Индуизм
Эту религию исповедует большинство народов Индии. Под словом "индуизм" подразумевается целый комплекс религиозно-философских систем, на основе которого сформировались характерный образ жизни индусов с кастовым разделением общества, их жизненные принципы, этические нормы, обрядовая и культовая система.
В своем развитии индуизм прошел длительный период, занявший несколько тысячелетий. Первым этапом в развитии индуизма была ведическая религия, окончательно сформировавшаяся во II тысячелетии до н. э. Основы этой религии изложены в Ведах - священных для большинства индийцев книгах, которые считаются древнейшими письменными памятниками мира. Веды состоят из четырех частей: Ригведа - сборник самых древних гимнов, содержащих мифы о сотворении мира и легенды о главных божествах индуизма; Самаведа и Яджурведа - сборники молитвенных заклинаний и описаний обрядов; Атхарваведа - сборник молитвенных песнопений и магических заклинаний.
В Ведах упоминаются сотни различных божеств, но особенно выделяется Индра - бог грома и молнии. Все ведические божества подразделяются на две группы - дэвы и асуры. Сначала между дэвами и асурами не было четкого разделения: к числу асуров причислялись такие божества, как старший бог Варуна, бог Солгнца Митра и даже Вишну. Но уже в Атхарваведе под асурами стали пониматься только злые демоны. В мифологии индуизма возникло множество сюжетов о борьбе асуров с дэвами, в которых асуры постоянно терпят поражение. Эту борьбу с асурами возглавляет Индра, олицетворяющий силы добра и света.
Центральное место в ведической религии занимало жертвоприношение. Даже сами божества по сравнению с жертвой как бы отходят на второй план, поскольку они могут проявить свое могущество только благодаря силе, получаемой от приносимой им жертвы. За предоставленную жертву человек был вправе требовать у божества выполнения своих просьб. Характерно, что даже в молитвах, посвященных ниспосланию благ, не встречаются слова благодарности. Слово "благодарить" вообще отсутствует в ведическом языке.
Обряд жертвоприношения совершался под контролем жреца по строгому регламенту. Со временем этот обряд настолько усложнился, что для его выполнения жрец должен был обладать очень большими знаниями. Это существенно повысило роль жреца в обществе, а сама фигура жреца постепенно стала восприниматься как сверхъестественная.
В I тысячелетии до н. э. завершается процесс становления индийского государства и оформляется структура его общества. В развитии индуизма начинается второй этап, получивший название брахманизм. Верховное место в культе почитания божеств занял бог Брахма.
Сначала основу брахманизма составляли культ и учение о жертвоприношении, но постепенно в нем возникают идеи о сансаре - мире, в котором душа любого живого существа ввергается в поток бесконечных перерождений (реинкарнаций), чем и объясняется многообразие всех форм жизни; о карме - воздаянии или возмездии, которое получает душа в последующем перерождении за все поступки, совершенные человеком при жизни; и о мокше - освобождении от пут земного мира, накладываемых на каждое живое существо последствиями его собственных действий. Философское и религиозное обоснование это учение получило в Упанишадах - комментариях к Ведам, которые стали главным религиозно-философским сочинением той эпохи.
В этот же период были созданы и знаменитые "Законы Ману" ("Манавадхармашастра"), определявшие нормы правильного образа жизни каждого отдельного человека, общественного правопорядка и совершения религиозных обрядов. Эти правила, которым должен следовать каждый человек и все общество, получили название дхарма ("закон", "долг").
"Законы Ману" разделили все общество на четыре варны (касты). Высшей и самой почитаемой стала варна наследственных жрецов - брахманов; вторую высокую варну представляли кшатрии - воины, из которых сформировалось сословие индийских аристократов; крестьяне, ремесленники и торговцы были закреплены в варне вайшьев. К низшей варне относились шудры, что означает "слуги", "рабы". Особую категорию составляли "неприкасаемые" - отверженные и самые бесправные члены общества, не принадлежащие ни к одной из варн. Взаимоотношения между представителями этих варн регулировались "тремя запретами": на совместную трапезу, на совместную молитву и на совместный брак. Традиция разделения общества на касты сохраняется в Индии и до сих пор.
Согласно "Законам Ману", человек может вырваться из круга бесконечных рождений и смертей, если будет неукоснительно соблюдать дхарму: почитать священные Веды и древних мудрецов (риши), сделавших Веды доступными для всех людей; поклоняться божествам (дэвам), создавшим Вселенную; и почитать питаров - "отцов" рода, к которому принадлежит человек и продолжать начатый ими род. Следуя дхарме, человек также должен выполнить "программу" своей жизни, состоящей из четырех этапов (ашрамов): брахмачарья - период ученичества, когда все внимание уделяется изучению священных текстов и постижению их смысла; грихастха - создание семьи, воспитание детей и занятие трудом, соответствующим предписаниям касты; ванапрастха - отход от активной жизни и передача опыта и тридиций семьи будущему поколению; и санньяса - уход в аскетизм и обрыв всех мирских связей. При этом четвертый этап проходят только брахманы, три первых - кшатрии и вайшьи, а шудры могут пройти лишь второй и третий этапы.