом сознании и используется механизм веры.
Функции идеологии:
1. Осуществляет постановку целей и задач, вырабатывает мысленную конструкцию будущего,
новой действительности, отвечающей надеждам конкретной социальной общности. Это
происходит прежде всего через выработку идеала, определение ценностей коллектива или
общественной группы.
2. Выполняет двуединую апологетико-критическую функцию. Идеология обосновывает
общественный порядок, устраивающий ту социальную группу, интересы которой она
представляет, и, наоборот, критикует порядки, которые не устраивают данные группы.
3. Способствует политической и социальной консолидации или, наоборот, препятствует ей в
зависимости от положения общности, которую она представляет.
4. Программирование человеческого поведения путем манипулирования сознанием. Любая
идеология стремится к расширению своего влияния за счет воздействия на массовое сознание.
Для этого она должна обладать определенным минимальным уровнем интеллектуальности,
рациональности, а также умением воздействовать и на иррациональное в человеке, располагать
качественной технологией внедрения идеологии в массы.
108
Правовое сознание. Философия права. Существуют различные типы правопонимания. Так, с
точки зрения либертарно-юридического подхода предмет философии права – это право (как сущность)
и закон (как публично-властное, официально-обязательное явление) в их различении и соотношении
(совпадении или несовпадении).
Право неразрывно с государством, поэтому предметная область философии права – это понятия
права и соответствующее правовое понятие государства. В этом определении подразумевается, что
в понятии права (и соответствующем правовом понятии государства) – в рамках концепции различения
и соотношения сущности права и государства (принципа формального равенства) и соответствующих
нормативно-регулятивных (общеобязательный закон) и институционально-властных (публичная
власть) явлений – достигнуто и выражено искомое единство правовой сущности и соответствующих
явлений.
В этом смысле можно сказать, что предмет философии права и государства – это правовой закон
и правовое государство.
Сущность права основана на формальном равенстве (в смысле триединства всеобщей равной меры,
свободы и справедливости), поэтому можно сказать, что предмет философии права – это принцип
равенства и его проявления.
Формы его проявления: реальные правовые явления нормативно-регулятивного, институциональновластного
и поведенческого характера на основе равенства. Философия права изучает их сущность.
В методологическом плане принцип формального равенства – это метод формально-логического
понимания права и соответствующей юридической формализации предметной сферы правовой
регуляции и действия права. Отсюда вытекает, что действительность предстает как правовая
действительность, т.е. как система правовых свойств и связей познаваемой действительности.
Сущность этой действительности и раскрывает философия права.
Формулой юридического мира является принцип формального равенства.
Без права невозможно представить гражданское общество, следовательно, право есть социальное
явление, возникающее на определенном этапе эволюции человечества.
Право, соответствующее развитому правовому государству, называется цивилизованным правом.
Такое право должно не отражать интересы отдельных классов, сословий или групп, а обеспечивать
общечеловеческую справедливость. Оно призвано также охранять индивидуальные интересы
личности, предоставлять условия для свободного волеизъявления и быть мерой ограничения свободы,
чтобы избегать произвола со стороны отдельных личностей.
Правовые нормы устанавливаются и закрепляются в законодательных актах (в отличие от норм
морали, религии, обычаев, традиций). Нормы имеют принудительную силу и определяют как
запрещенные, так и правомерные действия. Несоблюдение норм влечет за собой наказание, предусмотренное
законом. Наказание производится публичной властью, которая выражает общую волю.
Из этого вытекает противоречивость права: с одной стороны, право обеспечивает личную свободу и
интересы граждан, их естественные права, с другой – выражает общее благо, общую волю и общий
интерес.
Философия и религия. Философский анализ религии отличается от подходов конкретных
религиоведческих дисциплин. Философия изучает религию как одну из форм ценностного отношения
к миру, которая имеет корни в родовой природе человека и удовлетворяет его экзистенциальным
потребностям. Значение религии для человечества было и остается огромным.
Обычно выделяют такие основные компоненты религии (в развитых ее формах), как: 1) обыденное
сознание верующих и теоретически систематизированная часть религии, называемая богословием
или теологией; 2) религиозная деятельность как практическое духовное освоение мира, включающее
в себя культовые и внекультовые действия; 3) отношения, предписываемые религиозными идеями и
нормами; 4) религиозные институты и их организации, главной из которых является церковь.
Одна из сложнейших проблем философии религии – определение сути феномена религии и места
религиозного сознания среди других форм духовной ориентации человека в мире. Все философские
исследования в этом направлении подчеркивают важнейшие функции религии в общественной жизни.
Религия выступает как мощное средство социальной интеграции, сплочения людей, поскольку
общие верования придают высший смысл их деятельности.
Кроме того, религия выполняет мировоззренческую функцию – дает определенные объяснения
природы, общества и человека, т.е. мира в целом. Что и сближает религию с философией.
К числу особых функций религии можно отнести спасательно-компенсаторную, обещающую
человеку надежду на избавление от всех тягот и невзгод мирской повседневной жизни.
109
Регулятивная функция дает человеку определенные нормы и ценности поведения, прежде всего
этические.
Другая проблема философского осмысления религии – проблема познавательного статуса
религиозной веры и религиозного опыта, их связи с другими видам знания. Эта проблема в философии
также решается неоднозначно, но в любом случае выявляются особенности религиозного знания и
его место в знаниевой структуре общества.
Особенно подчеркивается познавательный компонент в религиозной вере в религиозной
философии, которая выводит его из религиозного опыта. Религиозный опыт означает непосредственное
сознание, переживание бытийного присутствия Бога. Это определенное состояние сознания,
всей интеллектуальной и эмоциональной сферы, соотносимое с субъектом опыта, с высшей
божественной реальностью.
В настоящее время на первый план вышла проблема взаимоотношения религиозной веры и
рациональности. Совокупность норм, стандартов, правил рациональной познавательной деятельности
отличает знание, например, от мнения. Религиозное же познание основано на акте откровения,
причем, что очень важно, религиозная реальность открывается как реальность персоналистическая.
Не безликое и безграничное нечто, не бытие, а живая личность, которая обращена к человеку. Поэтому
в отличие, скажем, от рациональной философии и науки методика религиозного познания строится
на принципе диалога.
Следовательно, религиозная вера – это личное самоопределение человека по отношению к
имеющемуся у него знанию, когда человек открывает, что некое знание не может быть им просто
«принято к сведению», а требует от него жизненного ответа. Вера и оказывается таким ответом.
Она есть мыслящая воля человека к достижению осознанной им цели жизни.
Философия в отличие от религии не ориентирована на личные интересы и личные переживания в
постижении бытия и жизни, в поисках первоосновы мира. Она к тому же критична и требует
доказательности.
Таким образом, философия и религия близки как формы мировоззрения, но в то же время по
форме существования и по задачам они различны.