Тема 6.3. ПОНЯТИЕ ЗНАНИЯ
В процессе познавательной деятельности вырабатываются знания. Что обозначается понятием
«знание»? Чаще всего принималась отражательная концепция знания – знание понималось как
отражение. Но в какой форме оно существует? Часть философов отождествляет знание с идеальными
формами отражения: представлениями, понятиями, суждениями и т.п.: «Знание – это система форм
идеального». Другая позиция отождествляет знание со знаковой системой: «Знание есть знаковая
система». Часто эти трактовки объединяются.
Главный недостаток этих определений в том, что в понятиях отсутствует соотнесенность субъекта
и объекта, отсюда проявляется тяготение к созерцательной позиции, к представлению о независимости
знания от субъекта. Это неявным образом совпадает с позициями Платона и особенно Гегеля. Знание
в этом случае понимается как нечто внесенное в субъект информационным путем, а носителем знания
выступает знаковая система, значимая сама по себе для любого субъекта в любой культуре.
Более плодотворен подход к пониманию знания, если исходить из деятельностного отношения
субъекта и объекта. Реальный мир – это не мир, существующий помимо человека, это мир
человеческой культуры, складывающийся из различных структур взаимодействия субъекта и объекта.
Поэтому знание отражает не столько сам внешний объект, а скорее внешнюю структуру взаимодействия
субъекта с объектом, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе.
Следовательно, содержание знания определяется не только исключительно объектом или
субъектом, а сложным характером их взаимосвязи.
Во-первых, понятно, что содержание знания зависит от объекта (точнее, от объекта в его связи с
субъектом: для обычного наблюдателя небесное тело – это одно, а для астронома – другое). Те или
иные свойства объекта, отражаясь в сознании человека, фиксируются знанием.
Во-вторых, от качеств и свойств самого субъекта. Субъекты познания различны по уровню
развития, по познавательным интересам, являются представителями различных культур со своими
знаниевыми традициями. Поэтому, например, геоцетрическая система уступила место гелиоцентрической.
В-третьих, содержание знания определяется и порядком, направленностью взаимосвязи субъекта
и объекта в познавательном отношении. Познавательное отношение всегда направленно: оно зависит
от цели субъекта. Из всего многообразия связей объекта субъект всегда выбирает те, которые его
интересуют в данный момент, и использует соответствующие средства и методы познания. Можно
просто наблюдать за ходом какого-либо процесса, а можно экспериментально менять условия и
получать уже более глубокие знания о нем.
Важно понять, что знание – это не знаковая система сама по себе, а идеальная сторона соотношения
субъекта и объекта, связанная с системой деятельности. Причем знание является таковым, когда в
отличие от животного человек отделяет его от своей жизнедеятельности, т.е. осознает, отличает
свою автономность.Знаковые модели и идеальные конструкции могут рассматриваться субъектом в
качестве знания только в том случае, если он их уже включил в свое направленное отношение к
объекту и они для него выступают регулятором этого отношения. Если же они не включены в
деятельность, то для данного субъекта они не могут служить знанием, поскольку они непонимаемы.
Понимать, значит воспроизводить в системе своих действий.
Знание – это идеально-знаковые структуры, сознательно регулирующие человеческую деятельность.
Проявления человеческой деятельности разнообразны, поэтому и разнообразна познавательная
деятельность. Отсюда – существует множество типов и видов знания: чувственно-образное и
рациональное, обыденное, теоретическое, практическое, мировоззренческое, научное и т.д.
96
В философии в ряде случаев еще ставится проблема «знание – вера», например, религиозная вера,
вера в кого-то и чего-то как способ ориентации в мире (как это видно у И. Канта) и т.п. Происхождение
веры – сложный вопрос, но в данном случае достаточно лишь отметить, что вера в любом случае
выстраивается над каким-либо знанием, поэтому сама является своего рода знанием.