Раздел 9. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Тема 9.1. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Во второй половине XX в. в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и
его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным,
информационным, технотронным, постмодерным и т.д.
Основные идеи постиндустриального общества изложены американским социологом Д. Беллом.
Другой представитель американской социологии М. Кастелье в характеристике современного
общества делает упор прежде всего на его информационный характер. Так или иначе авторы
подчеркивают переход к новому периоду в истории современной цивилизации, который был
обусловлен изменениями в экономике, социальной жизни, политике и духовной сфере. Эти изменения
были столь существенны, что привели к кризису предшествующей модели развития. Случившаяся в
середине XX в. научно-техническая революция изменила структуру производства – на первое место
по значимости вышла информационая техника.
По мнению Белла, постиндустриальное, информационное общество отличается от предшествующего
индуствриального общества главным образом двумя параметрами:
1) центральную роль приобретает теоретическое знание;
2) расширяется сектор услуг по отношению к «производящему хозяйству». Это означает, что
произошел коренной сдвиг в соотношении трех секторов экономики: первичного (добывающая
промышленность и сельское хозяйство), вторичного (обрабатывающие отрасли и
строительство), третичного (услуги). Этот последний занял ведущие позиции.
Основой же постиндустриального общества является беспецендентное влияние науки на
производство. Если индустриальное общество опирается на различные виды энергии и машинную
технологию, то постиндустриальное – на интеллектуальные технологии, его главным ресурсом
выступают знания и информация.
Информация в обществе всегда играла особую роль. Известно, что опыт, накопленный в длительном
процессе, не мог передаваться генетическим путем, поэтому общество все в большей степени
становилось заинтересованным в сохранении и передаче знаний, т.е. социальной информации.
Развитие информационных связей сделало общество, как и любую живую саморазвивающуюся,
саморегулируемую систему, более устойчивым к влиянию окружающей среды, упорядочило связи в
нем. Поскольку информация в обществе – это прежде всего знание (но не все, которым располагает
человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия),
постольку она служит необходимым звеном управления систем в целях сохранения и качественной
специфики, совершенствования и развития. Чем больше полученной информации перерабатывает
система, тем выше ее общая организованность и эффективность функционирования, тем самым
расширяются возможности ее регулирования.
В современном обществе информация превратилась в его исключительно важный ресурс. Общество
встает на путь информатизации: системно-деятельностного процесса овладения информацией как
ресурсом развития (и управления) с помощью средств информатики с целью прогресса цивилизации.
Информатизация общества не означает просто компьютеризацию, это новый уровень жизнедеятельности
каждой личности и социума в целом, в котором взаимодействие информатики и
общества осуществляется на основе изучения законов и тенденций.
Таким образом, информационное общество характеризуется состоянием, когда общество
овладевает информационными потоками и массивами, определяющими социальное развитие.
Основной и главной формой социального развития в глобальном масштабе оказывается информационно-
емкая всесторонняя интенсификация. На этой основе развивается глобальное единство
всей цивилизации. Большую роль сыграло создание Интернета, затем произошедшее слияние
глобальных СМИ и компьютерных коммуникаций в мультимедиа, охватывающие все сферы жизни
человека. Создана новая информационно-технологическая парадигма, которая изменив экономику,
повлекла за собой радикальные изменения и в государственном управлении.
Особенности постиндустриализма во многом были заданы еще возникшей в XVI–XVII вв.
западноевропейской цивилизацией, получив сейчас более глубокое развитие. Это:
• высокие темпы развития. Общество перешло на интенсивный путь развития;
• принципиальное изменение системы ценностей: ценностью стала сама инновация, оригинальность.
Кроме того, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказалась
автономия личности. Человек может менять свои корпоративные связи, включаться в разные
116
социальные общности и культурные традиции, тем более, что образование становится более
доступным;
• как никогда ранее проявиление сущности человека как активного существа, которое
находится в преобразовательном отношении к миру. Деятельностно-активный идеал
отношения человека к природе распространился и на сферу социальных отношений (борьба,
революционные преобразования в обществе и т.д.);
• иное видение природы – познавая законы природы, общество ставит их под свой контроль.
Поэтому научность приобрела особое значение как основа дальнейшего прогресса.
Вместе с тем возникает и проблема возможностей науки, особенно в настоящее время. Дело в
том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые
обозначили границы этого типа цивилизационного роста. С появлением глобальных проблем возникли
проблемы выживания человечества, проблемы сохранения личности и биологических основ
человеческого бытия в условиях, когда все отчетливее проявляется угроза разрушающего влияния
современного техногенеза на биологию человека. Антисциентистские концепции возлагают на науку
и ее технологическое применение ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Они
выступают с требованиями ограничить и даже заморозить научно-технический прогресс, по существу
это означает возврат к традиционным обществам.
Противоречива и роль техники в современном обществе. С одной стороны, выполняя социальную
функцию, она дополняет и расширяет возможности человека. Ее значимость столь велика, что рождает
определенное состояние мировоззрения – технократизм.
Технократизм абсолютизирует роль технических идей и принципов технического знания,
распространяя их на другие сферы деятельности человека, считает, что ведущее место в современном
обществе принадлежит техническим специалистам.
С другой стороны, проникновение принципов технического конструирования во все области
человеческой жизнедеятельности создает угрозу самому человеку, егосамобытности. Возникает
некое подобие «технического государства», в котором все приоритеты, да и сама судьба общества
предоставлены научно-технической элите. На место социальных и политических норм и законов
вступают закономерности вещей, созданных самой цивилизацией. Поэтому в обществе нарастает
технический алармизм – паника перед техникой.