Теперь мы точно знаем, почему Гитлер проиграл Вторую мировую. Еще зимой 1941 года страны-союзники обрушили на Германию мощное оружие - регенерирующих солдат. Победу выковали не сотни тысяч героев, а три супербизона: американец Тейлор, англичанин Дэвис и советский рядовой Василий Иванович Козлов.
X-Men '42: Call of Duty
Помните Halo? Call of Duty 2 - то же самое, только на Земле и про ВМВ. Правда, "лайфбар" у этой игры скрыт под капотом, дабы никто не думал о реализме, глядя на заполняющуюся полоску "жизни", опустошенную свинцовым дождем. Где же аптечки? А нет их. Infinity Ward внесла свою лепту в борьбу с белыми упаковками. В Medal of Honor Pacific Assault с нами за компанию бегал фельдшер. В Brothers in Arms борцов за правое дело лечили лишь после четвертого провала подряд. Тут сделали проще: поранили - спрятался, отдохнул чуток и снова в пекло. Вот ежели граната под ногами рванула - готовь похоронку, а остальное ерунда, до свадьбы заживет.
Все встает на места, если вспомнить, что Call of Duty 2 делали не столько для РС, сколько для Xbox 360. На консолях важна динамика, нередко "провисающая" на "персоналках". Добавьте в линейный шутер иллюзию бессмертия - и игроку не придется мотаться в "зачищенные" районы за лекарствами, дергать "quicksave"/"quickload", стараясь пройти сложные участки, не потеряв ни капельки крови, и подолгу засиживаться, выбирая подходящий момент. Сохранять и загружать "сейвы" вручную не надо - за этот фронт отвечают регулярные (порой каждые 30 секунд) "чекпойнты", мигом воскрешающие зазевавшегося бойца.
Да, умирать приходится часто. ИИ берет не хитростью, а количеством, меткостью и нахрапом, не забывая "репопиться" и подбрасывать нам "колотушки". Арифметика убийства у Infinity Ward простая: одно меткое попадание во вражескую башку, либо три-четыре - в невидимую коробку, символизирующую руки, ноги и туловище. Что значит "Я попал из KAR 98k в сердце"? Не считается. Разрядите пару контрольных и для верности добейте лежачего. Прикладом.
CoD 2 - история поиска пути методом проб и ошибок, осваивать которую лучше всего на "Normal". Поставите "Easy" - шоу превратится в отстрел фашистов c IQ ниже нуля. Возьметесь за "Hard" - из-за десятков нелепых смертей и повышенной живучести фрицев штурм короткого сталинградского переулка растянется минут на двадцать. Типичный случай: сунулись за угол, получили очередь из MG42, повалялись чуток на асфальте, в n-цатый раз читая изречение товарища Сталина о том, что гибель миллионов - статистика, и дубль начинается заново. Побеждает не тот, кто умен, а тот, кто вызубрил последовательность действий.
Смыться же от гранат вам помогут. Помимо богатырского здоровья, бравые хлопцы наделены встроенным показателем угрозы. "Подарки" едва приземлились, а на экране уже появилась стрелочка: "смотри, они валяются вон там!". Удобно, конечно, чего греха таить, но… неспортивно.
Ухмылку вызывают и прибывающие подкрепления напарников. Парни стреляют словно кроты и мрут словно мухи, устилая тушками баррикады. Не успел один отчалить в царство Аида, как ему на смену из-за поворота или глухого тупика (!) выскакивает другой. А вы говорите, Serious Sam 2 - "мясо"…
Повторение, мать…
За сомнительными новациями и современной картинкой скрывается перезрелый аддон к Call of Duty. В "сингле" - затертый набор: Советский Союз, Великобритания, США. Сталинград, Алжир/Тунис, Нормандия. Слышите клокочущий звук? Это утекают последние мысли из светлых голов Infinity Ward. Открывшись попыткой воссоздать события мелодрамы "Враг у ворот", "русские сюжеты" ей же и закончились. Обещанная битва за Москву - порождение буйной фантазии, упакованное в трехминутный "туториал". Следующие три часа занимает еще одна экскурсия по руинам града на Волге. Жилые кварталы, фабрики, странная пробежка по гигантской трубе, что нависает над железнодорожной станцией... Под занавес - вариация на тему пресловутого "дома Павлова": захват и оборона здания горсовета. Авторов легко понять - ну не снимал Голливуд слезливых постановок про поединки снайперов под Москвой, Курском, Ленинградом, Керчью и прочими городами СССР!
Англичанам повезло больше: им посвящена самая длинная кампания. Вместо диверсионных вылазок в тыл подданным Ее Величества достался настоящий блокбастер с беготней по минным полям, лихими поездками на танках, расстрелом самолетов из зенитки и артиллерийской аркадой "вызови огонь по той кучке «Тигров»". Американцы со своим злополучным "D-Day" на их фоне выглядят куда скучнее. То ли рейтинг "Teen" виноват, то ли сумбурный дизайн подкачал, то ли чрезмерное цитирование "Спасение рядового Райана" притупило остроту чувств, но щедрая на патетику и пиротехнику высадка не впечатляет.
Заявленная нелинейность оказалась обманом. Путь один, просто дизайнеры слегка расширили невидимые границы нашей тюрьмы и иногда позволяют выбрать цель. Какое из трех пулеметных гнезд вы изволите подавить первым? От вашего решения ничто не зависит, но имитацию свободы подобные фокусы поддерживают исправно. Кстати, когда будете защищать горсовет, советую плюнуть на ЦУ и встречать гостей у лестницы в подвале. Об остальном позаботятся расходные мате… э-э-э… боевые товарищи. Ведь главный герой - сущий горец из семейства МакЛаудов, а запас его друзей бесконечен.
Немцы в тумане
Отправьте к черту тактику из Brothers in Arms. Не ищите меню команд. Выключите мозг и откройте глаза. Call of Duty 2 пришла к нам с одной-единственной миссией: продемонстрировать, для чего прогрессивное человечество должно раскошелиться на апгрейд. Первый же уровень ставит слабые компьютеры на колени, вынуждая сбрасывать разрешение, менять систему рендеринга с DirectX 9 на уродливый DirectX 7, отключать "мягкие" тени и "антиальязинг". Деваться некуда - с пятью кадрами в секунду против толпы из двадцати фрицев далеко не уедешь!
Модели персонажей с добротными "бамп-мэппингом" и текстурами великолепны; снег на бушлатах лежит настолько естественно, что хочется стряхнуть его рукой. Метель, дождь, облака пыли и огонь - одни из лучших на сегодняшний день. Густая серая завеса от дымовой шашки расползается по округе объемными клубами, не пролезая сквозь стены. Внутри нее, как и положено, не видно не зги. Трудно представить себе, что это - скопление качественно нарисованных спрайтов.
Не отстают от спецэффектов и антуражи - на них не щадили ни мелких деталей, ни "бампа". Развалины Сталинграда, французские деревни и североафриканские городки словно сошли с архивных фотографий - такие же колоритные и… неживые. Увы, с интерактивностью у CoD 2 плохо. Вездесущие бочки с бензином и горы трупов, бодро подпрыгивающие при взрывах, не в счет. Отказались разработчики и от "рэгдолла". Он им не нужен - Infinity Ward не экономила на аниматорах. Подстрелите врага, сбегающего по ступенькам, и он, соблюдая законы физики, покатится вниз, а потом аккуратно плюхнется наземь.
Восемь процентов бюджета игры (около 1.2 млн. долларов) ушли на озвучку. Тут совсем мало брифингов, скриптовых роликов нет вообще, но есть 20 тысяч почти не повторяющихся реплик. Солдаты по-честному реагируют на изменение обстановки, сообщая о том, на каком этаже окопался снайпер, где "работает" пулеметное гнездо и откуда прилетела граната. Накиньте сверху насыщенное звуковое полотно, заурядный пафосный саундтрек от Грэма Рэвелла (Graeme Revell), и перспектива потратить 10 часов на уничтожение фашистов не покажется страшной.
64 зайчика на сервер
Мультиплееру, в отличие от "сингла", требуются заплатки, и немедленно. Регенерация жизни, терпимая в одиночной кампании, здесь поощряет трусливых кемперов. Им не надо охранять точки "репопа" аптечек - достаточно залечь за любой стенкой и отдышаться. Дико раздражает индикатор гранат. Как прикажете устраивать подлости, если соперников сразу предупреждают? Пулей тоже прибить непросто - алая дуга на экране указывает направление выстрела.
Такое впечатление, будто сетевую часть CoD 2 ваяли без оглядки на поправки, внесенные патчами в CoD и CoD: United Offensive. Прыжки при включенном "виде через мушку", кроличья акробатика, отсутствие защиты от взломщиков типа PunkBuster, корявый баланс оружия... У нас отняли кнопку "спринт" (стандарт еще со времен RtCW), огнеметы и транспортные средства, зато добавили комплекты "скинов", помповое ружье и задержку дыхания при использовании снайперской винтовки. Да и карт всего 13, причем большинство - римейки уровней из CoD с облагороженной графикой.
Ежу ясно, что торопились, корчились под издательской плеткой, стремясь успеть к премьере Xbox 360. А что в итоге? Жуткая деградация. Неужели нельзя было пригласить стороннюю студию?
Иногда лучше молчать
Infinity Ward так и не сказала ничего нового о Второй мировой. Плод ее полуторалетних стараний стоит переименовать в Call of Duty 2005. Бойкий, смазливый, громкий… и невыносимо вторичный, ни дать ни взять подсохшая ириска в перламутровом фантике. Зубы не портит, но и радости не приносит. Развернул, пощелкал челюстью, проглотил и забыл.